Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по безопасности жизнедеятельности (БЖД) »

Глобальные проблемы человечества на современном этапе

Глобальные проблемы человечества на современном этапе [02.12.13]

Тема: Глобальные проблемы человечества на современном этапе

Раздел: Бесплатные рефераты по безопасности жизнедеятельности (БЖД)

Тип: Контрольная работа | Размер: 13.30K | Скачано: 300 | Добавлен 02.12.13 в 18:02 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Содержание:

Контрольный теоретический вопрос. 3

Глобальные проблемы человечества на современном этапе. 3

Контрольные тестовые задания. 9

Практическая ситуация. 11

Использованная литература: 12

 

Контрольный теоретический вопрос.

Глобальные проблемы человечества на современном этапе.

Глобальные (от фр. global — всеобщий) проблемы — совокупность проблем человечества, которые стали перед ним во второй половине XX в. и от решения которых зависит существование цивилизации.

Принято считать, что глобальные проблемы современности порождены тенденцией к глобализации мирового сообщества и ее следствиями.

Общими чертами глобальных проблем являются:

— масштабность — они затрагивают жизнедеятельность всего человечества;

— острота — от их решения зависит дальнейшая судьба человеческой цивилизации;

— проявляются как объективный фактор развития общества;

— предполагают международное сотрудничество различных стран;

— они настоятельно требуют решения.

Глобальные проблемы можно разделить на группы: «универсальные» — интерсоциальные проблемы (проблема ядерной войны, преодоления отсталости развивающихся стран и т.п.) и проблемы, возникающие в результате взаимоотношений общества и природы (экологические проблемы, истощаемость ресурсов и т.п.).

На современном этапе к главным (приоритетным) глобальным проблемам относятся: демографическая проблема; проблема Север-Юг; продовольственная проблема; энергетическая проблема; проблема экологии; проблема разоружения и сохранения мира, терроризм; проблема освоения Мирового океана.

Рассмотрим эти проблемы подробнее:

1. Демографическая проблема.

Глобальная демографическая проблема состоит из двух частей:

— быстрый и слабо контролируемый рост населения развивающихся стран

— старение населения развитых стран и многих государстве переходной экономикой.

Так, во второй половине XX — начале XXI в. наблюдаются самые высокие темпы роста населения. За период с 1960 по 1999 гг. население планеты удвоилось (с 3 млрд. до 6 млрд. человек), в 2007 г. составило 6,6 млрд. человек, а в 2013 г. — 7,1 млрд. человек. Хотя среднегодовые темпы прироста населения мира снизились, но прогноз на 2050 г. составляет 9,5 млрд. человек.

Быстрые темпы роста населения по сравнению с темпами социально-экономического развития в отсталых регионах привели к обострению проблем занятости, бедности, продовольственного положения, земельного вопроса, к низкому уровню образования, ухудшению здоровья населения. Эти страны видят решение своей демографической проблемы в ускорении экономического роста и одновременном снижении рождаемости (примером может быть Китай).

В странах Европы, в Японии и ряде стран СНГ с последней четверти XX в. происходит демографический кризис, проявляющийся в медленном росте и даже естественной убыли и старении населения, стабилизации или сокращении его трудоспособной части. Демографическое старение (увеличение доли населения в возрасте старше 60 лет свыше 12% общей численности населения, старше 65 лет — сверх 7%) — это закономерный процесс, в основе которого лежат успехи медицины, повышение качества жизни и другие факторы, способствующие продлению жизни значительной части населения.

Для экономики развитых и переходных стран увеличение продолжительности жизни населения имеет как положительные, так и отрицательные последствия. К первым относится возможность продления трудовой деятельности пожилых граждан сверх нынешнего порога пенсионного возраста. Ко вторым следует отнести проблемы как материального обеспечения пожилых и престарелых граждан, так и их медицинского и бытового обслуживания. Принципиальный выход из такого положения лежит в переходе к накопительной пенсионной системе, в которой ответственность за размер своей пенсии несет прежде всего сам гражданин.

2. Проблема Север-Юг.

Проблема Север-Юг — это проблема экономических отношений развитых стран с развивающимися.

Суть ее состоит в том, что для преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами последние требуют от развитых стран различных уступок, в частности, расширения доступа своих товаров на рынки развитых стран, усиления притока знаний и капитала (особенно в форме помощи), списания долгов и др. В бедных странах велик дефицит финансовых ресурсов, слаб технологический и интеллектуальный потенциал.

Проблема бедных стран — недостаток жизненных средств.

Проблема богатых стран — проблема избыточного потребления (ненужных вещей).

3. Продовольственная проблема.

Данная проблема выступает на практике как проблема абсолютной нехватки продовольствия (недоедания и голода), а также несбалансированности питания в различных странах мира. От недоедания сегодня страдает свыше 850 млн. человек, а умирает несколько миллионов в год.

Наиболее остро проблема дефицита продовольствия стоит перед беднейшими странами, которые к тому же не в состоянии выделять значительные средства на импорт продуктов питания. Считается, что мировой спрос на продовольствие возрастёт к 2020 году на 64%, в том числе в развивающихся странах — почти на 100%. Сегодня развитие сельского хозяйства уже не поспевает за изменениями в объёме и структуре мирового спроса на продовольствие. Если подобную тенденцию не остановить, то в ближайшие два-три десятилетия потребность в покрытии недостающих продуктов питания может увеличиться в несколько раз.

4. Глобальная энергетическая проблема.

Энергетическая проблема — это проблема обеспечения человечества топливом и энергией в настоящее время и в обозримом будущем.

Главной причиной возникновения глобальной энергетической проблемы следует считать быстрый рост потребления минерального топлива в XX в. Со одной стороны он вызван открытием и эксплуатацией огромных нефтегазовых месторождений в Западной Сибири, на Аляске, на шельфе Северною моря, а с другой — увеличением автомобильного парка и ростом объема производства полимерных материалов.

Наращивание добычи топливно-энергетических ресурсов повлекло за собой серьезное ухудшение экологической ситуации (расширение открытой добычи полезных ископаемых, добыча на шельфе и др.). А рост спроса на эти ресурсы усилил конкуренцию как стран-экспортеров топливных ресурсов за лучшие условия продажи, так и между странами-импортерами за доступ к энергетическим ресурсам.

5. Глобальная экологическая проблема.

Экологическая проблема — проблема взаимоотношений общества и природы, сохранения окружающей среды, проблема прекращения вредного воздействия деятельности человека на окружающую среду.

На протяжении тысячелетий человек постоянно увеличивал свои технические возможности, усиливал вмешательство в природу, забывая о необходимости поддержания в ней биологического равновесия.

В 1990-х гг. экологическая проблема вышла на глобальный уровень, что проявляется в следующих негативных тенденциях:

— ресурсы, которые принято считать возобновляемыми (тропические леса, рыбные ресурсы и др.) в мире просто не успевают самовосстанавливаться;

— происходит разрушение мировой экосистемы, исчезает все больше представителей флоры и фауны, нарушая экологический баланс в природе;

— все большие территории планеты становятся зоной экологического бедствия;

— самой сложной и потенциально наиболее опасной проблемой становится возможное изменение климата.

6. Проблема разоружения и сохранения мира, терроризм.

Историю человечества можно рассматривать как историю войн. Так по единодушной оценке многих ученых и политических деятелей, третья мировая война, если она разразится, станет финалом всей истории человеческой цивилизации. Расчеты ученых показывают, что наиболее вероятным и самым губительным для всего живого следствием ядерной войны станет наступление «ядерной зимы», которую человечество вряд ли переживет.

Терроризм во всех его формах и проявлениях и по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости так же превратился ныне в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости.

Для многих людей, групп, организаций, терроризм стал способом решения проблем: политических, религиозных, национальных.

7. Проблема мирового океана.

Проблема Мирового океана — это проблема сохранения и рационального использования его пространств и ресурсов.

В настоящее время Мировой океан как замкнутая экологическая система с трудом выдерживает во много раз усилившуюся антропогенную нагрузку, и создается реальная угроза его гибели.

Мировой океан превратился в своеобразный фокус, где сошлись правовые, оборонные, геополитические, экономические, научно-технические, научно-исследовательские, демографические проблемы использования его ресурсов и пространств, которые, вместе взятые, способствуют возникновению еще одой крупнейшей глобальной проблемы современности — экологической. Океан — главный регулятор содержания основных биогенных элементов (кислорода и водорода) в атмосфере: океан — это фильтр, очищающий атмосферу от вредных продуктов природного и антропогенного происхождения; океан, кроме всего прочего — огромный аккумулятор и ассенизатор многих продуктов жизнедеятельности человека. И он просто не успевает самовосстанавливаться.

Способы решения глобальны проблем:

— перевоспитание человечества — формирование нового планетарного сознания: широкое информирование людей о глобальных проблемах, отказ от ценностей потребления, воспитание человека на принципах гуманизма;

— использование современных научных достижений для наблюдения и контроля за глобальными процессами на планете;

— развитие новых технологий — ресурсосберегающих, использующих вторсырье, природные источники энергии;

— вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень, концентрация усилий всех стран по решению проблем.

 

Контрольные тестовые задания

1. Гомосфера — это:

а) пространство, в котором находится человек в процессе своей деятельности;

б) экологически опасный участок леса;

в) пространство, в котором совмещены рабочая зона и ноксосфера;

г) пространство, в котором возникают или постоянно существуют опасности.

 

Ответ: «а». Гомосфера — 1) атмосферные слои ниже 100 км с составом воздуха, мало меняющимся с высотой (кроме водяного пара, углекислого газа и озона); 2) пространство (рабочая зона), где находится человек в процессе рассматриваемой деятельности.

 

2. Чрезвычайная ситуация — это:

а) состояние, при котором в результате возникновения источника природной катастрофы на определенной территории или объекте экономики нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб; имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде;

б) авария, катастрофа;

в) угроза жизнедеятельности человека;

г) состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на определенной территории или объекте экономики нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

Ответ: «г». (Согласно ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения», п.2.1.1). Природная катастрофа — это один из видов чрезвычайных ситуаций.

 

3. Мониторинг окружающей среды предполагает:

а) наблюдение и прогноз;

б) анализ и прогноз;

в) наблюдение, анализ, и прогноз.

Ответ: «в». Согласно геологической энциклопедии.

 

Практическая ситуация.

Вы находитесь в помещении на пятом этаже. Начался пожар. Ваши действия.

1. Не паниковать. Постараться успокоить окружающих.

2. Вызвать пожарную охрану («01» по городскому телефону или «112» по мобильному), сообщив им всю имеющуюся информацию.

3. По возможности запустить пожарную сигнализацию.

4. Попытаться проникнуть на наружную лестницу и спуститься вниз (это лучший вариант, т.к. она незадымляемая).

Если наружная лестница слишком далеко, недоступна, или ее нет, то:

5. Набрать побольше кислорода, любым способом защитить дыхательные пути от дыма и угарного газа (ватно-марлевые повязки, платки, полотенца и т.п., желательно смоченные водой). Если есть возможность, облить водой себя, свои вещи.

6. Попытаться спуститься вниз внутри здания. Ни в коем случае не пользоваться лифтами! Во время пожара может перегореть проводка и лифт остановится, а находящийся в нем окажется в ловушке посреди горящего здания.

7. Если эпицентр на 1м этаже, то нужно спуститься как можно ниже и попытаться выбраться через окно.

8. Если выбраться самостоятельно не получилось — выйти на балкон или закрыться в комнате (если балкона нет), запереть двери, окна. Постараться максимально заткнуть щели в двери, все возможные вентиляционные отверстия. В форточку вывесить какой-нибудь опознавательный знак (например, яркую или белую футболку). Лечь на пол у окна, дожидаться помощи.

 

Использованная литература:

1. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / под ред. проф. П.Э. Шлендера. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Вузовский, 2010.

2. Безопасность жизнедеятельности / Т. А. Хван, П. А. Хван — М.: Феникс, 2014.

3. Обществознание: ЕГЭ-учебник / П.А. Баранов, С.В. Шевченко — М.: Астрель: Полиграфиздат, 2012.

4. Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/Население_Земли.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 13.30K
Скачано: 300
Скачать бесплатно
02.12.13 в 18:02 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе