Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Понятие и природа ценностей: принципы классификации

Понятие и природа ценностей: принципы классификации [09.12.12]

Тема: Понятие и природа ценностей: принципы классификации

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 24.32K | Скачано: 291 | Добавлен 09.12.12 в 20:24 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Москва 2012


Содержание

Введение. 3

1.    Ценности, их природа и принципы классификации. 4

2.    Эволюция ценностей. 10

3.    Взаимосвязь  ценностей с такими  понятиями, как оценка, истина и целеполагание. 14

Заключение. 16

Список использованной литературы.. 17

Введение

Каковы ценности, таковы и общество, и личность. Не случайно, что проблема ценностей всегда выступает на первое место в переходные периоды общественного развития. Именно такое время переживает сегодня наше общество, с его нестабильностью, резкими социальными сдвигами, дезориентацией и дезидентификацией личности. Все это находит свое выражение в процессе переоценки ценностей. При этом следует иметь в виду, что за отрицанием старых ценностей скрывается отрицание старых форм жизни общества и личности.

Изучение ценностной проблематики актуально еще и потому, что именно ценности являются важнейшими моментами понимания и определения того, кто мы  и как мы поступаем. Ценности обуславливают то, какими мы видим себя, других, и как мы интерпретируем мир в целом.

Поскольку ценности меняются вместе с развитием общества, они формируются на основе потребностей и интересов, однако не копируют их. Ценности - это не слепок потребностей и интересов, а идеальное представление, которое не всегда им соответствуют.

1. Ценности, их природа и принципы классификации

Учение о ценностях - аксиология - стало достоянием философов лишь после того, как удалось развести понятия бытия и блага. Это произошло в философии Иммануила Канта, который противопоставил сферу нравственности сфере природы, а практический разум - теоретическому разуму. Выделение феномена значимости бытия для человека привело к философии ценностей с ее основным вопросом: «Что есть ценность и в чем скрыты ее истоки?».

В античной, а затем и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Ценности, таким образом, не отделялись от бытия, а рассматривались как находящиеся в самом бытии. Начиная уже с Сократа и Платона, основными вопросами теории ценностей были: что есть благо, что есть справедливость? Они же являлись и главными критериями истинного бытия. Не случайно Платон в учении об идеальном государстве положил в основу последнего принцип справедливости.

В античной философии наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Если, например, по мнению того же Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зрения представителей софистов все ценности индивидуальны и относительны. Это вытекало из их основного тезиса: «Человек есть мера всех вещей». Попытка дифференцированного подхода к ценностям содержится в философии Аристотеля, который, с одной стороны, признает самодостаточные ценности, или «самоценности», к ним, в частности, относятся человек, счастье, справедливость. Но вместе с тем он утверждает и относительный характер большинства ценностей, ибо разные вещи кажутся ценными детям и мужам, добрым и мудрым людям. Мудрость состоит как раз в «постижении умом вещей по природе наиболее ценных».

Различные исторические эпохи и разные философские системы накладывают свой отпечаток на понимание ценностей. В средние века они связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей.

Кант впервые употребляет понятие ценности в специальном, узком смысле. Предпосылкой аксиологии у него является разведение сущего и должного, реальности и идеала. Ценности – это: требования, обращенные к воле; цели, стоящие перед человеком; значимость тех или иных факторов для личности.

Гегель особое внимание уделяет разграничению ценностей на экономические (утилитарные) и духовные. Первые выступают как товары и характеризуются со стороны их «количественной определенности». По существу, здесь имеется в виду абстрактная, меновая стоимость товара.

По его мнению, поскольку вещи имеют ценность, их следует расценивать как товары, их значимость состоит в ценности, и только в ценности, не в их специфических качествах. Эти ценности всегда относительны, зависят от спроса, «от продажи, от вкуса публики». Во втором смысле ценности связываются со свободой духа, и все, что имеет ценность и значимость, – духовно по своей природе.

После выделения аксиологии в самостоятельную область философских исследований сформировалось несколько типов теорий ценностей. Отметим лишь некоторые из них.

Натуралистический психологизм Джон Дьюи. В этой концепции ценности рассматриваются как объективные факторы реальности, которые эмпирически наблюдаемы, а их источник связывают с биологическими и психологическими потребностями человека. С этой точки зрения любой

предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью.

Аксиологический трансцендентализм (Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт). Здесь ценности – не объективная реальность, а идеальное бытие. Они рассматриваются как независимые от человеческих желаний. К ним относятся такие ценности, как добро, истина, красота, которые имеют самодостаточное значение, являются целями сами по себе и не могут служить средством для каких-то иных целей. Ценность, таким образом, это не реальность, а идеал, носителем которого является «сознание вообще», т.е. трансцендентальный (потусторонний, запредельный) субъект. Кроме того, ценности рассматриваются в этой концепции как нормы, которые не зависят от человека и образуют общую основу конкретных ценностей и культуры.

Персоналистический онтологизм. Наиболее видным представителем этого направления является Макс Шелер, утверждавший объективный характер ценностей. Они, по его мнению, образуют онтологическую основу личности. Но ценности, находящиеся в предметах, не следует отождествлять с их эмпирической природой. Так же как, например, цвет существует независимо от предметов, которым он принадлежит, так и ценности (приятное, величественное, доброе) могут созерцаться вне зависимости от тех вещей, свойствами которых они являются. Познание ценностей и их созерцание основано в конечном счете на чувстве любви или ненависти. Ценности тем выше, чем они долговечнее и чем выше удовлетворение, которое мы от них получаем. В этом смысле наименее долговечными являются ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний и с материальными благами. Более высокие ценности – это ценности «прекрасного» и «познавательные» ценности. Высшей ценностью является ценность «святого», идея Бога, а любовь к Богу рассматривается как высшая форма любви. Поэтому все ценности имеют свою основу в ценности божественной личности.

Социологическая концепция ценностей. Основателем ее является Макс Вебер, который ввел проблему ценностей в социологию. С его точки зрения, ценность – это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта. В этой связи он особо подчеркивал роль этических и религиозных ценностей в развитии общества.

В современных  исследованиях также существуют разные точки зрения по вопросу о природе ценностей и их понятии. В частности, ценность рассматривается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека, как идеал, как норма, как значимость чего-либо вообще для человека или социальной группы.

Все эти понимания отражают определенную, реальную сторону ценностей, и их надо рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие общую концепцию ценностей. Они имеют разные основания и связаны с разными субъектами ценностного отношения. Поэтому каждый из подходов имеет право на существование, ибо он отражает то или иное реально существующее в социальной действительности ценностное отношение. В этом плане, например, религиозные ценности, связанные с верой в сверхъестественное, являются также реальными ценностями, которые служат ориентиром в жизни верующих, обусловливают нормы и мотивы их поведения и поступков. Если иметь в виду самое общее понимание ценностей, то можно сказать, что ценность – это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности.

Классифицировать ценности можно по разным основаниям. По типу ценности можно подразделить на материальные и идеальные. Материальные ценности связаны с практической деятельностью, имеют вещную форму и вовлечены в общественно- историческую практику. Духовные ценности связаны с результатом и процессом интеллектуального и эмоционально – образного отражения действительности. Духовные ценности отличаются от материальных  еще и тем, что не носят утилитарного характера, не амортизируются в процессе потребления, не имеют пределов потребления, долговечны.

По структуре ценности подразделяются на внутренние, составляющие ядро культуры, и периферийные; по модальности – на позитивные и негативные; по содержанию - религиозные, моральные, эстетические, экономические, социальные, политические. Степень интенсивности распространения ценностей легла в основу классификации, предложенной Флоренсом Клакхоном. По его мнению, все культурные образцы могут быть сгруппированы в доминантные, вариантные и девиантные. Доминантных ценностей придерживается большинство или наиболее влиятельная элита, поэтому подчинение им  вызывает высокое одобрение и вознаграждение. Приверженность к вариантным ценностям не очень одобряется, но воспринимается терпимо. Девиантные ценности запрещаются и караются.

По степени общности можно выделить ценности: личные, групповые, классовые, национальные, общественные, региональные, общечеловеческие. Они отражают некоторые общие черты, присущие жизнедеятельности людей различных исторических эпох, социально-экономических укладов, классовой, национальной, этнической и культурной принадлежности.

Существуют ценности, характеризующие историческую эпоху, социально-экономический уклад, нацию, а также специфические ценности профессиональных и демографических групп (например, пенсионеров, молодежи) и других объединений людей, в том числе групп с асоциальной направленностью. Неоднородность социальной структуры общества приводит к сосуществованию в нем в любой исторический отрезок времени различных, иногда даже противоречивых ценностей.

Можно также разделить ценности на:

- традиционные, ориентированные на сохранение и воспроизводство сложившихся норм и целей жизни;

- современные, возникшие под влиянием изменений в общественной жизни;

- базовые, характеризующие основные ориентации людей в жизни и основных сферах деятельности. Формируются в процессе первичной социализации, затем оставаясь достаточно стабильными;

- терминальные (выражают важнейшие цели и идеалы, смыслы жизни);

- инструментальные (одобряемые в данном обществе средства достижения целей);

Возможна также иерархия от низших ценностей к высшим.

В традиционной классификации ценности разделяют на материальные (ценности, которые существуют в форме вещей ­ одежда, продукты питания, техника, храм, картина) и духовные ­ моральные, религиозные, художественные, политические и др.

Но кроме ценностей, которые удовлетворяют материальные и духовные нужды, выделяют психические и социальные ценности, которые удовлетворяют соответствующие нужды. Так, переживание радости, счастья, душевного комфорта, к которым человек стремится и которые ценит, не принадлежат ни к духовной, ни к материальной сферам. Они являются душевными, а не духовными, ценностями.

Социальные нужды также удовлетворяются определенными ценностями ­ такими, как социальная защищенность, занятость, гражданское общество, государство, церковь, профсоюзы, партии и т.п. Их также нельзя однозначно классифицировать как материальные или духовные ценности. Однако на бытовом уровне сохраняется деление ценностей на материальные и духовные.

2. Эволюция ценностей

Эволюция ценностей общества происходит постоянно, изменяя приоритеты и иерархию, обесценивая одни и выдвигая другие. Система ценностей общества обусловливает процесс становления ценностных ориентиров отдельных личностей, проецируется в их сознание и поведение, создавая определенную шкалу ценностей поколения.

Историко-социологический анализ системы духовных ценностей приводит к выводам о том, что система ценностей в широком смысле слова ­ это внутренний стержень культуры общества, объединяющее звено всех отраслей духовного производства, это действенная сторона общественного сознания,  взятого в совокупности всех его форм.

На протяжении всей истории человечества ценности претерпевали изменения. Мы не можем точно сказать, какие ценности были у первобытных людей, однако, учитывая их образ жизни, постоянную борьбу за существование, единственной ценностью для них было сохранить жизнь свою и потомства.

Разумеется, выживание в одиночку было невозможным, поэтому образуются коллективы людей, общины, где для поддержания порядка используются различные запреты-табу. Человек выполнял требования этих запретов не задумываясь ни о причинах, ни о последствиях. На  взгляд современного человека, причина возникновения табу могла быть самой нелепой. Но исполнялись эти запреты неукоснительно и даже случайное  их нарушение могло привести нарушителя к смерти, причем нарушитель мог умереть от самой мысли о совершенном проступке.

Развивалась цивилизация и одних запретов становилось недостаточно, начинал формироваться пантеон языческих богов, отношения между которыми описывали и объясняли сложную картину окружающего мира. Возникает представление о собственной личности и ее интересах, а также новые приоритеты и ценности. Кроме воздействия на самого человека язычество оказало качественное воздействие и на общественное устройство - зародилось государство.

С развитием государства претерпевали изменение и человеческие ценности. Рабы и плебеи Древнего Рима требовали хлеба и зрелищ. Человек стал испытывать  потребность не только в утолении голода, но и в удовлетворении культурных потребностей. Разумеется, созерцание гладиаторских сражений можно отнести к этим потребностям с большой натяжкой, но такие уж были нравы в то время.

Дальнейшее развитие эволюции приводило к изменению социальной структуры общества, то есть объективному делению на отдельные слои, группы, различные по социальному положению, по отношению к средствам производства. Необходимо отметить, что наличие социальной структуры, устойчивых социальных связей, способствующих поддержанию внутренних социальных взаимодействий,  является одним из признаков общества. Именно нормы и ценности являются базовыми единицами социальной структуры общества, позволяя группам людей вступать в устойчивые формы взаимодействия.

Развитие цивилизации было бы невозможно без совместной деятельности людей, которую называют общественным производством. Это понятие применялось уже Джоном Локком и Адамом Смитом, а Маркс применил его к самому способу совместной жизнедеятельности лю­дей, продуктом и результатом которого являются общества. Общественное производство выполняет жизненно важные социальные функции среди которых важное место занимает производство идей и ценностей.

Именно производство обусловливает общественный характер истории людей. В процессе производства социальных обстоятельств производится и сам человек.  Роль ценностей выполняют религия, семья, государство, право, мораль, наука, искусство.

В современном российском обществе, переживающем ответственный исторический этап становления рыночных отношений, актуальной остается проблема  влияния  этих отношений на социализацию личности. Меняется образ жизни людей, и это, конечно, не может не вести к изменению ценностных ориентаций, мотивации поведения и всего процесса социализации личности.

Суть рыночных отношений – экономический либерализм, конкуренция, стремление к прибыли. Они влияют на ценностные ориентации личности неоднозначно. С одной стороны, они, бесспорно, пробуждают инициативу, активность, энергию людей, расширяют возможности для развития способностей и творчества личности. Но нельзя забывать или не обращать внимания и на вторую сторону влияния ценностей рынка на формирование личности. Она состоит в том, что развитие экономического либерализма и конкуренции, приводит к таким последствиям, как двойная мораль, всеобщее отчуждение, психические фрустрации, неврозы.

Ценности личности как бы пропускаются через призму рынка и приобретают характер рыночных ценностей. Не только материальная, но и духовная жизнь общества и личности строятся по законам рыночных отношений и экономического обмена.

В условиях господства рыночных отношений личность нередко теряет свои высшие ценности, составляющие смысл ее жизни. А это ведет к образованию экзистенциального вакуума, то есть к потере содержания и смысла жизни.

Сами по себе рыночные отношения и связанные с ними цели и ценности не могут иметь самодовлеющего значения, т.е. выступать как высшие ценности. Это всегда лишь ценности-средства для собственного развития человека. Преследующие цели материального обогащения рыночные ценности, конечно, необходимы. Но за ними всегда стоят (и не должны забываться) более основополагающие ценности духовного развития личности.

Немаловажная роль по утверждению в сознании людей таких ценностей принадлежит и философии. Сегодня для нашего общества и для нашей философии особо актуально звучат слова Уайтхеда: «Сейчас философия должна выполнить свою главную функцию. Она обязана искать мировоззрение, способное спасти от гибели людей, для которых дороги ценности, выходящие за рамки удовлетворения животных потребностей».

К сказанному следует добавить, что хотя рынок и имеет внутреннюю логику своего развития, но государственные структуры не должны отстраняться от регулирования рыночных отношений. Экономика должна быть социально ориентированной. Экономический либерализм и социальная справедливость не должны вступать в противоречие между собой. Только при этом условии мы можем социально защитить бедных и дать свободу действий социально активной и способной части населения, тем самым построив действительно социальное государство.

3.  Взаимосвязь  ценностей с такими  понятиями, как оценка, истина и целеполагание.

Для обнаружения и анализа проявления ценностей в действительности, соединения ценностей с действительностью в философии существует такая категория как оценка. Впервые ее ввел немецкий философ Генрих Риккерт (1863 – 1936). По его мнению, оценка – это психологический субъективный акт, выражающий отношение субъекта к ценности. Оценка рассматривает развитие феноменов культуры с точки зрения ценностей. Поскольку культура находится в процессе развития, поэтому понятие, характеризующее культуру в перспективе человеческой истории не может ограничиваться определенной исторической ситуацией.

Все разнообразие культуры до соотнесения с ценностями представляет собой необозримое многообразие прошлого. В историю входит только то, что связано с вневременным - с воплощением ценностей. 

Риккерт приходит к двойственному пониманию ценности: с одной стороны, ценность ограничена прошлым и будущим, и, следовательно, связана с определенной исторической традицией, с другой стороны, ценность вневременна и формальна по отношению к историческому материалу.

Вопрос о соотношении истины и ценности является одним из аспектов более общей проблемы взаимосвязи созерцания и действия, теории и практики.

Вместе с тем между истиной и ценностью имеется определенная асимметрия.

Во-первых, установление истинного отношения мысли и действительности чаще всего особо не отмечается. К примеру, высказывание: «человек – разумное животное» равнозначно высказыванию: «истинно, что человек – разумное животное». Устаановление ценностного отношения всегда требует специальных языковых средств: «хорошо, что человек  - разумное животное».

Во-вторых, слово «истинный» употребляется, как правило, только применительно к утверждениям.

В-третьих, если идея соответствует своему объекту, то истиной считается идея, если же объект соответствует идее, хорошим считается сам объект.

То, что истина и ценность представляют собой отношение соответствия между мыслью и действительностью, долгое время было основанием  для отождествления истины и ценности. В частности у Канта неоднократно встречается мысль, что истина двойственна: она означает соответствие мысли тому предмету, которого она касается и, вместе с тем, соответствие самого предмета той мысли, что высказана о нем.

Человеческая жизнь немыслима без обозначения целей, целеполагания. С рождения и на протяжении всей жизни человек находится в культуре и обществе, и в процессе жизни воспринимает ценности, которые закодированы в культуре. Ориентируясь на эти ценности, человек ставит цели.

 Но, зачастую, цели (если говорить о более глобальных, стратегических целях) уже включены в культурное воспитание и воспринимаются как данность: вырастить дерево, построить дом и воспитать сына.  Однако, зачастую невозможно сразу разграничить цели и ценности. При разговоре о целях необходимо представляется важным, что цель – это не всегда некое будущее. В определенном смысле, цель является неуловимым настоящим. 

Целью может быть наличие процесса с определенными характеристиками. Например, я хочу сохранять хорошее здоровье как можно дольше. Или – я хочу получать определенный доход в течение определенного промежутка времени (в месяц, например). Целями могут быть также сохранение или приобретение определенного состояния или качества (цель стать – свободным, быть уверенным, спокойным).  Разумеется, достижением цели в таком случае будет постоянная работа. При осознании и понимании собственных ценностей мы существенно облегчаем целеполагание и выбор альтернатив в различных неопределенных ситуациях.

В целеполагании не менее важным является расстановка приоритетов, создание своеобразной иерархии целей. При этом главные ценности диктуют и главные цели. При расстановке приоритетов необходимо учитывать, что злободневное(срочное) и важное – это разные вещи. Нельзя жертвовать главными целями, а значит, и главными ценностями во имя сиюминутных проблем. Вообще, можно сказать, что в случае стратегических, процессных целей существует максимальное соответствие «цель – ценность».

Заключение

В истории философской мысли проблема ценностей отнесена непосредственно к фундаментальным определениям человека, а поэтому причислена к разряду «вечных» проблем. Ее по-своему, с разным успехом пытались обосновать различные философские школы и направления. В разное время разные философы пытались составить свое понимание ценностей. И каждая эпоха вкладывала свой особый смысл в это понимание.

Классификация ценностей может быть проведена по разным основаниям и в зависимости от этого можно выделить материальные и духовные, внутренние и периферийные, позитивные и негативные, религиозные, моральные, эстетические, социальные, политические.

Ценности не являются чем-то постоянным, они постоянно эволюционируют, изменяются приоритеты ценностей. В результате развития общества одни ценности обесцениваются, другие выдвигаются им на смену.

Система ценностей является стержнем культуры общества, объединяющее звено всех отраслей культуры, всех форм общественного сознания.

Список использованной литературы

  1. Ивин А.А. Аксиология. – М.: Высшая школа, 2006.
  2. Ивин А.А. Основы социальной философии. – М., 2006.
  3. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник для вузов. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2006 – 560 с.:ил.-( Серия «Учебник для вузов»).
  4. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.
  5. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики
  6. Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф.В.П.   Ратникова. 4 е изд., перераб. и доп. – М., 2008.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 24.32K
Скачано: 291
Скачать бесплатно
09.12.12 в 20:24 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе