Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории государственного управления в России »
Тема: Контрольная по Истории государственного управления Вариант №1
Раздел: Бесплатные рефераты по истории государственного управления в России
Тип: Контрольная работа | Размер: 24.32K | Скачано: 324 | Добавлен 03.01.14 в 13:38 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: Финансовый университет
Год и город: Владимир 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
I Концепции происхождения и становления государства. 4
1 Теологическая теория. 5
2. Патриархальная теория. 6
3. Теория общественного договора. 6
4.Теория насилия. 7
5.Марксистская теория. 9
6. Естественно-исторические концепции. 9
7. Современная история становления государства. 9
II. Тенденции в развитии государственного аппарата при Павле - 1. 12
III. Тест. 16
Заключение. 17
Список использованной литературы.. 19
ВВЕДЕНИЕ
Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.
Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее время не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государство и право.
В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно, так как каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс, или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.
I. Концепции происхождения и становления государства.
Государство существует на протяжении тысячелетий (с 4 тыс. до н. э.). Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Существует множество теорий происхождения государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. В гносеологическом плане наличие множества теорий происхождения государства свидетельствует об относительности человеческого познания, невозможности создания абсолютной теории в данной области. Поэтому каждая из теорий имеет познавательную ценность, так как они дополняют друг друга и содействуют более полному воссозданию картины процесса происхождения государства.
Теории возникновения и развития государства:
Множественность этих теорий объясняется различиями исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.
Видимо, нет смысла рассматривать те точки зрения, которые исходят из непознаваемости путей возникновения и сущности государства и права, а также концепции, отождествляющие государство и общество, полагающие, что государство и право - явления вечные, присущие любому социуму, поскольку возникают вместе с ним. Рассмотрим одну из самых древних теорий происхождения государства – теологическую.
1) Теологическая теория
Одной из первых теорий происхождения государства и права была теологическая, объясняющая возникновение государства волей сверхприродного существа (Бога). Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский - XIII в.), идеологи ислама и современной католической церкви (неотомисты - Жак Маритен и др.).
Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли (а она может укладываться в любую из последующих концепций). В то же время она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе о тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.
Теологическая теория настаивает на божественном происхождении государства, государственной власти, утверждает и защищает тезис «вся власть от бога». Несмотря на свое религиозное содержание, и эта теория, возникшая еще в древности (Иудея), отражала определенные реальности, а именно теократические формы первичных государств (власть жрецов, роль храма, разделение власти между религиозными и административными центрами).
Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего Разума и т.п., т.е. это в конечном итоге вопрос веры.
2) Патриархальная теория
Патриархальная теория происхождения государства и права берет свое начало еще в Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель. Среди заметных сторонников данной теории выделяется англичанин Филмер (XVII в.) и русский исследователь государствовед Михайловский (XIX в.).
Патриархальная теория исходит из того, что государство происходит из семьи. Является результатом разрастания семьи.
Государство, по Аристотелю, является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения.
Государственная власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Из данной теории вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти. Власть государя, монарха - это патриархальная власть главы семьи. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха.
3) Теория общественного договора (или контрактная теория государства)
Эта теория сформировалась в 17-18 веках в условиях развития европейского абсолютизма, но первые подобные взгляды зародились в Древней Греции – их высказывал ЭПИКУР в 4-3 вв. до н. э. В более поздние времена её представителями были – Г.ГРОЦИЙ, Т.ГОББС (16.-17вв.), Ж. - Ж. РУССО (18 в.) Теория исходит из того, что государство – это результат своеобразного договора, заключенного между суверенным властелителем и подданными. Причины заключения договора объяснялись различно:
4) Теория насилия
Теория насилия — одна из распространённых теорий происхождения государства и права. Наиболее видные её сторонники — немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833—1921), австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович (1838—1909), Каутский, Карл (1854—1938) и др.
Австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович является представителем теории внешнего насилия. Согласно этой теории государство образуется вследствие завоевания сильным племенем более слабого. В итоге завоевания возникает рабство: одно племя, победившее в борьбе, становится господствующим; другое, потерпевшее поражение, теряет свободу и оказывается в положении рабов. Рабство в свою очередь ведёт к появлению частной собственности и классов. С частной же собственностью связан и ею обусловлен переход от кочевого быта к земледельческому, осёдлому быту. Государственная власть, по Гумпловичу, возникает из физической силы: господство племени, основанное вначале только на физическом преобладании над другим племенем, постепенно превращается в государство класса, опирающегося на экономическое могущество последнего.
К.Каутский также видит источник государства во внешнем насилии, в войнах. Племя-победитель, по его утверждению, подчиняет себе побеждённое племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически работать на себя, платить дань или подати. В результате такого завоевания возникает не деление на классы, а принудительный аппарат, создаваемый победителями для управления побеждёнными, который позже становится в государство. Лишь там, пишет Каутский, где имеет место внешнее насилие, " возникает деление на классы, но не вследствие деления общины на различные подразделения, но вследствие соединения в одно двух общин, из которых одна делается господствующим и эксплуатирующим, другая - угнетённым и эксплуатируемым классом".
К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.
Отвергать полностью теорию насилия нельзя не только из формальных соображений, но и на основании исторического опыта, который подтверждает, что завоевание одних народов другими являлось реальным фактором существования государственности исторически длительное время (например Золотая Орда). Элемент насилия, как внутреннего, так и внешность, объективно присутствовали и сопровождали процесс любого государства (римское, древнегерманское государство, Киевская Русь). В более позднее время непосредственное насилие сыграло решающую роль в образовании американского государства: борьба между Севером и рабовладельческим Югом в итоге привела к образованию США. Ясно, что эти реальные факты исторической действительности лишь частично подтверждают истинность теории насилия.
5) Марксистская теория
Она объясняет возникновение государства в результате деления общества на классы, причём государство выражает интересы господствующего класса. Но марксизм не отрицает и воздействия других факторов, оказывающих влияние на возникновение и развития государства.
В марксистской теории государство является основным элементом надстройки, концентрирующим всю совокупность свойств и средств для осуществления власти господствующих классов, создавая для этого - правовые, этические, идеологические, научные и эстетические системы.
В ходе эволюции претерпевают изменения общественно-экономические отношения в государстве, и под их действием происходят качественные преобразования государственных институтов и государства. Поэтому в марксистской теории тип государства (рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический и азиатский тип) определяется базисом общества (а не надстройкой).
6) Естественно - исторические концепции
Естественно - исторические концепции рассматривают государство как органически присущую человечеству форму общежития на определённой стадии развития, без которой общество обречено на деградацию и распад. (Первые идеи были высказаны Аристотелем, но подобные теории разрабатываются и на современном этапе).
7) Современная теория становления государства
Эта теория объясняет возникновение государства в результате разложения родоплеменного строя, постепенно обособления слоя вождей от общества и сосредоточения у них: управленческих функций; ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием различных факторов.
Кроме упомянутых факторов (при рассмотрении разных теорий) ещё выделяют:
Другими факторами, влияющими на образование государства и его особенности, являются - географическое положение; климатические условия; наличие (или отсутствие) естественных границ и др.
Таким образом, государство изменялось вместе с развитием всего общества и по мере общественного развития происходило стирание классовых противоположностей, происходила демократизация общества. В результате государство становится всё более надклассовой, общенациональной организацией.
Изучив все концепции теории происхождения государства , хотелось бы заметить, что ни одна из рассмотренных теорий не может претендовать на истину в последней инстанции. Причина почти одновременного зарождения государственности в различных районах мира до сих пор остается загадкой истории.
Исторические науки не дают нам ответа на вопрос, как и где зародились ранние государственные образования. Они не позволяют нам судить даже о том, что предшествовало государству – первобытное состояние, родоплеменная организация или какие-то иные политические общности, которые принципиально отличались от государства. Общее учение о государстве не содержит ответа на вопрос, что есть государство по своей исторической сущности. Из множества определений государства рождается и многообразие теорий его происхождения.
II. Тенденции в развитии государственного аппарата при Павле – 1.
В системе государственного управления в России 2-ой половины 18 века можно выделить 2 неравнозначных по времени принципам его переустройства периода:
Если при Екатерине-2 наиболее широкие права получило дворянство, которое могло создавать свои сословно-корпоративные организации, дворянские общества на различных уровнях территориального деления, городские жители получили выгоды самоуправления, и весь акцент преобразований был перенесен на местное звено управления, то при Павле-1 (напротив) были осуществлены попытки предельного усиления личной власти императора и максимальной централизации управления.
История России конца XVIII в. существенно отличается от предшествующего периода. В действиях Павла I, сменившего на престоле Екатерину, во многих случаях отсутствовала преемственность. Правительственные меры этого времени соответствовали личности императора — человека капризного, деспотичного, переменчивого в своих решениях, легко поддававшегося необузданному гневу и столь же легко менявшего гнев на милость.
Некоторые меры Павел осуществил в пику матери, исходя из одного только желания сделать наоборот. Так он вернул из ссылки автора знаменитой книги "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева, а русского просветителя Новикова освободил из Шлиссельбургской крепости. Он облагодетельствовал руководителя польского национально-освободительного движения генерала Тадеуша Костюшко, разрешив ему эмигрировать в Америку.
Упорно внедряемому казарменному образу жизни, являвшемуся в глазах Павла идеальным, не соответствовали дворянские вольности, и он потребовал возвращения дворян из долгосрочных отпусков в полки. Неявившиеся были уволены из армии.
Не остались без внимания и крестьяне. По указу 5 апреля 1797 г. крестьянин должен был три дня работать на себя, а три — на барина. Указ устанавливал не норму, а рекомендацию.
При Павле I были изданы также указы, в некоторой мере учитывавшие интересы крестьян. С 1797г. запрещалось продавать дворовых людей и безземельных крестьян с молотка, а через год был установлен запрет на продажу украинских крестьян без земли.
При Павле 1 было ограничено сословное самоуправление (в отличие от Екатерины 2), что не принесло положительных результатов. В противоречие политике Екатерины-2 действие Жалованных грамот (1785г.) было во многом ограничено. Дворянские губернские собрания были упразднены, а уездные сильно ограничены. Число дворян-избирателей сократилось приблизительно в 5 раз и возросло право губернатора вмешиваться в дворянские выборы; дворяне вновь обязаны были поступать на службу и был ограничен переход с военной службы на гражданскую, вновь введены телесные наказания, была упразднена свобода от податей и другие дворянские ограничения, был введен сбор на содержание губернской администрации.
Центральное управление при Павле1 было направлено на удержание власти в руках императора, опираясь на государственную силу, отсюда стремление к максимальной централизации власти и предельному усилению своей личной власти. Для этого было укреплено центральное управление, с этой целью были восстановлены некоторые упраздненные при Екатерине коллегии, в частности: в 1796г.– Мануфактур-коллегия; в 1797г –Камер-коллегия и Берг-коллегия. Большинство административных вопросов решал сам император, возросло значение генерал-прокурора Сената, который надзирал за высшими государственными учреждениями. На местах возросло влияние губернских прокуроров, которые следили за губернаторами и другими высшими губернскими чиновниками.
Если Екатерина 2, сократив провинции, увеличила количество губерний и установила примерно одинаковое количество в них жителей, а с изменением административных границ было изменено и местное управление - разделены административные, финансовые и судебные дела.
То при Павле-1, напротив, было сокращено число губерний, возвращены прежние формы управления некоторым окраинам государства. В губернских городах вместо магистратов и дум были учреждены ратгаузы (городские правления), которые ведали городскими доходами, гражданскими и уголовными судебными делами. Городским правлениям (ратгаузам) подчинялись приказы общественного призрения, магистраты уездных городов. (Чиновники ратгаузов частью избирались населением, частью назначались Сенатом, президент назначался императором). Деятельность органов городского управления контролировалась непосредственно губернатором и Сенатом.
Таким образом, при Павле-1 местное и сословное управление было ограничено, для чего было сокращено число губерний, а власть центральных органов усилилась с целью усиления личной власти императора.
Первым важным правительственным актом в царствование Павла I стал новый закон о престолонаследии. На протяжении большей части XVIII в. в России действовал принятый Петром I в 1722 г. закон о престолонаследии, позволявший царствующему лицу назначать наследника по своему выбору. Этот закон должен был укрепить права самодержавного правителя, но в действительности лишь обострил борьбу за власть, увеличив шансы различных претендентов на престол. Сам Павел 1 из-за такого порядка наследования едва не лишился власти: в последние годы правления Екатерина II хотела передать престол своему старшему внуку - Александру, в обход Павла.
Новый закон о престолонаследии был подготовлен Павлом задолго до начала своего царствования и обнародован в день коронации императора, 5 апреля 1797 т. Был восстановлен допетровский порядок перехода власти по прямой линии от отца к старшему сыну. Именно таким образом, по мнению Павла I, можно было укрепить самодержавную власть, чему в основном и была посвящена вся деятельность императора.
Итак, приходом к власти Павла-1 заметно возросла роль армии, в которой стали вводиться прусские порядки, был усилен полицейский надзор над частной жизнью всех слоев населения, введена её строгая регламентация и в целом вся внутренняя политика Павла-1 была проникнута духом противоречия политике Екатерины-2.
III. Тест:
Установите соответствие:
1.Александр II а. Крещение Руси
2.Иван Грозный б. Реформы 60-70х годов XIXв.
3.Николай II в. Реформы середины XVIв.
4.Владимир Святой г. 1-ая Государственная Дума
Ответ: 1 – б
2 – в
3 – г
4 – а
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За время существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых различных теорий и доктрин, высказаны сотни, если не тысячи самых различных предположений. Вместе тем споры о природе государства и права, причинах, истоках и условиях их возникновения продолжаются и по сей день.
Причины их и порождаемых ими многочисленных теорий заключаются в следующем.
Во-первых, в сложности и многосторонности самого процесса происхождения государства и права и объективно существующих при этом трудностях его адекватного восприятия со стороны исследователей, обусловленного их несовпадающими, а порою противоречивыми экономическими, политическими и иными взглядами и интересами.
Во - вторых, в преднамеренном искажении процесса первоначального или Последующего (на основе ранее существовавшего государства), возникновения государственно-правовой системы в силу конъюнктурных или иных изображений.
В-третьих, в преднамеренном или непреднамеренном допущении смешения в ряде случаев процесса возникновения государства и права с другими сопредельными, соотносящимися с ним процессами.
Как показывает опыт, в решении проблем происхождения государства и права особая роль на протяжении всей истории развития человечества отводилась религии. Еще в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства и права. «Закон дал нам Моисей, наследие обществу Иакова»,— читаем мы в Библии.
Но особенно широкое распространение данные идеи получили на стадии перехода многих народов к феодализму и в феодальный период.
Следует также учитывать при оценке этой теории, что освещение власти божественным, а это имело место во многих первичных городах-государствах, придавало власть и авторитет, и безусловную обязательность. Не случайно, что эта теория была весьма распространена в средние века.
Примерно в тот же период появляется и развивается учение широко известного в просвещенном мире ученого-богослова Фомы Аквинского (1225—1274). Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения Богом мира. Сам божественный разум, согласно учению Ф. Аквинского, управляет всем миром.
В XVI – XVIII веках теологическую теорию использовали для обоснования неограниченной власти монарха. А сторонники королевского абсолютизма во Франции, например Жозеф де Местр, рьяно ее отстаивали в начале XIX века.
Религиозные учения о происхождении государства и права имеют хождение и поныне. Наряду с ними продолжают существовать идеи, вы. сказанные еще в Древнем Риме, о том, что на возникновение и развитие государства и права, а также на закат отдельных государств и правовых систем решающее влияние оказали человеческие слабости и страсти. Разумеется, теологическая теория исходит из религиозных воззрений, не является научной, но отражает отдельные реальные процессы, действительно имевшие место в процессах становления государств (теократических).
В наше время у богословия также имеются немалые возможности для оздоровления духовной жизни в стране и укрепления российской государственности.
Список использованной литературы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.