Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории »

Контрольная по Истории Вариант №1

Контрольная по Истории Вариант №1 [09.10.13]

Тема: Контрольная по Истории Вариант №1

Раздел: Бесплатные рефераты по истории

Тип: Контрольная работа | Размер: 19.35K | Скачано: 267 | Добавлен 09.10.13 в 00:03 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Пенза 2012


Задание 1. Дайте характеристику этапов первобытной истории. На каком этапе произошли наиболее существенные изменения в жизни человечества в первобытную эпоху? Обоснуйте свой ответ.

Ответ: I. Хозяйственная жизнь первобытного человеческого стада.

а) Питекантропы

В этот период на Земле последовательно сменяли друг друга древнейшие пралюди. Первой в этой цепочке был питекантроп. Его объём мозга составлял 900 см3 . Питекантроп в своей деятельности применял орудия труда сделанные из камня. Обитали они на Центральной и Южной Африке, на Центральной Азии. Питекантропы занимались собирательством и рыбной ловлей, рыбу ловили руками. Они кочевали – жили небольшими группами в 25-30 взрослых особей. Жилищем для них служили пещеры, скалы.

б) Синантропы

Следующие в ряду пралюдей были синантропы, появившиеся на земле примерно 300 тыс. лет назад. Объём его мозга составлял 1050 см3 . Синантроп в своей деятельности применял более разнообразные каменные орудия труда, чем питекантроп. Жили синантропы в пещерах, а также строили наземные жилища. Они вели кочевой образ жизни, предпочитая в качестве мест обитания берега рек и озер. Занимались они собирательством и рыбной ловлей. Добывание огня всё ещё не было известно, но поддерживать природный огонь они уже умели.

в) Неандертальцы

Неандертальцы тип человека сформировался примерно 200 тыс. лет назад. Объём мозга у некоторых неандертальцев был больше, чем в среднем у современного человека. Однако способность к логическому мышлению у неандертальцев была ограничена. В своей деятельности они применяли каменные орудия – рубила, острия, проколки, сверла, отщепы; и такие орудия труда, как скребла и шилья. Также они научились делать составные орудия: часть орудий могла быть выполнена из камня, а часть – из кожи или дерева. Жили неандертальцы в пещерах. А на открытых местах строились конструктивно сложные наземные жилища. Хозяйственная жизнь неандертальцев основывалась на собирательстве, рыбной ловле и охоте. Охота, являлась самой прогрессивной отраслью хозяйства. Численность неандертальцев увеличивалась, и они расселялись по всей Европе, Азии и Африке.

II. Хозяйство эпохи среднего и позднего палеолита.

Эпоха среднего палеолита началась примерно 100 тыс. лет назад, а эпоха позднего палеолита – примерно 40 тыс. лет назад.

а) Возникновение человека современного типа.

На Земле возник «человек разумный» или кроманьонский человек. Объём его мозга составлял 1400-1500 см. Кроманьонцы стали первыми существами обладающими членораздельной речью.

б) Хозяйство среднего палеолита.

Важнейшими факторами  явились способность разума познавать мир и желание усовершенствовать его. Крупнейшим открытием кроманьонцев стало искусственное добывание огня. Орудия труда у них становятся более чёткими и дифференцированными. В период среднего палеолита существовали 2 вида людей неандертальцы и кроманьонцы. Они взаимно истребляли и скрещивались друг с другом.

в) 40 тыс. лет до н. э. на Земле обитали уже одни люди современного типа. В позднем палеолите уже сложился первобытно-общинный строй. И люди жили родовыми общинами – матриархатами. Материнский род – это группа родственников, связанных общим происхождением по женской линии, живущих совместно и ведущих общее хозяйство. Власть в общине принадлежала старейшинам – мужчинам 40-50 лет. В период позднего палеолита уже существует общественные запреты. Одних из самых ранних был запрет на браки внутри рода – экзагамия, сначала между родителями и детьми, а потом между ближайшими братьями и сестрами.

г) Хозяйственная деятельность и труд

Тип хозяйства – это простое присваивающее хозяйство. Основными сферами хозяйственной деятельности остаются охота, рыболовство и собирательство. Стало применяться новое охотничье снаряжение – копьеметалка. Это было первое в истории человечества механическое приспособление для метания камней. Охотники всё шире использовали ловчие ямы, сети, изгороди и механические западни. Рыболовство всё чаще осуществлялось при помощи гарпунов, рыболовных крючков, сетей. Занимаясь собирательством, люди помогали себе специальными мотыжками.  Труд в позднем палеолите был простой кооперацией то есть сотрудничество без развитых форм общественного разделения труда.

д) Частичная оседлость и собственность.

Племена жившие в позднем палеолите начали переходить к частной собственности. Жилища представлены пещерами, пол которых покрывался галькой и застилался шкурами животных.  Новыми видами жилищ были переносные шатры-чумы. Территория, на которой жила и в пределах которой передвигалась община, находилась в её коллективном пользовании – фактически, в коллективной собственности.

е) Обмен и дарообмен

В тех общинах, в которых люди хотя бы время от времени получали избыточный продукт, постепенно складывалось трудовое распределение – при дележе добычи учитывалось не только особенности пола и возраста, но и личное участие каждого в процессе труда. Регулярное получение прибавочного продукта привело к возникновению обмена. Так же сущесвовало явление дарообмена. Дарообмен – это когда дарами обменивались как целые общины, так и отдельные люди.

ж) Образование рас и развитие научных знаний.

Начался процесс формирования разных народов и рас. Европеоидная раса сформировалась в основном в Европе, монголоидная раса – в Азии, негроиды населяли Африку и Австралию.

Появляются религиозные представления, искусство, начинают накапливаться научные знания. В этот период быстро накапливаются фармакологические и медицинские знания: люди умели лечить переломы, вывихи, укусы змей, удалять зубы и др.

III. Экономическое развитие мезолитических племён.

Примерные хронологические рамки мезолита  - XII – VIII тыс. до н. э.

а) Особенности хозяйства.

Мезолитические племена перешли к охоте на менее крупных животных. Была приручена собака. Появилась потребность в усовершенствовании охотничьего ружья. Всё активнее употребляли в пищу мясо и научились заготавливать его впрок: мясо хранили в ямах-кладовках, в вяленом сушёном и солёном виде. Значение рыболовства тоже возросли. Широко применялись острога и верши. Были изобретены долбленные лодки и удочки. В собирательстве использовались специальные орудия труда для выкапывания кореньев. Появились скребки для вскрытия раковин с моллюсками и утяжелённая специальным грузом землекопалка.

 б) Каменная техника

Совершенствуются способы изготовления каменных орудий. Среди мезолитических орудий так называемые микролиты – маленькие, длинной 1-2 см, заострённые изделия из твёрдых пород камня.

в) Организация жизни и быта.

Принцип коллективизма продолжали оставаться основой жизни общества. Накапливаются изменения и в общественных отношениях: два или несколько ближайших родов объединяются в племя. Складываются союз племён, а затем в более отдалённую эпоху – и государство. На смену материнской родовой общины приходит отцовская родовая община. Мезолит, таким образом, стал началом эпохи патриархата в истории человечества.

г) Научные знания и расогенез.

Важнейшим научным достижением этого периода явилось появление предписьменности – пиктографии. В мезолите был накоплен солидный запас сведений по географии, зоологии, ботанике, минералогии, астрономии, метеорологии, медицине.

В период мезолита внутри рас выделились ветви: внутри европеоидной -  южная и северная, монголоидной – азиатская и американская, негроидной – африканская и австралийская. Начался процесс формирования народов.

IV. Неолитическая революция.

Следующий после мезолита период называют неолитом – новым каменным веком. Его хронологические рамки – VIII – IV тыс. до н. э.

а) Ремесло

Древнейшим ремеслом было гончарное. В основе его лежало изобретение гончарного горна. Главным в гончарном деле было производство глиняной посуды.  Совершенствование пищевых технологий становится важным фактором экономического развития.  Другим древнейшим ремеслом было ткачество – изготовление ткани на ручном ткацком станке. Значительно продвинулась вперёд техника обработки камня. Обрабатывались новые, более твёрдые породы минералов. Для их обработки применялось почти ювелирная техника шлифования и полировка.

б) Земледелие и скотоводство.

В период неолитической революции стали обрабатываться земли. Земля вспахивалась палками и мотыгами, жатва производилась серпами с кремневым лезвием, а зёрна растирались на каменной плитке или в каменной ступе – зернотёрке. В ряде регионов (в Европе, Западной и Средней Азии) наметился переход от ручного земледелия к пашенному.  Важной отраслью хозяйства становится скотоводство. Европа была зоной преимущественного распространения земледелия со стойловым скотоводством. В пустынных и полупустынных областях Средней и Передней Азии преобладало кочевое скотоводство, Восточная Азия была очагом земледельческого хозяйства.

в) Появление «престижной экономики»

Важнейшей особенностью развития хозяйства в этот период было появление так называемой престижной экономики – неолитический вариант дарообмена. Престижная экономика способствовала социальному расслоению и сыграла существенную роль в углублении неравенства в обществе и формирование институтов власти.

г) Организация власти. Бигмены и вожди.

Важным элементом общественной организации неолитического общества были мужские союзы, или мужские дома, которые выросли из естественного обособления мужчин и женщин. В мужских домах все взрослые мужчины общины обсуждали текущие дела, в том числе хозяйственные, принимали решения, выбирали руководителей. Женщин на такие собрания не допускались. В этот период формируется особый вид лидеров  - бигмены. Это были мужчины, выдвигавшие сами себя, выделявшиеся из общей массы.  Именно из этого слоя мужская часть общины выбирала  вождя. У родственника вождя было больше шансов «выучится» на вождя, чем у других. Результатом этих процессов было формирование привилегированных слоёв общества.

К концу неолита относится такое явление, как имущественное неравенство. Закладывается и углубляется основы частной собственности. Другим видом собственности была коллективная.

д) Народонаселение. Соседская община и патриархат.

На рубеже  V – IV тыс. до н. э. на Земле уже проживало около 80 млн. человек, а плотность населения составляла для заселённых территорий от 10 до 100 чел. на 1 км.

В неолите сильно меняется тип поселений – это всё чаще постоянная, построенная по определённому плану деревня, в которой проживала одна община. Жители общины – уже не только родственники, но и соседи, и сама община из родовой постепенно превращается в соседскую, или территориальную. Большие общинные дома отошли в прошлое и теперь в каждом доме проживала одна патриархальная семья. В обществе закрепляются законы патриархата. Фундаментом для этого послужил новый порядок разделения труда между мужчиной и женщиной. В начале неолита усложнение производственной деятельности привело к росту специализации труда. Со временем ситуация изменилась: участие женщин в земледелии и скотоводстве всё более ограничивалось. В конце неолита сферой их деятельности становится домашнее хозяйство.

е) Наука и научные знания.

Развитие престижной экономики стимулировало накопление математических знаний. Появились первые примитивные, счётные системы.  В самом конце этого периода люди изобрели колесо, что дало толчок к развитию колёсного транспорта. Появилась первая в истории человечества письменность.

Я считаю что в эпоху неолита произошли наиболее существенные изменения в жизни человечества, так как происходили важные и новые открытия во всех сферах жизни людей:  в ремесле (гончарное, пищевое, тканевое), в земледелие (пашенная обработка земли), в престижной экономике (неравенство), в организации власти (мужские дома, привилегированные слои общества, имущественное неравенство, частная и коллективная собственность), в общинах  (территориальная община, патриархальная семья), в научных знаниях (письменность, изобретение колеса).

 

Задание 2. Охарактеризуйте место эпохи Древности в истории человечества. Какие достижения (политические, социальные, эконо­мические, научно-технические, культурные и др.) оказали наиболь­шее влияние на развитие человеческого общества в данную эпоху? Приведите аргументы в защиту своей точки зрения.

Ответ: С конца IV тыс. до н.э. в истории человечества начинается новый этап: появляются первые цивилизации, резко отличающиеся от первобытных обществ. Важнейшей характерной чертой новой ступени развития стало создание государств, которые в IV-II тыс. до н.э. возникают на обширной территории от Средиземного моря до Тихого океана. История этих государств с конца IV тыс. до н.э. приблизительно до середины 1 тыс. н.э. называется историей Древнего мира и условно делится на три этапа:

-конец IV тыс. до н.э. – конец II тыс. до н.э. (эпоха ранней Древности) ;

-конец II тыс. до н.э. – конец 1 тыс. до н.э. (эпоха расцвета древних государств);

-первая половина 1 тыс. н.э. (эпоха поздней Древности).

 В истории древних государств выделяются два основных варианта развития – древневосточный и античный (Греция, Рим), каждый из которых имеет  свою специфику.

В эпоху древности начинает развиваться мореплавание, возникает оригинальная письменность. Берёт начало освоение металлов, зачатки ремесла, сравнительно высокий уровень аграрных отношений, расцвет монументального строительства («новые» дворцы в Кноссе, Маллии, Фесте) и т.д.

Государства Древнего Востока  внесли вклад в историю  человечества: они научились обрабатывать железо и получать сталь, стекло и  изделия из него, бумага, почти все виды письменности и многое другое. Знаменитые египетские пирамиды, система их орошения (сегодня ряд учёных говорят, что они изготовлены путём бетонирования), порох, компас , шумеры-первые железные виды оружия- результат их побед, знаменитые водопроводы в Риме и т.д.  Достижения древневосточных  государств стали основой дальнейшего развития стран Востока, оказали сильное влияние на колыбель европейской цивилизации - Древнюю Грецию и Рим

Культурные достижения оказали наиболь­шее влияние на развитие человеческого общества в Эпоху Древнего мира. Важнейшими культурными достижениями этой эпохи, с моей точки зрения, являются сле­дующие:

– создание письменности в виде слогового письма (клинопись в Месопотамии, письменность Древнего Египта), иероглифического письма (в Китае), алфавитного письма (у финикийцев, жителей Иудеи и Израиля, в Древней Греции и Древнем Риме);

– зарождение национальных религий: религии Древнего Египта, Месопотамии, Древней Греции, Древнего Рима, иудаизм у древ­них евреев, индуизм в Древней Индии, даосизм и конфуцианство в Древнем Китае, зороастризм в Древнем Иране, синтоизм в Японии;

– зарождение мировых религий – буддизма на территории Древней Индии и христианства на территории Ближнего Востока (Палестины);

– формирование науки как самостоятельной сферы духовной куль­туры. В частности, в математике научились извлекать квадратные и кубические корни, изобрели позиционную систему записи чисел, решать уравнения с несколькими неизвестными. В астрономии соз­дали варианты солнечно-лунного календаря, научились предска­зывать солнечные и лунные затмения, составлять карты звездного неба. В числе достижений древней медицины можно назвать уче­ние о кровообращении, разработку разнообразных методов лече­ния болезней. В философских трактатах ставились вопросы о про­исхождении мира и человека, о месте человека в обществе, о цели человеческой жизни.

– окончательное оформление основных видов искусства – архи­тектуры, скульптуры, живописи, театра, литературы;

– улучшение бытовых условий жизни людей благодаря таким изобретениям, как канализация, водопровод, бани, многоэтажные жилые дома, мосты, дороги, асфальт, бетон, шелк, стекло, фарфор;

– формирование основ системы образования – начального, сред­него и высшего;

– создание первых законов, формирование юриспруденции.

 

Задание 3. Перечислите основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в раннее Новое время. Какие из них представляются вам наиболее важными? Обоснуйте свой ответ.

 

Ответ:  раннее Новое время (XVI-середина XVII)  - это эпохой глубоких перемен в аграрном секторе, в экономической сфере, в социально-экономической сфере, в культурной сфере. Для этой эпохи характерны великие научные и географические открытия, значительные технические изобретения, бурный рост производства и торговли, глобальные изменения в духовной жизни людей и в социальной структуре общества.

а) Аграрный сектор

В раннее новое время в европейской экономике аграрная сфера производства по-прежнему резко преобладала над промышленностью; несмотря на ряд технических открытий, ручной труд господствовал повсеместно. В этих условиях особое значение приобретали такие факторы экономики, как рабочая сила, масштабы рынка труда, уровень профессионализма каждого работника. Экономические потребности, расширение мануфактурной промышленности, торговли способствовали бурному подъему точных и естественных наук.

б) Культурная сфера

Развитие точных и естественных наук непосредственно послужило толчком для мощного скачка философской мысли. Философия развивалась в тесной связи с науками. Художественную литературу XVII в. отличает широкий охват действительности и многообразие жанровых форм: трагедия и роман, бытовая комедия и новелла, эпическая драма и лирический сюжет, ода и сатира.

в) Социально-экономическая сфера

Главными событиями этой эпохи стали: зарождение и становление буржуазных экономических отношений, господство конкуренции при бурном росте промышленности, промышленная революция в Англии, рост экономического и политического значения буржуазии, усиление антифеодального движения, подчинение деревни городом, почти полная замена традиционных связей между людьми денежными отношениями, распространение просветительских идей общественного равенства и личной свободы.

XVIII в. Стал веком разума и просвещения. Свободная мысль – главное средство социально -  экономического и общественно – политического прогресса. Идеи общественного равенства и личной свободы овладевали прежде всего третьим сословием.

г) Экономическая сфера

В экономическом отношении Западная Европа в XVIII в. явила собой образец относительно быстрых темпов промышленного развития. Наибольшей зрелости достигла Английская мануфактура. В XVIII в. произошёл промышленный переворот. Основным содержанием этого переворота стал переход от мануфактуры к фабрике. Окончательно оформился класс буржуазии – фабрикантов и наёмных рабочих – промышленного пролетариата.  Преобладающей оставалась идея меркантилизма, защиты активного торгового баланса. В то же время политика меркантилизма была тесно увязана с политикой активного протекционизма – поддержки экспансии торгового капитала и поощрения отечественной промышленности.

Я считаю что, наиболее важные преобразования произошли в социально-экономической сфере. Так как зарождаются буржуазные экономические отношения, господствует конкуренция в росте промышленности, происходит промышленная революция в Англии, растёт экономическое и политическое значение буржуазии, усиливается антифеодальное движение, заменяются традиционные связей между людьми денежными отношениями, распространяются просветительские идеи общественного равенства и личной свободы.

 

Задание 4. Назовите основные этапы российской истории. Выделите их общие и специфические характеристики.

Ответ: Российская история делится на 4 основных этапа: первобытнообщинный, феодальный, капиталистический и социалистический.

Первобытнообщинный этап: появляется человек современного вида – Homo sapiens (человек разумный), это было результатом скачка в развитии производительных сил и упорядочения брачных связей. Возникла новая техника обработки камня, появились составные орудия, большие общинные жилища – наземные и землянки, одежда, сшитая из шкур зверей. Зародилось искусство: скульптурные изображения людей и животных, пещерная живопись. Наиболее важными нововведениями были изобретение гончарного производства, прядения и ткачества, новых средств передвижения – челнов, лыж, саней.

Феодальный этап (IX- середина XIX) : в начале рассматриваемого периода можно наблюдать такое размещение экономических и социальных зон: огромные пространства таежного севера в Европейской части СССР и в Сибири редко заселены охотниками и рыболовами. Эта территория почти неизвестна древним географам, она заселена полумифическими "людьми Севера" и здесь медленно доживает свое время каменный век. Для этого периода характерно постоянное передвижение огромных орд кочевников в западном направлении и набеги на соседей. Южнее, в зоне лиственных лесов и лесостепей живут племена, хорошо знакомые с железом, земледелием и скотоводством. Родовой строй здесь находится на разных стадиях распада, а племенная организация достигает приличного уровня развития. Многие из народов, обитавших здесь, были известны в рабовладельческих империях Старого Света, и дружины этих народов все чаще появлялись с оружием в руках у их границ.

Капиталистический этап (1861-1917) : Россия в этот период представляла собой абсолютистское и крепостническое государство. Главной политической и социальной силой было дворянство, владевшее землей и крепостными крестьянами. Крепостническая система тормозила рост производительных сил и мешала развитию страны, так как  крепостное право не позволяло создать свободный рынок наемной рабочей силы, необходимый для капиталистического способа производства, затянулся процесс первоначального накопления капитала, очень низкой была покупательная способность населения, которое не имело достаточно денег.

Социалистический  этап (1917-1991): Бурное экономическое развитие страны в данный период сопровождалось коренными социальными изменениями, население городов за последние полвека существования империи выросло с 7 до 20 миллионов. Разрушалась иерархическая структура государства. Теряло свое значение дворянство - бывшая основа российского государства. Государственная структура России менялась несравненно медленнее, чем структуры экономические, социальные, культурные.  Россия стала конституционной монархией с представительным собранием - Государственной Думой, с гарантированными свободами печати, собраний, союзов.

 

Задание 5. Тест. Установите соответствие:

 

1. Первобытная эпоха

А. Колонат

 

 

2. Древний мир

Б. Стагфляция

3. Средневековье

В. Коммутация ренты

4. Новое время

Г. Экзогамия

5. Новейшее время

Д. Промышленный переворот

Ответ:1-Г), 2-А), 3-В), 4-Д), 5-Б).

 

Список используемой литературы:

1. История мировой экономики: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

2. КОПР-1 «История», обзорная лекция, тестовая база, Методические указания по выполнению контрольной работы; КОПР-1 «История экономики», «Культурология», «Отечественная история», КОПР-3 «История государственного управления в России». – URL: http:// repository.vzfei.ru (доступ по логину и паролю).

3. История России: традиции государственности. – М.: ЮКСП, 2008.

4. Скворцова Е.М., Маркова А.Н. История Отечества. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

5 Первобытное общество http://knowledge.allbest.ru/history/

6. История. – URL: http://historik.ru/

7. История в истории. – URL//wordweb.ru

8. Книги по истории. – URL: http:/historik.ru

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2
Размер: 19.35K
Скачано: 267
Скачать бесплатно
09.10.13 в 00:03 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе