Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Материализм и идеализм: исторические формы

Материализм и идеализм: исторические формы [09.10.11]

Тема: Материализм и идеализм: исторические формы

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 17.42K | Скачано: 297 | Добавлен 09.10.11 в 14:34 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Пенза 2010


Содержание:
Введение 3
1. Материализм и идеализм 4-7
2. Исторические формы материализма 8-10
3. Различие между метафизическим и диалектическим материализмом 11-12
Заключение 13-14
Список литературы 15

Введение.

Философия - особая форма познания мира, система взглядов по наиболее общим проблемам бытия и познания, и, прежде всего по вопросу об отношении мышления к бытию, духа к природе, составляющему её основной вопрос. Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее основное содержание. Так, для античных философов это вопрос о первоначалах всего существующего, для Сократа он связан с принципом «познай самого себя», для философов Нового времени – как возможно познание, для современного позитивизма – в чем суть «логики научного открытия» и т.д.

Но существуют общие вопросы, раскрывающие характер философского мышления. Среди них вопрос: «Что первично: дух или материя, идеальное или материальное?» От его решения зависит общее понимание бытия, ибо материальное и идеальное являются его предельными характеристиками. Другими словами, помимо материального в бытии просто ничего нет. Кроме того, в зависимости от его решения выделяются такие крупные философские направления, как материализм и идеализм.

 Цель данной работы – изучить и раскрыть суть материализма и идеализма. А для достижения данной цели нужно выполнить следующие задачи: 1) изучение материализма и идеализма в целом; 2) изучение исторических форм материализма; 3) исследование различий между метафизическим и диалектическим материализмом, обращаясь к учениям представителей философии Нового времени и марксистской философии.

1. Материализм и идеализм.

МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis — вещественный), одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материй в противоположность идеализму, принимающему за исходное, первичное сознание, дух, идею, мышление и т. п. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство, время и движение — объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, что единство мира состоит в его материальности. Материалистическое решение второй стороны основного вопроса филосо­фии – о познаваемости мира – означает убеждение в возможности адекватного отражения самой действи­тельности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей.  Слово «Материализм» начали употреблять в 17 в. в смысле физических представлений о мате­рии (Р. Бойль), а позднее в более общем философском смысле (Лейбниц) для противопоставления материализма идеализму.

В философской литературе материализм характеризуется с самых разных сторон, в его связях с другими социальными явлениями, что слу­жит основанием для различных его классификаций.

1) Выделяются две исторические эпохи в прогрессивном развитии материализма, которым соответствуют домарксистский материализм и марксистский материализм.  Домарксистский материализм охватывает все формы материализма, которые исторически предшествовали возник­новению диалектического материализма.

2) Единственно последовательным является марк­систский материализм. Ленин называл Маркса «... основателем современного материализма, неиз­меримо более богатого содержанием и несравненно бо­лее последовательного, чем все предыдущие формы ма­териализма...».    «Философы разделились на два больших лагеря», сообразно тому, как отвечали они на вопрос об отношении мышления к бытию. «Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 283). Такого понимания материализма придерживался и В. И. Ленин (см. ПСС, т. 18, с. 98).

Противники материализма  употребляют неправильную терминологию для обозначения материализма: 1) Те, которые отрицают или ставят под сомнение существование чего-либо вне ощущений,  называют материализм «метафизикой» (поскольку материализм признаёт независимое существование внешнего мира). На этом же основании «метафизикой» именуются объективный идеализм и фидеизм, которые признают существование абсолютного духа или бога вне нашего сознания; материализм здесь смешивается с определенными видами идеализма; 2) материализм называют «реализмом», поскольку материализм признаёт объективную реальность внешнего мира. Отмечая, что термин «реализм» употребляется иногда в смысле противополож­ности идеализму, Ленин писал: «Я вслед за Энгельсом употребляю в этом смысле только слово  «материализм», и считаю эту терминологию единственно правильной, особенно ввиду того, что слово "реализм" захватано позитивистами и прочими путаниками, колеблющимися между материализмом и идеализмом»;  3) Пытаясь принизить материализм до уровня обыден­ного, философски неоформленного убеждения людей в реальности внешнего мира, враги материализма именуют его «наив­ным реализмом»; 4) Отождествляя материализм в целом как на­правление с механич. материализмом, некоторые критики материализма называют его «механицизмом».

 Выдающимися представителями материализма были французские философы XVIII века Жюльен Ламеттри, Клод Гельвеций, Поль Гольбах, а также немецкий философ XIX века Людвиг Фейербах, который утверждал, что основным предметом философии должна быть природа и человек как самое совершенное ее создание. Материализм также представлен идеями Карла Маркса и Фридриха Энгельса – немецких философов XIX века, рассматривавших материю как единственную реальность – бесконечную во времени и пространстве, существующую в безграничном количестве форм и видов, проявлений и состояний, способную к самоэволюции или саморазвитию.

Противоположным материализму философским воззрением является идеализм. ИДЕАЛИЗМ (франц. idealisme, от греч. ιδέα — идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вто­рично, зависимо, обусловлено. Идеализм про­тивостоит материализму в решении основного вопроса-философииоб отношении бытия и мышления, духов­ного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания. Хотя идеализм возник более двух с половиной тысячелетий назад, термин, как обозначение од­ного из двух лагерей, борющихся в философии, появил­ся лишь в нач. 18 в. Философский термин «Идеализм» не следует смешивать с употребляемым в обеденном языке, в повседневных рассужде­ниях на моральные темы словом «идеалист», которое про­исходит от слова «идеал» и обозначает бескорыстного человека, стремящегося к достижению возвышенных целей. В философском смысле идеализм в этической области означает отрицание обусловленности морального сознания общественным бытием и признание его первичности. Смешение этих понятий нередко использовалось идеалистами в целях дискредитации философского материализма.

При всём фундаментальном единстве идеалистического лагеря в решении основного вопроса философии внутри этого лагеря следует различать две его главные формы: объективный и субъективный. Для первого характерно признание духовного первоначала вне и независимо от сознания, для второго неприемлемо допущение, какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания. Поскольку идеалистические или материалистические решения основного вопроса философии являются взаимоисключающи­ми, истинным может быть лишь одно из них. Таковым является материалистическое решение, что подтверждается историей науки и развитием общественной практики.

Значительными представителями идеализма были древний греческий философ Платон и немецкий философ Георг Гегель. Так Платон говорил, что все видимые нами вещи физического мира - это всего лишь отражения или тени бестелесных идей, находящихся в высшей и невидимой сфере, а Гегель утверждал, что материальная или чувственная природа - это в иной форме существующий Мировой Разум и называл ее “застывшей мыслью”.

2. Исторические формы материализма.

В своем развитии философский материализм прошел ряд существенных этапов от наивного в древности, через метафизический к высшей форме - диалектическому материализму. Их характеристика:

1. Наивный (стихийный) материализм древних греков и римлян, сочетавшийся у них с наивной диалектикой. (Один из основных методов философского познания мира, базирующийся на анализе всевозможных точек зрения на исследуемый предмет). Античная наука не расчленена на отдельные отрасли; она носит единый философский характер: все отрасли знания находятся под эгидой философии и подчинены ей. Наивному материализму свойственно признание первоматерии как свойства и состояния вещей, сохраняющегося во всех их превращениях. Предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания как состоящие из материальных образований и элементов. Одни философы считали, что все вещи состоят из жидкой материи (воды), другие - из огненной материи, третьи - из воды, огня, земли и воздуха. Фалес считал, что все вещи возникают из воды и вновь превращаются в воду; вода – вечное начало, а Гераклит Эфесский -  огонь – начало, субстанция бытия. Это естественное воззрение на происхождение всего многообразия мира положило начало научному объяснению многих явлений природы и общества.

2. Метафизический (механистический) материализм 17-18вв. В его основе лежит изучение природы. Однако все многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме движения материи. Ему характерно обращение к разуму. Метафизическая позиция определяет отношение человека ко всему сущему и, прежде всего к себе самому и тому, что мы называем обществом, цивилизацией, культурой и т.п. В силу господства этой позиции философы определяют истину обо всем сущем как таковом и в целом или в ранге природы, или в ранге слова в смысле средневекового понимания Божественного Логоса, творящего мир как таковой, или в ранге бытия, как сознания (др. словами: сознание есть правящее начало всего сущего). Метафизический материализм обвинялся в приверженности к умозрительной конструкции, в недостаточном внимании к опыту и эксперименту, не учитывал реальных свойств предмета. Все это свело его на нет. Материалисты XVIII века разрабатывали идею о том, что материя не нуждается в толчке. Дидро считал, что материя сама несет в себе принцип собственного движения. В дальнейшем это активно использовалось диалектическим материализмом. В XVIII веке встал вопрос о природе сложных живых организмов. Дидро утверждал, что различие между живой, неживой материей и человеком заключается в уровне организации. Организация появляется под действием теплоты, как пример приводил куриное яйцо. Ламеттри – военный врач, а в это время было много войн, и у него была богатая практика. Наблюдал явление, когда организм, получивший смертельное ранение, продолжает некоторое время функционировать, как у животного (курица без головы), так и у человека. Пришел к выводу, что души нет ни у животных, ни у человека, а они являются механическими машинами. Его идеи получили в дальнейшем развитие у других французских материалистов.

Дидро утверждал, что мышление, сознание - есть свойства высокоорганизованной материи. Гельвеций развивал идеи Локка на социальные явления. Различает индивидуальное и общественное сознание, и точно так же как индивидуальное сознание формируется на основе ощущений, так же и общественное сознание определяется общественной средой. Человек тем умнее, чем он более чувствителен, причем он расширил понятие чувства от ощущений до более высокого уровня. Перу Гольдбаха принадлежит книга "Система природы", в которой изложена математика от элементарных начал (законов механики), затем происхождение звезд и планет (заимствовал у Канта). Огромное влияние на развитие материалистических теорий во Франции оказали философские идеи Д.Локка. Основная проблематика английских материалистов включала в себя: соотношение материи и движения, материальную обусловленность сознания, взаимодействие свободы и необходимости. Французские материалисты последовательно развивали локковский сенсуализм, утверждали, что в человеческих чувствах отражаются объективные свойства природы; ориентировались на естествознание и особенно - на механику. Механистическая картина мира легла в основу их представлений о мире и человеке.

3. Возникновению диалектического материализма способствовало утверждение капитализма и развитие производства. Его основные идеи: а) предметом философии являются наиболее универсальные всеобщие законы мира; б) философия - духовно-практический способ освоения действительности, т.е. материалисты хотят реально изменить мир (появляется термин "практика" - родовая деятельность по Марксу). Марксом и Энгельсом создан метод материалистической диалектики. Основные идея концепции сознания: это свойство материи, имеющее общественную сущность и творческую активность. Основные идеи концепции общественного познания: оно имеет социальную и историческую природы; в процессе познания активную роль играет практика; диалектическое взаимодействие субъекта и объекта; чувственное и рациональное находится в диалектическом единстве; истиной является то, что соответствует действительности.

3. Различие между метафизическим и диалектическим материализмом.

Все материалисты исходят из признания первичности материи и вторичности сознания. Но материалисты-метафизики не признают возникновения, развития сознания как свойства, присущего лишь высокоорганизованной материи. Для многих материалистов-метафизиков характерно представление о вечности сознания, о всеобщей одушевлённости материи. Так, например, материалист Спиноза, признавая первичность материи, утверждал, что сознание является атрибутом (неотъемлемым свойством) материи, вследствие чего, по мнению Спинозы, различие между неорганической и органической природой является лишь количественным, а не качественным. В отличие от метафизического материализма марксистский философский материализм рассматривает отношение сознания к бытию с точки зрения развития: сознание есть продукт материи, достигшей в своём развитии высокой степени совершенства. Только эта точка зрения подтверждается данными эволюционной теории, физиологии, психологии и других наук.

Все материалисты исходят из признания познаваемости мира, рассматривая знания, науку как отражение объективной реальности. Но материалист-метафизик, не умея применить диалектики к теории познания, не может объяснить перехода от непосредственного чувственного восприятия отдельных предметов (данные зрения, осязания и т. д.) к теоретическому мышлению, познанию. Материалист-метафизик не может объяснить, как осуществляется познание бесконечного, неограниченного во времени и пространстве мира, так как он не видит диалектического перехода от познания единичного, конечного, преходящего к познанию всеобщего, бесконечного, вечного, от познания чувственно воспринимаемого к познанию того, что хотя и существует объективно, в самом материальном мире, но не является непосредственно предметом наших ощущений (закон, необходимость, сущность и т. п.)

Все материалисты признают закономерность явления окружающей действительности. Но метафизический материализм рассматривает законы природы как неизменные отношения неизменных сущностей, как отношения, увековечивающие данное состояние, препятствующие его изменению. Так, например, французский материалист XVIII в. Гольбах утверждал, что в природе всегда и везде существует один и тот же неизменный порядок вещей, неизменное сцепление причин и следствий, вследствие чего стремление человека изменить этот порядок по своему желанию представляет лишь “заблуждение мухи, думавшей, что она направляет ход кареты, сидя на её дышле”. Эта концепция фатализма исторически и теоретически связана с метафизическим пониманием объективной закономерности. Марксистский философский материализм в отличие от материализма метафизического считает законы природы и общества законами их движения, изменения, развития, а только не увековечивающими данное состояние, а, напротив, обусловливающими его преходящий характер.

Марксистский философский материализм покончил с метафизическим противопоставлением природы и общества, показав, что изменений природы людьми является материальной основой общественной жизни, основой познания и всей человеческой истории вообще.

Заключение.

В философии в зависимости от решения ее основного вопроса выделяется два направления - идеализм и материализм. Их противоположность фиксируется самыми разными мыслителями, хотя сам вопрос - вопрос об отношении мышления и бытия, сознания и материи, духа и природы - большинством философов не формулируется в качестве основополагающего.

Материализм играет важную методологическую роль во всех областях научного познания, применительно ко всем проблемам философии и теоретическим проблемам естественных и общественных наук. Он указывает науке правильный путь к познанию действительного мира. Когда наука сталкивается с каким-нибудь сложным, еще нерешенным вопросом, то материалистическое мировоззрение заранее исключает его идеалистическое объяснение и ориентирует на поиски естественных законов развития, действительных ещё непознанных связей. Отвергая идею творения «из ничего», материализм выдвигает требование искать естественные причины изучаемых явлений.

Идеализм, как противоположное материализму учение, способствует изучению мира и его структуры с другой, идеалистической, стороны. Эти два направления философии, рассмотренные вместе, представляют полную картину мира.

Античный материализм показывает истоки и предпосылки зарождения изучаемых направлений, что создает фундамент для дальнейшего их изучения.

Механистический материализм отражает концепции мира с точки зрения механики и других точных наук. Данный вид материализма позволяет взглянуть на картину мира с точной и рациональной стороны.

Диалектический материализм, будучи в самой основе противоположен идеализму, имеет и диаметрально противоположные ему гносеологические источники. Это: строгая объективность рассмотрения любых вещей и явлений; многосторонность рассмотрения изучаемого предмета, гибкость и подвижность понятий; неразрывная связь всех научных представлений, всех сторон научного познания с понятием материи, природы, обеспечивающая пользование ими как относительными (релятивными) и предупреждающая их превращения в абсолют.

Список литературы.

  1. Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриенко, проф. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  2. Философия: Учебник/ Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2002.
  3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. — М.: Гардарики, 2000.
  4. Философский энциклопедический словарь. – М.: 1986 (Статьи: идеализм, материализм)

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 17.42K
Скачано: 297
Скачать бесплатно
09.10.11 в 14:34 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе