Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »
Тема: Экзистенциализм
Раздел: Бесплатные рефераты по философии
Тип: Контрольная работа | Размер: 13.38K | Скачано: 316 | Добавлен 10.05.14 в 11:01 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Основные положения, понятия и проблемы философии экзистенциализма 4
2. Проблема взаимодействия личности и общества в философии экзистенциализма 7
3. Характерные высказывания из произведений представителей экзистенциализма 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11
ВВЕДЕНИЕ
Философия XX в. — это множество самых различных направлений философствования, многие из которых пришли из прошлого столетия и продолжают жить и развиваться в соответствии с современными реалиями.
Одним из основных направлений современной западной философии является философия человеческого существования, или экзистенциализм (от лат. - существование). Это направление зародилось в начале 20 века и в течение нескольких десятилетий завоевало широкое признание и популярность.
Философия ХХ века отразила все процессы, связанные с потрясением общества, государства, личности, изменениями в статусе науки. К этим потрясениям следует отнести и социально-экономические явления, появление массового общества, слом старых отношений и сословных перегородок, внедрение компьютерного производства, революция в естествознании, научно-техническая революция, развитие средств массовой информации, заменяющих старые средства коммуникации, выход на арену «нового среднего класса». Все эти причины оказали глубокое воздействие на мировоззрение и культуру, и не могли не отразиться на философии современности.
Девизом экзистенциализма может служить название книги французского философа, писателя Жана Поля Сартра «Экзистенциализм — это гуманизм», как самое краткое и точное выражение смысла и назначения целого направления современной философии.
Историчность человеческого существования выражается, согласно экзистенциализму, в том, что оно всегда находит себя в определенной ситуации, в которую оно "заброшено" и с которой вынуждено считаться.
1. Основные положения, понятия и проблемы философии экзистенциализма.
В философии существования нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс, но бессильный объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха, отчаяния, безысходности.
Философия экзистенциализма — иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на две сферы — объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности. [3, 253]
Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция, которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля.
Экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), философия существования – психолого-философское течение, рассматривающее индивида, его «я», переживаемый личный опыт, и уникальность всего этого как базис для понимания природы существования человека. Философия экзистенциализма, изучает отраженную в психике веру человека в свободу. Большинство направлений психотерапии, основываются на философии экзистенциализма, принимая последствия действий индивида и признавая ответственность, сопровождающую его выбор. Данная философия позволяет получать основания изучать людей в качестве уникальных субъектов. [1, 198]
Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают «сущим», эссенцией. Человек же постигает своё сущее в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном итоге, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества.
Свобода предстает в экзистенциализме как тяжелое бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность. Он может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой, стать "как все", но только ценой отказа от себя как личности. Свобода, согласно экзистенциализму,- это сама экзистенция, экзистенция и есть свобода. Поскольку же структура экзистенции выражается в "направленности-на", в трансцендировании, то понимание свободы различными представителями экзистенциализма определяется их трактовкой трансценденции. Для Ясперса это означает, что свободу можно обрести лишь в боге. Поскольку, по Сартру, быть свободным значит быть самим собой, постольку "человек обречен быть свободным".
К экзистенциализму близки религиозно-философские направления: французский персонализм: Э. Мунье, М. Недонсель, Ж. Лакруа; в немецком протестантизме диалектическая теология: К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман. Своими предшественниками экзистенциалисты считают: Б. Паскаля, С. Кьеркегора, М. де Унамуно, Ф. М. Достоевского, Ф. Ницше. На экзистенциализм оказали влияние философия жизни и феноменология Э. Гуссерля.
Экзистенциализм как философская теория познает бытие как некую непосредственную нерасчлененную целостность субъекта и объекта, что противоречит традициям рационализма, трактующего опосредование как основной принцип мышления. Переживание человеком окружающего мира выделяется в качестве истинного бытия, толкуемое как непосредственное человеческое существование, или экзистенция (непознаваемая научными методами).
Экзистенциализм является не только попыткой познать и сформулировать различные состояния человека, он не предлагает законченную философскую систему, готовые ответы, рецепты жизни, а скорее приглашает к процессу динамического исследования движущих сил в жизни клиента.
Экзистенциализм вбирает в себя религиозные традиции, но отделен от религиозных верований и церквей. Экзистенциализм утверждает то, что мы сознательно видим впереди нас, то и является той реальностью, которая с нами. Вот почему экзистенциализм делает ударение на «здесь и сейчас» - каждодневное существование. Эта философия отражает духовные предпочтения различного рода. Экзистенциализм с этой точки зрения оказывается в непосредственной близости к Восточным и Западным традициям мистицизма. [5, 173]
2. Проблема взаимодействия личности и общества в философии экзистенциализма.
Личность, как ее видят экзистенциалисты, является самоцелью, а коллектив при этом выступает лишь как средство, обеспечивающее возможность материального существования составляющих его индивидов. А общество в целом призвано обеспечивать возможность свободного духовного развития каждой личности, гарантируя ей правовой порядок, ограждающий личность от посягательств на ее свободу. Но роль общества, по мнению экзистенциалистов, остается в сущности отрицательной: свобода, которую она может предоставить индивиду, является лишь частным ее проявлением - свобода экономическая, политическая и т.д. “Подлинная свобода начинается по ту сторону социальной сферы, в мире духовной жизни личности, где индивиды сталкиваются не как субъекты правовых отношений, а как экзистенции”. Общество, таким образом, лишь ограничивает личность. Экзистенциализм перемещает центр тяжести с общества на единичного человека. [1, 199]
Главная проблема экзистенциализма - отчуждение индивида от общества. Экзистенциализм понимает отчуждение многосторонне: и как превращение деятельности индивида, ее продуктов в самостоятельную довлеющую над ним, враждебную ему силу; и как противостояние человеку государства, всей организации труда в обществе, различных общественных институтов, других членов общества и т.д.
Поэтому категориальный аппарат экзистенциализма нацелен на анализ настроений, переживаний отдельного человека, отчужденного от других людей, от общества в условиях глубокого социально-политического кризиса. [2, 146]
Согласно экзистенциализму человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Его волнуют вопросы: Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каково место человека в мире? Каков выбор им своего жизненного пути? Человек пытается осмыслить бытие.
Поскольку экзистенциализм ставит задачу развить определенную схему выражения внутренне индивидуальной стороны исторического творчества людей в противовес фактическому их отчуждению в обществе, он оказался удобной идеологической формой, в которую отливались настроения индивидуального протеста, разочарования и отчаяния, порождаемые вполне конкретными проявлениями этого отчуждения. И чаще всего эти настроения были весьма разнородны по своей социальной природе и значению.
Экзистенциализм выражает по сути дела определенную реакцию на ту форму, в которой указанные процессы развиваются в капиталистическом обществе, и на те, вполне реальные последствия, которые они в этом обществе вызывают.
Под знамя экзистенциализма встают и те, кто ищет что—то новое, и те, кто ничего не ищет, а лишь предает анафеме все существующее. Таков общий настрой постоянно ищущего, отрицающего, неудовлетворенного экзистенциализма. [6, 75-77 ]
3. Характерные высказывания из произведений представителей экзистенциализма.
«Я могу посвятить жизнь работе, науке, обогащению, чему угодно другому, но человеком остаюсь, лишь выбирая одну возможность либо другую. По этой причине, не имея возможности избежать выбора, человек на что-то решается и непременно рассеивается в неподлинной экзистенции».
Я думаю, что здесь автор имеет в виду, насколько человек ответствен, это означает, что он ответствен не только за свою индивидуальность, но он одновременно отвечает за других людей, окружающих его. Ведь свобода выбора - это, в первую очередь, не привилегии, а обязанности.
«Всякий порядочный человек нашего времени есть и должен быть трус и раб. Это нормальное его состояние. В этом я убежден глубоко. Он так сделан и на то устроен. И не в настоящее время, от каких-нибудь там случайных обстоятельств, а вообще во все времена порядочный человек должен быть трус и раб. Это закон природы всех порядочных людей на земле. Храбрятся только ослы и их ублюдки».
«Записки из подполья», Ф.М. Достоевский.
Я считаю, автор показывает путь растворения человека в безликой общественной среде, социум видоизменяет личность и порождает совершенно специфического индивида, подавленного и, по сути дела, безвольного. Автор подчеркивает важность социального статуса, общественного мнения и его одобряющее расположение по отношению к личности, но от всех этих критериев человек уже не является личностью, он становится отголоском общества, порабощенным этими «привилегиями», безликим, и не способным отстоять свою свободу.
Так как же можно оценить столь своеобразную философию, какой является современный экзистенциализм?
Конечно, эту философию нередко упрекают в пессимизме, но экзистенциализм может быть истолкован и иначе – как разновидность философии гуманистической, как философия, призывающая людей самим вершить свою судьбу, быть хозяином своей жизни, какой суровой она ни была.
Если же вникнуть глубже, то обнаружится, что, являясь, конечно, философией жестокой, суровой, экзистенциализм, тем не менее по-своему оптимистичен, он призывает каждого человека к активным действиям, к самосозиданию, к творческой деятельности по умножению материальных и духовных ценностей.
Безусловно, не без оснований экзистенциализм упрекают и в таком грехе, как преувеличение роли в человеческой жизни моментов индивидуальной психологии, внутренних переживаний, настроений и т.п. Возможно это и так. Но справедливости ради надо признать, что сама концентрация внимания на вопросах специфики человеческого существования и содержательная критика традиционной философии являются несомненными заслугами экзистенциализма. [2, 148-149]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Философия: учебник / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. - 5-е изд. - М.: Юрайт, 2011.
2. Островский Э.В. Философия: учебник для вузов. - М.: Вузовский учебник, 2012.
3. История мировой философии. - М.: ACT, 2007. – 495с.
4. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки.. - М.: Логос, 2008. – 400с.
5. Смирнов И. Н., Титов В. Ф. / Философия: Учебник для студентов высших учебных заведений. Издание 2-е, исправленное и дополненное.– М.: 1998.– 288 с.
6.Отто Фридрих Больнов Философия экзистенциализма / Перевод с немецкого и предисловие С. Э. Никулина / СПб.: Издательство «Лань», 1999.- 224 с.
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.