Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по логике »
Тема: Основные логические приемы формирования понятий
Раздел: Бесплатные рефераты по логике
Тип: Контрольная работа | Размер: 12.61K | Скачано: 320 | Добавлен 11.11.13 в 08:36 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
1. Основные логические приемы формирования понятий: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. 3
2. Содержание и объем понятия. Классы. Элементы класса. Отношение элемента к классу и включение класса в класс. Род и вид. 5
3. Обоснованность мышления 7
Литература 8
Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета. Но существенное не лежит на поверхности. Чтобы выявить его, используют следующие логические приемы: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.
Сравнение — мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам. Пример: Черный, как уголь.
Анализ — мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков. Пример, мальчика не пригласили на день рождения, он думает, что сделал неправильно, как нужно себя вести, чтобы его позвали в следующий раз.
Синтез — мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Пример, прочитав отдельные фразы какого-либо высказывания или логического утверждения, мы можем воссоздать эту фразу или утверждение в целом.
Абстрагирование — мысленное выделение одних признаков предмета (существенных) и отвлечение от других (несущественных). Типы абстракций: абстракция отождествления или обобщающая; аналитическая или изолирующая (фиксирующая особенное в предмете исследования) абстракция; идеализирующая абстракция (она часто используется в науке для генерации в ней различных идеальных объектов — точек, прямых, абсолютно черных тел, материальной точки, физического твердого тела и др.); абстракция актуальной бесконечности; абстракция потенциальной осуществимости, то есть можно исследовать все, что представимо как цель. Например, грозы бывают разные. Но в любой грозе должен быть гром. Иначе это не гроза. Вроде как абстракция - гром (раскатистый звук громкого удара в небе). Но гром ты слышишь, он есть в природе, его можно ощутить, а не только помыслить. Так что он абстрактен лишь, если его считать качеством грозы, например.
Обобщение — мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии. Но как только появляется какое-то понятие, так сразу же можно получить (в силу принципа бинаризма человеческого мышления) его отрицание — противоположное понятие; в логике такие пары понятий называются противоположными или контрарными. Если есть понятие А, то всегда есть и понятие не-А. В логике отрицание выражается значком «¬», поэтому пара противоположных понятий будет записана как А и ¬А. Пример: Студент – учащийся, гражданин, человек. [1]
Понятие — наиболее простая форма мышления, однако оно имеет сложную структуру, т.е. состоит из элементов, определенным образом связанных между собой. В понятии различаются содержание и объем.
Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии. Например, содержанием понятия «преступление» являются признаки: общественно опасный характер деяния, противоправность, виновность, наказуемость. Содержание понятия схематически можно выразить так: А(BCD…), где А — всякое понятие вообще, а BCD… — мыслимые в нем признаки предметов
Объемом понятия называется множество предметов, которое мыслится в понятии. Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные признаки. Графически объем понятия изображается кругом (Рис. 1):
где А — любое понятие.[2]
Совокупность предметов, охватываемая объемом понятия, называется логическим классом, или множеством, а отдельный предмет
объема понятия – элементом класса (множества). Класс (множество) может включать в себя подклассы, или подмножества. Например, класс городов включает в себя подкласс городов России, класс рек – подкласс рек Сибири и т.д. Понятие, из объема которого происходит выделение подкласса, называется родовым, или родом; понятие, объем которого выделяется из родового понятия – видовым, или видом (например, «наука» – родовое понятие, «юриспруденция» – видовое). [3]
Содержание и объем понятия органически связаны между собой. Определенному содержанию понятия соответствует свой определенный объем и наоборот. В их соотношении прослеживается закономерность: с уменьшением объема понятия, его содержание становится богаче, так как число признаков в нем увеличивается, и наоборот, с увеличением объема число признаков уменьшается. Эта закономерность получила название закона обратного отношения между объемом и содержанием понятия.
Действие этой закономерности распространяется на такие понятия, из которых одно выступает подклассом или элементом другого и проявляется в процессе таких логических операций, как обобщение и ограничение понятий.
Увеличивая содержание понятия «государство» путем прибавления нового признака — «современное», мы переходим к понятию «современное государство», имеющему меньший объем. Увеличивая объем понятия «учебник по теории государства и права», переходим к понятию «учебник», имеющему меньшее содержание, так как оно не включает в себя признаки, характеризующие учебник государства и права.
Подобное же отношение между объемом и содержанием имеет место в понятиях «преступление» и «преступление против личности» (первое понятие больше по объему, но меньше по содержанию), генеральный прокурор и прокурор, где первое понятие меньше по объему, но больше по содержанию. [1]
Обоснованность мышления – это свойство правильного мышления, заключающегося в:
а) избегании в структуре мысли противоречий, которых нет в отражаемой действительности;
б) воспроизведении в структуре мысли реальных признаков и отношений самих предметов и явлений, их относительной устойчивости;
в) отражении объективных причинно-следственных связей и отношений предметов и явлений окружающего мира;
г) воспроизведении структурой мысли тех структурных связей и отношений, которые присущи самой действительности, способности следовать «логике вещей и событий».
Правильный ответ:
в) отражении объективных причинно-следственных связей и отношений предметов и явлений окружающего мира.
Оно проявляется в установлении истинности или ложности мысли на основе других мыслей, истинность которых установлена ранее. [4]
Основная
Ерина Е.Б. Логика: Учеб. пособие / - 2-e изд. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2012. - 112 с. [2]
Дополнительная
1. Батурин В.К. Логика: учебное пособие. – М.: КУРС: ИНФРА- М,
2012. – (Высшее образование).[1]
2. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: учебник. – М.: Юристъ,
2008.
3. Грядовой Д.И., Стрелкова Н.В. Логика. Задачи и упражнения. –
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
Электронные ресурсы и программное обеспечение
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.