Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по безопасности жизнедеятельности (БЖД) »

Глобальные проблемы человечества на современном этапе

Глобальные проблемы человечества на современном этапе [18.05.13]

Тема: Глобальные проблемы человечества на современном этапе

Раздел: Бесплатные рефераты по безопасности жизнедеятельности (БЖД)

Тип: Контрольная работа | Размер: 20.61K | Скачано: 320 | Добавлен 18.05.13 в 23:06 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Содержание

Теоретический вопрос: Глобальные проблемы человечества на               современном этапе………………………………………………………….

3

Тестовое задание………………………………………………………….

11

Практическая ситуация…………………………………………………..

14

Список использованной литературы…………………………………….

15

 

Глобальные проблемы человечества на современном этапе

Глобальные проблемы - несоответствия между наиболее значимыми планетарными потребностями и возможностью их удовлетворения совместными усилиями человечества в определенный период времени.

Глобальные проблемы человечества - это проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира.

В современных условиях к глобальным проблемам относятся:

1. Проблема Север-Юг – это проблема экономических отношений развитых стран с развивающимися.

Суть ее состоит в том, что для преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами последние требуют от развитых стран различных уступок, в частности, расширения доступа своих товаров на рынки развитых стран, усиления притока знаний и капитала (особенно в форме помощи), списания долгов и др.

2. Проблема бедности. Одной из главных в мире является проблема бедности, под которой понимается невозможность обеспечивать простейшие и доступные для большинства людей в данной стране условия жизни. Большие масштабы бедности, особенно в развивающихся странах, представляют серьезную опасность не только для национального, но и для мирового устойчивого развития.

Различают следующие виды уровней бедности: национальный и международный.

Национальный уровень бедности – это доля населения, живущего ниже национальной черты бедности. В большинстве стран мира, и в том числе в России, под национальной чертой бедности понимается доход ниже прожиточного минимума, т.е. не позволяющий покрывать стоимость потребительной корзины – набора самых необходимых по меркам данной страны в данный период времени товаров и услуг. Во многих развитых государствах бедными считаются люди с доходом в размере 40-50% от среднего дохода по стране.

Международный уровень бедности – это доход, обеспечивающий потребление менее чем на 2 долл. в день по ППС. Определяют также международный уровень чрезвычайной бедности (или иначе – сверхбедности) – доход, обеспечивающий потребление менее чем на 1 долл. в день. Это, по сути, предельный уровень бедности с точки зрения выживания человека.

3. Продовольственная проблема. Данная проблема выступает на практике как проблема абсолютной нехватки продовольствия (недоедания и голода), а также несбалансированности питания в различных странах мира.

За последние 50 лет в производстве продовольствия достигнут существенный прогресс – численность недоедающих и голодающих сократилась почти вдвое. В то же время немалая часть населения планеты до сих нор ощущает дефицит продуктов питания. Численность нуждающихся в них превышает 850 млн. человек, т.е. абсолютную нехватку продовольствия (по калориям) испытывает каждый седьмой. Более 5 млн. детей умирают ежегодно от последствий голодания.

Уровень развития и объемы сельскохозяйственного производства в различных группах стран объясняются, прежде всего, организационными формами хозяйствования (т.е. эффективностью использования ресурсов), материально-технической базой, а также природно-климатическими условиями и наличием земельных ресурсов, пригодных для возделывания различных культур и выращивания скота. Наиболее остро проблема дефицита продовольствия стоит перед беднейшими странами, которые к тому же не в состоянии выделять значительные средства на импорт продуктов питания. В то же время проведение аграрных преобразований в развивающихся странах в сочетании с активизацией государственной поддержки и использованием достижений научно-технического прогресса позволяет предполагать дальнейший подъем сельского хозяйства в указанной группе стран.

4. Проблема обеспечения человеческой безопасности. За последние два десятилетия концепция безопасности подверглась существенному пересмотру. Ее традиционная трактовка как безопасности государства (его границ, территории, суверенитета, населения и материальных ценностей) была дополнена безопасностью человека (человеческой безопасностью), которая означает, по словам Ф. Рузвельта, «свободу от страха и свободу от нужды».

Человеческая безопасность – это состояние защищенности людей от внутренних и внешних угроз и рисков и свобода от страха и нужды, которые достигаются путем совместной и целенаправленной деятельности гражданского общества, национального государства и международного сообщества.

К основным свободам/условиям, обеспечивающим человеческую безопасность, относятся:

Создание этих условий предполагает, во-первых, ликвидацию первопричин или установление эффективного контроля над источниками угрозы и, во-вторых, повышение способности каждого индивидуума противостоять угрозам. Для обеспечения этих условий возможно использование двух групп мер: превентивных, или долгосрочных, и немедленных, экстраординарных.

5. Проблема экологии и устойчивого развития. Во второй половине XX в. хозяйственное воздействие на природу достигло размеров, при которых она стала утрачивать способность к самовосстановлению.

Проблема экологии и устойчивого развития - это проблема прекращения вредного воздействия деятельности человека на окружающую среду.

Еще в середине прошлого века экология была внутренним делом каждой страны, потому что загрязнение в результате промышленной деятельности проявлялось лишь в районах с повышенной концентрацией экологически вредных производств.

В 1990-х гг. экологическая проблема вышла на глобальный уровень, что проявляется в следующих негативных тенденциях:

6. Демографическая проблема.

Глобальная демографическая проблема состоит из двух частей:

1) Быстрый и слабо контролируемый рост населения развивающихся стран.

Никогда за всю историю человечества темпы роста населения мира не были столь высокими, как во второй половине XX – начале XXI в. За период с 1960 по 1999 г. население планеты удвоилось (с 3 млрд до 6 млрд чел.), а в 2007 г. составило 6,6 млрд чел. Хотя среднегодовые темпы прироста населения мира снизились с 2,2% в начале 60-х гг. до 1,5% в начале 2000-х гг., абсолютный годовой прирост возрос с 53 млн до 80 млн чел.

Демографический переход от традиционного (высокая рождаемость – высокая смертность – низкий естественный прирост) к современному типу воспроизводства населения (низкая рождаемость – низкая смертность – невысокий естественный прирост населения) завершился в развитых странах в первой трети XX в., а в большинстве стран с переходной экономикой – в середине прошлого столетия. Тогда же начался демографический переход в ряде стран и регионов остального мира, который начинает завершаться лишь в Латинской Америке, Восточной и Юго-Восточной Азии и продолжается в Восточной Азии, Африке южнее Сахары, на Ближнем и Среднем Востоке.

Быстрые темпы роста населения по сравнению с темпами социально-экономического развития в этих регионах ведут к обострению проблем занятости, бедности, продовольственного положения, земельного вопроса, к низкому уровню образования, ухудшению здоровья населения. Эти страны видят решение своей демографической проблемы в ускорении экономического роста и одновременном снижении рождаемости (примером может быть Китай).

2) Старение населения развитых стран и многих государстве переходной экономикой.

В странах Европы, в Японии и ряде стран СНГ с последней четверти XX в. происходит демографический кризис, проявляющийся в медленном росте и даже естественной убыли и старении населения, стабилизации или сокращении его трудоспособной части. Демографическое старение (увеличение доли населения в возрасте старше 60 лет свыше 12% общей численности населения, старше 65 лет – сверх 7%) – это закономерный процесс, в основе которого лежат успехи медицины, повышение качества жизни и другие факторы, способствующие продлению жизни значительной части населения.

Для экономики развитых и переходных стран увеличение продолжительности жизни населения имеет как положительные, так и отрицательные последствия. К первым относится возможность продления трудовой деятельности пожилых граждан сверх нынешнего порога пенсионного возраста. Ко вторым следует отнести проблемы как материального обеспечения пожилых и престарелых граждан, так и их медицинского и бытового обслуживания. Принципиальный выход из такого положения лежит в переходе к накопительной пенсионной системе, в которой ответственность за размер своей пенсии несет прежде всего сам гражданин.

Что касается такого аспекта демографической проблемы в этих странах, как сокращение экономически активного населения, то его решение видится прежде всего в притоке иммигрантов из других стран.

7. Глобальная энергетическая проблема.

Глобальная энергетическая проблема – это проблема обеспечения человечества топливом и энергией в настоящее время и в обозримом будущем.

Локальные энергетические кризисы возникали и в доиндустриальной экономике (например, в Англии XVIII в. в связи с исчерпанием лесных ресурсов и переходом на уголь). Но как глобальная проблема нехватка энергоресурсов проявилась в 70-х гг. XX в., когда разразился энергетический кризис, выразившийся в резком повышении цены на нефть (в 14,5 раза в 1972-1981 гг.), что создало серьезные трудности для мировой экономики. Хотя многие затруднения того времени были преодолены, глобальная проблема обеспечения топливом и энергией сохраняет свое значение и в наши дни.

Главной причиной возникновения глобальной энергетической проблемы следует считать быстрый рост потребления минерального топлива в XX веке. Со стороны предложения он вызван открытием и эксплуатацией огромных нефтегазовых месторождений в Западной Сибири, на Аляске, на шельфе Северною моря, а со стороны спроса – увеличением автомобильного парка и ростом объема производства полимерных материалов.

Наращивание добычи топливно-энергетических ресурсов повлекло за собой серьезное ухудшение экологической ситуации (расширение открытой добычи полезных ископаемых, добыча на шельфе и др.). А рост  спроса на эти ресурсы усилил конкуренцию как стран – экспортеров топливных ресурсов за лучшие условия продажи, так и между странами-импортерами за доступ к энергетическим ресурсам.

8. Проблема мирового океана.

Проблема Мирового океана – это проблема сохранения и рационального использования его пространств и ресурсов.

В настоящее время Мировой океан как замкнутая экологическая система с трудом выдерживает во много раз усилившуюся антропогенную нагрузку, и создается реальная угроза его гибели. Поэтому глобальная проблема Мирового океана – это, прежде всего, проблема его выживания. Как сказал Тур Хейердал, «мертвый океан – мертвая планета».

Мировой океан превратился в своеобразный фокус, где сошлись правовые, оборонные, геополитические, экономические, научно- технические, научно-исследовательские, демографические проблемы использования его ресурсов и пространств, которые, вместе взятые, способствуют возникновению еще одой крупнейшей глобальной проблемы современности – экологической. Океан – главный регулятор содержания основных биогенных элементов (кислорода и водорода) в атмосфере: океан – это фильтр, очищающий атмосферу от вредных продуктов природного и антропогенного происхождения; океан, кроме всего прочего – огромный аккумулятор и ассенизатор многих продуктов жизнедеятельности человека.

В некоторых акваториях, где деятельность человека наиболее активна, океану стало трудно самоочищаться, поскольку его способность к самоочищению не беспредельна. Увеличение объема поступающих в океан загрязняющих веществ может вызвать качественный скачок, который проявится в резком нарушении баланса океанической экосистемы, что приведет к неминуемой «гибели» океана. В свою очередь «гибель» океана неминуемо влечет за собой гибель всего человечества.

 

2. Контрольные тестовые задания

1. Гомосфера это:

1) пространство, где находится человек в процессе своей деятель­ности;

2) экологически опасный участок леса;

3) пространство, в котором совмещены рабочая зона и ноксо­сфера;

4) пространство, в котором возникают или постоянно существуют опасности.

Согласно государственному стандарту ГОСТ 25645.143-88 «Атмосферы планет. Термины и определения» гомосфера – это слой атмосферы планеты, расположенный ниже гетеросферы, в котором, вследствие турбулентного перемешивания, состав и средняя молекулярная масса не зависят от высоты. Исходя из этого определения, следует, что правильный ответ под номером 1.

 

2. Чрезвычайная ситуация — это:

1) состояние, при котором в результате возникновения источника природной катастрофы на определенной территории или объекте экономики нарушаются нормальные условия жизни и деятель­ности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей среде;

2) авария, катастрофа;

3) угроза жизнедеятельности человека;

4) состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на определенной территории или объек­те экономики нарушаются нормальные условия жизни и деятель­ности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей среде.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 года           № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Исходя из этого определения, следует, что правильный ответ под номером 4.

 

3. Мониторинг окружающей среды означает:

1) наблюдение и прогноз;

2) анализ и прогноз;

3) наблюдение, анализ и прогноз.

Программа ЮНЕСКО от 1974 г. определяет мониторинг как систему регулярных длительных наблюдений в пространстве и во времени, дающую информацию о прошлом и настоящем состояниях окружающей среды, позволяющую прогнозировать на будущее изменение ее параметров, имеющих особенное значение для человечества. В России же в настоящее время создана и функционирует Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ). В связи с этим был принят государственный стандарт определения «мониторинга окружающей природной среды» - это система наблюдения и контроля, проводимых регулярно по определенной программе для оценки состояния окружающей среды, анализа происходящих в ней процессов и своевременного выявления тенденций ее изменения.

В соответствии с пунктом 1 Положения об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2003 года № 177, под мониторингом окружающей среды понимается комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

Исходя из вышеизложенного, следует, что правильный ответ под номером 3.

 

Практическая ситуация

Вы находитесь в помещении на пятом этаже. Начался пожар. Ваши действия.

1. Сохранять спокойствие и не давать паниковать окружающим.

2. Вызвать пожарную охрану (01 или 112);

3. Попытаться проникнуть на наружную лестницу и спуститься вниз (это лучший вариант, т.к. она незадымляемая);

Если наружная лестница слишком далеко, недоступна, или ее нет, то:

1. Набрать побольше кислорода, любым способом защитить дыхательные пути от дыма и угарного газа (ватно-марлевые повязки, платки, полотенца и т.п.), чтобы не задохнуться, т.к. огонь сжигает кислород;

2. Попытаться спуститься вниз внутри здания. Лифтом не пользоваться!!! ( Во время пожара может перегореть проводка и лифт остановится, а находящийся в нем окажется в ловушке посреди горящего здания);

3. Если эпицентр на 1-м этаже, то нужно спуститься как можно ниже и попытаться выбраться через окно, например, связав несколько простыней, потому что на 1-й этаж может быть не возможно спуститься или слишком опасно.

 

Чего не следует делать при пожаре:

1. переоценивать свои силы и возможности;

2. рисковать своей жизнью, спасая имущество;

3. заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;

4. тушить водой электроприборы, находящиеся под напряжением;

5. прятаться в шкафах, кладовых, забиваться в углы и т.п.;

7. пользоваться лифтом.

 

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 21.12.1994 года № 68-ФЗ О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера // Собрание законодательства РФ, 26.12.1994, № 35, ст. 3648.
  2. Постановление Правительства РФ от 31.03.2003 N 177 Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) // Собрание законодательства РФ, 07.04.2003, № 14, ст. 1278.
  3. Атмосферы планет. Термины и определения. ГОСТ 25645.143-88. Электронный документ: http://www.gosthelp.ru/ gost/gost11563.html.
  4. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Э.А. Арустамова. - 10-е изд.; перераб. и доп. - М.: ИТК «Дашков и К0», 2006.
  5. Гриценко B.C. Безопасность жизнедеятельности: Учебное по­собие. - М.: МЭСИ, 2004.
  6. Лобачев А.И. Безопасность жизнедеятельности: Конспект лекций. - М.: Юрайт, 2006.
  7. Микрюков В.Ю. Безопасность в техносфере: Учебник. - М.: Вузовский учебник, 2011.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 20.61K
Скачано: 320
Скачать бесплатно
18.05.13 в 23:06 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе