Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Материализм и идеализм: суть и различие

Материализм и идеализм: суть и различие [09.12.13]

Тема: Материализм и идеализм: суть и различие

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Реферат | Размер: 15.08K | Скачано: 296 | Добавлен 09.12.13 в 00:01 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты


Содержание
1. Введение 3
2. Вопрос №1 Материализм и идеализм. 4
3. Вопрос №2 Исторические формы материализма. 8
4. Вопрос №3 Различие между метафизическим и диалектическим материализмом 13
5. Заключение 15
6. Список литературы 16

Введение.

Философия - особая форма познания мира, система взглядов по наиболее общим проблемам бытия и познания, и, прежде всего по вопросу об отношении мышления к бытию, духа к природе, составляющему её основной вопрос. Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее основное содержание. Так, для античных философов это вопрос о первоначалах всего существующего, для Сократа он связан с принципом «познай самого себя», для философов Нового времени – как возможно познание, для современного позитивизма – в чем суть «логики научного открытия» и т.д.

Но существуют общие вопросы, раскрывающие характер философского мышления. Среди них вопрос: «Что первично: дух или материя, идеальное или материальное?» От его решения зависит общее понимание бытия, ибо материальное и идеальное являются его предельными характеристиками. Другими словами, помимо материального в бытии просто ничего нет. Кроме того, в зависимости от его решения выделяются такие крупные философские направления, как материализм и идеализм.

 Цель данной работы – изучить и раскрыть суть материализма и идеализма.

1. Материализм и идеализм.

Материализм (от лат. materialis — вещественный), одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материй в противоположность идеализму, принимающему за исходное, первичное сознание, дух, идею, мышление и т. п. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство, время и движение — объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, что единство мира состоит в его материальности. Материалистическое решение второй стороны основного вопроса филосо­фии – о познаваемости мира – означает убеждение в возможности адекватного отражения самой действи­тельности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей.  Слово «Материализм» начали употреблять в 17 в. в смысле физических представлений о мате­рии (Р. Бойль), а позднее в более общем философском смысле (Лейбниц) для противопоставления материализма идеализму.

В философской литературе материализм характеризуется с самых разных сторон, в его связях с другими социальными явлениями, что слу­жит основанием для различных его классификаций.

1) Выделяются две исторические эпохи в прогрессивном развитии материализма, которым соответствуют домарксистский материализм и марксистский материализм.  Домарксистский материализм охватывает все формы материализма, которые исторически предшествовали возник­новению диалектического материализма.

2) Единственно последовательным является марк­систский материализм. Ленин называл Маркса «... основателем современного материализма, неиз­меримо более богатого содержанием и несравненно бо­лее последовательного, чем все предыдущие формы ма­териализма...».    «Философы разделились на два больших лагеря», сообразно тому, как отвечали они на вопрос об отношении мышления к бытию. «Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма». Такого понимания материализма придерживался и В. И. Ленин.

Противники материализма  употребляют неправильную терминологию для обозначения материализма: 1) Те, которые отрицают или ставят под сомнение существование чего-либо вне ощущений,  называют материализм «метафизикой» (поскольку материализм признаёт независимое существование внешнего мира). На этом же основании «метафизикой» именуются объективный идеализм и фидеизм, которые признают существование абсолютного духа или бога вне нашего сознания; материализм здесь смешивается с определенными видами идеализма; 2) материализм называют «реализмом», поскольку материализм признаёт объективную реальность внешнего мира. Отмечая, что термин «реализм» употребляется иногда в смысле противополож­ности идеализму, Ленин писал: «Я вслед за Энгельсом употребляю в этом смысле только слово  «материализм», и считаю эту терминологию единственно правильной, особенно ввиду того, что слово "реализм" захватано позитивистами и прочими путаниками, колеблющимися между материализмом и идеализмом»;  3) Пытаясь принизить материализм до уровня обыден­ного, философски неоформленного убеждения людей в реальности внешнего мира, враги материализма именуют его «наив­ным реализмом»; 4) Отождествляя материализм в целом как на­правление с механич. материализмом, некоторые критики материализма называют его «механицизмом».

 Выдающимися представителями материализма были французские философы XVIII века Жюльен Ламеттри, Клод Гельвеций, Поль Гольбах, а также немецкий философ XIX века Людвиг Фейербах, который утверждал, что основным предметом философии должна быть природа и человек как самое совершенное ее создание. Материализм также представлен идеями Карла Маркса и Фридриха Энгельса – немецких философов XIX века, рассматривавших материю как единственную реальность – бесконечную во времени и пространстве, существующую в безграничном количестве форм и видов, проявлений и состояний, способную к самоэволюции или саморазвитию.

Противоположным материализму философским воззрением является идеализм. Идеализм (франц. idealisme, от греч. ιδέα — идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вто­рично, зависимо, обусловлено. Идеализм про­тивостоит материализму в решении основного вопроса-философииоб отношении бытия и мышления, духов­ного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания. Хотя идеализм возник более двух с половиной тысячелетий назад, термин, как обозначение од­ного из двух лагерей, борющихся в философии, появил­ся лишь в нач. 18 в. Философский термин «Идеализм» не следует смешивать с употребляемым в обеденном языке, в повседневных рассужде­ниях на моральные темы словом «идеалист», которое про­исходит от слова «идеал» и обозначает бескорыстного человека, стремящегося к достижению возвышенных целей. В философском смысле идеализм в этической области означает отрицание обусловленности морального сознания общественным бытием и признание его первичности. Смешение этих понятий нередко использовалось идеалистами в целях дискредитации философского материализма.

При всём фундаментальном единстве идеалистического лагеря в решении основного вопроса философии внутри этого лагеря следует различать две его главные формы: объективный и субъективный. Для первого характерно признание духовного первоначала вне и независимо от сознания, для второго неприемлемо допущение, какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания. Поскольку идеалистические или материалистические решения основного вопроса философии являются взаимоисключающи­ми, истинным может быть лишь одно из них. Таковым является материалистическое решение, что подтверждается историей науки и развитием общественной практики.

Значительными представителями идеализма были древний греческий философ Платон и немецкий философ Георг Гегель. Так Платон говорил, что все видимые нами вещи физического мира - это всего лишь отражения или тени бестелесных идей, находящихся в высшей и невидимой сфере, а Гегель утверждал, что материальная или чувственная природа - это в иной форме существующий Мировой Разум и называл ее “застывшей мыслью”.

2. Исторические формы материализма.

Античный материализм

Основные линии развития материализма Древнего Востока и античного материализма. Здесь главным в развитии наивного материализма древности и предшествующих ему воззрений является процесс восхождения от весьма наглядных представлений о мире, природе, материи к обобщённым и абстрактным представлениям о свойствах и строении материи, которые были разработаны древними атомистами, выразившими высшую ступень первоначального материализма. Тенденция восхождения от конкретного к абстрактному в развитии материализма обнаруживается повсюду: и в странах Древнего Востока, и в античном мире. В античном материализме (как и во всей древнегреческой философии) в зародыше содержались все позднейшие течения материализма: механистический материализм, метафизический материализм, диалектический материализм, вульгарный материализм. В универсальной системе Аристотеля синтетически соединились линии материализма, идущие от зачатков диалектического материализма (Гераклит), от учения о четырёх неизменных корнях мироздания (Эмпедокл), которые у Аристотеля обрели способность к взаимопревращению, и от представления об апейроне, беспредельном материальном начале, лишённом чувственной вещественной конкретности (Анаксимандр). Наряду с этим в системе Аристотеля сильны элементы идеализма, хотя Аристотель и критиковал основы идеализма своего предшественника Платона. В целом он колебался между материализмом и идеализмом, склоняясь к материализму главным образом в своей «Физике» (учении о природе). Наиболее ярко и четко борьба между материализмом и идеализмом в античной философии выступила как борьба противоположных тенденций, или линий, Демокрита и Платона

Метафизический материализм нового времени

Основные линии возрождения и развития материализма в начале нового времени в Европе. В 15—16 веках в центре внимания представителей Материализм и возникающего естествознания стоял вопрос об опыте как единственном источнике знаний и критерии их правильности, в противовес схоластике и церковному догматизму, видевшим источник знаний в изучении сочинений древних авторитетов и священных книг, а критерий истины — в сличении текстов. Английский материализм 17 века возник на основе эмпиризма, который перерос затем в сенсуализм. В конце 16—17 веке материалистические идеи естествознания (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт) были направлены против скрытых (или абсолютных) качеств средневековых схоластов, на изучение реальных (в данном случае — механических) свойств и отношений вещей природы. Ранние системы материализма в разных странах несут в себе значительные элементы наивного материализма и наивной диалектики, в которых явно возрождаются некоторые черты античного материализма таков материализм итальянского Возрождения 15—16 веков (Леонардо да Винчи, Дж. Бруно и другие), Материализм 17 века (Ф. Бэкон), который представлял материю качественно многообразной. Позднее эти представления вытесняются механистическими учениями, в которых материя трактуется абстрактно-механически (Галилей) или абстрактно-геометрически (Гоббс). Однако в отдельных случаях наивное, но в основном правильное представление о природе удерживалось дольше: например, представление о теплоте как о движении (Ф. Бэкон) и как о молекулярном движении (Бойль, Ньютон) в 17 веке, на смену которому в 18 веке приходит метафизическая концепция теплорода. В 18 веке параллельно тому, как углубляется метафизическая, механистическая идея разрыва материи и движения, в ряде систем материализм усиливается стремление преодолеть этот разрыв. Материалисты пытаются рассматривать тела природы как наделённые внутренней активностью, движением, хотя само это движение трактуется как механическое, а потому по самой своей сути как внешнее по отношению к материи. В картезианской школе, у некоторых представителей французского материализма, в атомно-кинетической концепции Ломоносова, в идее Толанда о неразделимости материи и движения, в динамическом атомизме. Диалектика как цельное учение разрабатывалось лишь на почве немецкого идеализма, в системах же материализма преобладали и, как правило, господствовали метафизика и механицизм, но были и элементы диалектики (Декарт, Дидро, Ломоносов, Пристли, Толанд, особенно Бошкович). Атомистические идеи возрождались и развивались почти всеми школами материализм: как механическую атомистику их разрабатывали Галилей, Ф. Бэкон, Бойль, Ньютон, Гассенди, Спиноза, французские материалисты 18 века, Ломоносов.

Диалектический материализм

 Диалектический материализм — философское направление, изучающее наиболее общие закономерности и сущность бытия, отношение человека к миру и исторические изменения этого отношения в процессе предметно-практической и духовно-теоретической деятельности. Диалектический материализм создан в XIX веке Марксом и Энгельсом и развит в новых исторических условиях Лениным, другими философами-марксистами. Теоретическими источниками диалектического материализма явились прежде всего критически переработанные идеалистическая диалектика Гегеля и философский материализм Фейербаха. Марксистская философия является прямым продолжением лучших, наиболее прогрессивных учений прошлого. Диалектический материализм вбирает в себя наиболее значительные достижения современной мировой философской мысли, стремясь связать их с передовой культурой и духовными поисками нашей эпохи.

Основными системообразующими принципами диалектического материализма являются:

-принцип единства и целостности бытия как развивающейся универсальной системы, включающей в себя все проявления, все формы действительности от объективной действительности (материя) до субъективной действительности (мышление);

-принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание; («Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». — К. Маркс, «К критике политической экономии»)

-принцип познаваемости мира, исходящий из того, что окружающий нас мир познаваем и что мерой его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является общественно-производственная практика;

-принцип развития, обобщающий исторический опыт человечества, достижения естественных, общественных и технических наук и на этой основе утверждающий, что все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном, постоянном, диалектическом развитии, источник которого — возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущие к отрицанию одних состояний и образованию принципиально новых качественных явлений и процессов;

-принцип преобразования мира, согласно которому историческая цель развития общества состоит в достижении свободы, обеспечивающей всестороннее гармоническое развитие каждой личности, в раскрытии всех ее творческих способностей на основе коренного преобразования общества и достижения социальной справедливости и равноправия членов общества;

-принцип партийности философии, устанавливающий наличие сложной объективной связи между философскими концепциями и мировоззрением человека, с одной стороны, и социальной структурой общества — с другой.

Не сводя все развитие философии исключительно лишь к борьбе идеализма и материализма, данный принцип требует чёткого определения философской позиции и глубокого понимания познавательного, методологического и социального смысла каждого философского учения, школы или направления.

3. Различие между метафизическим и диалектическим материализмом.

1.      Сторонники метафизического материализма (Ф. Бэкон, Гоббс, Спиноза, Локк) сводили разнообразие форм движения к механическому движению. Сторонники диалектического материализма (Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Плеханов, В.И. Ленин) считали, что существует 5 видов движения: биологическое; химическое; физическое; психологическое; социальное-высшая форма движения материи.

2.                 Французские материалисты 18 века (Фейербах) считали, что мир есть материя, принципиально непознаваемая. Марксистская теория, напротив, признавала, что мир познаваем в принципе.

3.                 Философия, и метафизический материализм в частности, постепенно отделяются от науки. Диалектический материализм служил основой для науки.

4.                 Представители механистического материализма считали, что истина всегда объективна и не зависима от нашего сознания. Представители диалектического учения придерживались мнения, что всё в мире субъективно, т.к. непознаваемо.

5.          В метафизике диалектика исходит из того, что предметам природы, явлениям природы свойственны внутренние противоречия. Марксистский диалектический метод рассматривает явления природы как вечно движущиеся и изменяющиеся, а развитие природы - как результат развития противоречий в природе, результат взаимодействия противоположных сил.

6.      С точки зрения материалистической диалектики сама природа заключает в себе источники и причины своего развития. Марксистский диалектический метод опровергает утверждения идеалистов о том, что действительные причины развития предметов и явлений надо искать будто бы не в материи, а вне её, т. е. в духе, в сверхъестественной силе.

7.      Метафизики сводят процесс развития к уменьшению или увеличению того же самого, к повторению пройденного, отвергая возникновение нового и его борьбу со старым.

Материалистическая диалектика понимает развитие как возникновение нового, как переход к высшему качественному состоянию и видит источник развития в борьбе противоположностей.

Заключение.

Материализм играет важную методологическую роль во всех областях научного познания, применительно ко всем проблемам философии и теоретическим проблемам естественных и общественных наук. Он указывает науке правильный путь к познанию действительного мира. Когда наука сталкивается с каким-нибудь сложным, еще нерешенным вопросом, то материалистическое мировоззрение заранее исключает его идеалистическое объяснение и ориентирует на поиски естественных законов развития, действительных ещё непознанных связей. Отвергая идею творения «из ничего», материализм выдвигает требование искать естественные причины изучаемых явлений.

Идеализм, как противоположное материализму учение, способствует изучению мира и его структуры с другой, идеалистической, стороны. Эти два направления философии, рассмотренные вместе, представляют полную картину мира.

Список литературы.

  1. Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриенко, проф. В.П. Ратникова.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  2. Философия: Учебник/ Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2002.
  3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. — М.: Гардарики, 2000.
  4. Философский энциклопедический словарь. – М.: 1986 (Статьи: идеализм, материализм)

Чтобы полностью ознакомиться с рефератом, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 15.08K
Скачано: 296
Скачать бесплатно
09.12.13 в 00:01 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе