Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономики »
Тема: Специфические черты перехода к монополистическому капитализму
Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономики
Тип: Контрольная работа | Размер: 41.35K | Скачано: 286 | Добавлен 13.10.13 в 20:49 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Барнаул 2011
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Специфические черты перехода к монополистическому капитализму в ведущих странах 4
1.1 Переход к монополистическому капитализму в Англии и анализ ее хозяйственного развития. 5
1.2 Переход к монополистическому капитализму во Франции и анализ ее хозяйственного развития. 6
1.3 Переход к монополистическому капитализму в Германии и анализ ее хозяйственного развития. 7
1.4 Переход к монополистическому капитализму и анализ хозяйственного развития США.. 9
1.5 Переход к монополистическому капитализму в Японии и анализ ее хозяйственного развития. 10
1.6 Переход к монополистическому капитализму в России и анализ ее хозяйственного развития. 11
2. Тест. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 16
Главной тенденцией развития экономики в конце XIX в. стал переход от капитализма, основанного на свободной конкуренции отдельных самостоятельных предприятий, к капитализму, базирующемуся на монополии. В основе этого перехода лежали изменения в производительных силах, вызванные бурным развитием науки и техники, получившие название второй технологической революции. Начался период перехода от домонополистического капитализма к капитализму монополистическому, завершившийся на рубеже XIX и XX веков.
Монополистический капитализм, есть высшая и последняя стадия капитализма, основной отличительной чертой которой является смена свободной конкуренции господством монополий [1].
В данной работе мы узнаем, что явилось причиной перехода к монополистическому капитализму ведущих стран мира к концу XIX и началу XX вв. Будут исследованы специфические черты перехода к монополистическому капитализму Англии, Франции, Германии, США, Японии и России, а также проведен сравнительный анализ их хозяйственного развития.
Особенностью рассматриваемого периода был переход от капитализма свободной конкуренции к господству монополий. Государство было вынуждено вмешаться в экономику, ограничивая процесс монополизации.
На рубеже веков наряду с крупными монополиями (картелью, трестов, синдикатов, концерном) существовали малое и среднее производство.
Развитие фабричной промышленности придало техническому прогрессу невиданные темпы.
Вторая технологическая революция развернулась в последней трети XIX в. и продолжалась до Первой мировой войны (19I4-1918). Важнейшее значение имело изменение энергетической базы производства: паровая энергия была заменена электрической, началась электрификация, сложилась технология получения, передачи и приема электроэнергии. В 80-е годы XIX в. была изобретена паровая турбина, а в результате ее соединения в единый агрегат с динамо-машиной был создан турбогенератор. Возникли новые отрасли промышленности - электрохимия, электрометаллургия, электрический транспорт. Появились двигатели внутреннего сгорания, работавшие от энергии, получаемой при сгорании паров бензина (Н. Отто) и нефти (Р. Дизель). В 1885 г. был построен первый автомобиль (Г. Даймлер, К. Бенц). Двигатель внутреннего сгорания стал широко использоваться на транспорте, в военной технике, ускорил механизацию сельского хозяйства [2].
Значительно продвинулась вперед химическая промышленность: началось производство искусственных красителей, пластмасс, искусственного каучука, были разработаны новые эффективные технологии получения серной кислоты, соды и т.п. В сельском хозяйстве стали широко применяться минеральные удобрения.
В металлургии в результате использования конвертеров Бессемера и Томаса в важную подотрасль выделилось сталелитейное производство; получили развитие электрическая сварка, ковка, и плавка металлов. На заводах Г. Форда в 1912-1913 гг. впервые был применен конвейер.
Рост промышленного производства и торговли обусловил развитие транспорта. Возросла мощность, сила тяги и быстроходность паровозов. Совершенствовались конструкции пароходов. Началась электрификация железнодорожного транспорта, появились новые транспортные средства - танкеры (нефтеналивные суда) и дирижабли. Первые шаги делала авиация.
В 1895г. русским ученым А.С. Поповым было изобретено радио, началось использование телефонной связи, увеличилась протяженность телеграфных линий.
В военной области появилось автоматическое стрелковое оружие, возросла мощность взрывчатых веществ, начали изготавливаться отравляющие вещества.
Отраслями-лидерами на рубеже веков стали: нефтедобыча и нефтепереработка, электроэнергетика и электротехника, новые виды транспорта.
Сначала Англия стала, раньше других, капиталистической страной и, к половине XIX века, введя свободную торговлю, претендовала на роль «мастерской всего мира», поставщицы фабрикатов во все страны, которые должны были снабжать её, в обмен, сырыми материалами. Но эта монополия Англии уже в последней четверти XIX века была подорвана, ибо ряд других стран, защитившись «охранительными» пошлинами, развились в самостоятельные капиталистические государства [4]. Процесс монополистического объединения английской промышленности шел медленнее, чем в других странах, в особенности в старых отраслях промышленности, где сохранялось большое количество мелких и средних предприятий. Среди английских монополий того времени преобладала форма картелей и синдикатов. В последней трети XIX в. страна пережила первые тяжелые промышленные кризисы. Одним из последствий, еще более ухудшивших экономическую ситуацию, был отток капиталов: деньги стало выгоднее вкладывать в строительство железных дорог и фабрик в колониях или в других странах Европы. После первой мировой войны, когда английской промышленности пришлось столкнуться с возросшей конкуренцией на мировом рынке, начался ускоренный рост монополий, охвативший все решающие отрасли производства.
Франция, революционизировавшая всю Европу, продолжала развиваться весьма медленно и в результате к концу века оказалась на четвертом месте в мире, в то время как еще в 1870-е гг. она занимала второе место (после Англии). Собственное машиностроение было развито слабо, станки в основном ввозились из-за границы. Уровень концентрации производства оставался низким: в стране сохранялось множество мелких и средних предприятий, на которых работало не более 100 человек. Многие из них специализировались на производстве предметов роскоши. В деревне большинство хозяйств (71%) были мелкими, и их владельцы не могли использовать технические и агрикультурные усовершенствования.
В этой ситуации в стране расцветал банковский капитал. По его концентрации Франция шла впереди других стран. К концу века 3/4 финансов держали в своих руках несколько крупных банков. Финансовая верхушка быстро богатела на займах, которые предоставлялись иностранным государствам, в том числе и России. Во Франции стал распространенным особый тип буржуа — не труженика-предпринимателя, а рантье [4].
В начале XX в. в промышленности Франции наступило оживление, поскольку успешно стало развиваться производство автомобилей, но общее отставание было очень заметным, особенно от Германии.
Конечно, страны «старого» капитализма — Англия и Франция, несмотря на все вставшие перед ними проблемы, продолжали входить в число сильнейших стран Запада, занимали ключевые позиции в международных отношениях. Но их полное и безусловное лидерство было поколеблено.
Этот период стал также переломным в экономической истории Германии, когда из отстающей в хозяйственном развитии и политически раздробленной страны она превращается в ведущую державу мира, вышедшую в мировом промышленном производстве на второе место, а в Европе – на первое. Она превосходит европейские страны также по степени концентрации и монополизации производства, становится на путь милитаризации развязывает Первую мировую войну. Экономический подъем был обусловлен целым рядом факторов. Среди них важнейшую роль играло завершение государственного объединения всей страны и образование единой Германской империи под эгидой Пруссии. Вместо раздробленной феодальной Германии возникла держава с более чем 40-миллионным населением. Германия получила единое торговое законодательство, единую денежную систему, единую систему мер и весов, по всей стране осуществлялось беспошлинное товародвижение. Все это содействовало развитию внутреннего рынка. Военная победа над Францией, последующая аннексия Эльзаса и Лотарингии (богатого железорудного бассейна) и получение контрибуции в 5 млрд. франков также способствовали экономическому подъему Германии. Комбинируя лотарингскую руду с углем Рурского и Саарского бассейнов, немецкие капиталисты создали собственную мощную топливно-металлургическую базу, а французские миллиарды пошли на финансирование промышленности Германии. Немалое значение имел и демографический фактор. Быстрый рост населения, особенно городского, способствовал росту емкости внутреннего рынка. Как и в США, в экономическом подъеме Германии известную роль сыграло более позднее начало индустриализации, не связанной наличием морально устаревшего оборудования и использующей достижения научно-технической мысли последней трети XIX в. Германские промышленные предприятия в 70-х годах создавались на новейшей по тому времени технической базе. Немецкая инженерная мысль конца XIX начала XX вв. по количеству и качеству разработок уступала только Американской. Ускоренное развитие промышленности, особенно тяжелой, было направлено на удовлетворение потребностей не только внутреннего рынка, но и германского милитаризма, который затеял гонку вооружений для осуществления агрессивных замыслов империалистических кругов в борьбе за передел мира.
В результате промышленного подъема 70-х годов XIX в. структура народного хозяйства Германии существенно изменилась: промышленность стала превалировать в экономической системе страны. К началу XX в. доля населения, занятого в промышленности, составляла 42,5 % против 28,5 % занятого в сельском хозяйстве. Из аграрно-индустриальной страны Германия превратилась в индустриально-аграрную. Рост германского промышленного производства в 1870—1913 гг. приобрел ярко выраженный скачкообразный характер.
Германия производила больше, чем другие страны, артиллерийских орудий и боеприпасов. В этом отношении она была недостижима для своего главного конкурента—Франции, которая в 1870 г. по выработке стали находилась примерно на том же уровне, что и Германия, а к 1913 г. отставала от нее уже почти в 4 раза [5].
В конце XIX и начале XX в. Соединенные Штаты переживают подъем в своем экономическом развитии и выходят на первое место в мире. В это время они не имеют равного себе соперника ни по быстроте развития капитализма ни по достигнутой уже ими наибольшей высоте его развития [5].
Переход к монополистической стадии, как отмечалось, был подготовлен усиленной концентрацией производства. В 1913 г. в США доля крупных предприятий достигала в общем объеме промышленной продукция почти 85%. О централизации капитала говорит тот факт, что акционерные общества сосредоточивали 80% всех рабочих. Первая монополия появилась в США в 1872 г.
Самая распространенная форма монополий в США - тресты, созданные в различных отраслях (от электротехнической до табачной). Исключительно монополизированной отраслью было железнодорожное строительство.
О степени монополизации США можно судить по сложившимся династиям «королей» стали, нефти, электричества, железных дорог.
Активно происходил процесс сращивания трестов с банковскими монополиями, что вело к созданию американского финансового капитала.
По степени монополизации США существенно обогнали Европу. Поэтому здесь поведение монополий было особенно беззастенчивым, цены устанавливались монопольно высокие, в интересах перераспределения доходов населения в свою пользу.
В США в ответ на такую политику прошла мощная волна антимонополистического движения фермеров, рабочих, мелкой и средней буржуазия. В 1887 г. Конгресс США принял закон о создании межштатной торговой комиссии, в функции которой входил надзор за действиями железнодорожных магнатов. В 1890 г. под давлением народных масс был принят антитрестовский антимонопольный закон.
Период начала XX в. (1901-1914) вошел в американскую историю как эпоха прогрессизма, поскольку в годы государством были проведены демократические преобразования, охватившие политические, экономические, социальные сферы.
Таким образом, с эпохи прогрессизма в США берет начало государственно - монополистический капитализм, когда государство осуществляет регулирующие меры по развитию экономики, охватывая различные ее сферы.
Важной особенностью формирования промышленных монополий в Японии было то, что они возникли после появления других признаков империализма. Государственная бюрократия олицетворяла военно-феодальные черты империализма Японии и торопилась приступить к внешней экспансии. Ее результаты в виде колониальных сверхприбылей, в том числе от вывоза капитала, и военная контрибуция ускорили возникновение монополий в промышленности. Этому содействовали и привилегии, предоставленные правительством старым торгово-ростовщическим «домам». Эти стародавние компании становились монополиями. Толчок образованию монополий дали финансовый кризис 1887—1898 гг. и мировой кризис перепроизводства в 1900—1903 гг. [5].
«Государственный» характер Японского капитализма привел к очень раннему по сравнению с другими странами складыванию государственно-монополистических форм хозяйствования.
Японские монополии сразу же сложились как мощные финансово-промышленные группы. Характерной особенностью их была диверсификация деловых операций. Монополии не сосредоточивались в какой-то одной отрасли хозяйства, а распространяли свое влияние во всех направлениях, не довольствуясь монополизацией производства и сбыта одного товара.
Однако такие «тепличные» условия формирования монополистических компаний, низкий платежеспособный спрос населения не позволяли японским правящим кругам рассчитывать на экономическое завоевание внешних рынков. Это определило военно-колониальную направленность японского империализма.
К 80-м гг. XIX в. промышленный переворот завершается в важнейших отраслях русской промышленности - металлургической, горно - рудной, угольной (в шерстяной, хлопчатобумажной, свеклосахарной отраслях). Важную роль в пореформенном экономическом развитии Российской империи сыграло железнодорожное строительство, интенсивно развернувшееся в конце 60-х — начале 70-х гг. Оно открыло для капитализма самые отдаленные и замкнутые районы - Среднюю Азию, Сибирь, Кавказ. Более того, Россия, используя опыт Запада, форсируя железнодорожное строительство, рост фабрик и заводов, сумела резко сократить "долгий инкубационный период развития машинного производства". Русской буржуазии в 60-70-х годах удалось сразу ввести у себя весь механизм обмена (банки, кредитные общества и др.), выработка которого потребовала на Западе целых веков [5].
Особенностью развития российского капитализма есть основания считать слишком раннее возникновение монополистических тенденций. Монополизация в России происходила при том уровне развития производительных сил, который в странах классического капитализма соответствовал периоду свободной конкуренции, вообще почти не затронуто этими процессами. Кроме того, зарождение монополий трестов, концернов в России происходило одновременно с формированием картелей и синдикатов, что ломало классическую последовательность процессов монополизации.
Войдя в число ведущих стран по производству промышленной продукции и заняв в 1913 г. пятое место в мире, Россия оставалась аграрно-индустриальной страной.
Задание: Установите соответствие экономической программы ее национальной принадлежности и хронологии:
А. После I мировой войны и межвоенный период (1919-1939гг.)
Б. После II мировой войны (40-60-е гг. XX в.)
В. Современный период (70-90-е гг. XX в.)
А. США
Б. Германия
В. Англия
Г. ФРГ
Д. Япония
Е. СССР
1. План экономики Дж. Мэя
2. «Новый курс» Ф. Рузвельта
3. «Новый порядок» А. Гитлера
4. План Маршалла
5. Программа Л. Эрхарда
6. «Обратный курс» Доджа Шоупа
7. Рейганомика
8. Реформы М. Тэтчер
9. «Военный коммунизм»
10. НЭП
Ответ:
1. План экономики Дж. Мэя – Англия, после I мировой войны и межвоенный период(1919 – 1939гг.);
2. «Новый курс» Ф.Рузвельта – США, после I мировой войны и межвоенный период(1919 – 1939гг.);
3. «Новый порядок» А.Гитлера – Германия, после I мировой войны и межвоенный период(1919 – 1939гг.);
4. План Маршалла – США, после II мировой войны (40-60-е гг. XX века);
5. Программа Л. Эрхарда – ФРГ, после II мировой войны (40-60-е гг. XX века);
6. Обратный курс Доджа - Шоупа – Япония, после II мировой войны (40-60-е гг. XX века);
7. Рейганомика – США, современный период (70-90-е гг. XX века);
8. Реформы М.Тэтчер – Англия, современный период (70-90-е гг. XX века);
9. Военный коммунизм – СССР, после I мировой войны и межвоенный период(1919 – 1939гг.);
10. НЭП – СССР, после I мировой войны и межвоенный период(1919 – 1939гг.).
Как закономерная стадия в историческом развитии общества капитализм сыграл в своё время прогрессивную роль. Он разрушил патриархальные и феодальные отношения между людьми, основывавшиеся на личной зависимости, и заменил их денежными отношениями. Капитализм создал крупные города, резко увеличил городское население, уничтожил феодальную раздробленность, что привело к образованию буржуазных наций и централизованных государств, поднял на более высокую ступень производительность общественного труда [3].
За 30 лет (70-90-е гг. XIX в.) объем мировой промышленной продукции возрос более чем в три раза. Открытие более эффективных способов производства стали позволило увеличить ее производство с 1870 по 1900 гг. в 56 раз. Протяженность железных дорог за этот же период возросла почти в четыре раза и составила 790 тыс. км.
Между тем экономическое развитие различных стран происходило неравномерно, изменилась расстановка сил. На международную арену вышли страны молодого капитализма. Темпы развития этих догоняющих стран были очень высокие. К ним принадлежали США, Германия, Россия.
В последней трети XIX в. Англия теряет свое первенствующее положение, уступает это место США, Германия превращается в сильного конкурента, ее дешевые товары проникают не только в саму Англию, но и в ее колонии. Если в Англии объем промышленного производства с 1870 по 1900 гг. возрос в 1,8 раза, то в Германии в – 3,7 раза.
США стали высокоразвитой индустриальной страной и заняли в 1880 г. первое место в мире по производству промышленной продукции. Страны молодого капитализма США и Германии стремились к мировому экономическому и политическому лидерству.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.