Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по логике »

Контрольная по Логике Вариант №18

Контрольная по Логике Вариант №18 [05.11.13]

Тема: Контрольная по Логике Вариант №18

Раздел: Бесплатные рефераты по логике

Тип: Контрольная работа | Размер: 10.24K | Скачано: 296 | Добавлен 05.11.13 в 19:36 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Научная индукция. Принципы отбора (селекции) и исключения (элиминации), ограничивающие возможность случайных обобщений. Индуктивные методы установления причинных связей. Метод единственного сходства. Метод единственного различия. Соединенный метод сходства и различия. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков.

 Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений на основании правил вывода (ПВ) получается новое суждение с какой-либо степенью вероятности (может быть истинным, вероятным или ложным). Умозаключения делятся на дедуктивные, индуктивные, по аналогии.

Индуктивными называются умозаключения, в которых мысль движется от знания меньшей степени общности к новому знанию большей степени общности.

Индукция бывает полной, неполной, математической.

Виды не полной индукции:

  1. простое перечисление;
  2. через анализ и отбор фактов;
  3. научная индукция.

Научная индукция заключается в том, что выявляется причинно-следственная связь по одному типичному случаю.

Научной индукцией называется такое умозаключение, в котором на основании познания необходимых признаков или необходимой связи  части предметов класса делается общее заключение о всех предметах класса. [4, 76с.] Если в популярном объективном обобщении вывод опирается на повторяемость признака, то научная индукция не ограничивается такой простой констатацией, а систематически исследует само явление, которое рассматривается как сложное, состоящее из ряда относительно самостоятельных компонентов или обстоятельств. [3, 66с.]

Применение научной индукции позволило сформулировать общие суждения и научные законы (физические законы Архимеда, Кеплера, Ома и др.). Так, закон Архимеда описывает свойство всякой жидкости оказывать давление снизу вверх на погруженное в неё тело.

С применение научной индукции получены и законы развития общества.

Научная индукция опирается не столько на большое число исследованных фактов, сколько на всесторонность их анализа и установление причинной зависимости, выделение необходимых признаков или необходимых связей предметов и явлений. Поэтому научная индукция и даст достоверное заключение. [4, 77c.]

Необходимо иметь ввиду, что на характере вывода отрицательно сказывается упущение следующих требований научной индукции:

- планомерный и методический отбор предметов для исследования;

- установление их существенных свойств, необходимых для самых предметов и важных для нашей практики;

- раскрытие внутренней обусловленности этих свойств (признаков);

- сопоставление полученного вывода с другими однотипными положениями науки в данной области знания. [3, 66-67c.]

 В зависимости  от способов исследования различают: индукцию методом отбора (селекции); индукцию методом исключения (элиминации).

Индукция методом отбора, или селективная индукция, - это умозаключение, в котором вывод о принадлежности признака к классу (множеству) основывается на знании об образце (подмножестве), полученным методичным отбором явлений из различных частей этого класса.

Индукция методом исключения, или элиминативная индукция, - это система умозаключений, в которой выводы о причинах исследуемых явлений строятся путем обнаружения подтверждающих обстоятельств и исключения обстоятельств, не удовлетворяющих свойствам причинной связи. [5]

Методы индуктивного установления причинно-следственных связей:

Метод единственного сходства.

Если два и более случая исследуемого явления сходны только в одном обстоятельстве, то это обстоятельство, вероятно, и есть причина (часть причины) данного явления. Например:

     ABC – a,

     ADE – a,

     AKM – a,

Вероятно, A     а.

При условиях ABC возникает явление а; при условиях ADE возникает явление а; при условиях AKM возникает явление а. Вероятно, обстоятельство А есть причина а.

Метод единственного различия.

Если случай, в котором исследуемое явление наступает, и случай, в котором оно не наступает, отличатся только одним обстоятельством, то последнее, вероятно, и есть причина (часть причины) исследуемого явления. Например:

      ABCD – a,

      BCD – нет а,

     вероятно, А     а.

При условиях ABCD возникает явление а; при условиях BCD не возникает явление а. Вероятно, обстоятельство А есть причина а.

Метод сопутствующих изменений.

Если какое-либо явление изменяется определенным образом всякий раз, когда изменяется предшествующее ему явление, то эти явления, вероятно, находятся в причинной связи друг с другом. Например:

       A1BCD – a1,

       A2BCD – a2,

       AnBCD – an,

   вероятно, А    а.

При условиях A1BCD возникает явление а1; при условиях A2BCD возникает явление а2; при условиях AnBCD возникает условие an. Вероятно, обстоятельство есть причина а.

Метод остатков.

Пусть изучаемое явление K распадается на однородные части: a, b, c, d. Установлено, что А является причиной а, B является причиной b, C является причиной c. Должно быть и сходное с A, B, C, обстоятельство D является причиной необъясненного понятия d. [3, 67-68с.]

Теория – это система связанных между собой понятий и высказываний, описывающих некоторую исследуемую предметную область.

Главная задача теории – установление закономерностей, присущих объектам изучаемой предметной области. Кроме того, теория может выступать как средство объяснения и предсказания явлений. Примерами теорий могут служить геометрия Евклида, механика Ньютона, специальная теория относительности, теория эволюции Дарвина и т.д. [2, 17с.]

 

Обобщение и ограничение понятий. Правила обобщения и ограничения понятий. Пределы ограничения и обобщения понятий.

Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. Понятия в языке выражаются словами или группой слов. Предметом мысли может быть любая вещь, явление или процесс объективной действительности. Мысли о свойствах  и отношениях предметов называются признаками. Признаки бывают двух видов: существенные и несущественные.

Существенные – это необходимые признаки, без которых предмет не может существовать в своей качественной определенности. Например, одним и существенных признаков понятия «человек» является наличие сознания.

Несущественные – это преходящие, второстепенные признаки, приобретая или теряя которые, предмет остается самим собой. Например, несущественными признаками понятия «человек» являются цвет его волос, вес, рост,  и др.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что различия между существенными и несущественными признаками имеют относительный характер.

Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета. Чтобы выявить их, используют несколько логических операций, рассмотрим два из них: ограничение и обобщение. [3, 28-30c.]

Ограничение – логическая операция перехода от родового понятия к видовому (например «математик», «великий математик», «великий русский математик», «великий русский математик Софья Ковалевская»).

При ограничении мы переходим от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом. Пределом ограничения является единичное понятие (в данном примере это «великий русский математик Софья Ковалевская»).

Обобщение – логическая операция, обратная ограничению, когда осуществляется переход от видового понятия к родовому путем отбрасывания от первого его видообразующего признака или признаков. Пример обобщения: «Опера П.И. Чайковского «Евгений Онегин», «опера П.И. Чайковского», «опера русского композитора XIXв.», «опера русского композитора», «опера», «произведение музыкального искусства», «произведение искусства». При обобщении мы переходим от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом. Обобщение применяется во всех определениях понятий, которые даются через родовидовое отличие. Пределом обобщения являются категории (философские, общенаучные, категории конкретных наук). [4, 47c.]

 

3. Атрибутивным является суждение:

а) Москва основана раньше Петербурга;

б) человек – это разумное живое существо;

в) чудес не бывает;

г) скорость звука примерно в миллион раз меньше скорости света.

Ответ: суждение свойства (атрибутивное). Структура этого вида суждений: «S есть P» или «S не есть P». В них формулируются свойства, состояния, виды деятельности. Поэтому верный ответ Б.

 

Список литературы

  1. Образовательные ресурсы интернет_репозитория, в том числе КОПР, обзорные лекции, тестовые базы. – URL: http://repository.vzfei.ru. Доступ по логину и паролю.
  2. Введение в логику: учебник / В.А. Бочаров, В.И. Маркин. – 2-е изд., доп. и испр. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2011. – 560с.
  3. Логика : учеб. пособие / В.К. Батурин. – М. : КУРС; ИНФРА-МБ 2012. – 96с.
  4. Логика. Углубленный курс : учебное пособие / А.Д. Гетманова – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 192с.
  5. Индуктивные умозаключения // [электронный ресурс] режим доступа: http://works.tarefer.ru/46/100051/index.html свободный. 23.04.2013

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 10.24K
Скачано: 296
Скачать бесплатно
05.11.13 в 19:36 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе