Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории »

Контрольная по Истории Вариант №3

Контрольная по Истории Вариант №3 [18.05.13]

Тема: Контрольная по Истории Вариант №3

Раздел: Бесплатные рефераты по истории

Тип: Контрольная работа | Размер: 29.66K | Скачано: 235 | Добавлен 18.05.13 в 23:05 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Содержание

Задание 1. Охарактеризуйте основные культурные достижения первобытной эпохи.

3

Задание 2. Перечислите важнейшие процессы и факторы социально-экономической истории древневосточного общества. Обоснуйте свой выбор.

10

Задание 3. Перечислите базовые закономерности и тенденции раз­вития человечества в Новое время. Охарактеризуйте наиболее суще­ственные из них. Обоснуйте свой выбор.

11

Задание 4. Выделите наиболее важные причины и последствия Смутного времени на Руси.

12

Задание 5. Тест. Установите соответствие

14

Список использованной литературы

15

 

Задание 1. Охарактеризуйте основные культурные достижения первобытной эпохи

Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности. Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30000 лет тому назад и давно умерших, либо тех народов, которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. Первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века, это бесписьменная культура.

Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой временной последовательности:

В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы – камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал – огнеупорную глину – и стал применять её для изготовления посуды и скульптуры.

Ориньякская культура (поздний палеолит). Если расцвет пещерной росписи наступил примерно 10-15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше – около 25 тыс. лет тому назад.

К этой эпохе относятся так называемые «венеры» - фигурки женщин высотой 10-15 см. обычно подчёркнуто массивных форм. Женские скульптурки учёные считают первыми антропоморфными, т. е. человекоподобными изображениями.

Склонность первобытного человека изображать именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм. И зоологические и антропоморфные изображения предполагали их обрядовое применение, выполняли культовую функцию. Религия и искусство возникли практически одновременно. Наскальные рисунки расположены в доступных местах, на высоте 1,5-2 метра. Они встречаются как на потолках пещер, так и на вертикальных стенах. Наскальные рисунки древнекаменного века называют настенной живописью или пещерной росписью.

Первобытное искусство представлено в следующих основных видах: графика, живопись, скульптуры, декоративное искусство, рельефы и барельефы.

На смену наскальной живописи первобытного человека приходит искусство абстракционного орнамента, нанесённого на глиняную посуду. Неолитическая революция завершается победой железных орудий над каменными, земледелия – над собирательством, осёдлого образа жизни – над кочевым, патриархата – над матриархатом, а также разделением культуры на духовную и материальную, возникли государства, городские цивилизации и архитектура, письменности; разложением общинного строя и формированием социально-классового расслоения общества.

Погребение следует считать искусством, возникшим на пересечении скульптуры, архитектуры и религии. В архитектурном плане погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями и групповые, т. е. без каких-либо надмогильных сооружений.

Поздний период древнего каменного века был временем зарождения искусства. В 1879 году в горах Кантабрии, на севере Испании, была впервые открыта палеолитическая пещерная живопись. Осветив своды пещеры, работавший здесь археолог увидел нанесённые красно-коричневой краской силуэты животных: оленей, коз, кабанов, ланей, полихромные изображения бизонов. Живопись была настолько совершенна, что учёные долго не решались поверить в её древность.

Через образы животных люди выражали какие-то важные для них представления о мире. Женщины — первые представители человеческого рода, кото­рых стали изображать. В пещерах сохранилось несколько таких рисунков. Чаще их предпочитали изображать в виде скульптур. Это были маленькие, помещавшиеся на ладони фигурки из бивня мамонта, кости, камня, специально приготовленной глиняной массы. Обычно женщин изображали полными и обнажёнными, матерями, имевшими много детей. Но встречаются и фигурки стройных, изящных женщин, как будто ещё не испытавших тягот и радостей материнства. Это — молодые охотницы, такие же ловкие, как и мужчины, хотя и не такие сильные.

По всей вероятности, фигурки женщин использовали в обря­дах и носили как амулеты. Они должны были оказывать маги­ческое действие, приносить благополучие не только женщинам и детям, но и всей общине.

В среднем каменном веке на скалах и в пещерах изображают совсем другие сцены. Главным предметом изображения ста­новится группа людей. На наскальных рисунках этого времени в Испании, Индии или на юге Африки можно видеть толпы охотников на оле­ней или диких быков, группы танцующих лю­дей. Они изображены условно и не отличаются один от другого, у них нет лиц. Их движения переданы очень живо, и почти всегда можно понять, что они делают. Иногда считали нуж­ным изобразить пышный головной убор (навер­ное, из перьев) или широкую юбку, как будто сделанную из пальмовых листьев. Такое вни­мание к одежде не случайно: это ритуальные костюмы, и люди в них не просто танцуют, а совершают важный обряд.

Глядя на такие изображения, люди видели не только себя, но и своих умерших предков, дей­ствиям которых они старались подражать, пото­му что считали их образцовыми.

Наскальные изображения охоты и разных обрядов показывают, что люди среднего камен­ного века уже не так сильно, как их предшест­венники, зависели от природы. Они стали осоз­навать эту пока ещё относительно слабую неза­висимость, рисуя толпы охотников, способных убить крупное и сильное животное. Усилия од­ного человека были бы недостаточными для того, чтобы справиться с трудностями жизни, и со­родичи помогали друг другу во всём.

Впервые причастность охотников и собирателей каменного века к изобразительном искусству была засвидетельствована замечательным археологом Эдуардом Ларте, нашедшим в 1836 г. гроте Шаффо пластинку с гравировкой. Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла Мадлен (Франция). Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм.

Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию homo sapiens (человека разумного). На данной стадии возможности всех психологических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии.

Памятники палеолитического, мезолитического и охотничьего неолитического искусства показывают нам, на чём в тот период сосредоточилось внимание людей. Росписи и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных.

Главным объектом творчества этого времени были звери.

Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре, названной по пещере Ориньяк. С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами - так называемые «венеры», по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира.

Одновременно с ними появляются обобщённо-выразительные изображения животных, воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя.

Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, так и условные. Часто произведения первобытного искусства представляют собой целые системы сложных по всей структуре символов, несущих большую эстетическую нагрузку, с помощью которых передаются самые разнообразные понятия или человеческие чувства.

Первоначально необособленное в отдельный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом первобытное искусство отображало постепенное познание человеком действительности, его представления об окружающем мире.

Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется созданием качественно новой изобразительной формы.

Натуральное творчество - композиция из туш, костей, натуральный                       макет.

Искусственно-изобразительная форма - крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур.

Верхнепалеолитическое изобразительное творчество - росписи пещер, гравировки на кости.

Натуральное творчество включает следующие моменты: обрядовые действия с тушей убитого зверя, а позже с его шкурой, наброшенной на камень или выступ скалы. Впоследствии появилась лепная основа для этой шкуры. Элементарной формой творчества была звериная скульптура. Натуральный макет, в свою очередь, проходит несколько стадий. Сначала использовался естественный фигурный объём - природный холмик. Затем голова зверя помещалась на преднамеренно сооружённый постамент. Позднее производилась грубая лепка зверя, но без головы. Это сооружение накрывалось шкурой зверя, к которому прикреплялась голова.

Следующий второй этап - искусственно-изобразительная форма включает искусственные средства создания образа, постепенное накопление творческого опыта, которое выразилось в начале полнообъёмной скульптуре, а затем в барельефном упрощении.

Для третьего этапа характерно дальнейшее развитие верхнепалеолитического изобразительного творчества, связанного с появлением выразительных художественных образов в цвете и объёмном изображении. Наиболее характерные образцы живописи этого периода представлены пещерными росписями. Древнейшие памятники искусства найдены в Западной Европе. Они датируются тем же периодом позднего палеолита, что и появление человека современного типа. Памятники первобытной живописи, как уже отмечалось, открыты более 100 лет назад. Палитры каменного века бедны, в ней четыре основные краски: чёрная, белая, красная, жёлтая. Две первые употреблялись довольно редко.

Подобные этапы можно проследить и при изучении музыкального пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, возгласов, мимики.

В одном из домов Мезинской стоянки был обнаружен древнейший музыкальный инструмент, сделанный из костей мамонта. Он предназначался для воспроизведения шумовых или ритмических звуков.

При изучении жилища Мезинской стоянки позднего палеолита (в районе Чернигова) были обнаружены расписанные орнаментом кости, молоток из рога северного оленя и колотушки из бивней мамонта. «Возраст» этого набора музыкальных инструментов 20 тыс. лет.

Особая область первобытного искусства - орнамент. Он применялся очень широко уже в палеолите. Ещё в XIX в. На Мезинской палеолитической стоянке (Украина) были найдены вместе с каменными и костяными орудиями, иглами с ушком, украшениями, остатками жилищ и другими находками костяные изделия с искусно нанесённым на них геометрическим орнаментом. Геометрический орнамент - основной элемент Мезинского искусства. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий. В последние годы такой странный зигзагообразный рисунок найден и на других палеолитических стоянках Восточной и Средней Европы.

Изучив с помощью увеличительных приборов структуру среза бивней мамонта, исследователи заметили, что они тоже состоят из зигзагообразных узоров, очень похожих на зигзагообразные орнаментальные мотивы мезинских изделий. Таким образом, в основе мезинского геометрического орнамента оказался узор, нарисованный самой природой. Но древние художники не только копировали природу, они вносили в первозданный орнамент новые комбинации и элементы.

Первобытные художники создавали и произведения искусства малых форм. Самые ранние из них относятся к палеолиту.

В России палеолитические скульптуры обнаружены в центре Русской равнины и в бассейне Ангары. В Сибири и на Урале мелкая пластика процветала и в железном веке. Её находят при раскопках на палеолитических стоянках.

Некоторые исследователи верхнепалеолитического искусства считают, что древние памятники искусства по тем целям, которым они служили, были не только искусством. Они имели религиозно-магическое значение, ориентировали человека в природе.

Более поздние этапы первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту и ко времени распространения первых металлических орудий. От присвоения готовых продуктов природы первобытный человек постепенно переходит к более сложным формам труда, наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься земледелием и скотоводством. В новом каменном веке появился первый искусственный материал, изобретённый человеком, - огнеупорная глина. Прежде люди использовали для своих нужд то, что давала природа, - камень, дерево, кость.

В эпоху неолита появились изображения, предающие более сложные  и отвлечённые понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства - керамика, обработка металла. Появились луки, стрелы, глиняная посуда. На территории нашей страны первые металлические изделия появились около 9 тыс. лет назад. Они были кованные, - литьё появилось гораздо позднее. На Урале около 5 тыс. лет назад уже делали из меди шилья, ножи, крючки, а около 4 тыс. лет назад - и первые художественные отливки.

Начиная с бронзового века, яркие изображения зверей почти исчезают. Всюду распространяются сухие геометрические схемы.

Культура населения Северного Кавказа в III тыс. до н. э., в эпоху ранней бронзы, получила название Майкопской по знаменитому памятнику, её представляющему, - Майкопскому кургану. Майкопская культура была распространена от Таманского полуострова на северо-западе до Дагестана на юго-востоке.

В конце этого периода наравне с бронзовыми предметами начинают появляться железные, которые знаменуют собой начало нового периода.

В поздний период первобытного общества развивались художественные ремёсла: изготавливались изделия из бронзы, золота, серебра.

К концу первобытной эпохи появился новый вид архитектурных сооружений - крепости. Чаще всего это сооружения из огромных грубоотёсанных камней, которые сохранились во многих местах Европы и Кавказа. В Европе со второй половины I тыс. до н. э. распространились поселения и погребения.

Поселения делят на неукреплённые (стоянки, селища) и укреплённые (городища). Селищами и городищами обычно называют памятники бронзового и железного веков. Под стоянками подразумеваются поселения каменного и бронзового веков. Особое место занимают мезолитические поселения - «кухонные кули» - они выглядят как длинные кули отбросов устричных раковин. В Дании были впервые обнаружены эти виды памятников. На территории нашей страны они встречаются на Дальнем Востоке. Раскопки поселений дают сведения о жизни древних людей.

Особый вид поселений - укреплённые поселения на сваях. Строительный материал этих поселений - мергень (вид ракушечника). В отличие от свайных поселений каменного века римляне строили террамары не на болоте или озере, а на сухом месте, а потом все пространство вокруг строений заполняли водой для защиты от врагов.

Погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями (курганы, гробницы) и грунтовые, т. е. без каких либо надмогильных сооружений. В основании многих курганов находили пояс из каменных блоков или плит, поставленных на ребро. Плиты такого пояса покрывал резной геометрический узор. На этот каменный орнаментальный фриз опирался деревянный шатёр, а земляная и дерновая  основа всей конструкции была спрятана в глубине. Размеры ямных курганов очень внушительны.

Курганами отмечены все погребения, но над некоторыми из них возвышались ещё каменные надгробья, надмогильные статуи, каменные бабы - каменные изваяния человека (воинов, женщин). Каменные бабы простояли на курганах 4000 лет. Каменная баба составляла с курганом неразрывное целое и создавалась с расчётом на высокий земляной пьедестал, на обзор со всех сторон с самых отдалённых точек.

В III тыс. до н. э. в монументальном искусстве появляется образ человека. На протяжении эпохи бронзы человек занимает в искусстве первобытного общества большее место. Если в каменном веке зверей изображали гораздо чаще, чем людей, то в бронзовом - соотношение обратное. Так в III-II тыс. до н. э. в искусстве наступил решающий перелом. В центре внимания оказался человек.

Пусть каменные бабы Яльной культуры не представляют эстетической ценности. Грубые истуканы пришли на смену безупречным линиям гравировок и умелой лепке форм в росписях ледниковой эпохи. Это памятники более высокого этапа развития мышления и общества.

Период, когда люди приспосабливались к природе, а всё искусство сводилось по сути «к образу зверя», закончился. Начался период господства человека над природой и господства его образа в искусстве.

Наиболее сложные сооружения - мегалитические погребения, т.е. погребения в гробницах, сооруженных из больших камней, - дольмены. В Западной Европе и на юге России распространены дольмены.  Некогда на северо-западе Кавказа дольмены исчислялись сотнями. Больше всего их было в Прикубанье.

Самые ранние из них возведены более 4000 лет назад племенами. Строители дольменов ещё не знали железа, ещё не приручили лошадь и не отвыкли от орудий из камня. Строительной техникой эти люди были оснащены крайне слабо. Нужно было перепробовать немало вариантов сооружений, прежде чем пришли к классической конструкции - четыре поставленные на ребро плиты, несущие на себе пятую - плоское перекрытие. У станицы Новосвободной, под насыпями курганов обнаружены необычные дольменообразные гробницы конца III тыс. до н. э. Среди них особенно интересна одна Крупная в плане, со стенами из 11 высоких плит и с кровлей в виде шатра. Это башня неминуемо развалилась бы, если бы её целиком не засыпали землей. Нормального распределения функции опор и свода здесь ещё не было. Скорее всего, настоящие дольмены тогда строить ещё не умели.

Почти везде боковые плиты и кровля несколько выступают над передней стенкой. Задняя стена обычно ниже передней, и крыша лежит наклонно. Всё это позволило выделить в постройке элементы конструкции - несущие свод опоры - и выразить ощущение прочности, незыблемости дольмена. Внутри некоторых дольменов были комнаты до 7,7 м2. В Западной Европе известны мегалитические гробницы с гравировкой. В Крыму открыты погребения бронзового века в расписанных изнутри ящиках. Исследователи Западной Европы пришли к выводу, что резьба в усыпальницах изображает ковры. На одном фризе, помимо их геометрического узора, показаны как бы повешенные на стену лук и колчан со стрелами.

Памятником первобытной эпохи являются и мегалитические гробницы с гравировкой.

Анализ первобытного искусства показывает, что ранней стадии соответствует относительно однородная художественная структура: в пещерном и наскальном искусстве региональные, этнические, индивидуальные особенности размыты, зато стадиальная общность прослеживается повсеместно.

 

Задание 2. Перечислите важнейшие процессы и факторы социально-экономической истории древневосточного общества.

Обоснуйте свой выбор

История древневосточных государств, возникших в IV тыс. до н. э. в Месопотамии, Египте, Китае позволяет изучить важнейший этап в развитии человечества - рас­пад родового строя, возникновение классов и древних рабо­владельческих обществ, создание государств, начало циви­лизаций и экономики, как организованной сферы деятель­ности человека.

Древнейшее на планете египетское государство возникло в конце IV тыс. до н. э. в долине реки Нил.

Основной отраслью сельского хозяйст­ва было земледелие. Выращивали главным образом ячмень, овощи, лен. Орудия труда в сельском хозяйстве Египта долго остава­лись примитивными. В основном это были мотыга, плуг, серп с кремневыми резцами, замененный позднее на металлический.

В Египте рано стала развиваться металлургия. Выплавлялись медь и свинец.

Высо­кого уровня достигло ювелирное производство.

В Египте впервые была разработана технология изготовле­ния материала для письма - папируса. Для этих целей с начала III тыс. до н. э. использовалось травянистое растение папирус, стебли которого разрезались на полоски и накладывались друг на друга. Перекрещенные слои сдавливались под прессом, а затем высушивались. Как писчий материал папирус использо­вался на Ближнем Востоке и в Европе даже в Средние века.

Египтяне были искусными строителями. По величине компактно застроенной территории и по массивности ни одно из современных сооружений не пре­взошло египетской пирамиды.

Одними из первых, возникших на нашей планете в IV тыс. до н. э. были древние государства  Месопотамии 

Основу экономики древневосточных государств составляло сельское хозяйство. На первых эта­пах развития древнего общества это было скотоводство. К западу от Евфрата простиралась Сирийская степь, которая создавала хорошие возможности для разведения овец, коз, крупного рогатого скота. Большие стада овец и коз стали основой получения сырья для тка­чества, а быки - рабочим скотом для земледелия.

Месопотамия дала миру не только первые образцы граж­данской, но и военной техники и снаряжения. Примерно в 3000 г. до н. э. здесь появились боевые колесницы.

Для обеспечения развитых экономических отношений, выпол­нения государством своих функций, а, следовательно, сбора на­логов вводятся денежная и налоговая системы.

Операции с недвижимостью (продажа, залог земли, домов), торговля внутри страны, и особенно внешняя торговля, вызва­ли потребность создания банков, которые появились во II тыс. до н. э.

Среди цивилизаций и древних государств, возникших на планете, особое место занимает индийская цивилизация, ока­завшая огромное влияние на развитие экономики и культуры всей Юго-Восточной Азии.

Основным занятием населения было земледелие. Выращива­лись пшеница, ячмень, овощи. С древнейших времен (V тыс. до н. э.) здесь стали культивировать хлопок, а с IV тыс. до н. э. - сахарный тростник.

Высокого уровня достигли ремесла. В керамическом произ­водстве использовался гончарный круг. Сосуды и кирпичи об­жигались в специальных печах. Добывались медь, олово, сви­нец, золото и серебро.

С развитием производительных сил в стране вновь стали воз­рождаться ремесла.

Наиболее быстрыми тем­пами развивалось ткачество. Ткани ткались из хлопка, шерсти, льна, шелка. Хло­пок, как сырье и готовые ткани, был предметом ин­дийского экспорта в сосед­ние страны. Развивались ме­таллообработка и деревооб­работка.

Расцвету экономики Древней Индии в VI - III вв. до н. э. способствовало расширение научных знаний и культуры. Знания систематизировались в области ас­трономии» математики, медицины.

Государство, заботясь о развитии науки, организует универ­ситеты.

Самую крайнюю восточную часть Азии занимает Китай, на территории которого с древнейших времен сложилась своя самобытная цивилизация.

Ведущим видом деятельности населения Древнего Китая было сельское хозяйство.

Видя в земледелии основу экономики, государство уделяло ему главное внимание и заботу.

Большое внимание уделялось агротехнике

Высокий уровень знаний агротехники позволял китайцам получать хорошие урожаи продовольственных и технических культур. Китайцы первыми стали заниматься шелководством.

Древний Китай славился своими ремеслами. С времен неолита здесь достигли вы­сокого мастерства в обработке камня, кости, дерева. Большое развитие получило гончарное дело. В стране было много высо­кокачественной белой глины - каолина. Сначала керамические изделия лепились руками ленточным способом - глиняные ленты клались по спирали. Позже стали применять гончарный крут. Глиняные сосуды делались различной формы. Их высота достигала одного метра. Это свидетельствует о высоком искус­стве мастеров. Результатом развития этого мастерства стало изобретение в Китае фарфора.

Больших успехов добились китайские ремесленники в об­ласти металлургии. Высокохудожественные и качественные из­делия из бронзы древних китайских мастеров и сегодня восхи­щают мир.

Древний Восток не случайно явился той частью земно­го шара, где впервые был осуществлен переход к классово­му обществу, появилась государственность. В древневос­точном регионе раньше других областей северного полуша­рия возникли условия для развития человеческой цивили­зации.

 

Задание 3. Перечислите базовые закономерности и тенденции раз­вития человечества в Новое время. Охарактеризуйте наиболее суще­ственные из них. Обоснуйте свой выбор

Значение периода Нового времени для развития человеческого общества в целом весьма велико. В период Нового времени в Европе складывались прочные абсолютистские государства, имеющие национальные границы, одну господствующую религию (религию монарха), одну коренную национальность. При этом в границах своего государства абсолютизм мог сдерживать разрушительные войны «всех против всех». Одновременно под влиянием изменений в экономической жизни менялся и состав общества: росла численно и усиливала свое влияние на политическую жизнь государств буржуазия, начался упадок земельной аристократии, ослабление крестьянства.

С ростом буржуазии происходил рост предпринимательства, традиционные методы ведения хозяйства начали уступать место капиталистическому укладу, стал развиваться капитализм. Главным содержанием периода Нового времени стало постепенное разрушение традиционного общества и зарождение черт нового, индустриального, для которого характерен рост промышленного производства.

Значение периода Нового времени велико также благодаря Великим географическим открытиям, совершенным испанцами, португальцами, англичанами и др. Великие географические открытия стали возможными в европейских странах. Они диктовались как экономическими, так и научными целями в познании Земли. Открытие Нового Света (Америки) и первые кругосветные путешествия повлияли на экономическое развитие европейских стран. Приток в Европу большого количества драгоценных металлов и различных товаров способствовал развитию мануфактур и торговли, а далее – разрушению традиционных методов ведения хозяйства и развитию капитализма. В результате промышленного переворота в Европе начался быстрый рост фабричного производства с увеличением численности рабочих и собственников этих производств – фабрикантов, заводчиков.

 

Задание 4. Выделите наиболее важные причины и последствия Смутного времени на Руси

Смутное время (1598-1613 гг.) – это период глубокого социально-экономического, политического и духовного кризиса русского общества. Сначала династический кризис – пресечение династии Рюриковичей и борьба боярства за власть. Затем, как результат этой неразборчивой в средствах борьбы с привлечением русских авантюристов и иностранных наемников,- полная потеря государственной власти- государственный кризис. С ослаблением власти нарастал социальный кризис. Он выражался в многочисленных  мятежах. В обществе действовал  нравственный кризис.

Причины «смуты»:

1. Одной из непосредственных причин «смуты» историки называют династический кризис. Смена наместника бога на Земле – царя данного богом, на царя избираемого – на обычного человека, привела к потери доверия народа, а это рано или поздно приводит монархию к падению. В течение более семи веков на Руси правила династия Рюриковичей. Никакие другие фамилии не имели права на престол.

Массовые репрессии Иоанна Грозного обрушились на оставшихся Рюриковичей. Большинство их было уничтожено. Иоанн Грозный ненамеренно убил в гневе старшего сына – наследника престола царевича Иоанна, что прервало главную линию, так как потомства у царевича Иоанна не было.

Младший сын Царевич Феодор Иоаннович не был подготовлен к правлению государством. После смерти бездетного царя Федора Иоанновича (в 1598г) власть перешла его жене, царице Ирине, но Ирина отказалась от престола и постриглась в монашество.

Земский собор единодушно избирает на царство Бориса Федоровича Годунова. Но родовитые бояре и князья, потомки Рюрика и Гедемина, затаили в душе злобу и зависть к новому царю "выскочке", потомку татарского мурзы на русском престоле.

Гибель при невыясненных обстоятельствах отрока Дмитрия, который при отсутствии собственных детей у царя Феодора оставался единственным наследником и претендентом на царствование. Исходя из принципа «кому это выгодно?» - можно предположить, что инициатором возможного убийства царевича Димитрия был Борис Годунов. Все беды, которые обрушились на Россию, воспринимаются как гнев божий за неправильный выбор царя.

2. Не менее важными являются экономические предпосылки:

Россия вошла в 17 век с тяжелым наследием разорения страны в период опричнины. Три года, с 1601 по 1603, были неурожайными, даже в летние месяцы не прекращались заморозки, а в сентябре выпадал снег. Разразился страшный голод, жертвами которого стало до полумиллиона человек. Массы народа стекались в Москву, где правительство раздавало деньги и хлеб нуждающимся. Однако эти меры лишь усилили хозяйственную дезорганизацию. Помещики не могли прокормить своих холопов и слуг и выгоняли их из усадеб.

3. Социально-политические причины способствовавшие «смуте»:

Уходя от налогового бремени, многие русские люди бежали на окраины страны, превращаясь в вольных людей – казаков. Правительство, обеспокоенное массовым бегством тяглого населения временно запретило переход крестьян от одного владельца к другому и установило пятилетний срок розыска и возврата беглых тяглецов на старое место. Что привело к полному закрепощению крестьян. Голодный народ, оставшийся без средств к существованию занимался грабежом и разбоем, усиливая общий хаос. Противоречие в сознание разных слоев населения: государство – как народный союз и государство – как вотчина княжеской династии. Конфликт церкви и светской власти.

4. Внешнеполитические проблемы: Последствия Левонской войны. Ослабление Московского государства позволяет агрессивным соседям надеяться на захват русских территорий. Появление в Польше самозванцев провоцирует интервенцию.

Последствия «смуты»:

Смута – страшное и тяжелое время для Российского государства. Последствия смутного времени можно трактовать как с отрицательных позиций, так и найти множество положительных последствий.

Во внешней политике было  восстановление территориального единства России, хотя часть русских земель оставалась за Речью Посполитой и Швецией. В 1617 г. со Швецией был подписан Столбовский мир, по которому Россия теряла выход к Балтийскому морю. В 1618 г. заключено Деулинское перемирие между Московским государством и Речью Посполитой.

В России возродилось самодержавие и крепостное право. Но иного пути спасения и сохранения российской цивилизации в тех экстремальных условиях и не существовало.

Во внутриполитической жизни государства происходило дальнейшее ослабление позиций боярства, могущество которого было подорвано в годы опричнины. Ну и конечно «смутное время» повлекло за собой экономические потрясения и финансовые проблемы внутри страны, что способствовало дальнейшему закрепощению крестьян.

 

Задание 5. Тест. Установите соответствие

1. Первобытная эпоха

Д

А. Начало космической эры

2. Древний мир

В

Б. Система вассалитета

3. Средневековье

Б

В. Начало железного века

4. Новое время

Г

Г. Начало процесса урбанизации

5. Новейшее время

А

Д. Родовая община

 

Список использованной литературы

  1. История Древнего Востока // Под ред. Кузищина В.И. – М.: Изд-во «Высшая школа». 2003. 548 с.
  2. Культурология – история мировой культуры // Под ред. Марковой А.Н. – М.: Издательство объединение «ЮНИТИ». 1998. 458 с.
  3. Назырова Е.А. Практикум по отечественной истории: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ИНФРА-М, 2009 –239 с.
  4. Очерки истории искусства // Под ред. Г.Г. Поспелова и Н.Е. Григоровича – М.: Советский художник . 1987. 464 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 29.66K
Скачано: 235
Скачать бесплатно
18.05.13 в 23:05 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе