Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории »

Контрольная по Истории Вариант №13

Контрольная по Истории Вариант №13 [19.10.13]

Тема: Контрольная по Истории Вариант №13

Раздел: Бесплатные рефераты по истории

Тип: Контрольная работа | Размер: 18.00K | Скачано: 230 | Добавлен 19.10.13 в 21:22 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Брянск 2012


Задание 1. Изложите содержание концепций отечественной исто­рии Н.М. Карамзина, В.С. Соловьева, В.О. Ключевского. Какие из данных концепций представляются вам наиболее целесообразными? Обоснуйте свою точку зрения.

Ответ. Н.М. Карамзин  считал, что «Россия основывалась победами и единоначалием, гибла от разновластия , а спасалась мудрым самодержавием».

Н.М Карамзин видел отечественную историю как процесс совершенствования человечества , что жизнь великих людей и есть история .  Все усилия Карамзин употреблял на раскрытие идейных и моральных мотивировок действий исторических личностей. Психологический анализ является для него основным приёмом объяснения исторических событий.

Периоды русской истории, которые выделил Н.М. Карамзин:

1. Введение монархической власти от «призвания князей варяжских до Святополка Владимировича» (862—1015).

2. «Угасание самодержавия»; Святополк Владимирович — Ярослав II Всеволодович (1015—1238).

3. «Гибель» Русского государства и постепенное государственное «возрождение» России; от Ярослава Всеволодовича до Ивана III (1238—1462).

4. «Утверждение самодержавия» Иван III — Иван IV (1462—1533).

5. «Восстановление единовластия царского» и превращение самодержавия в тиранию; от Ивана IV до Б. Годунова (1533—1598).

6. Смутное время. Б. Годунов — М. Романов (1598—1613).

В.С. Соловьев считал, что «Три условия имеют особенное влияние на жизнь народа: природа страны, где он живет; природа племени, к которому он принадлежит; ход внешних событий, влияния, идущие от народов, которые его окружают».

Русская история, по мнению Соловьева, открывается тем явлением, что несколько племен, не видя возможности выхода из родового, особенного быта, призывают князя из чужого рода, призывают единую общую власть, которая соединяет роды в одно целое, дает им наряд, сосредоточивает силы северных племен, пользуется этими силами для сосредоточения остальных племен нынешней средней и южной России. 

В соответствии со своей концепцией истории он выделял четыре периода в отечественной истории:

I. Господство родового строя - от Рюрика до Андрея Боголюбского .

П. От Андрея Боголюбского до начала XVII в.

Ш. Вступление России в систему европейских государств - от первых Романовых до середины XVIII в.

IV. Новый период истории России - от середины XVIII в. до великих реформ 1860-х годов.

          В.О. Ключевский был убежден, что "человеческая личность, людское общество и природа страны... основные исторические силы". Жизнь человечества "в ее развитии и результатах" – это и есть суть исторического процесса. Познать этот процесс, - считал Ключевский, - возможно через историческую личность народа и человеческую личность. Смысл истории - в народном самосознании.

О.В. Ключевский разделил историю на периоды, исторические вехи: Днепровский, Верхневолжский, Московский или Великорусский, Всероссийский.

1. Русь Днепровская, городовая, торговая (VIII—ХIII вв.).

2. Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, вольноземледельческая (ХIII — середина ХV в.).

3. Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-земледельческая (XV — начало ХVII в.).

4. «Всероссийский, императорский, дворянский» период крепостного хозяйства — земледельческого и фабрично-заводского (ХVII — середина XIX в.).

Я считаю, что вариант содержания концепции О.В. Ключевского является наиболее целесообразным , потому что конкретная личность не определяет всю жизнь своих современников. Названия исторических периодов отображают  экономическое и политическое устройство государства в разное время.

 

Задание 2. Перечислите основные закономерности и тенденции развития человечества в эпоху Древности. Охарактеризуйте наибо­лее важные из них, обоснуйте свой выбор.

Ответ. Закономерность и тенденции развития человечества – это те факторы которые подразумевают, то,  что, они  оказывают  большое влияние на  эволюцию всех сфер жизни общества. В эпоху Древности основными факторами  являлись :

 -сильное влияние  климата и географического положения на хозяйство и быт людей (географическая неравномерность развития общества. Области с неблагоприятной, суровой географической средой развивались медленно, а области с мягким климатом, запасами руд и пр. быстрее продвигались к цивилизации)

-совершенствование орудий труда

- добыча и использование огня

-переход от присваивающего хозяйства к производящему (первое общественное разделение труда на земледелие и скотоводство, выделение ремесла из сельского хозяйства)

-формирование государств, формирование национальных и двух религий ( буддизм и христианство )

-формирование рабства,

-развитие научных знаний. 

            Я считаю, что самые важнейшие факторы развития:

1) Совершенствование орудий труда, так как помимо собирательства была сложная охота на крупнейших животных, а так же усовершенствование орудий труда в свою очередь привели к развитию мозга.

 2) Овладение огнем, т.к огонь обеспечивал людей теплом и светом, защищал от хищных зверей.

 

Задание 3. Раскройте особенности эволюции государств Азии, Африки и Латинской Америки в Новейшее время. Какие из этих госу­дарств добились наибольших успехов в политическом и социально- экономическом развитии? Укажите, чем это обусловлено.

Ответ. Образование более сотни новых государств изменило политический ландшафт планеты. Освободившиеся страны составили большинство стран мира. Им предстояло решать первоочередные задачи преодоления отсталости от большинства европейских государств. В этом смысле они составили как бы третий мир наряду с существующим первым – капиталистическим и вторым – социалистическим мирами. Другим распространенным названием для классификации освободившихся стран стало понятие «развивающиеся страны» в отличие от стран Запада, достигших высокого уровня развития.

Развивающиеся страны, т. е. страны третьего мира, не были однородными. В этом мире существует громадное разнообразие экономических, социальных, политических, национальных, религиозных и других специфических условий. Социально-политическая дифференциация в третьем мире продолжается. Большие различия имеются не только между Азией, Африкой и Латинской Америкой самими по себе, но и на каждом из этих континентов существует мозаика государств, существенно различающихся по уровню развития, интересам, месту в самом регионе и в международном сообществе.

В решении стоящих проблем каждая из стран третьего мира выбирала свой путь развития. С точки зрения экономического развития особое место занимают страны – экспортеры нефти, имеющие стабильный источник доходов (в 1960 г. они объединились в организацию ОПЕК). Наиболее динамично развивались «новые индустриальные страны» (Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея, Индонезия, Малайзия, Филиппины). Относительно развитыми являются и страны Латинской Америки. Наименее развитыми во всех отношениях остаются страны Тропической и Южной Африки.

Однако при всех существенных отличиях друг от друга развивающиеся страны имеют немало общего, что позволяет рассматривать освободившиеся страны как определенную историческую общность, образующую особую подсистему международных отношений.

Сочетание неоднородности и в то же время общности интересов развивающихся стран в решении задач преодоления отсталости, достижения экономической независимости, развития экономики, социальной и культурной сфер, обретения равноправия в международных отношениях в большей мере определяет степень организационной оформленности сотрудничества развивающихся стран.

Наиболее представительными формами сотрудничества развивающихся стран в 1970—1980-е гг. стали Движение неприсоединения и «группа 77-ми». В состав «группы 77-ми» входят 126 государств, т. е. почти все развивающиеся страны. В некоторых вопросах, особенно при решении экономических проблем, они осуществляют совместные акции. При активном участии этой группы принят ряд важных документов ООН. «Группа 77-ми» поддерживает тесные координационные отношения с Движением неприсоединения. Это движение возникло в 1961 г. и сразу превратилось в весомый институт выражения интересов более чем 100 государств Азии, Африки и Латинской Америки. Оно столь же разнородно по своему составу, сколь многолик весь третий мир. Движение неприсоединения (названо так, потому что избегало однозначной ориентации только на одну из сверхдержав – США или СССР) активно выступало за мир, разоружение и международную безопасность, за перестройку международных экономических отношений.

Стремление обеспечить свои интересы в системе межгосударственных отношений обусловило оформление различных экономических и политических региональных организаций в третьем мире. Так, В Латинской Америке образовалась латиноамериканская экономическая система, объединившая 26 государств. Здесь имеются и другие региональные организации экономического характера.

В Африке региональные организации получили меньшее развитие, что в известной степени обусловлено немалым числом двусторонних конфликтов на этом континенте. Наиболее крупной организацией является Организация африканского единства, которая была создана в 1963 г. Ее целями являются развитие политического и экономического сотрудничества между африканскими странами и укрепление влияния на мировой арене, координация деятельности в сфере внешней политики, экономики, обороны и культуры.

Я считаю, что наибольших успехов из трех государств добилась Азия. Примером успешного развития служит Япония. Многие процессы, происходившие в Японии после Второй мировой войны, обернулись для нее благом. После американской оккупации в Японии были проведены экономические и политические реформы, которые изменили японское общество, ее государственный строй. Права императора были ограничены новой конституцией, в стране утвердилась парламентская демократия с многопартийной системой, чего прежде не было. Реформы сыграли большую роль в возрождении страны и «японского чуда». В течение всего нескольких десятков лет Япония из аграрной страны превратилась в индустриальную сверхдержаву. Уже к 1980-м гг. объем промышленного производства Японии превысил уровень 1950 г. в 24 раза. Среднегодовые темпы прироста продукции в 1960—1970-е гг. составляли 14,6 %, в то время как во всем капиталистическом мире 5,5 %.

 

Задание 4. Перечислите основные факторы, процессы и явления в развитии России начала XX в. Выделите наиболее важные из них, обоснуйте свой выбор.

Ответ.    Вступление российской экономики в XX столетие было отмечено началом серьезного кризиса 1900—1903 гг. Экономический застой продолжался до 1909 г., когда он сменился новым подъемом.

Россия в начале XX в. была страной со средним уровнем развития капитализма.  Реформы 60-70х годов ХIХ века вызвали бурное развитие экономики России, утверждение в ней капиталистического способа производства. В начале ХХ века перед страной встала новая задача  - перейти к индустриальному обществу, то есть обществу, в котором завершён процесс создания крупной, технически развитой промышленности и соответствующих ей социальных и политических отношений. Процесс перехода к индустриальному обществу принято называть модернизацией.

Задача модернизации была тем вызовом, который России бросило само время. Ее решение было сопряжено с трудными, даже тяжкими проблемами. Назовем некоторые из них.

 - Российская экономика была многоукладной. Наряду с динамично развивавшимися частнокапиталистическим, монополистическим и государственно-монополистическим укладами существовали уклады, не охваченные модернизацией, — патриархальный, полукрепостнический, мелкотоварный.

-   Высокие количественные показатели (темпы роста, уровень концентрации, объемы производства) сочетались с довольно низкими качественными. Низкой была производительность труда. По уровню производства промышленной продукции на душу населения и технической оснащенности предприятий Россия далеко отставала от ведущих индустриальных стран.

-Развитие экономики было крайне неравномерным по отраслям и районам страны.

- Чрезвычайную остроту приобрел в начале XX в. аграрный вопрос. Историки называют сельское хозяйство ахиллесовой пятой тогдашней России. Крупное помещичье землевладение сочеталось с крестьянским малоземельем. Община, сохраненная реформой 1861 г., поощряла уравнительные настроения, весьма сильные в крестьянской среде, и с осуждением относилась к успехам «крепких хозяев». Большинство помещичьих хозяйств жили по старинке: сдавали землю крестьянам в полукабальную аренду, а те обрабатывали ее собственным примитивным инвентарем. Применение наемного труда, передовой агротехники, сельскохозяйственных машин в начале XX в. было явлением едва ли не исключительным.

Экономическая модернизация начала оказывать некоторое влияние на социальную структуру страны. Заметнее становилось несоответствие между традиционным делением населения (126 млн человек) по сословиям и делением на классы .   

Дворянство (1% населения) оставалось привилегированным, политически господствующим сословием, но его экономическое положение постепенно ухудшалось. Оскудение дворянских усадеб, с сочувствием описанное И. А. Буниным и А. П. Чеховым, было примечательным явлением эпохи. Дворянство медленно, но неуклонно размывалось, его представителей можно было встретить среди предпринимателей, служащих, интеллигенции.

Буржуазия, приобретавшая серьезное экономическое значение, не была единой: рядом со старой московской и провинциальной буржуазией  росла новая петербургская буржуазия, тесно связанная с государством, банками и передовыми отраслями промышленности.

Крестьянство (более 80% населения) страдало от малоземелья, пережитков крепостничества, оставалось приверженным общинным ценностям коллективизма и равенства. Крестьяне мечтали о «черном переделе», разделе помещичьей земли между общинниками. Равенства в крестьянской среде при этом не было, расслоение деревни на бедноту, середняков и кулаков зашло довольно далеко.

Положение рабочего класса (менее 10% населения) в начале XX в. было тяжелым. Длинный рабочий день, плохие бытовые условия, низкая зарплата, сочетавшаяся с изощренной системой штрафов, бесправие — таковы причины, вызывавшие недовольство рабочих.

Особыми социальными группами являлись чиновничество, духовенство и интеллигенция.

Социальные отношения отличались высокой конфликтностью: основания для недовольства имели все крупные социальные группы. Добавим сюда проблемы, связанные с многонациональностью и многоконфессиональностью России. «Тюрьмой народов» наша страна не была, но отношения между населявшими ее народами, говорившими на разных языках, исповедовавшими разную веру, требовали продуманной и взвешенной национальной политики.

К началу века модернизация практически не затронула политическую сферу. В системе центральных органов власти никаких изменений не произошло . Россия оставалась самодержавной монархией.

Я считаю, что российская модернизация имела свои особенности. Она носила как бы догоняющий характер и проходила под контролем верховной власти. Модернизация охватила не все стороны жизни общества и даже не все сферы и отрасли экономики, а в основном те, которые способствовали укреплению могущества государства. Поэтому российский вариант модернизации таил в себе сложные внутренние противоречия, связанные, прежде всего с общественной и политической жизнью.

 

Задание 5. Тест. Установите соответствие:

1.Первобытная эпоха

А. Раскол христианства на католичество и православие

2. Древний мир

Б. Фетишизм

3. Средневековье

В.Эпоха Возрождения

4.Новое время

Г.Постмодернизм

5.Новейшее время

Д. Возникновение первых монотеистических религий

 

Ответ:   1-Б ; 2- А; 3-Д ; 4-В ; 5-Г.

 

Список использованной литературы

  1. «Всемирная история» - под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. «ЮНИТИ» 1997г.
  2. http://cendomzn.ucoz.ru/index/0-2026
  3. http://visaginart.narod.ru/POST/post.htm
  4. http://www.mystic-chel.ru/primeval/culture/187.html
  5. «История Отечества ХХ- начало ХХI века» -Н.В Загладин, С.И. Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров. Москва «Русское слово» 2003 г.
  6. «Всемирная история. ХХ век» Н.В. Загладин. Всемирная история: XX век. Учебник для школьников 10—11 классов. Второе издание. М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово — PC», 2000.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2
Размер: 18.00K
Скачано: 230
Скачать бесплатно
19.10.13 в 21:22 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе