Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по микроэкономике »
Тема: Поведение производителя в рыночной экономике
Раздел: Бесплатные рефераты по микроэкономике
Тип: Курсовая работа | Размер: 25.06K | Скачано: 335 | Добавлен 29.09.13 в 16:34 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы
Вуз: Финансовый университет
Год и город: Липецк 2013
Содержание.
Введение 3
Теоретическая часть
Глава1.Фирма как основной производитель в рыночной экономике 4
Глава 2. Производственная функция и технологическая эффективность 6
Глава 3. Краткосрочный и долгосрочный период деятельности фирмы 9
Практическая часть 11
Заключение 12
Список литературы 13
Введение
На поведение каждой фирмы влияет характер и тип рынка, на котором она функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм на нем, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т. д.
Спрос и предложение – два фактора, дающие жизнь рынку как месту своей встречи, – формируют в экономике уровень цен на товары и услуги. Определяя кривые издержек и доходов, они создают внешнюю среду существования фирмы. Поведение же самого производителя, выбор им объема производства зависят, прежде всего, от типа рынка, на котором он действует и от поведения конкурентов. Именно степень развития конкуренции является наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования и развития того или иного рынка.
В целом конкуренция представляет собой форму экономического соперничества товаропроизводителей на рынке за относительно лучшие условия существования; это соревнование предприятий за предпочтения потребителей с целью получения наибольшей прибыли. Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию противовеса и одновременно дополнения к индивидуализму субъектов рынка. Она принуждает их учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. Конкуренция оказывает постоянное давление на издержки производства, заставляет фирмы экономить ресурсы и наиболее рационально использовать имеющиеся факторы производства. Она оказывает воздействие на улучшение качества товаров, обновление ассортимента. Без конкуренции экономики не получается. По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет следующие основные типы рынка: рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции, представленный монополистической конкуренцией, олигополией и монополией. Поведению производителя в условиях каждой из этих рыночных структур и будет посвящена данная курсовая работа. Производителю всегда важно правильно определить объем ожидаемой прибыли при выбранном объеме производства, твердо знать, какой уровень убытков необходимо считать сигналом для приостановки работы фирмы или для ее ликвидации
Теоретическая часть
Глава 1. Фирма как основной производитель в рыночной экономике
Фирма - это экономический агент, занимающийся производственной деятельностью и обладающий хозяйственной самостоятельностью в принятии решений о том, что, как и в каких количествах производить, где, кому, и по какой цене продавать продукцию
Фирма - юридически самостоятельная предпринимательская единица. Современная фирма обычно включает несколько предприятий. Если же фирма состоит из одного предприятия, оба термина совпадают. В этом случае предприятие и фирма обозначают один и тот же объект экономической деятельности.
Фирма является главным звеном рыночной экономики, поскольку только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но и для других групп субъектов.
Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях. Природа фирмы (производителя) обусловлена ее спецификой как экономического агента в рыночной экономике.
Цель фирмы как рационального экономического агента состоит в получении максимальной прибыли. Прибыль выступает как разница между общей выручкой производителя, полученной от продажи произведенной продукции, и общими издержками, то есть суммой затрат на производство этой продукции.
Существует несколько подходов к объяснению возникновения и развития фирм. Во-первых, фирма представляет собой организационно-экономическую систему, с помощью которой осуществляются производственные процессы для создания товаров и услуг. Во-вторых, в социально-экономическом отношении фирмы – это общность людей, объединенных едиными мотивами действия. В-третьих, фирма – совокупность взаимовыгодных контрактов.
Внутрифирменные экономические связи (внутрифирменные трансакции) охватывают многогранную деятельность фирмы по организации производства, рациональному использованию факторов производства. Рыночные (внешние) и внутрифирменные трансакции тесным образом связаны между собой, и соотношение между ними влияет на оптимальный размер фирмы, иначе можно было бы рассматривать всю экономику как одну гигантскую фирму.
Существуют два подхода к внутрифирменной эффективности:
Однако представление о том, что единственной целью деятельности фирмы является получение максимальной прибыли, было бы ошибочным. Фирма преследует множество целей, которые представлены в таблице:
Цели деятельности фирмы
Общественная группа |
Ожидаемые результаты деятельности фирмы |
Общество в целом |
Экономический рост |
|
Поступления от налогов |
|
Уравнивание власти |
|
Уравнивание доходов |
|
Сохранение окружающей среды |
|
Сохранение природных ресурсов |
Местная община |
Благосостояние общины |
Держатели акций |
Рост доходов |
Кредиторы |
Рост стоимости акций |
Потребители |
Стабильность доходов |
|
Справедливые цены |
|
Обеспечение выбора |
|
Удовлетворение потребностей |
Управляющие |
Рост доходов |
|
Профессиональный интерес |
Работники наемного труда |
Занятость |
|
Уровень оплаты |
|
Досуг |
|
Условия труда |
|
Удовлетворение от работы |
Фирмы могут иметь разнообразные цели и, соответственно, достигать их различными путями и способами.
Глава 2. Производственная функция и технологическая эффективность
Для достижения успеха предприятия стремятся быть эффективными производителями - использовать такие способы производства, которые эффективны как с технологической, так и с экономической точки зрения, или, иначе говоря, обеспечивают технологическую и экономическую эффективность.
Под технологической эффективностью понимается такой способ производства, при котором для выпуска данного количества продукции затрачивается не больше ресурсов каждого вида, чем при других способах, и по крайней мере по одному ресурсу в сравнении с другими способами достигается экономия. Понятие технологической эффективности может быть сформулировано также следующим образом. Производство может считаться технологически эффективным, если обеспечивается максимально возможный объем выпуска продукции при заданном количестве ресурсов. Технологическая эффективность лежит в основе определения экономической эффективности производства.
Максимальный объем выпуска продукции, который предприятие может произвести при любом заданном наборе ресурсов, определяется на основе производственной функции, позволяющей определить выпуск продукции (Y) в виде функции от затрат капитала (К) и труда (L).
Производственная функция – это зависимость между набором факторов производства и максимально возможным объемом продукта, производимым с помощью данного набора факторов. Производственная функция всегда конкретна, т.е. предназначается для данной технологии. Новая технология – новая производительная функция.
Производственные функции, независимо от того, какой вид производства ими выражается, обладают следующими общими свойствами:
В наиболее общем виде производственная функция выглядит следующим образом:
где - объем выпуска;
K- капитал (оборудование);
М- сырье, материалы;
Т – технология;
N – предпринимательские способности.
Производственная функция изображается графически с помощью изоквант. Изокванта — линия, характеризующая разные затраты производства, при которых производится одинаковый объем продукции. Метод изоквант позволяет сопоставить все возможные варианты сочетания факторов производства (капитала и труда) и выбрать оптимальный, отвечающий возможностям фирмы в данный момент. Набор изоквант, каждая из которых показывает максимальный объем выпуска продукции, достигаемый при использовании предельных сочетаний факторов производства, называют картой изоквант (рисунок 1).
Рисунок 1 – Карта изоквант Рисунок 2 –Ломаные изокванты
Рисунок 3 – Гладкие изокванты
Глава 3. Краткосрочный и долгосрочный период деятельности фирмы
В теории фирмы фактор времени играет существенную роль, поэтому нужно выявить отличия двух понятий, используемых экономистами: “долгосрочный период” и “краткосрочный период”. Деятельность фирмы может быть краткосрочной или долгосрочной, в зависимости от соотношения постоянных и переменных факторов, постоянных и переменных издержек. Издержки, которые фирма несет при производстве заданного объема продукции, зависят от возможности изменения всех занятых ресурсов. Большая часть видов живого труда, сырья, топлива, энергии может быть изменена легко и быстро. Другие ресурсы требуют больше времени для освоения.
Краткосрочный период – это период времени слишком короткий, чтобы предприятие смогло изменить свои производственные мощности, но достаточно продолжительный для применения степени интенсивности использования фиксированных мощностей. Производственные мощности фирмы остаются неизменными в пределах краткосрочного периода, но объем производства может быть изменен путем применения большего или меньшего числа работников, сырья и других ресурсов. Существующие мощности в пределах краткосрочного периода могут использоваться с разной степенью интенсивности.
Долговременный период – это период времени достаточно продолжительный, чтобы изменить качества всех занятых, включая и производственные, мощностей. С точки зрения отрасли долговременный период так же включает в себя достаточно времени, чтобы действующие в ней фирмы смогли реформироваться и покинуть отрасль, а новые фирмы возникнуть и вступить в отрасль. Если краткосрочный период представляет собой период фиксированных мощностей, то долговременный период – период изменяющихся мощностей. Важно отметить, что краткосрочный и долговременный периоды отличаются друг от друга скорее концептуально, чем периодом продолжительности.
В отличие от долгосрочного в течение краткосрочного периода фирма имеет минимальную свободу маневрирования. Она не в состоянии даже увеличить выпуск продукции в соответствии с возросшим потребительским спросом. Для этого фирма должна увеличить закупки сырья, ввести сверхурочные работы или нанять дополнительных работников. Даже после этого пройдет какое-то время, прежде чем фирма начнет выпускать дополнительную продукцию. Следовательно, в течение краткосрочного периода увеличение спроса может быть удовлетворено лишь за счет запасов готовой продукции.
Практическая часть
1. Единоличная фирма:
1)предполагает полный контроль со стороны собственника за делами фирмы;
2)получает наибольшее распространение в сфере крупномасштабного производства;
3)характеризуется ограниченной ответственностью по обязательствам фирмы;
4)обладает широкими возможностями аккумулирования дополнительного капитала.
Единоличная фирма характеризуется ограниченной ответственностью по обязательствам фирмы;
2. Способ производства является технологически эффективным, если:
1) обеспечивается минимальная альтернативная стоимость используемых в производстве ресурсов;
2) не существует другого способа производства заданного объема продукции, при котором использовалось бы меньшее количество хотя бы одного фактора;
3) минимизирует альтернативные издержки используемых факторов производства;
4) минимизирует общественные издержки производства.
Способ производства является технологически эффективным, если не существует другого способа производства заданного объема продукции, при котором использовалось бы меньшее количество хотя бы одного фактора
Заключение
В развитой рыночной экономике фирмы многообразны, они занимаются производством товаров, их реализацией, оказанием самых различных услуг: финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских.
Не стоит забывать, что при любых рыночных условиях основной задачей фирмы является максимизация своей собственной прибыли, именно прибыль становится главным мотивом деятельности производителя, и поэтому он всегда стремится придерживаться равенство предельного дохода и предельных затрат. Фирма никогда не будет осуществлять производство, если оно окажется убыточным в долгосрочной перспективе. Сущность экономической эффективности фирмы трактуется большинством
экономистов как достижение максимальных результатов в интересах общества при минимальных возможных затратах.
Особенности поведения производителя на рынке определяются, прежде всего, рыночной структурой той отрасли, в которой он действует.
В данной курсовой работе рассмотрены все основные аспекты теории фирмы как главного хозяйствующего субъекта современной экономической системы, также рассмотрели поведение производителя в рыночной экономике. Проанализированы различные источники информации (учебники, статьи в журналах, электронные ресурсы), все поставленные вопросы раскрыты, проведен анализ и получены выводы.
Список литературы
Большие возможности малого бизнеса// Экономика и жизнь.-1999.-№7.Грачев И.Д.
Развитие малого предпринимательства // Деньги и кредит . 2001 . -№1 .-С.15-21.
www.coolreferat.com/Теория фирмы. Производственная функция
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.