Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории »

Контрольная по Истории Вариант №3

Контрольная по Истории Вариант №3 [10.11.13]

Тема: Контрольная по Истории Вариант №3

Раздел: Бесплатные рефераты по истории

Тип: Контрольная работа | Размер: 18.55K | Скачано: 219 | Добавлен 10.11.13 в 18:43 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Задание 1. Охарактеризуйте основные культурные достижения первобытной эпохи.

Задание 2. Перечислите важнейшие процессы и факторы социально-экономической истории древневосточного общества. Обоснуйте свой выбор.

Задание 3. Перечислите базовые закономерности и тенденции развития человечества в Новое время. Охарактеризуйте наиболее существенные из них. Обоснуйте свой выбор.

Задание 4. Выделите наиболее важные причины и последствия Смутного времени на Руси.

Задание 5. Тест. Установите соответствие:

1. Первобытная эпоха А. Начало космической эры

2. Древний мир Б. Система вассалитета

3. Средневековье В. Начало железного века

4. Новое время Г. Начало процесса урбанизации

5. Новейшее время Д. Родовая община

 

Введение

 Сегодня в нашей стране наблюдается небывалый рост интереса к истории. Люди, запутавшись в проблемах современных, обращаются к истории в поисках выхода из тяжёлых ситуаций, как говорили в старину, «за поучительными примерами». Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни.

 Поиски истины в истории, историческое познание - сложный, трудоёмкий и интересный процесс, требующий как понимания особенностей этого познания, так и определённого мастерства.

 Поиск и утверждение истины во все времена являлись главной целью науки. Являясь социальной памятью человечества, копилкой его социального опыта, история передаёт его от одного поколения к другому. А осмысление этого опыта делает его достоянием современности. Роль исторической науки возрастает. Историки изучают прошлое не для того, чтобы уйти от настоящего. История служит современности, объясняя сегодняшний день и давая материал для прогнозирования будущего.

 Историческая наука пытается дать целостное видение исторического процесса в единстве всех его характеристик. Нельзя создавать новый мир, минуя прошлое - это знали люди во все времена. Всестороннее научное исследование материальной и духовной культуры прошлого делает нас богаче и умнее, щедрее и проницательнее в мыслях и делах, в планах и свершениях. Всё это свидетельствует в пользу того, что знание истории позволяет яснее понять современность, но и современность, в свою очередь, ставит задачу максимально точного научного осознания прошлого, что имеет не только нравственную, но и практическую ценность.

 Собранный фактический материал требует своего объяснения, выяснения причин развития общества. Таким образом, с одной стороны необходимо знание конкретных фактов, с другой - осмысление всей совокупности фактов с целью выяснения причин закономерностей развития общества.

 

Задание 1. Охарактеризуйте основные культурные достижения первобытной эпохи.

Ответ:

 Первобытная эпоха - самая длительная в истории человечества, со времени появления человека примерно 2,5 млн. лет назад до образования классовых обществ в различных регионах планеты (примерно в IV тыс. до н. э.). Первобытное искусство зародилось на территории Европы примерно за 30 тыс. лет до н.э.

 Основные культурные достижения:

 -возникновение наскальной живописи. Основную массу сюжетов наскального искусства составляли изображения животных и схемы охоты. Геометрические фигуры (палочки, треугольники, трапеции), обозначая направление пути, число убитых животных или план местности, служили своего рода информационным дополнением к изображению. Появляются геометрические орнаменты. Основными символами были «+» и «-».«+» символизировал Солнце, огонь, жизнь, мужское начало, а «-» Луну, воду, смерть и женское начало. При создании наскальной живописи первобытный человек использовал естественные красители и окиси металлов, которые он либо применял в чистом виде, либо смешивал с водой или животным жиром. Для выполнения наскальных изображений методом глубокого прореза художнику приходилось пользоваться грубыми режущими инструментами;

 -овладение огнем;

 -открытие металла(меди, бронзы, железа);

 -изобретение лука, гончарного круга, ткацкого станка, гончарного горна, колеса, появились колесные повозки;

 -человек открыл для себя первый искусственный материал - огнеупорную глину - и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры;

 -возникновение религии. Религиозные представления древних людей существовали в форме анимизма (вера в существование души и духов), фетишизма (вера в магическую силу неодушевленных предметов) и тотемизма (вера в родственную связь людей с животными и растениями). Фетишизм, тотемизм и анимизм были тесно связаны с магией, так как воздействие на окружающий мир обычно осуществлялось при помощи колдовских обрядов и заклинаний. Магия - это способ воздействия на окружающий мир с помощью слов и действий;

 -возникновение каменной скульптуры. Широко распространились женские фигурки из камня и кости. Возможно, они символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины-матери: кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу. Так же распространялись скульптурные изображения животных - мамонта, медведя, пещерного льва. Фигуры нередко раскрашивались красками - черной, красной, коричневой и желтой;

 - люди первобытного общества устраивали праздники с различными развлечениями: музыкой, песнями, танцами, играми, состязаниями в беге, борьбе;

 - переход от присваивающего хозяйства к производящему. Овладение такими навыками, как земледелие и скотоводство, обработка почвы и искусственное выращивание растений, окультуривание диких растений и доместикация (приручение) животных;

        -совершенствование орудий труда ( разнообразные резцы, проколки, острия, предназначенные для обработки кости, почти безупречные по форме топоры, молоты, тесла, мотыги, кинжалы, ножи, серпы, наконечники стрел и копий – микролиты);

 - к концу первобытной эпохи появился новый вид архитектурных сооружений – крепости. Чаще всего это сооружения из огромных грубо отесанных камней, которые сохранились во многих местах Европы и Кавказа. А в средней, лесной полосе Европы со второй половины I тыс. до н.э. распространились поселения и погребения.

 

Задание 2. Перечислите важнейшие процессы и факторы социально-экономической истории древневосточного общества. Обоснуйте свой выбор.

Ответ:

 Древневосточные государства (Египет, Вавилон, Индия, Китай и др.) возникли около 5 тысяч лет назад. Основные центры древневосточных цивилизаций сложились в долинах великих рек — Нила, Евфрата и Тигра, Инда и Ганга, Хуанхэ. Необходимость регулирования сложного режима этих рек определила некоторые общие черты в организации производства, известное единство древневосточного мира.

 Главным фактором, обусловившим своеобразие древневосточных обществ, является привязка экономической жизни  к поливному земледелию, которое возникло на основе естественного разлива рек. Благодаря системе орошения количество урожая росло. Такой характер сельскохозяйственного производства  называют "азиатский способ производства". Общины отличались устойчивостью, что было связано с необходимостью создания и поддержания в должном состоянии ирригационной системы.

 В целом в древневосточных государствах не было традиционной классовой дифференциации общества. Огромную роль в их жизни играли вековые традиции. Для них было характерно заторможенное, застойное развитие. Во многих древневосточных государствах веками ничего не изменялось.

 Государство на Востоке приобрело форму «восточной деспотии», т.е. полного бесправия подданных перед лицом государства. Наследственному монарху, правящему при помощи сильного военно-бюрократического аппарата (ведущая роль в нем принадлежала войску, полиции и суду), принадлежала вся полнота власти.

 В государствах  Древнего Востока рабство носило семейный (патриархальный) характер. Патриархальное рабство возникает в условиях преобладания натурального хозяйства, когда продукция производится в основном для собственного потребления. Рабы могли принадлежать государству, храмам, частным лицам. Рабы не составляли главной производительной силы общества.  Производством материальных благ в сельском хозяйстве и других сферах занимались  крестьяне-общинники, многие из которых находились в той или иной степени зависимости от государства.

 В Древневосточных государствах существовали два сектора экономики: общинный сектор ( собственность на землю принадлежала территориальным общинам, а движимое имущество являлось частной собственностью общинников, которые обрабатывали выделенные им наделы земли) и  государственный сектор ( входили земли, принадлежавшие государству в лице царя, а также земли, пожалованные храмам: работали здесь формально свободные, но бесправные, так называемые царские люди).

 В этих государствах быстрыми темпами росли специализированные ремесла: гончарное, ткацкое, кораблестроительное,  камнерезное, медницкое и т.д. Особое значение имело освоение меди.

 Пополнение ресурсов стран за счет получения дани и прямого грабежа соседей, необходимость постоянного увеличения контингента рабов-военнопленных, попытки в какой-то мере погасить внутренние противоречия проведением активной внешней политики приводят к увеличению военных столкновений. Большое значение придается развитию армии и военного дела, создаются специализированные воинские подразделения, особую роль в сражениях начинают играть отряды колесниц. То одна, то другая страна претендует на политическое лидерство и право беспрепятственного грабежа соседей.

В обмене ведущую роль в ранней древности играет международная торговля (через посредников — на большие расстояния). Эта торговля ведется на свой риск либо государственными агентами, либо специализирующимися на обмене общинами семейного типа, члены которых не состоят на государственной службе.

Я считаю, что среди важнейших процессов и факторов, оказавших наиболее сильное влияние на темпы и характер исторического развития древневосточного общества, можно выделить: географическое положение и природные условия, община, режим правления и экономика.

 

Задание 3. Перечислите базовые закономерности и тенденции раз­вития человечества в Новое время. Охарактеризуйте наиболее суще­ственные из них. Обоснуйте свой выбор.

Ответ:

Новое время - период в истории человечества, находящийся

между Средневековьем и Новейшим временем.  В  данный отрезок времени происходит возникновение новой цивилизации, новой системы отношений.

-XVI  и первая половина XVII в. являются периодом зарождения капиталистического уклада. Так же характерно такое новое явление, как абсолютизм (  форма правления, при которой верховная власть не ограничивается конституцией);

-В политической области модернизация проявляется в демократизации государственной и общественной жизни;

-В это время в Европе происходит бурный рост населения, увеличиваются миграционные процессы. В поисках работы, лучшего заработка потоки сельских жителей направляются в города. Быстро растет городское население, впервые в истории города начинают преобладать в экономической жизни. В XIX в. усиливается эмиграция в страны Нового Света;

- Модернизация в области культуры - это быстрый рост научных знаний, формирование в умах людей новых представлений о развитии природы и общества, это процесс дальнейшего обмирщения сознания, начатый в XVI в.;

-  Придание светского характера школьному образованию;

- Новые изобретения и усовершенствования позволили европейцам расширить свои знания о Земле, совершить Великие географические открытия. За очень короткий период (конец XV век — начало XVI века) европейские мореплаватели обогнули Африку, проложили морской путь в Индию, открыли новый континент — Америку и совершили кругосветное плавание. Экспедиция Магеллана  окончательно доказала, что Земля имеет форму шара, обогнув которую можно вернуться в порт отплытия; 

- Также одной из наиболее важных тенденций является роль государства в развитии общества;

-Позже, уже в XIX в. в Западной Европе оформились три основных общественно-политических учения: либерализм, консерватизм и социализм. Каждое из которых имело свой взгляд на пути развития общества и права личности. Главный принцип либерализма– право человека на жизнь, свободу, собственность, на равенство перед законом, на свободу слова, печати, собраний, свободный рынок, на участие в решении государственных дел, консерватизма– сохранение традиционных ценностей: религии, монархии, национальной культуры; семьи и порядка; социализма- идея  о необходимости отмены частной собственности и защите общественных интересов и идеи уравнительного  коммунизма. Эти три основных общественно-политических учения отражают изменения во взглядах общества на проблемы государства, политики и личности;

-Новое время непременно ассоциируется с промышленным переворотом.  Индустриализация – ручной труд постепенно вытесняется машинным. Сами машины начинают производиться при помощи станков, усложняются технологические процессы, усугубляется разделение труда, за счет чего выросла производительность труда. Ещё большее влияние на повседневную жизнь людей оказало развитие техники на рубеже XV—XVI веков. Одной из самых важных инноваций того времени оказалось книгопечатание. Изобретателем книгопечатанья считается Иоганн Гуттенберг , примерно в 1440 он построил свой первый печатный станок;

-Одновременно происходило закабаление колоний. В колониальных странах рынки наполнялись привозными фабричными изделиями. Местное ремесло разрушалось, а тысячи ремесленников разорялись;

-Важнейшим событием первого периода новой истории была буржуазная революция во Франции (1789 - 1794). Она подняла народные массы на борьбу против отжившего строя. Революция решительно, до основания разрушила феодальные порядки во Франции. Провозгласив лозунги свободы, равенства и братства, французская революция на деле привела лишь к замене феодальных угнетателей эксплуататорами-капиталистами. Революция породила новое государственное устройство - парламентскую республику. После французской буржуазной революции капитализм победил в ряде стран Европы и Америки;

-В конце XIX в., когда захват колоний был уже завершен, начались грабительские войны между империалистическими странами за передел колоний, за передел мира. Усиливается освободительное движение народов колоний. Крайне обостряется борьба и между самими капиталистическими государствами;

-На рубеже XIX и XX столетий капитализм вступил в новую и последнюю стадию своего развития - империализм, или монополистический капитализм. В это время образовывались мощные объединения крупнейших промышленников и банкиров - монополии. Они захватили руководство всей хозяйственной жизнью капиталистических стран, подчинили себе буржуазные парламенты, государственный аппарат. В их руках оказались школы, университеты, научные учреждения, печать, театр, кино. Империалисты доводят до крайности эксплуатацию народов своих стран, закабаляют и грабят народы других стран, особенно отсталых;

-В новое время происходит усиление неравномерности развития стран. Главным лидеров мировой арены того времени становится Великобритания. Великобритания стала «Владычицей Морей».

Я думаю, что эпоха Нового времени задала новый прогрессивный темп развитию человечества. В этот период произошёл великий культурный переворот. Экономические потребности содействовали бурному подъёму точных и естественных наук; социальные противоречия, идеологическая борьба нашли своё отражение в развитии общественной мысли.

 

Задание 4. Выделите наиболее важные причины и последствия Смутного времени на Руси.

Ответ:

События рубежа 16-17 веков с 1598 по 1613 годы получили название «смутное время». Это время затронуло все стороны русской жизни - экономику, власть, внутреннюю и внешнюю политику, идеологию и нравственность. 

Наиболее важные причины смутного времени:

1.Трагические последствия опричнины. Она обескровила страну, деморализовала народ, привела к обострению противоречий внутри страны, ослабила ее военную мощь.

2.Последствия Ливонской войны. Война привела Россию к экономическому упадку. Она лишалась всех завоеваний, сделанных в результате войны, а также земель на границе с Речью Посполитой (Польша) и приморских балтийских городов.

3.Усилившаяся социальная нестабильность в условиях династического кризиса — отсутствия прямого наследника. Царь Иван Грозный не оставил наследника. Старший сын Иван был  убит царем. Правление другого сына, Федора Иоанновича (1584--1598) не изменило ситуацию к лучшему.  В 1598 г. умер царь Фёдор, не оставив наследника. Смерть в Угличе младшего сына Ивана Грозного Дмитрия в 1591 г. лишила престол последнего законного наследника из династии Рюриковичей. Земский собор избрал царем Бориса Годунова (1598--1605), но слухи о причастности царя к убийству Дмитрия будоражили страну.

4.Усиление борьбы за власть среди знатного боярства.

5.Претензии Польши на русские земли. В Польше появился монах, который называл себя «чудом спасшимся царевичем Дмитрием». Король Сигизмунд признал права Лжедмитрия на русский трон и разрешил всем желающим помогать «царевичу». За это Лжедмитрий обещал передать Польше Смоленск и Северские земли.

6. Люди, оставшиеся без средств к существованию, обращались к грабежу и разбою

7.Обострение ситуации из-за стремления власти закрепостить крестьян. Юрьев день при Годунове был отменен и крестьяне оказались прикреплёнными к месту жительства. Многие из них уходили за Дон и Волгу "казаковать". Они не признавали крепостной строй и были готовы на "воровство" (т.е. восстание, бунт).

8.Взрыв социального недовольства из-за жесточайшего неурожая 1601-- 1603 гг. и последовавшего за ним голода.

Можно сделать вывод из вышеперечисленного, что причины смуты заключались в обострении социальных, сословных, династических и международных отношений в конце правления Ивана 4 и при его преемниках.

С подписанием двух мирных договоров(. В 1617 г.России со Швецией Столбовский мир и в 1618 г. Деулинское перемирие в селе Деулино под Москвой с Польшей)  закончилось смутное время. Россия вышла из неё крайне истощенной.

Последствия Смутного времени:

1.Огромные людские потери .По некоторым данным погибло до трети населения.

2.Огромные территориальные потери. Смоленск был утрачен на долгие десятилетия; западная и значительная часть восточной Карелии захвачены шведами. Не смирившись с национальным и религиозным гнётом, с этих территорий ушло практически всё православное население, как русские, так и карелы. Россия лишилась единственного выхода к Балтийскому морю - Финский залив (балтийский вопрос был решен только при царе Петре 1).

3.Смутное время привело к глубокому хозяйственному упадку. Преодоление хозяйственной разрухи окажется возможным лишь на путях укрепления крепостничества.

4.Резко ухудшилось международное положение страны. Россия оказалась в политической изоляции, ослаб ее военный потенциал, долгое время практически беззащитными оставались южные рубежи.

5.В  ходе смуты, в которой приняли участие все слои и сословия русского общества, решался вопрос о самом существовании Российского государства.  Выход из смуты был найден в осознании необходимости сильной государственности. Был избран путь дальнейшего развития России: самодержавие как форма политического правления, крепостное право как основа экономики, православие как идеология.

6. Смена царствующей династии Рюрика династией Романовых.

 

Задание 5. Тест. Установите соответствие:

1. Первобытная эпоха

А. Начало космической эры

2. Древний мир

Б. Система вассалитета

3. Средневековье

В. Начало железного века

4. Новое время

Г. Начало процесса урбанизации

5. Новейшее время

Д. Родовая община

Ответ: 1-Д, 2-В, 3-Б, 4-Г, 5-А.

 

Список использованной литературы

  1. Всемирная история: учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.
  2. http://repository.vzfei.ru – КОПР-1 «История», обзорная лекция, тестовая база, Методические указания по выполнению контрольной работы;
  3. http://historic.ru/books/c0002_1.shtml
  4. http://wordweb.ru/
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  6. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/vsem_ist/01.php

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 18.55K
Скачано: 219
Скачать бесплатно
10.11.13 в 18:43 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе