Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по государственному и муниципальному управлению »

Государственная экономическая политика как инструмент повышения уровня жизни населения

Государственная экономическая политика как инструмент повышения уровня жизни населения [11.12.13]

Тема: Государственная экономическая политика как инструмент повышения уровня жизни населения

Раздел: Бесплатные рефераты по государственному и муниципальному управлению

Тип: Курсовая работа | Размер: 46.02K | Скачано: 346 | Добавлен 11.12.13 в 20:30 | Рейтинг: +1 | Еще Курсовые работы


Содержание

Введение 3 стр.

Раздел 1. Понятие государственной экономической политики, как инструмента повышения уровня жизни населения

1.1. Взаимосвязь между экономическим развитием государства и уровнем жизни его населения 5 стр.

1.2. Система показателей, характеризующих уровень и качество жизни населения 7 стр.

Раздел 2. Динамика уровня жизни населения и особенности экономической политики Российской Федерации за 2008-2012 гг 12 стр.

Раздел 3. Прогнозирование экономической политики РФ в целях повышения уровня и качества жизни населения

3.1. Пути совершенствования государственной экономической политики России 17 стр.

3.2. Прогнозируемые итоги государственной экономической политики РФ на 2030 год 20 стр.

Заключение 25 стр.

Список литературы 27 стр.

Приложения 28 стр.

 

ВВЕДЕНИЕ

Стратегической задачей государственной экономической политики в условиях социально-ориентированной экономики является повышение уровня и качества жизни населения.

Актуальность данной темы в том, что необходимость повышения уровня и качества жизни населения остается одной из важнейших проблем российского общества на протяжении уже многих лет. А повышение благосостояния населения России, в свою очередь, зависит не только от экономической эффективности хозяйства, но и от эффективной государственной экономической политики.

Объектом исследования является государственная экономическая политика.

Предмет исследования: государственная экономическая политика как инструмент повышения уровня жизни населения.

Цель настоящей работы рассмотреть механизм разработки и реализации государственной экономической политики для целей повышения уровня и качества жизни населения.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Раскрыть приоритетность социального развития по отношению к экономическим задачам.
  2. Описать систему показателей, характеризующих уровень и качество жизни населения России, проанализировать их динамику за определенный период времени.
  3. Показать взаимосвязь между экономическим развитием государства и уровнем жизни его населения.
  4. Раскрыть приоритетные направления и особенности экономической политики в нашей стране.

Теоретическую основу контрольной работы составили труды зарубежных и российских ученых и специалистов-практиков по исследуемой проблематике, а также действующие нормативно-правовые акты.

Информационную основу работы составили:

- законодательные акты Российской Федерации, нормативно-правовые акты Липецкой области и ведомственные нормативные документы Министерства социального развития РФ;

- статистические и аналитические материалы органов государственной власти (Федеральная служба государственной статистики, Федеральная служба государственной статистики по Липецкой области);

- публикации и статьи в различных печатных изданиях, специальной периодической печати, в том числе электронные источники аналитических материалов (официальные сайты).

Методологической основой контрольной работы является сравнительный подход исследования, который реализован при помощи общенаучных методов: моделирования, анализа и синтеза, группировки и сравнения.

 

Раздел 1. Понятие государственной экономической политики, как инструмента повышения уровня жизни населения.

1.1. Взаимосвязь между экономическим развитием государства и уровнем жизни его населения

В процессе жизнедеятельности людей в тесную взаимосвязь вступают экономические и социальные факторы. Важным показателем и результатом экономической жизни общества является уровень жизни его членов, под которым понимают степень обеспечения населения товарами, услугами и условиями жизни, необходимыми для комфортного и безопасного существования.

Поэтому при рассмотрении вопроса о повышении благосостояния населения России представляется целесообразным проанализировать основные направления экономической политики государства, способствующие росту уровня жизни населения страны.

Уровень жизни населения государства в немалой степени зависит от совершенства экономических механизмов, т. е. способов и форм соединения усилий людей при решении задач жизнеобеспечения. Они создают условия для достижения работником высокой производительности труда и позволяют производителям обмениваться результатами труда на взаимовыгодной основе. Значение действия экономических механизмов для обеспечения уровня благосостояния людей можно понять, если сравнить уровень жизни общества на основе натурального хозяйства (племена Африки, Латинской Америки) и товарного хозяйства (развитые страны Запада).

Особенно на современном этапе развития экономики мира проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране.  Хорошо известен тот факт, что для решения проблемы повышения уровня жизни населения необходимы реформы, касающиеся законодательной основы экономической деятельности, совершенствования рыночных отношений, функционирования объектов социальной сферы и т.д. Безусловно, все эти преобразования должны представлять собой различные направления политики государства, главным образом экономической. В конечном счете, от этого зависит политическая, а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе.

Естественной целью производства является повышение уровня жизни человека, а экономическое развитие стран мира определяется тенденцией к росту уровня и качества жизни их населения. Указанная тенденция является всеобщей закономерностью развития глобальной экономики. Причем в условиях современного этапа научно-технического прогресса в последние время начинает все больше осознаваться существенная внутренняя связь экономики, уровня жизни населения и экологии. Именно в этот период стало очевидно, что достижение высокого уровня жизни людей на базе индустриальных технологий производства необходимо связано с такими негативными явлениями, как быстро нарастающая растрата ресурсов Земли, нерациональное использование человеческого потенциала, нарушение равновесия природных процессов из-за хозяйственной деятельности человечества. Выяснилось, что на индустриальной базе поднять уровень жизни всего населения планеты до его современного уровня экономически развитых стран практически невозможно, поскольку, во-первых, для этого просто не хватит земных ресурсов, а во- вторых осуществление такой попытки привело бы к невиданной экологической катастрофе глобального масштаба. Уже сегодня, когда ещё почти половина населения Земли живет в странах со сравнительно низким уровнем производства, масштабы хозяйственной деятельности людей сопоставимы не только с геологическими, но и с некоторыми космическими процессами.

Современное государство может развиваться только при условии, что его экономическая политика имеет своим ориентиром рост уровня и качества жизни граждан. Согласно теории человеческого капитала межстрановая миграция населения основана на рациональном сравнении мигрантом имеющегося уровня и качества жизни с возможным их изменением в районе предполагаемого вселения и оценке ожидаемой выгоды от такого перемещения. Неспособность государства обеспечить гражданам удовлетворительный уровень и качество жизни, таким образом, формирует отрицательный миграционный баланс в форме «утечки мозгов». Последнее негативно сказывается, прежде всего, на качестве трудовых ресурсов и может окончательно похоронить перспективы экономического роста и ухода от сырьевой ориентации экономики.

Методология оценки уровня и качества жизни населения является важным аналитическим инструментом государственной экономической политики, который позволяет:

1. Устанавливать ориентиры социально-экономической политики государства на перспективу.

2. Осуществлять анализ текущего уровня социально-экономического развития страны; оценивать уровень бедности.

3. Проводить межрегиональные сопоставления уровня и качества жизни населения.

Таким образом, уровень экономического развития прямо влияет на уровень жизни в стране. Как мы видим, решение выше поставленных проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые, так или иначе, могут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.

 

1.2. Система показателей, характеризующих уровень и качество жизни населения

Для определения перспектив развития экономики Российской Федерации возникает необходимость детального исследования различных сторон повышения жизненного уровня населения. В качестве основы целесообразна подробная характеристика самого понятия жизненного уровня, связанного с важнейшими человеческими потребностями, выделение ряда наиболее значимых позиций, определяющих пути и меры осуществления эффективной социально-экономической политики.

Уровень жизни это степень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей, обеспеченность населения потребительскими благами. Понятие «уровень жизни» в его современной трактовке является весьма емким, охватывающим все стороны деятельности человека, дает представление о благосостоянии общества в целом и отдельных его членов, в частности. [2, стр. 185]

Основными компонентами стандарта уровня жизни является: здоровье, питание и доходы населения, жилищные условия, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, а так же социальные гарантии и социальная защита наиболее  уязвимых граждан

Базируясь на определении уровня жизни, закономерен переход к анализу показателей, его характеризующих. Их применение дает возможность оценки состояния уровня жизни населения и соответствующей корректировки экономической политики.

 Выделяют четыре градации уровня жизни:

1. достаток – потребление благ, позволяющее обеспечить всестороннее развитие человека;

2. нормальный уровень жизни – рациональное потребление, которое обеспечивает человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил;

3. бедность – потребление благ на уровне сохранения работоспособности;

4. нищета – минимальное потребление, позволяющее поддерживать лишь жизнеспособность человека.

Уровень жизни определяется совокупностью различных качественных и количественных показателей, которая  позволяет провести анализ реального  уровня жизни различных групп населения и всего населения в целом.

Показатели, с помощью которых оценивается уровень и качество жизни, можно разделить на количественные и качественные. Количественные показатели – это, прежде всего, ВВП на душу населения, уровень доходов населения и его распределение в обществе, уровень потребления различных материальных благ и услуг по классам товаров и т. п.

Качественные показатели уровня и качества жизни включают показатели условий труда, быта и досуга человека.

Существует система показателей по семи разделам, которая охватывает как  общие   (макроэкономические)   показатели,   так   и   частные (микроэкономические):

1. Обобщающие показатели ВНП и фонд потребления ВНП в расчете на душу населения: уровень стоимости жизни и его динамика, текущие трансферты и т.д.

2. Доходы населения: месячные (денежные и натуральные): совокупные доходы, располагаемые, реальные, все виды доходов в среднем на душу населения, средняя номинальная и реальная заработная плата, средняя пенсия, стипендия, пособия.

3. Потребление и расходы населения: объем потребления материальных благ и услуг, денежные расходы населения, потребление основных продуктов питания на душу населения, покупательная способность средней заработной платы, пенсии, структура потребительских расходов населения.

4. Денежные сбережения всего и по видам.

5. Накопление имущества и жилище: стоимость накопленного личного,  домашнего  имущества,  наличие  предметов длительного пользования в собственности, жилищные условия.

6. Социальная   дифференциация   населения:   распределение населения по среднедушевому совокупному доходу, потребление основных продуктов питания, товаров и услуг в зависимости от дохода, структура потребительских расходов различных социальных групп, стоимость потребительской корзины различных слоев и изучение ее динамики, индекс концентрации доходов (Джини), децильные коэффициенты дифференциации доходов и потребления.

7. Малообеспеченные слои населения: прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет, минимальный размер заработной платы, пенсии, покупательная способность минимальной заработной платы, пенсии, коэффициент бедности, социальный портрет бедности, зона бедности.

Качество жизни населения напрямую зависит от ее уровня. С ростом уровня жизни населения будет расти доход населения, следовательно, обеспеченность населения материальными благами будет повышаться, и качество жизни также будет расти.

Под «качеством жизни» в широком смысле понимается удовлетворенность населения своей жизнью с точки зрения различных потребностей и интересов. Это понятие охватывает характеристики и индикаторы уровня жизни как экономической категории, условия труда и отдыха, жилищные условия, социальную обеспеченность и гарантии, охрану правопорядка и соблюдение прав личности, природно-климатические условия, показатели сохранения окружающей среды, наличие свободного времени и возможности хорошо его использовать, наконец, субъективные ощущения покоя, комфортности и стабильности.

Для характеристики качества жизни населения необходимо использовать показатели демографической и социальной статистики. К ним относятся:

1. показатели естественного движения населения (рождаемость, смертность, ожидаемая продолжительность жизни, брачность, разводимость);

2. показатели миграционного движения населения;

3. показатели трудовых ресурсов;

4. показатели занятости и безработицы;

5. показатели уровня образованности (доля населения со средним и высшим образованием, средняя продолжительность срока обучения).

В современной статистической теории и практике, в частности, в качестве интегрального показателя уровня жизни в ООН был разработан индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Он отражает как благосостояние, так и качество жизни населения страны. Этот индекс рассчитывается как простая средняя арифметическая из трех наиболее наглядных индикаторов уровня жизни:

1) ожидаемой продолжительности жизни при рождении (I1);

2) достигнутого уровня образования (I2);

3) реального объема ВВП в расчете на душу населения (в долларах США на основе паритета покупательной способности) - (I3).

ИРЧП=(I1+ I2 +I3)/3       (1)

Таким образом, уровень и качество жизни населения – это важнейшие критерии оценки эффективности экономической политики государства. Их повышение является основной целью общественного развития социального государства.

 

Раздел 2.  Динамика уровня жизни населения и особенности экономической политики Российской Федерации за 2008-2012 гг.

Одним из основных условий обеспечения  нормального уровня жизни населения является занятость, т.к. занятость обеспечивает населению доход, который направляется на удовлетворение личных потребностей. (Таблица 1)

Таблица 1

Уровень безработицы населения РФ, в среднем за год, %

2008

2009

2010

2011

2012

6,2

8,3

7,3

6,5

6,5

Из приведенной выше таблицы, по данным Росстата видно, что  за рассматриваемый период уровень безработицы сначала не был стабильным из-за нестабильности всей российской экономики в целом. Вследствие финансового  кризиса 2008-2009 гг. уровень безработицы  резко пошел вверх, затем начал снижаться и до настоящего времени достиг стабильности. Поэтому можно сделать вывод о повышении уровня жизни.

По  уровню доходов населения страны можно сказать о многом. Денежные доходы населения включают доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату наемных работников (начисленную заработную плату, скорректированную на изменение просроченной задолженности), социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии, страховые возмещения и прочие выплаты), доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы. Денежные доходы за вычетом обязательных платежей и взносов представляют собой располагаемые денежные доходы населения.

 Денежные расходы населения включают расходы населения на покупку  товаров и оплату услуг, обязательные платежи и разнообразные взносы, прирост сбережений во вкладах и  ценных бумагах.

Среднедушевые денежные доходы исчисляются делением общей суммы денежных доходов на численность постоянного населения. (Таблица 2)

Таблица 2

Динамика среднедушевых доходов населения по Российской Федерации

Годы

2008

2009

2010

2011

2012*

рублей в месяц (тыс.руб.)

14 863,6

16 895,0

18 950,8

20 754,9

22 810,7

* Предварительные данные

По представленным данным, за исследуемый  период наблюдалось постоянное увеличение среднедушевых доходов населения. Следовательно, уровень жизни повышался.

По данным Росстата (приложение 1) мы видим, как расходы, так и  доходы населения с каждым годом  продолжают расти. Как правило, это  ни о чем не говорит, потому что  принципиальным является не само по себе увеличение зарплаты, а рост ее покупательной  способности, и рост общего уровня доходов  населения, который, например, может быть достигнут  за счет увеличения доходов самого богатого слоя населения.

Рост реальных доходов приводит к усилению зависимости российской экономики  от внешних факторов (прежде всего, от конъюнктуры мирового рынка сырья). Следует отметить положительную тенденцию роста превышения доходов  над расходами – это значит, что население не «сводит концы  с концами».

Но  не стоит забывать, что большинство  населения России имеет доходы ниже среднемирового уровня, а также сильна поляризация общества по уровню доходов, что вызывает различные волнения в обществе (часть населения, особенно старшее поколение считает подобную дифференциацию несправедливой). Следует  отметить, что эта поляризация  увеличивается за счет деятельности теневой экономики (по некоторым  оценкам специалистов, теневой сектор достигает 30-40%). Специалисты  отмечают, что экономический кризис 2008 года отрицательно не отразился  на общем уровне доходов, а лишь углубил  социальную дифференциацию населения  по доходам. (Таблица 3).

Таблица 3

Распределение населения  по величине среднедушевых денежных доходов

(в процентах)

 

2008

2009

2010

2011

2012*

Все население

100

100

100

100

100

в том числе со среднедушевыми
денежными доходами в месяц, руб.:

 

 

 

 

 

до 3500,0

7,3

5,3

3,8

2,8

2,2

3500,1-5000,0

8,6

7,0

5,6

4,5

3,7

5000,1-7000,0

12,5

10,9

9,4

8,1

7,0

7000,1-10000,0

17,0

15,9

14,6

13,4

12,1

10000,1-15000,0

20,2

20,4

20,2

19,8

18,8

15000,1-25000,0

19,8

21,9

23,5

24,8

25,3

25000,1-35000,0

7,7

9,3

10,8

12,1

13,3

свыше 35000,0

6,9

9,3

12,1

14,5

17,6

* Предварительные данные

Видно, что заработная плата растет наиболее динамично. Но, не смотря на рост зарплаты россиян, ее уровень  остается намного ниже, чем в Европе и США; низкие официальные заработки  способствуют развитию недекларированных  «черных» доходов, взяток и прочих скрытых  доходов, препятствующих нормальной оплате труда и развитию легальных доходов, повышению уровня жизни населения, развитию экономики.

Важнейшим показателем уровня жизни населения в стране является прожиточный минимум, который пред­ставляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы  (приложение 2). Потребительская корзина включает минимальные наборы продуктов питания, непродо­вольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, и устанавливается Феде­ральным законом - в целом по Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации - в субъектах Российской Федерации. [4, стр. 65]

Из приложения 2 и Таблицы 3 сделаем вывод, что в 2008 году около 16% имели доходы ниже прожиточного минимума, и всего  лишь 14,6% обладали денежными доходами свыше 25 тыс. рублей, а в 2012 году около 7% населения с доходами ниже прожиточного минимума, а 30,9% имеют доходы свыше 25 тыс. рублей. Можем наблюдать положительную динамику уровня жизни населения в нашей стране.

Хотя динамика демонстрирует постоянный рост, минимальная заработная плата (МРОТ) по-прежнему остается в разы меньше прожиточного минимума. В 2011 году МРОТ составлял  4330,00 рублей, в 2012 году 4611,00 рублей, а прожиточный минимум в 2011 году -  6369,00 рублей, в 2012 – 6510,00.

Итак, в современной России в целом данные показатели свидетельствуют, в основном, о положительной динамике, но по-прежнему остается много проблем, самыми важными из которых являются глубокая социально-экономическая дифференциации населения по уровню доходов и низкий уровень заработной платы.

 

Раздел  3. Прогнозирование экономической политики РФ  в целях повышения уровня и качества жизни населения

3.1. Пути совершенствования государственной экономическойполитики России

В ближайшее время, исходя из специфики прогнозируемого периода, основное внимание необходимо уделить дальнейшему повышению уровня и качества жизни населения на основе развития и эффективного использования человеческого потенциала, технического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности.

Для совершенствования государственной  демографической политики необходимо обеспечить  стабилизацию  численности  населения  на уровне не ниже 142 - 143 млн. человек к 2015 году и создание условий для повышения  к 2025 году  численности  населения  до 145 млн.  человек  и средней продолжительности жизни до 75 лет. Для этого требуется решение следующих задач.

1. Снижение смертности населения, прежде всего высокой  смертности  мужчин  в  трудоспособном  возрасте  от  внешних причин, в том числе:

- снижение  смертности  и  травматизма  в  результате  дорожно-транспортных  происшествий (за  счет  повышения  качества  дорожной инфраструктуры,  дисциплины  на  дорогах,  организации  дорожного движения,  повышения  качества  и  оперативности  медицинской  помощи пострадавшим) и других внешних причин; 

- создание  развитой  инфраструктуры  жизнеобеспечения  и реабилитации лиц, работающих в экстремальных условиях.

2. Повышение уровня рождаемости (в  том числе за счет рождения в семьях второго и последующих детей), включая:

- укрепление  института  семьи,  возрождение  и  сохранение  духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания; 

- развитие  системы  поддержки  семьи  в  связи  с  рождением  и воспитанием  детей,  обеспечение  государственной  материальной поддержки семей, имеющих детей; 

- предоставление  возможности  применения  по  налогу  на  доходы физических  лиц  социального  вычета  по  лечению  детей,  находящихся  на попечении  родителей,  до  достижения  ими  возраста 24 лет,  возможность применения  вычета  опекунами,  возможность  применения  вычета  по дошкольному образованию;

- поддержку  семей,  принимающих  на  воспитание  детей,  оставшихся без  попечения  родителей,  профилактику  семейного  неблагополучия  и социального  сиротства,  обеспечение  защиты  прав  и  законных  интересов детей;

3. Управление миграционными  процессами  в целях  снижения  дефицита  трудовых  ресурсов  в  соответствии  с потребностями экономики, в том числе:

- проведение  активной  региональной  социально-экономической политики, направленной на сохранение численности населения на Дальнем Востоке и в Сибири;

- содействие  переезду  в  Российскую  Федерацию  соотечественников, проживающих за рубежом;

- привлечение квалифицированных иностранных  специалистов, в  том числе выпускников российских высших учебных  заведений, молодежи из иностранных  государств  для  обучения  и  стажировки  в  Российской Федерации.

Чтобы  улучшить  ситуацию  с  состоянием  здоровья  граждан, необходимо обеспечить качественный прорыв в системе здравоохранения. Отрасли  нужны  инновационные  разработки  в  сфере  профилактики, диагностики  и  лечения  заболеваний (включая  восстановительное), эффективная  система  подготовки  и  переподготовки медицинских  кадров, современные высокотехнологичные информационные системы. 

Основной  целью  государственной  политики  в  области здравоохранения на период до 2020 года является формирование системы, обеспечивающей  доступность  медицинской  помощи  и  повышение эффективности  медицинских  услуг,  объемы,  виды  и  качество  которых должны  соответствовать  уровню  заболеваемости  и  потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки. [6, стр. 101]

Отдельной  задачей  является  активное  развитие  российской  медицинской  и  фармацевтической  промышленности  и  создание  условий  для ее перехода на инновационную модель развития, что должно поднять уровень  обеспеченности  организаций  здравоохранения  и  населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, в том числе отечественного производства, до среднеевропейского уровня, как по количественным, так и по качественным показателям.

Реализация  целей  развития  системы  здравоохранения  предполагает решение следующих приоритетных задач.

Первая  задача -  обеспечение  государственных  гарантий  оказания гражданам  бесплатной  медицинской  помощи  в  полном  объеме

Вторая задача - модернизация системы обязательного медицинского страхования  и  развитие  системы  добровольного  медицинского страхования. Осуществление перехода на одноканальную модель финансирования  медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования, включая законодательное закрепление доходных источников и расходных обязательств. Введение  предельного  размера  годового  заработка,  на  который начисляются страховые взносы.

Третья  задача -  обеспечение  доступности  для  населения  эффективных технологий оказания медицинской помощи на всех ее этапах.

Четвертая задача - улучшение лекарственного обеспечения граждан и др.

В  основу  развития  системы  образования  должны  быть  положены такие принципы проектной,  как  открытость  образования  к внешним  запросам,  применение  проектных  методов,  конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике,  адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений. 

Обновление  организационно-экономических  механизмов  на  всех уровнях  системы  образования  обеспечит  ее  соответствие  перспективным тенденциям  экономического  развития  и  общественным  потребностям, повысит  практическую  ориентацию  отрасли,  ее  инвестиционную привлекательность.

Повышение  гибкости  и  многообразия  форм  предоставления  услуг системы  дошкольного  образования  обеспечит  поддержку  и  более  полное использование образовательного потенциала семей.

Необходимо обеспечить равные условия доступа государственных и негосударственных  организаций,  предоставляющих  качественные образовательные  услуги,  к  образовательной  инфраструктуре  и государственному и муниципальному финансированию.

Инновационная экономика невозможна без понятных и прозрачных  правил  функционирования  рынка  труда  и  трудовых отношений, для  соблюдения которых должна быть налажена действенная система  контроля  и  надзора,  что,  в  свою  очередь,  будет  способствовать легализации трудовых отношений и иных видов деятельности, приносящей доход.

Исходя  из  тенденций  развития  экономики  и  рынка  труда,  целью государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе  является  создание  правовых,  экономических  и институциональных  условий,  обеспечивающих  развитие  гибкого эффективно  функционирующего  рынка  труда,  позволяющего  преодолеть структурное  несоответствие  спроса  и  предложения  на  рабочую  силу, сократить  долю  нелегальной  занятости,  повысить  мотивацию  к  труду  и трудовую мобильность.

Для повышения доступности жилья необходимо  обеспечить  условия  для  существенного  роста  объема жилищного  строительства  с  целью  увеличения  предложения  жилья  на конкурентном  рынке  в  соответствии  с  ростом  платежеспособного  спроса населения.

Развитие  массового  жилищного  строительства  потребует  развития промышленной  базы  стройиндустрии  и  промышленности  строительных материалов,  стимулирования  применения  новых  технологий  в строительстве  и  новых  строительных  материалов,  развития  свободной конкуренции  между  частными  коммерческими  и  некоммерческими застройщиками.

Следовательно,  для  реализации  стратегической  цели  страны  –  повышения  реального жизненного уровня населения и его качества – необходимо не на словах, а на деле обеспечивать  приоритетное  развитие России  с  точки  зрения  ее  национальных  интересов  и  выбранной модели социально ориентированной рыночной экономики. 

 

3.2. Прогнозируемые итоги  государственной экономической политики РФ на 2030 год

Во всех вариантах прогноза в части оплаты  труда  работников  бюджетного сектора  к  2020  году  предполагается доведение  до  эффективного  уровня заработной  платы  медицинских  и педагогических  работников,  работников культуры  и  научно-исследовательского персонала  (в  соответствии  с  Указом Президента  Российской  Федерации  от  7 мая  2012  г. №  597). 

В  отношении  динамики  заработной  платы  в  частном  секторе  экономики предполагается, что в целом она будет соответствовать темпам роста производительности труда. В  результате  в  2012-2030  гг.  реальная  заработная  плата  в  целом  по  экономике  в  консервативном  варианте  будет  расти  со  среднегодовым  темпом  4,1%,  а  ее  рост к  2030 году  составит  2,1 раза.  С  учетом  более  высоких  темпов  роста  экономики в  инновационном  варианте  темпы  роста  реальной  заработной  платы  составят  5,0%, и  к  2030 году  она  увеличится  в  2,5  раза.

Прогноз  в  области  пенсионного  обеспечения  строится  исходя  из  необходимости реформирования пенсионной системы.

В  результате  средний  размер  трудовой  пенсии  (среднегодовой)  к  2030  году увеличится  по  сравнению  с  2012 годом приблизительно 3  раза Соотношение среднего размера трудовой пенсии с  прожиточным  минимумом  пенсионера  к  2030  году  увеличится  с  1,7  раза  в  2012  году до 2.

В  2012-2030  гг.  согласно инновационному варианту рост экономики сформирует  благоприятные  условия  для роста  денежных  доходов  населения. Кроме того, дополнительными драйверами, способствующими  повышению благосостояния населения,  станут высокие темпы  роста  заработной  платы  в бюджетном  секторе  и  снижение  общего инфляционного напряжения.

За  период  2012-2030  гг.  реальные располагаемые  денежные  доходы населения вырастут в 2,2 раза. 

На  фоне  увеличения  денежных  доходов  населения  ожидается  рост  потребления, стимулируемый  высокими  темпами  потребительского  кредитования  (в  связи  с  низким накопленным долгом домашних хозяйств в редшествующий период) и  снижением нормы сбережения. Согласно прогнозу  склонность  к  сбережению  снизится  до  6,4%  к  2015-2017 годам.

Обеспечение  эффективного  уровня заработной  платы  в  бюджетном  секторе, повышение  уровня  пенсионного обеспечения  будут  способствовать сокращению доли бедного населения.  В  инновационном  варианте уровень  бедности  снизится  с  12,7%  в 2011 году почти до 10% к 2020 году, а   в 2030  году  не  превысит  7%.  Реализация  мер  по  сокращению  бедности,  повышению  уровня  социальной поддержки  семей  с  детьми  и  уровня  оплаты  труда  работников  бюджетной  сферы  будет способствовать росту среднего класса.

В  рамках  инновационного  сценария  доля  среднего  класса повышается  с  22%  населения  в  2010  году  до  48-52%  в  2030  году. 

На развитие здравоохранения будут влиять следующие факторы:

-  снижение  численности  населения  трудоспособного  возраста  России  с  86,6 млн. человек в 2012 году до 77,2 млн. человек к 2030 году; 

-  численность  населения  старше  трудоспособного  возраста  возрастет  с  32,8 млн. человек в 2012 году до 40,4 млн. человек к 2030 году.

Вместе  с  тем  предстоит  обеспечить  достижение  к  2018  году  следующих  целевых показателей:

1. Снижение смертности от болезней системы кровообращения до 649,4 случаев на 100 тыс. населения.

2.  Снижение  смертности  от  новообразований  (в  том  числе  от  злокачественных)  до 192,8 случаев на 100 тыс. населения.

3. Снижение смертности от туберкулеза до 11,8 случаев на 100 тыс. населения.

4.  Снижение  смертности  от  дорожно-транспортных  происшествий  до  10,6 случаев на 100 тыс. населения.

5.  Снижение  младенческой  смертности,  в  первую  очередь  за  счет  снижения  ее в регионах с высоким уровнем данного показателя, до 7,5 на 1 тыс. родившихся живыми.

6.  Доведение  объема  производства  отечественных  лекарственных  средств по  номенклатуре  перечня  стратегически  значимых  лекарственных  средств  и  перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов до 90%.

7.  Повышение  средней  заработной  платы  врачей  до  200  процентов  от  средней заработной платы в соответствующем регионе.

8.  Повышение  средней  заработной  платы  социальных  работников  медицинских организаций,  младшего  медицинского  персонала  (персонала,  обеспечивающего  условия для  предоставления  медицинских  услуг),  среднего  медицинского  (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до  100% от  средней  заработной  платы  в  соответствующем  регионе,  работников медицинских  организаций,  имеющих  высшее медицинское  (фармацевтическое)  или  иное высшее  образование,  предоставляющих  медицинские  услуги  (обеспечивающих предоставление  медицинских  услуг),  до  200  процентов  от  средней  заработной  платы      в соответствующем регионе.

Результатом  модернизации  профессионального  образования  в  прогнозный  период станут: 

- удельный  вес  численности  студентов,  обучающихся  в  ведущих  образовательных организациях высшего образования, увеличится с 5% в 2011 году до 20% в 2020 году;

- изменение  к  2020  году  удельного  веса  численности  выпускников  программ профессионального  образования  соответствующего  уровня  в  общей  численности выпускников  составит  по  программам  прикладного  бакалавриата    21%,  на  программах бакалавриата  –  31,7%,  на  программах  подготовки  специалистов  –  6,7%,  на  программах магистратуры – 10%;

- удельный вес численности трудоустроившихся не позднее завершения первого года после  выпуска  выпускников  очной  формы  обучения  по  основным  образовательным программам  профессионального  образования  (включая  программы  высшего профессионального образования) возрастет с 40% в 2011 году до 60% в 2020 году;

- удельный  вес  занятого  населения,  прошедшего  повышение  квалификации  и  (или) переподготовку в возрасте 25-65 лет, вырастет с 22% в 2011 году до 55%  в 2020 году и т.д.

К 2016 году предполагается обеспечить достижение 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.

В  результате  модернизации  сфер  дошкольного,  общеобразовательного  и дополнительного  образования  детей предусматривается  достичь  следующих показателей: все  дети-инвалиды,  которым  показано  обучение  в  форме  дистанционного  образования, будут иметь возможность получения общего образования в такой форме; будет обеспечено подключение  100%  школ  к  высокоскоростному  Интернету;  средняя  заработная  плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций к 2013 году будет доведена  до  средней  заработной  платы  в  сфере  общего  образования  в  соответствующем регионе,  а  педагогических  работников  общеобразовательных  организаций  –  до  средней заработной платы в экономике субъекта Российской Федерации; к 2020   году охват детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования в общей численности детей этого возраста составит 75%.

Численность  учащихся  в  общеобразовательных  учреждениях  увеличится  на  12,3% с 13,7 млн. человек до 15,4 млн. человек в 2030 году.

Численность обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования увеличится в 1,9 раза с 2,1 млн. человек в 2011 году до 4 млн. человек в 2030 году. В то же время  численность  студентов  учреждений  высшего  профессионального  образования сократится на 13% с 6,5 млн. человек до 5,6 млн. человек к 2030 году.

Эти  социальные  сдвиги  являются  не  только  результатом,  но  и  предпосылкой устойчивого  экономического  развития,  поскольку  предполагают  формирование человеческого  капитала  более  высокого  качества,  рост  производительности  труда.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении, проанализировав данную тему, можно сделать следующие выводы.

Для превращения России в процветающую державу, в которой качество и уровень жизни людей отвечают мировым стандартам, необходимо проводить эффективную экономическую политику.

Стратегические перспективы экономики страны должны быть связаны с поддержанием достигнутого уровня жизни населения, повышением потребительского спроса населения, выработкой  такой экономической политики,  которая не приводила бы  к снижению потребления  и благосостояния людей, углублению имущественной и  социальной дифференциации.

Уровень и качество жизни населения – это важнейшие критерии оценки эффективности экономической политики государства.  Их повышение является основной целью общественного развития социального государства.

Во втором разделе мы выясняем, что в современной России в целом  показатели уровня жизни населения свидетельствуют, в основном, о положительной динамике, но по-прежнему остается много проблем, самыми важными из которых являются глубокая социально-экономическая дифференциации населения по уровню доходов, низкий уровень заработной платы и другие.

Экономический рост, осуществление результативной политики регулирования и перераспределения доходов, а также стабильность экономической системы в целом возможны при обеспечении пропорционального роста доходов всех слоев населения, принятии соответствующего реалиям жизни прожиточного минимума, утверждении качественно нового состава потребительской корзины. Макроэкономическая стабильность, рост экономики и, соответственно, увеличение уровня и качества жизни населения непосредственно связано с институциональными преобразованиями, посредством которых экономический рост станет закономерным итогом развития экономики, а не результатом удачно сложившейся мировой экономической конъюнктуры.

Главной целью в ближайшие годы (2013 – 2030 гг.) является обеспечение устойчивого экономического развития страны и на этой основе повышение уровня благосостояния народа с приближением его к уровню экономически развитых европейских государств.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия – 2050. Стратегия иннова­ционного прорыва. – М.: Экономика, 2005.
  2. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года: разработан Минэкономразвития России // ГАРАНТ Платформа F1 Эксперт- ГАРАНТ-Аналитик + . ПРАЙМ. – 2013.
  3. Басовский, Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: / Л.Е. Басовский – М.: ИНФРА-М, 2007.
  4. Верховин, В.И. Экономическая социология:– М.: РУДН, 2009.
  5. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Вильямс, 2003.
  6. Лившиц В.Н. Макроэкономические теории, реальные инве­стиции и государственная российская экономическая политика. – М.: Издательство ЛКИ, 2008.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 46.02K
Скачано: 346
Скачать бесплатно
11.12.13 в 20:30 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе