Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по психологии и педагогике »

Стрессы и стрессоустойчивость

Стрессы и стрессоустойчивость [26.03.14]

Тема: Стрессы и стрессоустойчивость

Раздел: Бесплатные рефераты по психологии и педагогике

Тип: Контрольная работа | Размер: 15.59K | Скачано: 285 | Добавлен 26.03.14 в 20:24 | Рейтинг: +3 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Киров 2013


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Стресс и основные фазы его развития.
  2. Приемы противостояния деструктивному стрессу.

3.   Тест.

Заключение

Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

Интенсивный ритм нашей жизни, обилие разнообразной информации в современном мире заставляют нас приспосабливаться к условиям существования на нашей планете. Часто психика человека не может справиться с такой нагрузкой, и в организм дает сбой. В организме появляется напряжение, он пытается приспособиться к изменившимся условиям или борется с ними. Организм находится в состоянии стресса. Конечно, люди испытывали стресс всегда и нельзя говорить о том, что эта способность организма появилась недавно, но актуальность данного вопроса сегодня особенно важна.

В данной работе мы рассмотрим стресс, как один из режимов, в котором может протекать наша жизнь. Изучим стадии его развития. Определим причины стресса. Выясним, какими способами можно защититься от стресса.

 

Стресс и основные фазы его развития.

Наша жизнь состоит из ожидаемых или неожиданных событий, некоторые из них приятные, другие менее приятные, а иные совсем неприятные. Мы реагируем на них в зависимости от наших потребностей и знания ситуации. Например, долгое ожидание звонка от близкого человека может привести к возникновению отрицательных эмоций. Т.к. сначала мы знаем о звонке и рады этому факту, потом по истечении времени начинаем беспокоиться о его отсутствии. Недостаток нужных сведений заставляет нас волноваться, одной из возможных реакций организма будет отрицательная эмоция, которая может привести к серьезным нарушениям как в физиологическом, так и в психологическом плане. Обычный набор эмоций уступает место беспокойству или тревоге: организм находится в стрессовом состоянии. Стресс может вызывать не только отрицательные эмоции, но и положительные. Неожиданное прибавление к заработной плате в виде премии за успешное выполнение работы принесет массу положительных эмоций, и это тоже будет стресс, т.к. возникнет эмоциональная реакция организма на сложившиеся условия. Стресс сопровождает нас везде и всю жизнь: дома, на работе, на улице, в транспорте, на отдыхе.

Изучение этого психического состояния было вызвано стремлением ученых разобраться в многообразии, сложности человеческой жизни и трудовой деятельности. Стресс – это есть один из режимов, в котором может протекать наша жизнь и работа.

Впервые в научный оборот термин «стресс» был введен в 1936 г. ученым-медиком Гансом Селье, который дал следующее определение этому понятию: стресс – это особый ответ организма на любое предъявляемое ему требование, это напряжение организма, направленное на преодоление возникших трудностей и приспособление к возросшим требованиям.

Учеными было доказано, что человеческий организм может работать в двух основных режимах: в обычном режиме, т.е. спокойном, не требующем напряжения, а тем более перенапряжения; и в режиме стресса, т.е. в режиме мобилизации, активизации, напряжения и даже перенапряжения своих физических и психических сил.

В поисках причин стресса или стрессогенов было установлено, что стресс в пределах допустимого уровня оказывает конструктивное, мобилизующее воздействие: возрастают интенсивность труда, скорость выполнения операций, улучшаются внимание, мышление, реакция, повышаются результаты работы в целом (например, предвкушение получения премии при выполнении плана). Вместе с тем высокий уровень стресса, а также длительное пребывание в стрессовом состоянии приводят к негативным последствиям индивидуального и организационного характера (увольнение с работы или ожидание возможности увольнения).

Причиной стресса может быть по сути все, что угодно, что цепляет человека, что его раздражает. Условно причины можно поделить на внешние и внутренние:

Какими бы не были причины, стресс имеет свою динамику, свои этапы развития. В трудах Г. Селье описал, каким образом стресс связан с постепенным истощением резервов организма, который старается приспособиться к новым условиям. Он назвал этот комплекс реакций общим синдромом адаптации и описал три этапа этого синдрома:

  1. Мобилизация, напряжение или тревога – состояние возбуждения объекта с упадком и последующей мобилизацией адаптационных ресурсов;
  2. Адаптация – во время этого этапа реакции организма могут внешне оставаться в норме, продолжают расходоваться имеющиеся у него резервы;
  3. Истощение – в случае затягивания стрессовой ситуации наступает истощение жизненных сил организма, болезни. Эта критическая фаза наступает, когда ресурсов организма не хватило для обеспечения его перестройки в соответствии с возникшими новыми требованиями внешней среды. Это есть деструктивный стресс, последствия которого для человека являются особо тяжелыми, и могут привести к смерти.

Число жертв деструктивного стресса в последнее время значительно возросло. Если раньше его жертвами были представители лишь некоторых профессий (авиадиспетчеры, машинисты железнодорожных поездов), то теперь – это целые социальные группы: бизнесмены, менеджеры, журналисты и т.д.

Являясь завершающим этапом в развитии стрессовой ситуации, деструктивный стресс сам, в свою очередь, имеет внутренние уровни развития:

Отсюда ясно, что любой человек, обнаружив у себя те или иные признаки чрезмерного стрессового напряжения, должен грамотно использовать методы самозащиты от возможных тяжелых последствий деструктивного стресса.

 

Приёмы противостояния деструктивному стрессу.

Самые простые и универсальные способы, с помощью которых человек может бороться со стрессом – это употребление спиртных напитков или прием разнообразных веществ природного или синтетического происхождения. Но все эти средства опасны для здоровья. Наркомания, токсикомания, алкоголизм укорачивают жизнь и ухудшают ее качество, а при передозировке и вовсе останавливают. Они не могут стать средствами борьбы со стрессом у абсолютного большинства граждан.

Изначально необходимо учитывать некоторые исходные требования к процессу регулирования стрессовых ситуаций:

С учетом этих исходных правил и следует противостоять стрессу, используя разнообразные методы в соответствии с его структурой:

Современные системы психофизического саморегулирования исходят из утвердившегося в психологии представления, что психические и физические начала в организме человека находятся в нерасторжимом единстве. Исходя из этого, психологи предлагают системы самоуправления собственным организмом на основе использования особого комплекса упражнений для оздоровления нервной системы  и одновременно также и других систем организма, души и тела, систему повышения жизненного тонуса всего организма. Эти комплексы упражнений достаточно просты и представляют собой систему команд, которую человек отдает сам себе. Пользоваться ими можно не только в домашних условиях, но и на работе.

Вместе с тем следует помнить, что любую болезнь лучше предупредить, чем лечить. Поэтому наилучший способ борьбы с тяжелыми последствиям стресса - его профилактика, заблаговременное предупреждение. Для этого следует придерживаться нестрессового стиля жизни.

Его основные характеристики состоят в следующем:

• заблаговременное освоение методов преодоления деструктивного стресса и их комплексное использование в случае его возникновения;

• возможно более полное изучение своих способностей и возможностей и постановка на этой основе посильных, реальных жизненных задач;

• признание невозможности достижения во всем совершенства и допущение возможности как удач, так и неудач, ошибок, умение и в сложных обстоятельствах не терять чувства юмора;

• стремление участвовать в работе, которая интересна, достойно оплачивается и дает чувство удовлетворения;

• дозирование своей деятельности, работы, учебы таким образом, чтобы периоды большой нагрузки и даже некоторого перенапряжения чередовались с периодами передышки, отдыха;

• постоянное внимание к своей физической форме, регулярное и разнообразное питание, исключение злоупотребления курением, алкоголем, а тем более наркотиками, а лучше всего - полный отказ от них;

• стремление найти таких друзей, которые оказывают на вас позитивное воздействие, и избегать таких связей, которые, наоборот, ведут к депрессии;

• умение радоваться жизни, несмотря на ее суровость; находить наслаждение даже в тех небольших подарках, которые она нам иногда преподносит.

Конечно, важно не только знать, что нужно делать, чтобы не стать жертвой стресса, но не менее важно ясно представлять и то, что не нужно делать, видеть те опасности и угрозы, совокупность которых характеризуется как стрессовый образ жизни.

 

3.   Стресс связан:

а) с прогрессирующим истощением резервов организма;

б) с неожиданной и острой ситуацией;

в) со способностью каждого идти на риск;

г) все ответы верны.

Укажите правильный ответ, обоснуйте его.

Правильный ответ - г) все ответы верны. Первый вариант ответа - «стресс связан с прогрессирующим истощением резервов организма», является признаком стресса. И, действительно, чем меньше резервов у организма, тем выше вероятность появления деструктивного стресса.

Второй и третий ответы – «стресс связан с неожиданной и острой ситуацией, и со способностью каждого идти на риск», являются причинами стресса. В данном случае мы можем расценить стресс, как положительный или отрицательный, в зависимости от контекста ситуаций.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что все представленные варианты каким-либо образом связаны с таким явлением нашей жизни, как стресс.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашей работе мы рассмотрели проблему стресса и стрессоустойчивости. Выяснили, что стресс – это часть нашей жизни, с ним надо уметь справляться, но не избегать его. С одной стороны стресс может стимулировать нас на «совершение подвигов», и это будет являться его положительной стороной, с другой стороны, если воздействие стрессогенного фактора продолжительно и непрерывно, то стресс трансформируется в деструктивный стресс и разрушающе воздействует на организм. Поэтому важно такое свойство личности, как стрессоустойчивость. Оно позволяет регулировать наше поведение во время действия стрессогена. Умение регулировать свое поведение во время стресса позволяет снизить воздействие стрессогенного фактора. Для этого было создано множество техник, которые позволяют снизить влияние стресса на организм, а значит, и развить умение регулировки поведения. Следовательно, с помощью этих техник можно повысить уровень стрессоустойчивости, и жизнь станет намного легче и веселее.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т.: Пер. с франц.-М.: Мир, 1992.
  2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии – СПб.: Питер, 2006.
  3. Организационное поведение: Учебник/Л.В. Карташова, Т.В. Никонова, Т.О. Соломанидина. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012.
  4. Персональный менеджмент: Учебник / С.Д. Резник и др. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2008.
  5. Психология и педагогика: Учеб. пособие/Под ред. Э.В. Островского. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013.
  6. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1982.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+3
Размер: 15.59K
Скачано: 285
Скачать бесплатно
26.03.14 в 20:24 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе