Studrb.ru банк рефератов
Помощь в написании работ

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по государственному и муниципальному управлению »

Контрольная работа: Органы и должностные лица местного самоуправления

Органы и должностные лица местного самоуправления [24.12.13]

Тема: Органы и должностные лица местного самоуправления

Раздел: Бесплатные рефераты по государственному и муниципальному управлению

Тип: Контрольная работа | Размер: 22.91K | Скачано: 42 | Добавлен 24.12.13 в 11:32 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Пенза 2013


Содержание

Введение 3

1. Глава муниципального образования, порядок его избрания и полномочия 4

2. Формирование представительного органа муниципального образования, его исключительная компетенция. Статус депутата 8

3. Структура местной администрации 12

4. Контрольный орган муниципального образования 14

5. Тесты 16

Заключение 17

Список использованной литературы 18

 

Введение

Одним из важнейших направлений развития современной российской государственности остается оптимизация организации деятельности органов местного самоуправления. Можно без преувеличения сказать, что повышение эффективности деятельности таких органов является важным условием обеспечения стабильности в обществе в целом. Широкое вовлечение граждан в решение проблем местной жизни, результативное удовлетворение повседневных потребностей населения, строгое соблюдение законодательных положений при соблюдении и поддержании баланса государственных и местных интересов, т. е. общих интересов жителей каждого муниципального образования, способны заложить прочный фундамент для гражданского согласия.

Актуальность исследования и разрешения проблем выборных органов местного самоуправления в системе народовластия в России обусловлена также факторами, связанными с федеративной природой нашего государства и переносом всей тяжести правового регулирования местного самоуправления на уровень субъектов Российской Федерации.

Целью контрольной  работы является осветить вопрос о функциональной структуре местных органов самоуправления.

Для достижения цели поставлены задачи:

1.Раскрыть понятие «Глава муниципального образования», изучить порядок его избрания и полномочия.

2.Рассмотреть формирование представительного органа муниципального образования, его исключительная компетенция. Статус депутата.

3.Раскрыть структуру местной администрации.

4.Изучить контрольный орган муниципального образования.

 

1.Глава муниципального образования, порядок его избрания, полномочия и функции.

Глава муниципального образования — высшее должностное лицо муниципального образования, наделяется Уставом муниципального образования и Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В российских регионах применяются разные наименования должности главы муниципальных образований — «глава города (района, поселка, села)», «мэр города (района)», «глава местного самоуправления», «руководитель муниципального образования» и т. п.

Глава муниципального образования в соответствии со ст. 36 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» является обязательным должностным лицом местного самоуправления. Единственным способом приобретения им своих полномочий остается избрание.

Известны два альтернативных способа выборов главы муниципального образования:

- населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;

- представительным органом из своего состава.
Выбор одного из них за­висит от населения, которое в соответствии со ст. 130 Конституции РФ определяет структуру орга­нов местного самоуправления.

За моделью избрания высшего должностного ли­ца самоуправления должен последовать выбор вы­полняемой им функциональной нагрузки. Дело в том, что глава муниципального образования может входить в состав представительного органа с правом решающего голоса и являться его председателем.

В другом случае избранный населением глава вправе руководить местной администрацией. Оба варианта предполагают выполнение разного рода обязанно­стей. Один глава тяготеет к представительной вла­сти, другой в максимальной степени приближен к исполнительной власти местного самоуправления с ее полномочиями по управлению и распоряжению муниципальным хозяйством.

Порядок избрания и полномочия главы муниципального образования устанавливаются уставом муниципального образования, в соответствии с федеральным законом. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает несколько возможных вариантов порядка избрания и полномочий главы муниципального образования:

Федеральный законодатель особо подчеркивает, что в муниципальном районе глава является предсе­дателем представительного органа, сформированного из депутатов и руководителей поселений, входящих в состав этого муниципального района.

Претендент должен обладать пассивным избирательным правом: нали­чие российского гражданства и достижение на день голосования возраста 21 года. Наименование главы муниципального образова­ния устанавливается законом субъекта Федерации. Срок его полномочий определяется уставом муници­пального образования. Он не может быть менее двух и более пяти лет.

Полномо­чия начинаются со дня вступления в должность (обычно не позднее двух недель с момента избрания) и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы. Период вступления в должность служит для передачи документов, разнообраз­ных атрибутов власти, представляя собой своеобраз­ный переходный этап, необходимый для приобрете­ния властных функций.

Полномочия глав муниципальных образований делятся на несколько крупных направлений:

1. Представительские. Представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2. Нормотворческие. Подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты;

3. Контрольные пол­номочия. Вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.

4. Полномочия по руководству с их разделени­ем на подвиды (организационные, координационные и т. д.). Обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации [5].

Полномочия глав могут быть перераспреде­лены в зависимости от роли главы муниципального образования в системе местной власти (например, для главы, являющегося одновременно руководите­лем администрации, в значительной степени прису­щи властно-управленческие, нормотворческие полно­мочия по руководству всеми отраслями местного хо­зяйства, структурными звеньями администрации; руководитель муниципального образования — пред­седатель думы — в большей мере сосредоточен на ор­ганизационно-контрольных полномочиях).

 

2.Формирование представительного органа муниципального образования, его исключительная компетенция. Статус депутата.

Представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Именно через него каждый гражданин Российской Федерации может реализовать свое право на местное самоуправление [9].

Представительный орган является обязательным органом в структуре органов местного самоуправления любого муниципального образования (поселение, муниципальный район, городской округ).

Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица. Порядок его формирования устанавливается Уставом муниципального образования и зависит от его вида.

Представительный орган формируется на муниципальных выборах и считается правомочным при избрании не менее двух третей от установленной численности депутатов. В поселениях с численностью жителей, обладаю­щих избирательным правом, менее 100 человек представительный орган не образуется. В этом слу­чае его функции выполняет сход граждан. Прежде такое допускалось уставом муниципального образо­вания независимо от количества проживающих. Такие муниципальные образования долж­ны быть небольшими и преимущественно сельски­ми. В любом случае недопустима ситуация, когда местное самоуправление остается без представитель­ного органа или схода граждан.

Срок полномочий представительного органа мест­ного самоуправления определяется уставом муници­пального образования в соответствии с федеральным законодательством. Максимальный срок полномочий всех властных органов, в том числе и муниципаль­ных, в соответствии с Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» не может превышать пяти лет; минимальное время осуществления полномочий представительным органом не устанавливается. В со­ответствии с законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» срок полномочий депу­тата не может быть менее двух лет. Конкретные сроки полномочий представительных органов муниципальных образований определены на региональном уровне.

Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном Федеральным законом;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района. Как правило, представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах [8].

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку [3].

Статья 40 Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления

1. Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

2. Срок полномочий депутата устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. Положения части третьей статьи 40 в отношении депутатов представительных органов муниципальных образований, избранных на муниципальных выборах, назначенных до официального опубликования настоящего Федерального закона, применяются по истечении срока полномочий, на который они были избраны в соответствии с уставами муниципальных образований (часть 7 статьи 84 данного документа).

3. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

4. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия на непостоянной основе.
На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, - 1 депутат.

5. Депутаты представительного органа муниципального образования не могут одновременно исполнять полномочия выборных должностных лиц местного самоуправления, замещать должности руководителей муниципальных органов, муниципальных учреждений и предприятий, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
6. Осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутаты не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

7.депутатат обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий. Он не может быть задержан, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления

8. Депутат не может быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, если не были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом [4].

 

3.Структура местной администрации

Местная администрация - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, возглавляемый главой местной администрации на принципах единоначалия. Местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации[6].

Закон (ст. 37) определяет, какое должностное лицо может осуществлять полномочия главы местной администрации (глава муниципального образования, избранный на муниципальных выборах, или лицо, назначенное по контракту, заключаемому по результатам конкурса, на срок, установленный уставом муниципального образования), также определяет структуру местной администрации. Под структурой местной администрации в данном случае понимается внутреннее строение органа, поделенного на отраслевые (функциональные) и территориальные подразделения. [3].

Структура местной администрации состоит, как правило, из следующих элементов:

  1. руководящее звено (глава местной администрации и его заместители);
  2. аппарат местной администрации, состоящий из отделов и лиц, оказывающих содействие руководителям;
  3. функционально-отраслевое звено (департаменты, управления, комитеты, отделы);
  4. территориальное звено (территориальные структурные единицы местной администрации).

Руководство администрацией осуществляется на принципе единоначалия- это означает, что он самостоятельно решает следующие вопросы: непосредственно руководит органами и структурными подразделениями местной администрации либо назначает руководителей данных подразделений; издает распоряжения по вопросам организации работы местной администрации; определяет структуру местной администрации, которая затем утверждается представительным органом муниципального образования; определяет штаты и численность местной администрации; несет персональную ответственность за деятельность местной администрации.

Заместитель главы администрации – руководитель аппарата координирует организационную деятельность органов местного самоуправления; контролирует исполнение решений. Он осуществляет организационное взаимодействие с отделами ЗАГСа, нотариальными учреждениями, а также обладает и другими полномочиями.

Аппарат администрации — элемент структуры местной администрации, состоящий из структурных подразделений и должностных лиц, обеспечивающих работу руководителей администрации. В аппарат местной администрации входят общий отдел, организационный отдел, управление делами, экономический отдел, юридический отдел, информационно-аналитический отдел, пресс-служба (или пресс-секретарь), приемная, секретариат, технический отдел и т. п.

Управления местной администрации — относительно самостоятельные исполнительные органы местного самоуправления, обеспечивающие отдельные направления деятельности местной администрации в муниципальном образовании. Имеют свою компетенцию, вправе издавать акты управления. В структуре местной администрации функционируют: управление организационно-контрольной работы, управление здравоохранения, управление культуры, управление образования, управление по делам физической культуры и спорта, управление архитектуры и градостроительства и т. п.

Исполнительные органы осуществляют организационно-управленческие и исполнительно-распорядительные функции, направленные на исполнение нормативных актов и собственной компетенции.

 

4.Контрольный орган муниципального образования.

Закон (ст. 38) предусматривает возможность создания в муниципальном образовании специального контрольного органа. Наименование контрольного органа определяется на местном уровне. Это может быть контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и т. п. Данный орган призван контролировать следующие функции:

1)исполнение местного бюджета;

2)выполнение установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета;

3)выполнение установленного порядка отчета об исполнении местного бюджета;

4)соблюдение установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Согласно Федеральному закону 2003 г. контрольный орган не является обязательным, вместе с тем целесообразность его создания, особенно в крупном муниципальном образовании, не вызывает сомнений.

Контрольно-счетная палата формируется представительным органом и состоит из пяти депутатов, включаемых в состав контрольно-счетной палаты решением думы, и работников аппарата, обеспечивающих исполнение полномочий контрольно-счетной палаты.

Кандидатов в члены контрольно-счетной палаты имеют право предлагать: глава города; депутаты городской думы; глава администрации города.

Из числа депутатов, включенных в состав контрольно-счетной палаты решением городской думы, избираются председатель контрольно-счетной палаты и заместитель председателя контрольно-счетной палаты.

Согласно закону (ст. 38) уставом муниципального образования может быть предусмотрено два способа формирования контрольного органа муниципального образования:

1)      на муниципальных выборах, т. е. населением непосредственно;

2)      представительным органом муниципального образования.

В соответствии с законом (ст. 38) результаты проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования, подлежат опубликованию. Таким образом, установлены гарантии гласности в деятельности контрольного органа муниципального образования. Порядок и сроки опубликования (обнародования) результатов проверок контрольного органа должны определяться на местном уровне представительным органом муниципального образования.

Закон (ст. 38) закрепляет обязанность органов и должностных лиц местного самоуправления представлять в контрольный орган муниципального образования по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.

счет средств бюджета муниципального образования;

В муниципальном образовании возможно одновременное существование разных органов, обладающих контрольно-надзорными функциями в финансовой сфере. Допустимо одновременное создание контрольных органов муниципального образования, а также органов финансового контроля, создаваемых исполнительными или представительными органами муниципального образования, с разными полномочиями и различным порядком организации и деятельности. Наличие этих органов в структуре местного самоуправления не является обязательным. Это объясняется тем, что их содержание не является необходимым при осуществлении деятельности органов местного самоуправления, или носит временный характер.

 

5.Тесты

1.Глава муниципального образования может быть:

1) избран гражданами, проживающими на территории муниципального образования

2) назначен органами государственной власти субъекта РФ

3) избран представительным органом местного самоуправления из своего состава

4) назначен представительным органом местного самоуправления по результатам конкурса по контракту

Ответ: 3.

Известны два альтернативных способа выборов главы муниципального образования: - населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; -представительным органом из своего состава [6].

2.Какие из данных утверждений ошибочны? Глава муниципального образования:

1) подотчетен населению

2) подотчетен органам власти субъекта Федерации

3) действует от имени муниципального образования без доверенности

4) может быть одновременно председателем представительного органа и возглавлять местную администрацию

5) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа

Ответ: 2, 4 [9].

 

Заключение

 

Органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии со ст.34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

К полномочиям органов местного самоуправления на основании ст.130 Конституции РФ относятся: самостоятельное управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка, а также решение иных вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления – это органы наделенные полномочиями по решению местных вопросов, которые не входят в систему государственных органов. Органы местного самоуправления – это не только способ децентрализации управления (который делает эту систему управления наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом юридических и иных местных традиций), но и способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни, организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.

 

Список использованной  литературы:

1. Конституция РФ от 12.12.1993

2.Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 21 июля 2005 г.)

3.Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

4.Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления

5.Система государственного и муниципального управления: Учебник – М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2008.

6.Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления / В.Е. Чиркин Г.П. - М.: Норма, 2009.

7.Конституционное право России. Система местного самоуправления / http://www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-4/87.htm /

8.http://www.zonazakona.ru/law/zakon_rf/art/2938/ - юридический интернет портал

9. http://ru.wikipedia.org/wiki/- свободная инциклопедия

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 22.91K
Скачано: 42
Скачать бесплатно
24.12.13 в 11:32 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Помощь в написании работ