Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Философская герменевтика и экзестенциализм

Философская герменевтика и экзестенциализм [08.04.13]

Тема: Философская герменевтика и экзестенциализм

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Реферат | Размер: 22.63K | Скачано: 257 | Добавлен 08.04.13 в 15:10 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты


Содержание
1. Введение 3
2. Основные положения, понятия и проблемы философии экзистенциализма 4
3. Основные положения, понятия и проблемы философской герменевтики 8
4. Приведите характерные высказывания из каких-либо произведений представителей экзистенциализма и философской герменевтики и прокомментируйте их 11
5. Заключение 13
6. Список используемой литературы 14

Введение

Философия, от др.-греч. φιλέω — люблю и σοφία — мудрость, означает любовь к мудрости.  Философия обычно описывается как теория или наука, одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания.

Профессиональные философы нередко высказывают мнение о не существовании общепринятого определения философии, равно как и общепринятого представления о её предмете, поскольку само признание той или иной теории или методологии является философской процедурой и осуществляется на основе той или иной системы философских представлений. В истории существует множество различных типов философии, отличающихся как своим предметом, так и методами.

В своей контрольной работе я хочу рассмотреть два направления философии, экзистенциализм и философскую герменевтику.

Экзистенциализм (от лат. exsistentia — существование), философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее свое внимание на уникальности иррационального бытия человека. Одним из первых термин «экзистенциальная философия» ввел Карл Ясперс в 1931 в работе «Духовная ситуация времени», а в 1938 году он вынес его в название отдельной работы.

Герменевтика, так же направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.

1. Основные положения, понятия и проблемы философии экзистенциализма.

Экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее свое внимание на уникальности иррационального бытия человека. Она характеризуется антисциентистской направленностью и ориентирована на проблемы, связанные с человеком, смыслом его бытия в современном мире. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.

В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.

Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.

Надо сказать, что экзистенциалисты разрабатывают свои учения в эпоху крупных исторических потрясений, накануне 1-й мировой войны в России (Лев Шестов, Николай Бердяев), после войны – в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и в период 2-й мировой войны во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др.). Во многом бессмысленная гибель миллионов людей на полях сражений остро поставила вопрос о смысле человеческого бытия, разнообразных отношений между личностью и обществом.

Своими предшественниками они считали Кьеркегора, Достоевского, Ницше, Гуссерля. В центр внимания экзистенциалисты решительно ставили индивидуальные смысложизненные вопросы (вины и ответственности , решения и выбора , отношения человека к своему призванию и к смерти). Проблемы науки, морали, религии их интересовали преимущественно в связи с этими вопросами и гораздо в меньшей степени. Они отказываются от рационалистического, теоретически развитого знания и обнаруживают стремление вслушаться, проникнуть в меняющиеся исторические переживания человека, личности, существующей здесь и теперь.

Экзистенциализм, будучи попыткой осмысления социальных потрясений, постигших европейскую цивилизацию в первой половине ХХ-го века, обратился к проблеме кризисных ситуаций, критических обстоятельств, в которых оказывается человек.

 Бытие ими представляется как некоторая непосредственная нерасчлененная целостность субъекта и объекта, человека и мира. В качестве подлинного бытия, начального бытия выделяется само переживание, а именно – переживание человеком своего “бытия-в-мире”.

При этом бытие понимается как непосредственно данное человеческое существование, как экзистенция - сновная категория философии экзистенциализма, которая непознаваема ни научными, ни рационалистически-философскими средствами.

Экзистенция направлена на другое, а не на самое себя. И только в моменты глубочайших потрясений, в условиях “пограничной ситуации” (перед лицом смерти) человек может прозреть, постичь экзистенцию, как стержень своего существа.

Экзистенция конечна, т.е. она сама есть временность, точкой отсчета которой является смерть. Представление о смерти как непереходимой границе всяких человеческих начинаний занимает у экзистенциалистов почти такое же место, как в религии (кстати говоря, различают экзистенциализм религиозный - Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов - и атеистический - Сартр, Камю, Мерло-Понти). Человек не должен устраняться от сознания своей смертности, конечности, напротив, нужно высоко ценить все то, что напоминает ему о суете мирской.

Гносеология экзистенциализма не что иное, как бунт против крайностей рационалистического познания. Наука, считают они, не в состоянии решать мировоззренческие, гуманистические проблемы. Истина, по их мнению, не гносеологическая категория, а нравственно-социальная. Самым надежным свидетелем истины оказывается индивидуальная субъективность сознания, которая выражается в настроениях, переживаниях, эмоциях личности. В них всегда есть нечто общее всем людям и выражающее самую суть положения человека в мире.

Философия существования пытается раскрыть социально-этические стороны человеческого бытия. При этом немецкий и французский экзистенциализм часто подчеркивают темные, пессимистические свойства бытия, его абсурдный характер. Тревога, страх, вина, страдание неизменно сопутствует человеку в его жизни. Пессимистические мотивы, характеризующие человеческое существование, звучат и у А. Камю, и у Ж.-П. Сартра, ученика Хайдеггера.

Однако надо отметить, что в 60-х годах в Англии появился и оптимистический вариант экзистенциализма. Один из главных его представителей – писатель и философ Колин Уилсон, написавший шеститомную работу «Аутсайдер». Он считает философию Хайдеггера и Сартра нигилистической и пессимистической и поэтому не имеющей будущего для своего развития. Уилсон говорит о новом понимании свободы, которая состоит в расширении и углублении сознания путем различных методов психоанализа, психотерапии и медитации.

Для всех экзистенциалистов одной из главных является проблема отчуждения и связанные с ней проблемы свободы, произвола, насилия, ответственности и вины, случайности и необходимости.

В истории человеческого общества  и результате неустранимости элементов стихийности исторического процесса результаты трудовой деятельности часто противостоят человеку, отчуждаются от него. Это стало очевидным в поразившим человечество экологическом кризисе. Такую историческую ситуацию и пытаются осмыслить экзистенциалисты, говоря о непреодолимой случайности человека, -его заброшенности в мире и об абсурдности самого мира.

Еще одной важной темой в философии существования является тема человеческой коммуникации, взаимообщения или интерсубъективности. Человек в экзистенциализме изначально выступает как социальное существо. В отчужденном бытии, например в толпе, массе, каждый поступает так, как поступают остальные, следуя моде, установившимся схемам общения, обычаям, привычкам. Экзистенциалисты не просто описывают факты, но явно выражают протест против массовой, бульварной культуры, ханжеской буржуазной морали. Правда, это часто делается с позиций нигилизма и анархизма.

Характерно, что выступая против массовой культуры 60-х годов, сам экзистенциализм стал впоследствии модой и элементом той же самой массовой культуры.

Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают «сущим», эссенцией. Человек же постигает своё сущее в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном итоге, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества.

2. Основные положения, понятия и проблемы философской герменевтики.

Герменевтика (др.-греч. ἑρμηνευτική — искусство толкования от др.-греч. ἑρμηνεύω — толкую) - направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.

Герменевтика как подсобная философская наука известна с античности и существует до сих пор в религиозном знании. Основатель философской герменевтики считается Ф. Шлейермахер – протестантский теолог и философ. Он истолковывает реальность как определенного рода текст, который может быть интерпретирован. В его трудах заметно влияние И.Канта и особенно Г.Фихте («Наукоучение»). Главную функцию герменевтики он видел в выявлении способа выражения мысли, определяющего индивидуальность, своеобразие текста. Противопоставлял герменевтику диалектике и грамматике, которые, выявляя общее, не в состоянии уловить индивидуально-стилистической особенности произведения.

 Шлеймахером было осуществлена тематизация такого понятия как, герменевтический круг — метафора, описывающая продуктивное движение мысли герменевта в рамках техник герменевтической реконструкции. Целью работы герменевта, согласно Шлейермахеру, является вживание во внутренний мир автора. С одной стороны, по мысли Шлейермахера, представляется очевидным, что часть понятна из целого, а целое — из части. С другой же стороны, в процессе понимания мы словно движемся в неком "круге", ведь понимание целого возникает не из частей, поскольку они только из уже понятого целого могут интерпретироваться как его части.   Разрешение проблемы герменевтического круга, таким образом, можно описать следующим образом: понимать что-либо можно только тогда, когда то, что пытаешься понять, уже заранее понимаешь.

Герменевтика превращается в методологию научного познания в учении Вильгельма Дельтея (1833 – 1911)  (основоположника академической философии жизни). Дельтей рассматривал герменевтику как методологическую основу гуманитарных наук. Он противопоставлял науку о духе наукам о природе, т.е. если науки о природе объясняют окружающую действительность, то науки о духе ее истолковывают. Развивая идеи Шлейермахера, видный немецкий философ, один из основателей так называемой «Философии жизни», разработал проблемы философской герменевтики. Свою задачу философ видел в том, чтобы помочь современному читателю адекватно понять изложенные на бумаге мысли философов прошлого. Дильтей доказывает, что только при интерпретации текста с учетом философской позиции автора, его психологии, контекста социально-культурыных условий создания произведения, читатель не исказит понимания мыслей произведения. При этом философ большое значение придавал имманентному – психологическому – проникновению в сущность того или иного текста, интуитивному пониманию изложенных в философском произведении истин.

Одним из выдающихся представителей герменевтики XX века по праву считается Ханс Георг Гадамер. В своих теоретических концепциях он опирался на «понимающую психологию» В. Дильтея, теорию «жизненного мира» Э. Гуссерля, учение о языке М. Хайдеггера. Последнего признавал своим непосредственным учителем. Гадамер рассматривает герменевтику не только как метод понимания текстов, но как особую философию понимания. Ее предметом, наряду с историко-гуманитарными науками, является и вся совокупность знаний о мире и человеческом бытии. Поэтому понимание выступает как универсальный способ существования действующего человека, как его непосредственный (жизненные проявления, экзистенция), так и опосредствованный (история, культура) опыт. Таким образом, пониманию придается онтологическое значение.

Герменевтика как философское знание — это анализ самого процесса понимания движения к истине. Герменевтика — это не результат, а путь к знанию, сама практика получения истины. Герменевтика признала единственно доступным и ценным мир человеческого общения. Мир культурных ценностей внутри него составляет язык, с помощью которого должны быть поняты и истолкованы все составляющие культуры.

Проблемы герменевтики развивались затем в творчестве таких видных и разных философов, как П.Рикёр, Г.Кун, А.Апель, Э.Коррет, всемирно-известными языковедами, как-то: И. А. Бодуэн де Куртенэ, Ф.Ф.Фортунатов, Н.Марр, Л.Блумфильд, Клод Леви-Стросс , Э.Сепир и Бенжамин Ли Уорф (концепция Сепира-Уорфа), Ноам Хомский, Виттгенштейн и много других.

Особо следует сказать о вкладе в разработку проблем гносеологического значения и роли языка украинского и русского языковеда и философа А.А. Потебни (1835-1891). Согласно его концепции, исследование языка открывает единые принципы осознания человеком объективного мира в самом языке, психике, мышлении и художественном творчестве. Мышление эволюционирует в тесной связи с языком по определённым семантическим закономерностям. Важнейшая из них — знаковые замещения, проявляющиеся как в слове (“внутренняя форма слова”), так и в семантико-синтаксических трансформациях предложения (“заменах частей речи”).

Целый ряд ее основополагающих идей были развиты М.Хайдеггером, Эдуардом Шпрангером, Конрадом Ланцем и другими философами, языковедами и антропологами. В результате современная герменевтика включила в себя ряд гносеологических проблем, таких как соотношение языка и смысла, проблемы понимания и значения, общение и понимание. В целом, герменевтика предъявила повышенные требования к словесному выражению и пониманию философских мыслей. Правда, не следует думать, что всю суть гносеологических проблем можно свести к языковому выражению и адекватному истолкованию изложенных в тексте мировоззренческих проблем.

Герменевтика сыграла важную роль в проблеме адекватного изучения, понимания и усвоения богатства философского наследства.

3. Приведите характерные высказывания из каких-либо произведений представителей экзистенциализма и философской герменевтики и прокомментируйте их.

«Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам» [4] - Жан Поль Сартр «Экзистенцианализм – это гуманизм»

Действительно изначально человек ничего из себя не представляет. Лишь только впоследствии своими поступками, действиями, деятельностью, отношением к другим людям, таким же как он, человек сам формирует свою личность. И от того, как он будет это делать, будет зависеть то, кем и каким он станет в будущем.

Человек, который ничего не делает, не прилагает никаких усилий для достижения собственных целей, если они вообще у него есть, ничего и не добьется, и ничего хорошего из него не выйдет. Тогда как человек, который ставит перед собой четкие цели, активно участвует в их достижении, расширяет свой круг мировоззрения, работает над собой, многого добивается, и в конечном итоге сам формирует из себя личность и занимает почетное место в обществе.

«Мне кажется, что у каждого из нас есть свое отчаяние, тенью следующее за нашей уверенностью в себе, за нашим спокойным настоящим» [4] - Ж.П.Сартр

По моему мнению, Сартр хочет этим сказать, что у каждого человека нет полной уверенности в себе. Что всегда перед совершением какого-нибудь поступка, да и даже после того как мы что-то сделаем, мы задаемся вопросами, а правильно ли я сделал, а нужно ли это, стоило ли вообще это делать? Конечно, уверенность в себе очень много значит для человека. Уверенный в себе человек  счастлив, успешен. Но даже у таких людей за этой уверенностью скрывается мелкая дрожь, боязнь чего-то сделать не так, оступиться…

"Каждое слово, каждое предложение, каждый жест или форма вежливости, каждое произведение искусства понятны лишь потому, что выражающего и понимающего связывает общность." – В. Дильтей

По сути, общность – это широкое понятие, объединяющее различные совокупности людей, для которых характерны некоторые одинаковые черты жизнедеятельности и сознания.

 Приведем такой пример, читая книгу нашего современника о жизни русской деревни, мы, наиболее приближенные к этому, как никто другой понимаем героев произведения. А если бы это произведение прочитал житель какого-нибудь крупного мегаполиса, который и в деревне никогда не был, ему были бы чужды поступки, общение, да и сама мораль деревенской жизни героев.

 Поэтому я считаю, что для общностей характерно не только наличие общих объективных характеристик, но и осознание единства своих интересов по сравнению с другими общностями. И только люди, которых связывает такая общность, способны понять друг друга.

   Заключение

Экзистенциализм, или философия существования играла и продолжает играть значительную роль в развитии философии 20 века. Она характеризуется антисциентистской направленностью и ориентирована на проблемы, связанные с человеком, смыслом его бытия в современном мире. Однако философия существования не представляет собой какого-то монолитного, единого учения. Каждый из ее главных представителей создает как бы свое особое учение. Но мало кто из философов, занимающихся в этом направлении, был отнесен к экзистенциалистам. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр.

  Философия ХХ века во многом развивалась под знаком языка. Интерес к проблеме коммуникации объединяет самые различные философские течения, сформировавшиеся в течение настоящего столетия; значимость данной проблемы для философии ХХ века сопоставима со значимостью проблемы познания для философии века XIX или проблемы рациональности для философии века XVIII.

Революционный шаг в становлении герменевтики как самостоятельной дисциплины сделан Шлейермахером, принципиально расширившим сферу подлежащих истолкованию текстов: для Шлейермахера – это «учение об искусстве понимания» письменных документов вообще. Задачу герменевтики составляет прояснение условий, делающих возможным уразумение смысла того или иного текста.

Другим активным идеологом герменевтики можно назвать философа и историка Вильгельма Дильтея. Дильтей стремился оспаривать методику изучения природы путем внешнего наблюдения; он был активным сторонником «вчувствования». Таким образом он призывал реконструировать исторические события и внешние явления путем самонаблюдения, понимания событий методом их личностного «сопереживания», «вживания» в них как во фрагмент духовного целого, как части всемирного единения природы и Духа.

Список используемой литературы

  1. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 3-4 изд. М.: 2004, 2007.
  2. Гадамер Г. Истина и метод. – М.: 1991.
  3. История мировой философии. – М.: АСТ, 2007.
  4. Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э., Сартр Ж.-П. Сумерки богов. – М., 1989.
  5. Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. – М.: 1995
  6. Философия: Энциклопедический словарь. – М.: 2004

Чтобы полностью ознакомиться с рефератом, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 22.63K
Скачано: 257
Скачать бесплатно
08.04.13 в 15:10 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе