Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Понятие и природа ценностей

Понятие и природа ценностей [21.03.14]

Тема: Понятие и природа ценностей

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 17.90K | Скачано: 228 | Добавлен 21.03.14 в 12:25 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы


Содержание:
1. Введение 2
2. Ценности, их природа и принципы классификации 3
3. Эволюция ценностей 5
4. Взаимосвязь ценностей с такими понятиями, как оценка, истина и целеполагание 8
5.Заключение 10
6.Список литературы 11

Введение.

Ценности - это то, что люди признают стоящим выше другого, к чему они относятся с уважением, почтением. Ценности рассматриваются в учении, которое называется - аксиология. Она обосновывает положение о том, что человек в процессе познавательной деятельности не только познает, но ещё и оценивает мир, устанавливает его значимость для индивида, группы, всего человечества.

Тема данной работы является весьма актуальной и интересной для изучения, ведь каковы ценности, таковы и общество, и личность.

Ценности занимают очень важное место в жизни человека и общества, так как именно ценности характеризуют образ жизни, уровень выделения человека из животного мира. Проблема ценностей приобретает особую значимость в переходные периоды общественного развития, когда сильные социальные преобразования ведут к быстрой смене существовавших в нём систем ценностей, тем самым ставя людей перед дилеммой:   либо сохранять устоявшиеся, привычные ценности, либо приспосабливаться к новым, которые широко предлагаются представителями различных партий, общественных, религиозных организаций и движений.

Поэтому вопрос, какие ценности являются для человека главными, а какие второстепенными – является очень важным сегодня.

Целью работы «Понятие и природа ценностей» является рассмотрение информации о природе, классификации и эволюции ценностей, взаимосвязи ценностей с такими понятиями, как оценка, истина и целеполагание.

Задание 1. Ценности, их природа и принципы классификации.

Ценность – понятие, используемое в философии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Ценность социальна по своей сути и имеет объектно-субъектный характер. Она является не свойством какой-либо вещи, а отношением человека к этой вещи. Ценность возникает в ходе практической деятельности человека. Они формируются в процессе его социализации и носят динамический характер. Весь жизненный опыт человека и его знания непосредственно влияют на характер его ценностей.  Существуют разнообразные оценки ценностей, так как существует множество человеческих потребностей и  способов существования.  Что-то для одного человека может иметь большую ценность, а для другого - малую, или же вообще никакой. Все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений может выступать в качестве объектов ценностного отношения и оцениваться в плане добра и зла, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого. Такова природа ценностей. Критерии и способы, с помощью которых производится процедура оценивания, закрепляются в культуре и сознании как субъектные ценности. Сюда относятся  установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений. Все они выступают ориентирами деятельности человека. При этом предметные и субъектные ценности являются двумя полюсами ценностного отношения человека к миру. Каждая ценность характеризуется двумя свойствами: функциональным значением и личностным смыслом.

Классификация ценностей и их виды:

1.Ценности могут различаться по признаку - что оценивается и на основании чего нечто оценивается. В связи с этим выделяют:

а) предметные ценности  – явления реальности, обладающие определенной значимостью для субъекта. К ним относят:

- природные объекты, процессы и явления;

- социальные объекты;

б) субъектные ценности – способы и критерии, на основании которых оцениваются те или иные явления. К ним относятся:

- установки, оценки, императивы, запреты цели, проекты, выраженные в форме нормативных представлений.

2. Ценности отличаются друг от друга и по тому, с какой сферой социума они связаны. В связи с этим различают: моральные, художественные, утилитарные, научные и иные ценности.

3. Ценности могут различаться по степени общности, т.е. по тому, для какого количества субъектов то или иное явление обладает значимостью. В связи с этим выделяют:

- просто ценности;

- групповые ценности (национальные, религиозные, возрастные);

- общечеловеческие.

4. Ценности могут различаться по тому, насколько они признаются субъектом в качестве собственных целей и принципов или просто принимаются как нечто, диктуемое внешним обстоятельством. В связи с этим можно выделить: внешние и внутренние ценности;

5. Ценности различают и по тому, насколько они значимы для самих основ жизнедеятельности человека, для выражения сущности его потребностей и ориентации. В связи с этим выделяют:

- абсолютные или вечные ценности (константы);

- ситуативные, переходящие ценности или конкретно исторические формы ценностей и ценностных ориентации (эмпирические переменные).

6. Ценности различают и по тем функциям, которые они выполняют. В связи с этим выделяют ценности, как способ ориентации, ценности как средство контроля в социальных группах, ценности как функционально необходимые нормы при создании и поддержании социального продукта и т.д.

Задание 2. Эволюция ценностей.

С момента своего становления философия обращала внимание на оценку познаваемых явлений. Древнегреческие философы возвеличивали истину, добро и красоту. Религиозно-христианские философы средневековья в качестве незыблемой основы мира предложили Бога, а главным ориентиром – спасение души. Возрождение науки и искусства в Новое время ориентировало мысль на такие явления, как труд, собственность, техника, государство, просвещение, познание.

В античной и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включали в его понятия. Ценности не отделяли от бытия, а рассматривали как, содержащиеся в самом бытии. Для Сократа, а затем Платона основными вопросами теории ценностей были: что есть благо? Что есть справедливость? Они же были и главными критериями истинности бытия. Не случайно Платон в учении об идеальном государстве положил в основу последнего принцип справедливости. В истории древнегреческой философии наблюдаются различные подходы к изучению характера истины ценностей. У представителей софистики все ценности индивидуальны и относительны. По мнению Платона, высшие ценности имеют абсолютный характер. Попытка дифференцированного подхода к ценностям находим в философии Аристотеля, который определяет самодостаточные ценности, или самоценности. К ним, в частности, относятся: человек, счастье, справедливость и тому подобное. Но вместе с тем он утверждает и относительный характер большинства ценностей, поскольку разные вещи кажутся ценными, но по разному детям и взрослым, добрым и злым, мудрым и невеждам людям. Мудрость состоит как раз в постижении умом вещей, наиболее ценных по своей природе.

В Средние века ценности связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер, Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма, в частности самодостаточности человека. Одна из них - героичность, или «Верьте» (доблесть), которую отстаивают Дж. Бруно и Н. Макиавелли.

Новое время, развитие науки и новых общественных отношений выдвигают на первый план ценность познавательных возможностей разума (Р. Декарт). Вместе с тем французский философ Б. Паскаль разрабатывает иерархию ценностей. Мыслителя, прежде всего, интересуют моральные ценности, а уже потом эстетические, политические, правовые. Завершают иерархию персональные ценности: телесные, духа, величие святости. Самое высокое в ценностях - «святость».

В немецкой классической философии И. Кант впервые употребляет понятие «ценность». У него есть разграничения сущего и должного, реального и идеала. У ценности, по его мнению, нет бытия, но есть значимость.

В философии Г. Гегеля семья, гражданское общество и государство рассматривались не только как восходящий ряд социальных явлений, но и как шкала ценностей. Гегель особое внимание уделяет разграничению ценностей на экономические и духовные. Первые являются товарами и характеризуются «количественной определенностью». По сути, подразумевается абстрактная, меновая стоимость товара. Такие ценности всегда относительны, т.е. зависят от спроса, продажи, от вкусов публики. Во втором значении ценности связываются со свободой духа, и все, что имеет ценность и значимость, - духовное по своей природе.

Вопрос о значимости как сущностном признаке познания после Канта исследовал далее в конце XIX в. Р. Лотце, который выделил ценность как особую сферу реальности.

В конце XIX - XX вв. появляются новые подходы к пониманию ценностей. Натуралистический психологизм (Дж. Дьюи) рассматривает ценности как объективные факторы реальности, которые наблюдаются эмпирически, а их источник связывает с биологическими и психологическими потребностями человека. С этой точки зрения любой предмет, удовлетворяющий ту или иную потребность человека, является ценностью.

Для аксиологического трансцендентализма В. Виндельбанда и Г. Риккерта ценности - не объективная реальность, а идеальное бытие, их рассматривают как независимые от человеческих желаний. К ним относятся такие ценности, как добро, истина, красота, святость. Ценность, таким образом, это не реальность, а идеал, носителем которого является сознание вообще, т.е. трансцендентальный (пограничный, потусторонний) субъект. Кроме того, ценности рассматриваются в этой концепции как нормы, которые не зависят от человека и образуют за общую основу конкретных ценностей культуры. История же есть процесс осознания и воплощения ценностей.

 По мнению М. Шелера, ценности не следует отождествлять с материальной природой различных благ. Познание ценностей происходит в сфере духа путем переживания и предпочтения. Об объективном характере ценностей говорят представители персоналистического онтологизма. В этом смысле наименее долговечными являются ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний и с материальными благами. Высшие ценности - это ценности прекрасного и познавательные ценности. Наивысшей ценностью является ценность «святости», идея Бога, а любовь к Богу рассматривается как высшая форма любви. Поэтому все ценности имеют свою основу - ценность божественной личности.

Основателем социологической концепции ценностей является М. Вебер, который ввел проблему ценностей в социологию. По его мнению, ценность - это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта. В этой связи он особо подчеркивал роль этических и религиозных ценностей в развитии общества.

Задание 3. Раскройте взаимосвязь ценностей с такими понятиями, как оценка, истина и целеполагание.

В Новое время философы выделили мышление как главную черту человека. Мышление имеет дело с истиной. Всепоглощающий интерес к истине затемнял проблему ценности. Решающий шаг к ней сделал Кант, он «развел» истину, красоту и благо. Истиной занимается рассудок, а ценностью, как посчитали последователи Канта, разумная воля. К XX веку сложились все условия для развития учения о ценности.

Количественной характеристикой ценности является оценка – отношение субъекта к значимости объекта для него лично, для группы, класса, этноса, с которым он связан, для общества, членом которого он является, для той или иной отрасли науки, которой он занят.

Процедура выбора на основании ценностей есть оценка. Оценка бывает как непосредственно-эмоциональной, так и рациональной. Направленность субъекта в его деятельности на ту или иную ценность есть ценностная ориентация. Благодаря ценностям человек вырабатывает определенную жизненную позицию.

 При выработке ценностей человек, во-первых, включает свое мышление, рассудок, свою чувственность, свой разум. Интерпретация всегда есть переплавка старых ценностей в новые установки, ценностные ориентации. В основе интерпретации лежит некоторый жизненный импульс, который Кант называл способностью разумного желания. Ценностные ориентации - важнейшие элементы структуры личности, закрепленные всей совокупностью его знаний и переживаний и отграничивающие значимое от незначимого, несущественного.

Процесс ориентации на ценность неразрывно связан с оценкой, которая есть средство осознания ценности. Оценка складывается из акта сравнения, собственной оценки и рекомендаций к отбору того, что признается ценностью. Тот, кто оценивает, формулирует суждение о полезности или вредности, необходимости или ненужности того, что оценивается. Оценка связана с практикой в широком смысле этого слова. Оценка означает решение по выбору, а выбор ведет к действию. Оценка, таким образом, организует практическую деятельность.

Со времен античности ведутся споры о том, является ли ценность атрибутом вещи или же она результат оценивания, продиктованные потребностями личности и общества. В первом случае ценность трактуется как нечто объективное, существующее независимо от человека, во втором сводится к субъективным оценочным суждениям произвольность характера. Если согласится с тем, что ценность – лишь свойство явлений природы и общества, неизбежно отожествление истины и ценности. Однако еще Сократ спрашивал «Что есть благо?». Ценность, как истина, но является свойством самой действительности.  В отличие от истины, оценка состоит не в достижении соответствия познания действительности веществ, а устанавливает значимость вещей для человека. Между истиной и ценностью существует связь, не смотря на их различия, истинное знание может быть предметом оценивания и характеризуется как ценность.

Ценностное отношение личности к миру и к себе реализуется в эмоциях, воле, решимости, целеполагании, идеалотворчестве. Человеческая жизнь немыслима без целеполагания. Основой формирования, зарождения и полагания целей являются интересы, потребности человека. Эти интересы распространяются на всю его жизнь, на определение ее смысла, отдельных жизненных этапов, средств достижения конкретных целей. Человек в силу своего воображения создает образ желаемого будущего. Он осуществляет целеполагание.

Заключение.

Мы раскрыли понятие и природу ценности. Ценность – это положительная или отрицательная значимость объектов и процессов для человека. Ценности заключают в себе общую направленность потребностей, интересов и переживаний субъектов, закрепляются в обычаях, нравственности, общественном мнении, вкусах. Ценности постоянно эволюционируют. В результате развития общества одни ценности сменяются другими, изменяются приоритеты ценностей.

В современном мире ведущей является общечеловеческая ценностная ориентация, направленная на выживание и дальнейший прогресс цивилизации. В аксиологии происходит сдвиг от проблем значения к проблемам смысла. Ценности рассматриваются как главные принципы, обеспечивающие согласие в обществе. Приоритетными становятся  ценности уровня и качества жизни.

Мне из изученного пригодится понимание того, что мир ценностей характеризует как индивидуальное, так и общественное сознание и формы деятельности. Ценности многообразны и направлены на природные, технико-экономические, социально-политические отношения, этические, эстетические, научные системы, то есть на важнейшие компоненты культуры.

Список литературы:

1. Ивин А.А.  Аксиология.  – М.: Высшая школа, 2006.

2.  Лавриненко В.Н., Ратникова В.П. Философия. Учебник для вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

3. Миронов, А.В. Понятие ценности, виды и иерархия ценностей // Социально-гуманитарные знания. – 2007.

4. Островский Э.В. Философия. – М.: Вузовский учебник, 2009

5.  Риккерт Г. Науки о природе и   науки о культуре.  – М.: Республика, 1998.

6. Спиркин А.Г.  Философия: учебник.  – 2-е изд.  – М.: Гардарики, 2009.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 17.90K
Скачано: 228
Скачать бесплатно
21.03.14 в 12:25 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе