Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по финансам (2 курс) »
Тема: Характеристика налоговых доходов бюджета
Раздел: Бесплатные рефераты по финансам (2 курс)
Тип: Контрольная работа | Размер: 31.65K | Скачано: 268 | Добавлен 18.11.13 в 13:32 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
План.
Введение. 3
1. Экономическое содержание налогов и их роль в денежном обеспечении функций государства. 4
2. Налоговые доходы бюджета РФ – их состав и особенности. 7
3. Планирование налоговых доходов бюджета. 13
Заключение. 15
Библиографический список. 17
Развитие экономики напрямую зависит от качества ее налоговой системы, от ее возможности обеспечить экономический рост и финансовую стабильность. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.
Налоговые доходы бюджетной системы занимают ведущее место и являются важнейшей формой аккумуляции доходов. Мировой опыт и российская практика показывают, что свыше 90 % доходов государственной казны составляют налоги. Анализ динамики и структуры налоговых доходов бюджета необходимо с целью преодоления негативных последствий воздействия налогов на экономику страны. Таким образом, тема данной контрольной работы является весьма актуальной. Актуальность выбранной темы состоит также и в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Основной целью работы является изучение налоговых доходов бюджета России. Основными задачами являются рассмотрение экономического содержания налогов и их роль в денежном обеспечении функций государства, налоговых доходов бюджета РФ – их состав и особенности, планирования налогов дохода бюджета.
Целенаправленное социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего общегосударственного фонда денежных средств – государственного бюджета. Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы страны.
«Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления»
В связи с тем, что Россия является федеративным правовым государством, под бюджетом государства понимают бюджет России (федеральный бюджет), бюджеты субъектов Российской Федерации.
Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств.
Понятие государственного бюджета имеет и правовой (законодательный) аспект, с позиции которого он рассматривается как финансовый план государства. Государственный бюджет - это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда или административно - территориального образования, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти.
Государственный бюджет - центральное звено финансовой системы. Его главное назначение - с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности. Государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода.
Доходы бюджета - это экономические отношения, возникающие между государством и юридическими и физическими лицами по поводу формирования централизованного денежного фонда
Классификация доходов бюджета является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования их доходов.
Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
К неналоговым доходам относятся: доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной федеральной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами власти; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещении вреда, причиненного Российской федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям;
К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде: финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий; субвенций из Федерального фонда компенсаций или из региональных фондов компенсаций; субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней; иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных или территориальных государственных внебюджетных фондов; безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.
Основную часть государственных доходов обеспечивают налоги. В соответствии со статьей 8 НК РФ налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Таким образом, сущность налога составляет изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса.
Налоги выполняют в государстве следующие основные функции: фискальную, регулирующую, социальную.
При помощи фискальной функции налогов формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для деятельности государства. Регулирующая функция налогов - проявляется в регулировании финансовой деятельности предприятий отраслей народного хозяйства, доходов бюджетов разных уровней. Социальная функция налогов используется для регулирования изъятия части доходов у населения, предоставления налоговых льгот отдельным категориям населения.
Налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента, определяемого налоговым законодательством РФ, т. е. с момента дачи налогоплательщиком поручения кредитной организации о перечислении денежных средств в бюджет соответствующего уровня при наличии средств на счете плательщика.
Налоговые доходы имеют следующие признаки:
Для того, чтобы установить налог и иметь возможность его взимать необходимо определить:
Если отсутствует хотя бы один элемент, взимать налог не удастся.
Существуют различные классификации налогов. В зависимости от способа взимания налоги подразделяются на прямые, которые берут непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика (налог на прибыль, налог на имущество и т.п.), и косвенные, которые не связаны с доходом и имуществом конкретного налогоплательщика, а устанавливаются виде надбавок к ценам на товары и тарифам на услуги (акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины).
В зависимости от уровня органа власти, устанавливающего налоги, все налоги подразделяются на три вида:
· федеральные налоги (на уровне России);
· региональные налоги (на уровне субъекта Федерации);
· местные (на уровне органа местного самоуправления).
К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым кодексом РФ Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России. В перечень этих налогов входят:
1) Налог на добавленную стоимость
2) Акцизы
3) Налог на прибыль организации
4) Налог на доходы физических лиц
5) Государственная пошлина
6) Водный налог
7) Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами
8) Социальные платежи
9) Налог на добычу полезных ископаемых
10) Налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами.
Рассмотрим некоторые из них.
Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог на потребление, который взимается практически со всей видов товаров и таким образом ложится на плечи конечного потребителя. Сумма НДС, предназначенная к уплате в бюджет, рассчитывается как разность между суммами налога, исчисленными со всей суммы реализованных налогоплательщиком за приобретенный товар, сырье, материалы, работы и услуги.
Налогоплательщиками НДС признаются:
Налоговым периодом по НДС является календарный месяц. Для налогоплательщиков с ежемесячными (в течении квартала) суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими 2 млн.руб., налоговый период составляет один квартал.
Если говорить о налоговых ставках, то налогообложение по НДС производится по ставкам:
0% - для товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита и др.;
10% - для продовольственных товаров, по перечню установленному кодексом, товаров для детей, периодических печатных изданий, медицинских товаров
18% - для остальных товаров.
Еще одним важным источником бюджета РФ является налог на прибыль организаций. Он был введен с 1 января 1992 г. Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-I «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Налог на прибыль организаций относится к прямым налогам и является важнейшим элементом налоговой системы РФ. Налог на прибыль поступает в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов Федерации. Это один из наиболее сложных налогов в налоговой системе, с часто меняющейся законодательной базой.
Плательщиками налога на прибыль организаций признаются:
В настоящее время объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком.
В целях определения налоговой базы по налогу на прибыль, организация должна уменьшить полученные доходы на величину расходов, за исключением расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли. При этом учитываются только обоснованные и документально подтвержденные расходы. Обоснованными считаются экономически оправданные затраты в денежной оценке.
В настоящее время налоговая ставка установлена в размере 20%. Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке, зачисляется: 2 % — в федеральный бюджет, 18 % — в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Налог на доходы физических лиц представляет собой форму изъятия части вновь созданной распределяемой стоимости. Плательщиками этого налога являются физические лица РФ и иностранные граждане, а также лица без гражданства, получающие доходы от источников в РФ.
Объектом налогообложения является совокупный доход, полученный в календарном году, как в денежной, так и в натуральной форме.
К доходам физических лиц относятся:
1) дивиденды и проценты, выплачиваемые российской организацией;
2) страховые выплаты при наступлении страхового случая;
3) пенсии, пособия, стипендии и иные выплаты;
4) доходы от реализации: недвижимого имущества, акций или иных ценных бумаг, долей участия в уставном капитале организаций, иного имущества;
5) иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате его деятельности в РФ.
Подоходный налог с физических лиц взимается по установленным законом ставкам. Налоговым кодексом налоговая ставка установлена в размере 13%.
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
К ним относятся: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес.
Под местными налогами и сборами понимаются обязательные платежи юридических и физических лиц поступающие в бюджет органов местного самоуправления в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.
Характерными особенностями системы налогообложения являются:
1) множественность налоговых платежей;
2) преобладание в местном налогообложении прямых налогов;
3) отсутствие ограничений при обложении местными налогами;
4) отсутствие для большинства местных налогов и сборов инструкций министерства финансов и государственной налоговой службы РФ.
Плательщиками местных налогов и сборов выступают одновременно и юридические и физические лица.
Невысокая доля поступлений от местных налогов и сборов в местные бюджеты.
Введение местных налогов и сборов предусмотрено законодательством как дополнение действующих федеральных налогов. Это позволило более полно учесть разнообразие местных потребностей и виды доходов для местных бюджетов.
Налоговый кодекс РФ (с учетом всех изменений) к местным налогам относит земельный налог и налог на имущество физических лиц.
В России основная масса доходов федерального бюджета обеспечивается за счет поступлений: НДС, НДПИ, налога на прибыль, страховых взносов, акцизов, что видно из таблицы 1.
Таблица 1
Структура доходов консолидированного бюджета за 2011 год.
Вид доходов |
Консолидированный бюджет РФ и бюджет ГВБФ РФ, млрд. руб. |
Налог на прибыль организаций |
2 270,55 |
Налог на доходы физических лиц |
1 995,81 |
Единый социальный налог |
|
Страховые взносы |
3 528,33 |
НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
1 753,58 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции) |
603,88 |
НДС на товары, ввозимые на территорию РФ |
1 497,17 |
Налоги на совокупный доход |
234,34 |
Налоги на имущество |
678,03 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
2 042,55 |
Таможенные пошлины |
3 712,49 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ |
0,00 |
Прочие |
2 536,96 |
Всего доходов |
20 853,69 |
Источник: Официальный сайт Министерства финансов РФ.
Для наглядного изображения структуры доходов консолидированного бюджета представлен Рис.1.
Рис.1. Диаграмма доходов консолидированного бюджета за 2011г.
Таким образом, от научного обоснования налоговой политики государства, структуры налогов, порядка их исчисления и взимания, организации контроля за полной и своевременной мобилизацией налоговых поступлений зависит по сути дела, более 90 % объема федерального бюджета - основной государственной казны.
Налоговое планирование — процесс расчета сумм налогов и сборов на предстоящий год и (или) перспективу государством и хозяйствующим субъектом. С помощью налогового планирования как элемента налогового механизма государство осуществляет управление экономикой на макро- и микроуровнях. Цели и задачи налогового планирования на макро- и микроуровне различны, так же как противоположны интересы казны и налогоплательщика. Государство стремится получить как можно больше налоговых доходов для бюджета и внебюджетных фондов для осуществления общенациональных задач, в то время как каждое физическое и юридическое лицо — уменьшить свои налоговые обязательства.
Возрастающая роль налогового планирования в условиях современного рыночного хозяйства определяется рядом факторов. Потребность в налоговом планировании диктуется, прежде всего, двумя основными факторами: тяжестью налогового бремени для конкретного хозяйствующего субъекта и сложностью и изменчивостью налогового законодательства.
Налоговое планирование как процесс разработки экономически обоснованных качественных и количественных параметров предполагаемых налоговых поступлений в бюджет РФ объединяет три этапа. Началом процедуры является процесс сведения воедино и изучения ведомствами, принимающими участие в составлении плана налоговых доходов бюджета, информации о действующем налоговом законодательстве; нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы; предполагаемых объемах предоставляемой финансовой помощи; видах и объемах расходов, перераспределяемых между бюджетами.
Таким образом, первым этапом государственного налогового планирования являются анализ исходных условий для разработки плана налоговых доходов бюджета, а также формирование прогнозов развития территории на перспективу и составление иных материалов, служащих основой для расчетов налоговых поступлений в бюджет. На втором этапе налогового планирования осуществляются корректировка налоговой политики и разграничение налоговых полномочий и доходных источников между органами власти и управления различных уровней.
Третьим этапом государственного налогового планирования является расчет сумм налогов, зачисляемых в бюджеты всех уровней. При определении объема налогов используется понятие «контингент налога», которое характеризует общую сумму взимаемого на данной территории конкретного вида налога или иного платежа. Расчет контингентов налогов на федеральном, региональном и местном уровнях бюджетной системы осуществляется на основе единых принципиальных подходов, но конкретная методика процесса планирования имеет свои особенности в зависимости от уровня бюджета. Оценка налоговых поступлений производится исходя из перспективных программ социально-экономического развития территории, принятой налоговой политики и методики формирования межбюджетных отношений. Основной задачей этого этапа налогового планирования является определение объемов налоговых платежей в бюджет на краткосрочную и среднесрочную перспективы, а также распределение общей суммы налоговых доходов по видам платежей. Расчет контингентов налогов с разбивкой по каждому их виду является заключительной стадией государственного налогового планирования, реализуется в ходе прогнозирования объема доходов бюджетов по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации.
Подводя итоги данной контрольной работы, можно сделать следующие выводы.
В России основную часть доходов бюджета составляют налоговые доходы, доля которых составляет более 90%. В данной работе охарактеризованы состав и структура основных бюджетообразующих налоговых доходов, таких как: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц. Основная часть налоговых поступлений обеспечивается за счет налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость.
Для устойчивого функционирования каждому государству необходимо развивать налоговое планирование, целью которого являются: соблюдение налогового законодательства; сведение до минимума излишних налоговых выплат, избежание налоговых санкций, начисления пеней; максимальное увеличение прибыли; разработка структуры взаимовыгодных сделок с контрагентами; управление потоками денежных средств; эффективное сотрудничество с участниками налогового планирования; влияние на законодательные органы власти, налоговые, финансовые органы, защита прав налогоплательщика, в том числе судебная.
Библиографический список
1. Российская Федерация. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ
2. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27 декабря 1991 г. N 2116-I
3. Бороненкова С.А. Управленческий анализ. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003.
4. Миляков Н.В. Финансы: Учебник. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 543с. – (Высшее образование).
5. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под. ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2003. – 512 с.
6. Финансы, деньги, кредит: Учебное пособие / Под ред. Е. Г. Чернова. - М.: Проспект, 2005. - С. 208.
7. «О поступлении администрируемых ФНС России доходов в Федеральный бюджет». [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.nalog.ru
8. Структура доходов консолидированного бюджета [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://info.minfin.ru/kons_doh.php
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.