Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по макроэкономике »

Формирование доходов и их неравенство в условиях рыночной экономики

Формирование доходов и их неравенство в условиях рыночной экономики [01.10.13]

Тема: Формирование доходов и их неравенство в условиях рыночной экономики

Раздел: Бесплатные рефераты по макроэкономике

Тип: Курсовая работа | Размер: 30.56K | Скачано: 264 | Добавлен 01.10.13 в 12:40 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы


Содержание

Введение 3

1. Доходы населения: понятие, виды, источники. Распределение доходов и проблема их неравенства 5

2. Макромодель М. Лоренца и коэффициент К. Джини 11

3. Уровень и качество жизни. Дилемма социальной справедливости и экономической эффективности 17

Заключение 21

Разбор экономической ситуации 23

Список используемой литературы 24

 

Введение

Актуальность темы исследования. Главной целью общественного производства является повышение жизненного уровня населения. В свою очередь, уровень материальной заинтересованности является важным фактором производства. На это теоретическое положение впервые обратил внимание А. Смит в своей главной работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». Он открыл принцип «невидимой руки», который заключается в том, что каждый предприниматель думает, прежде всего, о своей собственной выгоде, но хорошо функционирующий рыночный механизм заставляет его работать не только на себя, но и на свое общество при этом важнейшим элементом механизма реализации принципа «невидимой руки» является личный интерес производителя, который выступает стимулом роста производства продукции, национального дохода страны. Иначе говоря, личный интерес является важнейшей движущей силой экономического процесса. Это хорошо понимал А. Смит, это положение незыблемо и сегодня.

Ныне доходы участников рыночной экономики распределяются по факторам производства (земля, труд, капитал, предпринимательские способности, знания), рыночная система влечет за собой значительное неравенство в распределении доходов между различными слоями населения. С целью смягчения этого неравенства государство проводит социальную политику, главным содержанием которой является перераспределение доходов между отдельными категориями населения.

Социальная политика затрагивает сферу труда, потребления, быта, образования, культуры и искусства, отдыха и охраны здоровья, социального обеспечения, социальной поддержки и социальной защищенности населения. Она призвана ликвидировать или смягчать негативные социальные последствия рыночного хозяйствования в стране (безработицу, резкую социальную дифференциацию, имущественное расслоение граждан и т.д.), противодействовать явлениям социальной дезорганизации жизни общества (наркомании, преступности, бродяжничеству, беспризорности, проституции и др.).

Важная народнохозяйственная теоретическая и практическая значимость повышения уровня и качества жизни населения, необходимость ее решения в современных условиях обуславливает выбор темы работы, определяет ее цели и задачи.

Целью курсовой работы является теоретический анализ формирования доходов и их неравенство в условиях рыночной экономики. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

- проанализировать развитие теории общественного благосостояния;

- исследовать теоретические основы экономической и социальной политики государства в рыночной экономике;

- раскрыть показатели динамики и тенденции уровня и качества жизни населения;

- раскрыть экономические основы социальной защищенности населения;

- выявить факторы и основные направления повышения уровня и качества жизни населения страны.

Объектом исследования является современная экономическая политика в разрезе благосостояния населения.

Предметом исследования являются реальные экономические процессы и отношения, складывающиеся по поводу роста благосостояния населения.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют данные, опубликованные в отечественной и зарубежной литературе, периодической печати, статистические и аналитические материалы, законодательные и нормативные акты, научные доклады, базы данных Госкомстата России, результаты социологических исследований и опросов.

 

1. Доходы населения: понятие, виды, источники. Распределение доходов и проблема их неравенства

Ориентиром для социально-экономической политики, а соответственно и для социальной работы, является определенная система измерителей, или индикаторов; нижние, пороговые, значения, переход за которые ведет к социальной напряженности, а в последующем — к угрозе экономической и общественной безопасности, и верхние, в том числе минимальные, с поэтапным выходом на рациональные социальные стандарты уровня и качества жизни граждан. Социальные нормы и нормативы потребления материальных благ и платных услуг на рациональном уровне в Российской Федерации были разработаны более десятилетия назад.

Определив такие верхние и нижние ориентиры, индикаторы, или стандарты, уровня жизни, можно посредством системы генеральных или иных соглашений и коллективных договоров, законов и других нормативных актов, бюджетов и экономических рычагов достичь заданных результатов.

К этим социальным измерителям многие ученые относят: величину доходов (в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий), прожиточного минимума; индекс потребительских цен; задолженность по заработной плате; уровень безработицы; соотношение доходов наиболее и наименее обеспеченного населения и др.

Пороговым значением, фиксирующим возможность появления социальных конфликтов, как показывает мировой опыт, является недовольство 30% населения своим жизненным уровнем. Сюда входит примерно 10% тех, кто имеет доход ниже прожиточного минимума, и 20 % тех, у кого доход превышает на 40—50 % минимум; вместе они составляют группу социального недовольства. По среднемесячным доходам пороговые значения определяются по отношению к прожиточному минимуму и не должны превышать 2,5, а пороговое значение размера пенсии — 1,5. В России эти пороги давно превышены. Так же определяется пороговое значение разрыва между доходами 10 % богатых и 10 % бедных, который не должен превышать соотношений от 8:1 до 10:1. В настоящее время в нашей стране этот разрыв превышен почти вдвое.

Уровень жизни — это уровень народного благосостояния, уровень потребления населением материальных и духовных благ и степень удовлетворения потребностей в этих благах на данной ступени развития общественного производства. Отражая благосостояние населения, уровень жизни характеризуется системой количественных и качественных показателей:

- объемом реальных доходов на душу населения;

- уровнем и структурой потребления продовольственных, непродовольственных товаров и услуг;

- уровнем и динамикой цен на основные предметы потребления, ставок квартирной платы, тарифов коммунальных и транспортных услуг;

- продолжительностью рабочего дня и рабочей недели;

- жилищными условиями;

- объемом выплат и льгот;

- уровнем образования, медицинского обслуживания;

- средней продолжительностью жизни и др.

Уровень жизни характеризует состояние и развитие потребностей граждан в материальных, духовных и социальных благах и степень удовлетворения этих потребностей. Системообразующей основой понятия «уровень жизни» являются разнообразные человеческие потребности, возникающие и реализующиеся в сфере потребления. Соотношение удовлетворенного спроса с нормами потребления характеризует степень удовлетворения потребностей на определенном этапе развития общества. При этом решающую роль играют такие экономические факторы, как цена и доходы потребителей.

Следует отметить, что потребности людей разнообразны. Они зависят от возраста, пола, социального статуса, культурного уровня и других личностных качеств человека, а также от природно-климатических условий, исторических и национальных особенностей и традиций, экономических ресурсов, социальной обстановки на территории проживания и деятельности.

Таким образом, уровень жизни является важнейшим обобщающим социальным показателем, дающим представление о благосостоянии общества в целом, основных социально-демографических групп населения либо отдельных граждан и их семей, позволяющим оценить эффективность социально-экономической политики государства.

Уровень жизни как экономическая категория характеризуется преимущественно количественными показателями. Система показателей уровня жизни, рекомендуемая ООН, включает широкий круг характеристик условий жизни, в том числе показатели: рождаемость, смертность и другие демографические характеристики; санитарно-гигиенические условия жизни; потребление продовольственных товаров; жилищные условия; образование и культуру; условия труда и занятость; доходы и расходы населения; стоимость жизни и потребительские цены; транспортные средства; организацию отдыха; социальное обеспечение; свободу человека.

Наряду с этими показателями для оценки и исчисления уровня жизни выделяют ряд информационных показателей, не являющихся, по мнению экспертов, непосредственными характеристиками уровня жизни. В их число входят национальный доход и валовой внутренний продукт в расчете на душу населения.

Обобщающим показателем уровня жизни населения, удовлетворения его материальных и духовных потребностей являются реальные доходы населения. Реальные доходы населения исчисляются на основе совокупных доходов за вычетом из них уплачиваемых населением налогов, обязательных платежей, взносов в общественные (кооперативные) организации и др. Реальные размеры денежных доходов населения (начисленной заработной платы) — это относительные показатели, исчисленные путем деления индексов номинальных размеров (т.е. фактически сложившихся в отчетном периоде) денежных доходов населения (начисленной заработной платы) на индекс потребительских цен за соответствующий временной период.

                                               (1)

где: ДР и ДД, соответственно, реальные и денежные доходы населения.

Уровень реальных доходов населения зависит от динамики доходов и изменения индексов цен на предметы потребления и услуги за определенный период. Он может быть исчислен на душу населения делением общей суммы реальных денежных доходов на численность наличного населения.

Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов характеризует дифференциацию населения по уровню материального достатка и представляет собой показатели численности (или долей) постоянного населения, сгруппированные в заданных интервалах по уровню среднедушевых денежных доходов. Расчеты распределения населения по величине среднедушевых денежных доходов основаны на применении метода имитационного моделирования в соответствии с методикой, утвержденной Госкомстатом России в 1996 г. по согласованию с рядом заинтересованных министерств и ведомств. Основные положения указанной методики основаны на гипотезе о соответствии характера распределения денежных доходов населения логарифмической нормальной (двухпараметрической) модели.

Установление данной гипотезы и проверка адекватности основанной на ней модели осуществлялись по данным единовременного (один раз в 5 лет) обследования доходов 170 тыс. семей. Действующая методика определяет порядок получения оценок распределения населения по уровню среднедушевых денежных доходов, основываясь на итогах регулярных обследований бюджетов домашних хозяйств.

Распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения выражается через долю общего объема денежных доходов, которая приходится на каждую из 10 — 20%-ных групп населения, ранжированного по мере возрастания среднедушевых доходов.

Таким образом, при оценке степени удовлетворения потребностей используется система интегральных и частных, натуральных и стоимостных индикаторов.

Важная роль среди социальных нормативов принадлежит системе потребительских бюджетов: прожиточному минимуму; минимальному потребительскому бюджету; бюджету высокого достатка.

Прожиточный минимум — минимум средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы и развития личности [5]; стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины (устанавливается Федеральным законом), включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.

Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для: оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ; обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения стипендий, пособий и других социальных выплат; формирования бюджетов субъектов РФ.

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ определяется не реже одного раза в 5 лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Потребительская корзина в целом по Российской Федерации устанавливается Федеральным законом.

В зависимости от соотношения фактического потребления и обеспечивающих его текущих денежных доходов с потребительскими бюджетами могут быть выявлены слои с разным уровнем материального достатка:

а) бедные — с доходами и потреблением ниже прожиточного минимума;

б) низкообеспеченные — с доходами ниже минимального потребительского бюджета, но выше прожиточного минимума;

в) средние — с доходами выше минимального потребительского бюджета, но ниже бюджета высокого достатка;

г) относительно обеспеченные состоятельные;

д) богатые, у которых текущее потребление и доходы выше бюджета высокого достатка.

Принадлежность людей к тем или иным слоям (группам) предопределяет их неравенство по уровню жизни и необходимость адресного, дифференцированного подхода к определению мер экономической поддержки слабых слоев населения. Критериальные нормативы уровня жизни являются исторически обусловленными. Они меняются вместе с повышением потребностей и ресурсами, обеспечивающими жизнь людей.

В настоящее время сформирована развернутая система показателей уровня жизни, позволяющая измерять значения отдельных его компонентов, а также их групп (например, индекс развития человеческого потенциала) и проводить сопоставления уровня и динамики благосостояния населения, что имеет важное значение для социальной работы.

Проблема развития на основе знаний, новых технологий и высокой квалификации кадров особенно актуальна для России, поскольку страна находится на 67 месте по развитию человеческого потенциала, делит 114-115 места по индексу продолжительности жизни, 30-33 места по индексу образования, находится на 76 месте по объему ВВП на душу населения [4].

 

2. Макромодель М. Лоренца и коэффициент К. Джини

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.

Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидентов, ренты, от продажи продукции сельского хозяйства и различных изделий и др. Натуральные доходы включают прежде всего продукцию, производственную домашними хозяйствами для собственного потребления. Совокупные доходы представляют собой общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления. В настоящее время в структуре денежных доходов населения России заработная плата составляет 65,5%, доходы от собственности и предпринимательской деятельности – 19,3, социальные трансферты – 13,2%, а другие доходы – 2%.

Для определения дифференциации доходов и уровня жизни (бедности) используются коэффициент Джинни и коэффициент фондов.

Коэффициент Джинни (индекс Джинни) — это макроэкономический показатель, характеризующий дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распределения доходов от абсолютно равного распределения между жителями страны. Это индекс концентрации доходов, который характеризует степень отклонения линии фактического распределения общего объема доходов населения от линии их равномерного распределения. Величина коэффициента может варьировать от 0 до 1. При этом чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе. Коэффициент Джинни в России в последние годы колеблется в пределах 0,4.

Коэффициент концентрации доходов населены — показатель, характеризующий сосредоточение (сгущение) доходов у отдельных групп населения. Для расчета коэффициента концентрации доходов используют формулу коэффициента Герфинделя, с помощью которой фиксируют сложившиеся соотношения долей доходов соответствующих групп населения и обусловленную этим степень концентрации доходов.

Другой показатель, характеризующий дифференциацию денежных доходов, — это соотношение доходов 10% наиболее богатых и 10 % наиболее бедных (коэффициент фондов). Коэффициент фондов — это коэффициент дифференциации доходов, характеризующий степень социального расслоения и определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами. Этот показатель колеблется в последние годы от 1:5 до 1:15.

Снижение степени поляризации доходов населения ставится в числе задач государственной социальной политики, а значит, и социальной работы.

Необходимо различать номинальные, располагаемые и реальные доходы. Первые характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен. Располагаемые доходы – это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые на потребление и сбережение. Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учетом изменения розничных цен (и тарифов). Реальные располагаемые денежные доходы определяются исходя из денежных доходов текущего периода за минусом обязательных платежей и взносов, скорректированных на индекс потребительских цен.

В России в 2011 году по сравнению с 1990 г. реальные доходы населения составили только лишь 83,1%. К тому же проявилась огромная и неоправданная дифференциация доходов населения: различия в их уровне между 10% бедных групп и 10% богатых, составляя 16,7 раза (по некоторым независимым источникам – в 25 раз), в то время как в 1991 г. он составлял 4,5 раза. До сих остается значительной доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (18,8%). Заработную плату ниже прожиточного минимума получают в сельском хозяйстве более двух третей работников, в сфере культуры и искусства – более половины, образования и здравоохранение – около 40%.

Таким образом, в стране имеется большая дифференциация населения по доходам. Это положение убедительно подтверждают данные таблицы 1.

Таблица 1. Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов (в %)

Показатели/годы

2008

2009

2010

2011

Всё население, в том числе со среднедушевыми денежными доходами, руб. в месяц

100

100

100

100

до 3500

10,9

7,3

5,3

3,8

3501-5000

10,9

8,6

7,0

5,6

5001-7000

14,5

12,5

10,9

9,4

7001-10000

17,8

17,0

15,9

14,6

10001-15000

19,1

20,2

20,4

20,2

15001-25000

16,6

19,8

21,9

23,5

25001-35000

10,2

7,7

9,3

10,8

свыше 35000

-

6,9

9,3

12,1

С 2008 по 2011 г. удельный вес населения со среднедушевыми денежными доходами до 5 тыс. руб. снизился с 21,8 до 9,4%, а с доходами свыше 15 тыс. руб., наоборот, возрос до 34,3%. При этом существует большая дифференциация населения по доходам: денежные доходы 10% самых богатых групп населения по сравнению с 10% самых бедных групп опережали в 16,7 раза.

Между тем мировым опытом доказано, что если соотношение в доходах 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных граждан превышает 10:1 (в наиболее развитых странах он колеблется в отношении 6-8:1), то общество вступает в зону социальной нестабильности.

С 1995 до 2011 г. коэффициент доходов возрос с 13,5 до 16,7 раз, а коэффициент Джинни – с 0,387 до 0,422.

Некоторые ученые-экономисты полагают, что предел натяжения «лука Лоренца» наступает в тот момент, когда на долю беднейших 40% населения приходится 12-13% общей суммы доходов семей страны. Такой перекос в распределении благ обычно порождает определенное недовольство малоимущих граждан и может привести к совершенно нежелательным для страны социально-экономическим и даже политическим последствиям.

Исходя из распределения дохода по величине можно построить кривую, которую называют кривой Лоренца, позволяющую судить об уровне неравенства. С этой целью отложим на горизонтальной оси процент семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по вертикальной – долю совокупного дохода, приходящегося на соответствующую часть семей. В 1987 г. первые 20% американских семей, стоящих на низших ступенях социальной лестнице, располагали 5,1% совокупного дохода, что соответствует точке А графика (рис. 1).

 

Рисунок 1 - Кривая Лоренца

Доля в общей сумме доходов следующих 20% семей составляет 14,9%, значит, на 40% семей с наименьшим доходом приходилось 5,1 + 9,8 = 14,9% совокупного дохода, что отражает точка В. В то же время 60% семей имели соответственно 5,1 + 9,8 + 14,9 = 29,7% (точка С); на 80% семей падало 5,1 + 9,8 + 14,9 + 22,5 = 52,2% суммарного дохода (точка Д) и наконец, 100% семей располагали 100% совокупного дохода (точка Е). Соединив точки А, В, С, Д. Е, получим кривую Лоренца (кривая L).

Каждая точка кривой Лоренца показывает, какую долю в суммарном доходе имеет то или иное число семей с определенным уровнем дохода. Если бы в распределении дохода наблюдалось равенство, то 20% семей с низким уровнем дохода получали бы 20% совокупного дохода, а каждая последующая группа семей располагала 1/5 совокупного дохода. В этом случае кривая Лоренца совпала бы с прямой К.

Заштрихованная область М между кривыми "L" и "К" отражает уровень неравенства в распределении дохода. Чем дальше кривая L отстоит от прямой К, то есть чем больше заштрихованная область, тем выше неравенство.

Количественно степень неравенства в распределении дохода можно определить с помощью коэффициента Джини. Чтобы вычислить данный коэффициент требуется следующее. На кривой Лоренца необходимо соединить точки О, А. В. С, Д и Е отрезками прямой, тогда фигура ОАF1, представляет собой прямоугольный треугольник, а фигуры F1АВF2, F2ВСF3, F3СД4,   F4ДЕF5 являются прямоугольными трапециями. Рассмотрим площади этих фигур:

         1. S OAF1  = ½  5,1  20 = 51

         2. S F1АВF2 = ½ (5,1 + 14,9)  20 = 200

         3. S F2ВСF3  = ½ (14,9 + 29,7)  20 = 446

         4. S F3СД4 = ½ (29,7 + 52,2)  20 = 819

         5. S F4ДЕF5 = ½ (52,2 + 100)  20 = 1522

Площадь фигуры ОАВСДЕF5 равняется сумме исчисленных площадей составляет 2890 (51 + 200 + 446 + 819 + 1522). Площадь треугольника ОЕF5 = ½  100  100 = 5000. Отсюда площадь заштрихованной фигуры М = 5000 -2890 = 2110. Теперь легко вычислить коэффициент Джини – Кдж. Он определяется как отношение площади М к площади треугольника ОЕF5.

КДЖ =  = 0,422

В конце 80-х годов коэффициент Джини равнялся в Японии – 0,270;  Швеции – 0,291; США – 0,365; Бразилии – 0,565. В Швеции в настоящее время коэффициент Джини равен 0,250. В России по подсчетам экономистов, в 1991 г. он был равен 0,260. В 2009 г. – коэффициент Джини в России составлял 0,422, или почти в 1,6 раза выше, чем в 1991 г. При этом нельзя забывать, что бедность и высокий уровень дифференциации доходов неизбежно ведут к нарастанию социальной напряженности в обществе.

Для нашей страны крайне важно научиться правильно пользоваться механизмом регулирования дифференциации доходов.. этот механизм создан в развитых странах мира для разрешения противоречия между неравной одаренностью людей и размерами собственности с одной стороны, и необходимостью обеспечить всем людям хотя бы минимально достойный уровень жизни. В основе этого механизма лежат три элемента:

1) разделение функций работодателей и государства;

2) прогрессивное налогообложение личных доходов;

3) система государственной социальной поддержки беднейших граждан и создание им равных «стартовых» условий.

Смысл первого из этих элементов очевиден: работодателей не интересует социальная справедливость. Они озабочены уровнем доходности фирмы и потому стремятся платить людям только за фактический результат их труда – вклад в успех фирмы. Государство нередко перераспределяет национальный доход в пользу беднейшего населения. Ради предотвращения социальных конфликтов, вызванных озлобленностью всё возрастающего числа граждан, живущих в нищете, государство старается обеспечить всем приемлемые условия существования и смягчить различия в доходах.

 

3. Уровень и качество жизни. Дилемма социальной справедливости и экономической эффективности

Важнейший фактор роста доходов – рост ВВП в расчете на душу населения. О том, что это так, убедительно показывают данные по отдельным областям Центрального федерального округа (таблица 2).

Таблица 2. Валовый региональный продукт (в расчете на душу населения) и среднемесячные денежные доходы, руб. (2010 г.)

Области ЦФО

В расчете на месяц, тыс. руб.

ВРП на душу населения

В % к итогу

Денежные доходы на душу населения

В % к итогу

Центральный федеральный округ

29,0

100,0

22,2

100,0

Брянская область

8,1

27,9

11,4

51,4

Орловская область

9,7

33,4

10,6

47,7

Владимирская область

10,2

35,2

10,9

49,1

Смоленская область

10,4

35,9

12,9

58,1

Курская область

12,1

41,7

12,6

56,8

Калужская область

12,7

43,8

13,5

60,8

Белгородская область

17,5

60,3

14,1

63,5

Источник: Российский статистический ежегодник. – М., 2011, с.174, 333

Как показывают данные таблицы 2, наибольший среднемесячный ВРП был в Белгородской и Калужской областях, а наименьший – в Брянской и Орловской областях. Соответственно, наибольшие денежные доходы получены там, где выше ВРП на душу населения. Население брянской области располагало наименьшими доходами, так как здесь получен самый низкий по ЦФО ВРП в расчете на душу населения.

К сожалению, сегодня основная часть публикаций по проблемам заработной платы в России посвящена необходимости повышения минимальной заработной платы, обоснованию прожиточного минимума, тарифным системам и т.д. Не отрицая важности этих проблем, подчеркнем, что существенное повышение оплаты труда в России возможно только на основе роста его производительности в результате промышленных технологий и соответствующего им оборудования.

К сожалению в современной России «невидимая рука рынка» и система правовых норм не обеспечивают существенного роста производительности и оплаты труда. Для условий переходной экономики необходимы институциональные меры, усиливающие действие рыночных факторов. Эти меры должны:

1) учитывать значительное различие регионов России по величине прожиточного минимума, а, следовательно, и по минимальной заработной плате;

2) обеспечивать заинтересованность всех групп персонала предприятий в росте производительности на основе инвестиций и новых технологий;

3) создать условия для конструктивного взаимодействия всех групп персонала, в том числе при возникновении конфликтных ситуаций в сфере оплаты труда;

4) обеспечивать полную хозяйственную самостоятельность предприятий в формировании и распределении доходов;

5) учитывать очень существенное различие в доходах высших руководителей и большинства сотрудников. Это различие обусловлено недостаточной информацией о доходах и расходах предприятия, а также властными полномочиями его высших руководителей.

Для реализации этих требований целесообразно принятие закона «О мотивации роста и производительности и оплаты труда». Основное содержание должно быть таким:

< >Мотивация роста производительности труда и заработной платы осуществляется по регионам.Минимальная заработная плата в регионе должна быть не менее рационального прожиточного минимума.В организациях коммерческого сектора региона минимальная заработная плата должна ежегодно увеличиваться согласно темпу роста производительности труда в соответствующей отрасли региона и уровню инфляции в истекшем году.Соотношение между темпами роста производительности и оплаты труда устанавливается правительством региона в зависимости от социально-экономической ситуации.В некоммерческом секторе и органах власти региона рост минимального размера оплаты труда должен соответствовать среднему росту производительности труда в регионе и уровню инфляции в истекшем году.Средний размер оплаты труда рабочих и служащих предприятий (без учета доходов членов советов директоров) должен быть не менее чем в два раза больше минимального размера оплаты труда на предприятии.Различие тарифных ставок (окладов) двух смежных разрядов должно быть не менее 12%.

 

Заключение

Целью экономической политики является оптимальное функционирование механизма конкурентного рынка, а целью социальной политики – оптимальное функционирование и развитие социальных общностей, семей и индивидов.

Уровень жизни – уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующий меру удовлетворения основных жизненных потребностей людей. Он определяется величиной ВВП на душу населения, средними доходами семьи, человека в сравнении с прожиточным минимумом, а также с национальным потребительским бюджетом семьи.

С 2005 по 2011 г. реальные доходы населения России выросли в 2,1 раза, а реальный размер пенсий – в 2,5 раза. Однако при этом увеличилась дифференциация населения в доходах: соотношение 10% самых богатых и 10% самых бедных групп населения достигло 16,7 раза к 1, а в развитых странах оно не превышает 8 к 1. Между тем мировой опыт показывает, что если это соотношение превышает десять к одному, то это чревато серьезными социальными конфликтами.

В России коэффициент Джинни составляет 0,422 и он выше, чем в США. Этот коэффициент характеризует дифференциацию денежных доходов населения, в виде степени отклонения фактического распределения доходов от абсолютно равного их распределения между жителями страны. В нашей стране пятая 20-ти процентная группа населения (с наибольшими доходами) располагает почти половиной денежных доходов страны.

Важнейший фактор увеличения доходов – рост ВВП на душу населения на основе инновационного развития экономики страны. Расчеты показали что по сравнению со средним уровнем Центрального федерального округа среднемесячный валовый региональный продукт в Брянской области составил 27%, а среднемесячный душевой доход – 51%.

На размер реальных денежных доходов влияют: уровень инфляции, занятости населения, размеры налогов. Поддерживаем предложение экономистов о необходимости повышения заработной платы работников предприятий по мере роста производительности труда.

Важная социально-экономическая проблема России – бедность отдельной части населения, те у которых доходы ниже прожиточного минимума. Ныне, численность населения России с денежными доходами ниже прожиточного минимума составляет 18,5 млн человек, или 13,2% от общей численности населения. Между тем многие экономисты считают, что прожиточный минимум занижен как минимум вдвое, следовательно, бедными можно считать более 21% населения страны.

 

Разбор экономической ситуации

Предположим, что коэффициент Джини возрос. Какие процессы характеризует это явление?

Выберите вариант ответа и максимально аргументируйте его:

а) наблюдается экономический рост;

б) уменьшается дифференциация доходов в обществе;

в) кривая Лоренца приближается к линии абсолютного равенства доходов;

г) усиливается дифференциация доходов в обществе;

д) верны ответы а) и в).

Решение:

Коэффициент Джинни - это индекс концентрации доходов, который характеризует степень отклонения линии фактического распределения общего объема доходов населения от линии их равномерного распределения. Величина коэффициента может варьировать от 0 до 1. При этом чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.

Коэффициент Джинни может возрасти и в условиях усиления неравномерности распределения доходов – например изменение законодательства, его рост усиливает дифференциацию населения, то есть наибольшие доходы сосредотачиваются в руках меньшей группы людей, это ведет к усилению социального неравенства.

Следовательно, ответ Г.

 

Список используемой литературы

  1. Аганбегян А. О месте экономики России в мире// Вопросы экономики. 2011. №5. с. 43-56
  2. Брянская область в цифрах: Краткий статистический сборник / Брянскстат. – Брянск, 2011. – 412 с.
  3. Власов Ф.Б. Эволюция нравственного сознания и социально-экономического развития. – СПб.: СПбГУП. 2011. – 308 с.
  4. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учебник. – М.: Норма, 2009. – 464 с.
  5. Кучуков Р. Роль государства в формировании инновационной экономики// Экономист. 2011. - №6 – С. 3-14-
  6. Национальная экономика: учеб./ под ред. акад. РАЕН В.А. Шульги. – М.: Изд-во Российской экон. акад., 2012. – 592 с.
  7. Пантелеева Т.Г., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы. – М.: Академия, 2009. – 192 с.
  8. Российский статистический ежегодник. 2011: Стат. сб./Росстат. – М., 2011. – 813 с.
  9. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов/пер. с англ. – М.: Изд-во Социально-экономической литературы, 1962. – 684 с.
  10. Шафронов А.Д. Экономическая теория: учебное пособие – Брянск: РИО БГУ, 2011. – 115 с.
  11. Экономическая теория: учебник/под ред. В.И.Видякина, А.И.Добрынина. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 714 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 30.56K
Скачано: 264
Скачать бесплатно
01.10.13 в 12:40 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе