Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по психологии и педагогике »

Общие принципы дидактики и их реализация в конкретных предметных методиках

Общие принципы дидактики и их реализация в конкретных предметных методиках [24.09.13]

Тема: Общие принципы дидактики и их реализация в конкретных предметных методиках

Раздел: Бесплатные рефераты по психологии и педагогике

Тип: Контрольная работа | Размер: 61.97K | Скачано: 253 | Добавлен 24.09.13 в 17:11 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Челябинск 2012


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Дидактики как теории обучения и образования 5

2 Принципы дидактики  14

3 Виды научений по их признакам  16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

 

ВВЕДЕНИЕ

Современная дидактика, образно говоря, представляет собой «теоретический стержень» педагогики. В современном мире, когда объем знаний в каждой предметной области стремительно растет, причем скорость этого роста также увеличивается, актуальность вопросов «чему» и «как» становится беспрецедентной.

Дидактику определяют как теорию образования и обучения. В этом случае образование выступает как результат обучения, а обучение - как «путь образования». В образование, трактуемое так, воспитание не входит, и вся эмоционально-ценностная сторона педагогической деятельности, а также развитие остаются за пределами этих понятий. Возможны и другие трактовки дидактики.

Дидактика - это педагогическая дисциплина, исследующая обучение на теоретическом уровне. Здесь важно то, что это - одна из педагогических научных дисциплин, отрасль науки педагогики. Знание дидактики нужно каждому педагогу, поскольку в нашу эпоху нельзя успешно решить ни одной крупной практической задачи без опоры на науку, на теоретические знания. В наши дни становится все труднее определять возможный эффект тех или иных форм, методов, средств обучения «на глазок».

Дидактика, среди прочего, разрабатывает способы предсказания, прогнозирования последствий введения в практику школы новых методов, новых учебных материалов. А учителя нуждаются в научном обосновании своей работы и в ее осмыслении с позиций науки.

Дидактика может дать практике окончательное и универсальное решение всех вопросов. Процесс познания бесконечен. Любая наука развивается через преодоление трудностей и противоречий. Не о рецептах в данном случае идет речь, а о том, что эта наука дает учителю материал дня размышлений о собственной деятельности, сопоставления действительного с желаемым и тем самым помогает ему улучшить дело.

Однако сфера влияния педагогической теории в целом и педагогической теории обучения в частности не должна ограничиваться ее применением к деятельности учителя.

Целью контрольной работы является изложение общих принципов дидактики и их реализация в конкретных предметных методиках

Задачи контрольной работы:

- изучить дидактику как теорию обучения и образования,

- познакомится с принципы дидактики

- определить основные виды научений по их признакам

 

1 Содержание дидактики как теории обучения и образования.

Термин «дидактика», впервые ввел в начале XVII века немецкий педагог Вольфганг Ратке, который назвал свои лекции «искусством преподавания». Сочетание терминов «преподавание», «обучение» и «искусство», введенное В. Ратке, оказалось на удивление точным и глубоким.  Современник В. Ратке Я. Коменский в труде под на­званием «Великая дидактика» впервые наложил целостную систему дидактических принципов, явивших собой основание научной педаго­гики.

Теория обучения в «Великой дидактике» рассматривала пробле­мы содержания образования, организации учебного процесса, вопро­сы методов обучения. Особая значимость труда заключалась в том, что положения гуманистической педагогики, наложенные в нем, противостояли повсеместным и общепринятым в те времена догматам средневековой схоластической системы образования, с ее палочной дисциплиной и авторитарным стилем обучения.

В «Великой дидактике» впервые были разработаны многие поло­жения педагогики. В «Вели­кой дидактике» было обосновано создание классно-урочной системы обучения. Коменский определил содержание школьного обу­чения, составлял первые учебники для школ, причем эти учебники имели в своем составе иллюстрации и методические рекомендации для учителей.

Новый, мощный импульс развития теории обучения связан с именем швейцарского педагога И. Г. Песталоцци. В начале XIX в. он обосновал методику элементарного образования, которую на самом деле правильнее было назвать методикой поэлементного образования. Сущность предло­женной им идеологии состояла в утверждении возможности построения обучения как четкого, разделяемого на простейшие элементы, формали­зуемого на всех этапах индуктивного процесса. Песталоцци считал, что в любой системе знаний могут быть выделены простейшие элементы, ус­воение которых должно лежать в основе обучения. Дальнейшее обучение рассматривалось им как постепенно усложняющийся процесс наращива­ния знаний, что и ведет человека к познанию мира. Использование такого подхода при его соответствующем развитии, по мнению Песталоцци, должно было дать возможность любому человеку из народа осуществлять воспитание и обучение своего ребенка.

Интерпретируя данный метод с современных позиций, на самом деле И. Г. Песталоцци предлагал алгоритмизировать процесс обучения. Сама идея алгоритмизации как максимально четкого, подробного и последовательного наложения учебного материала есте­ственно является фундаментальной идеей современного процесса обу­чения. На сегодняшний день известны и проблемы, при­водящие к выводам о невозможности полной  формальной алгоритмиза­ции достаточно сложных процессов обучения и необходимости участия в этих процессах, хорошо подготовленных и профессио­нальных педагогов.

Другой плодотворной идеей дидактики,  связанной с именем Песталоцци, является идея активной и самостоятельной работы уча­щихся в процессе образования. Традиционные методы обучения того времени сводились к повторению и заучиванию детьми слов учителя или догматов книг. Излагаемые в боль­шинстве книг положения были действительно догматами, по опреде­лению не нуждающимися в доказательствах или объяснениях. Перене­сение центра тяжести обучения на освоение материала, связанного с личными наблюдениями детей, с результатами их восприятия, систе­матизации и осмысления, имело и имеет сейчас принципиальное зна­чение для успешности процессов познания. Активность и самостоя­тельность учащихся в процессе усвоения материала, на самом деле, представляет основу современного деятелъностного подхода к про­цессу обучения. Основные приемы этого подхода, как упражне­ние, изготовление предметов и моделей, активное наблюдение и фиксация выводов, рисование схем и т.д.  

К середине XIX в. в результате работ таких педагогов, как И. Ф. Гербарт, Ф. Дистервег и др., к системе дидактических принципов добавились поло­жения, непосредственно указывающие на необходимость постоянного раз­вития многоступенчатого интереса учащихся к знаниям, но и к са­мому процессу получения знаний. Систематическое наложение этих положений в связи с указанием на особую важность развития умственных спо­собностей и внимания учащихся лежало в основе педагогической практики шкалы Гербарта. Мысли о необходимости заинтересовывать учащихся результатами обучения, о важности опоры обучения на чувствен­ное восприятие, на привлекательность и радость процесса получения знаний высказывались лучшими педагогами - гуманистами начиная еще со времен Возрождения. Даже сегодня практическая реализация этих принципов в повседневной работе преподавателя представляет собой непро­стую задачу отчасти в связи со сложностью материала обучения, отчасти в связи с ограниченностью методических приемов обучения и не в послед­нюю очередь из-за сложности самого педагогического искусства.

В системе дидактических принципов XIX в. важное место заняли основы развивающего обучения, сформулированные в работах немец­кого педагога Ф. Дистервега. В его книге «Руководство к образованию немецких учителей», вышедшей в 1835 г., приводится обобщающая система дидактических правил, направленных на обеспечение нагляд­ности и доступности материала обучения, заинтересованности и личной активности учащихся в процес­се обучения.

Основы современной теории общего образования, были сформированы в начале XX в., в частности, в трудах русского педагога П. Ф. Каптерева. Его «Дидактические очерки» обобщили тео­ретический и практический опыт развития школьного образования в России и Западной Европе. Многие из важнейших основных проблем современной дидактики были сформулированы в его очерках. В каче­стве примера можно привести проблемы сущности образовательного процесса, роли педагога, методов и форм организации учебного про­цесса, содержания учебных курсов [1, c. 224-227].

Дидактика - это отрасль педагогики, направленная на изу­чение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также на поиск и разработку но­вых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения. Выделяют общую и частную (предметную методику обучения) дидактику. Так сформировались методики обучения для отдельных учебных дисциплин (методика обучения математике, физике, иностранному языку).

Обучение, преподавание, учение - основные категории дидактики.

Обучение - это способ организации образовательного процесса. Оно являет­ся самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система «преподавание -учение».

Преподавание - это деятельность учителя по: передаче информации; организации учебно-познавательной деятельности учащихся;  оказанию помощи при затруднении в процессе учения; стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся; оценке учебных достижений учащихся. Целью преподавания является организация эффективно­го учения каждого  ученика  в  процессе  передачи  информации,  контроля и оценки ее усвоения, а также взаимодействие с учениками и организация как совместной, так и самостоятельной деятельности.

Учение - это деятельность ученика, которая подразумевает: освоение, закрепление и применение знаний, умений и навыков; самостимулирование к поиску, решению учебных задач, самооценке учеб­ных достижений; осознание личностного смысла и социальной значимости культурных цен­ностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действи­тельности.

Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окру­жающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося. Учебная деятельность включает в себя: овладение системами знаний и оперирование ими; овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов учебной работы, путями их переноса и нахождения - умениями и на­выками; развитие мотивов учения, становление мотивации и смысла последнего; овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами.

Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критерия­ми. В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и ака­демическую успеваемость, а также качество знаний и степень на работанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обу­чаемости.

Академическая успеваемость обучающегося определяется как степень совпа­дения реальных и запланированных результатов учебной деятельности. Акаде­мическая успеваемость находит отражение в балльной оценке. Успешность обу­чения - это также эффективность руководства учебным процессом, обеспечива­ющего высокие результаты при минимальных затратах.

Обучаемость - это приобретенная учащимся внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения - общая способность к усвоению знаний. Важнейшим показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которая необходи­ма учащемуся для достижения заданного результата.

Процесс усвоения знаний осуществляется поэтапно в соответствии со следу­ющими уровнями: различения или узнавания предмета; запоминания и воспроизведения предмета, понимания, применения знаний на практике и переноса знаний в новые ситуации.

Качество знаний оценивают по таким показателям, как их полнота, систем­ность, глубина, действенность, прочность. Одним из основных показателей перспектив развития учащегося является способность ученика к самостоятельному решению учебных задач.

В качестве внешних критериев эффективности процесса обучения принимают: степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной де­ятельности; темпы роста процесса самообразования как пролонгированный эффект обу­чения; уровень образованности или профессионального мастерства; готовность повысить образование.

В практике обучения сложилось единство логик учебного процесса: индук­тивно-аналитической и дедуктивно-синтетической. Первая ориентирует на на­блюдение, живое созерцание и восприятие реальной действительности и лишь затем на абстрактное мышление, обобщение, систематизацию учебного матери­ала. Второй вариант ориентирует на введение учителем научных понятий, прин­ципов, законов и закономерностей, а затем на их практическую конкретизацию.

Методы обученияэто методы преподавания-учения. В педагогике не раз предпринимались попытки создать классификатор методов обучения. Суще­ствуют различные типологии этого процесса, проводящие систематизацию по разным основаниям. Например, первая группа включает в себя методы переда­чи и усвоения знаний. К ним относят беседу, рассказ, дискуссию, лекцию, работу с текстом. Вторая группа — это практиче­ские методы обучения (упражнения, лабораторные экс­перименты). К третьей группе методов относят контроль и оценку результатов обучения (самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, зачеты и экзамены, защита проектов).

Форма обучения - это специальная конструкция самого процесса. Форма обучения означает коллективную, групповую и индивидуальную работу уча­щихся под руководством педагога. Форма организации обучения предполагает какой-либо вид учебного занятия - урок, лекцию, факультатив, кружок, экс­курсию, мастерскую.

Особенности и признаки лекционно-практической системы обучения: лекция - это основная форма передачи большого объема систематизирован­ной информации как ориентировочной основы для самостоятельной рабо­ты студентов; практическое занятие - это форма организации детализации, анализа, рас­ширения, углубления, закрепления, применения и контроля за усвоением полученной учебной информации (на лекции и в ходе самостоятельной ра­боты) под руководством преподавателя вуза; в качестве основы обучения в вузе выступает самостоятельная деятельность студента; учебная группа - это центральная форма организации студентов; совокупность учебных групп представляет определенный курс обучения в вузе; курс работает по единому учебному плану и программам согласно расписа­нию учебных занятий; учебный год делится на два семестра, зачетно - экзаменационный период и каникулы; каждый семестр завершается сдачей зачетов и экзаменов по всем учебным дисциплинам; обучение в вузе завершается сдачей выпускных экзаменов по ведущим дис­циплинам и специальности.

В данный момент существуют следующие виды обучения:

Догматическое обучение. Сложившийся в  средневековье   вид   церковно-религиозного обучения через слушание, чте­ние, механическое запоминание и дословное воспроизведе­ние текста.

Развивающее обучение. Его главная цель состоит в том, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни. Основой такого обучения является продуктивная деятельность учащихся, осуществляемая в «зоне ближайшего развития». Зона ближайшего развития учеников вызывает появление личностных новообразова­ний как в содержательной стороне психики, так и в сфере способов деятельно­сти и характера поведения. Учитель здесь выступает в качестве организатора по­искового процесса, а не просто «передатчика», транслятора знаний и истин. Он организует процесс, активизирующий память, восприятие, воображение, разные формы мышления учащихся. Развивающее обучение предполагает, что учитель открыт к восприятию и обсуждению различных точек зрения, представ­ляемых учениками в различных формах. В данном контексте уместно подчеркнуть, что Х. Г. Гадамер определяет сущность образования как «общее чувство» открытости человека самым разнообразным точкам зрения, свободы от догматизма.

Объяснительно-иллюстративное обучение. Основная цель такого вида обуче­ния - это передача-усвоение знаний и применение их на практике. Иногда его называют пассивно-созерцательным. Учитель стремится изложить учебный ма­териал с применением наглядных и иллюстративных материалов. А также обес­печить его усвоение на уровне воспроизведения и применения для решения практических задач.

Проблемное обучение. В основе проблемного обучения лежит идея известно­го отечественного психолога С.Л. Рубинштейна о способе развития сознания человека через разрешение познавательных проблем, содержащих в себе проти­воречия. Поэтому проблемное обучение раскрывается через постановку и разрешение проблемного вопроса, задачи и ситуации.

Программированное обучение. В его основе лежит кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как сложная динамическая систе­ма. Управление данной системой осуществляется посредством посылки команд со стороны учителя ученику и получения обратной связи. Информации о ходе обу­чения учителем и самим учеником.

На практике педагог может воспользоваться линейным или разветвленным построением образовательной программы. При выборе линейного построения программы учащиеся работают над всеми порциями учебной информации по мере их поступления. Разветвленная программа предполагает выбор учеником своего индивидуального пути освоения целостной учебной информации. Усво­ение информации зависит от уровня подготовленности. В обоих случаях прямая и обратная связь учителя с учеником осуществляется с использованием специ­альных средств. Достоинством данного вида обучения является получение полной и постоянной информации о степени и качестве усвоения всей учебной программы. В программированном обучении нет хлопот с вопросом соответствия темпа обу­чения индивидуальным возможностям ученика, поскольку каждый учащийся работает в удобном для него режиме. Другое преимущество состоит в экономии времени преподавателя на процесс передачи информации, а также в увеличении количества времени на постоянный контроль за процессом и ре­зультатом ее усвоения. Главным недостатком этого вида обучения является чрезмерная апелляция к памяти обучающихся.

Модульное обучение предполагает такую организацию процесса, при которой учитель и учащиеся работают с учебной информацией, представленной в виде модулей. Каждый модуль обладает законченностью и относительной самостоя­тельностью. Совокупность таких модулей составляет единое целое при раскры­тии учебной темы или всей учебной дисциплины. Например, целевой модуль дает первое представление о новых объектах, явлениях или событиях. Второй информационный модуль представляет собой систему необходимой информа­ции в виде разделов, параграфов книги, компьютерной программы. Третий опе­рационный модуль включает в себя весь перечень практических заданий, упраж­нений и вопросов для самостоятельной работы по использованию полученной информации. Последний модуль для проверки результатов усвоения новой учебной информации, может быть представлен системой вопросов для зачета, экзамена, теста и творческих заданий.

Модульное обучение рассчитано на большую самостоятельную работу уча­щихся при дозированном усвоении учебной информации, зафиксированной в модулях. Иногда этот вид обучения называют блочно-модульным, считая, что каждый модуль формируется при разделении учебной программы в блоки.

Репродуктивный стиль обучения. Основная особенность репродуктивного стиля состоит в том, чтобы передать ученикам ряд очевидных знаний. Педагог просто излагает содержание материала и проверяет уровень его освоения. Глав­ным видом деятельности преподавателя является репродукция, не допускаю­щая альтернатив. В рамках данной модели учитываются только регламентиро­ванные или догматизированные знания. Мнения учащихся просто не учитыва­ются. Основу репродуктивного обучения составляет система требований учите­ля к быстрому, точному и прочному усвоению знаний, умений и навыков.

В условиях репродуктивного обучения у учащихся перегружается память, тогда как другие психические процессы - восприятие, воображение, альтерна­тивное и самостоятельное мышление - блокируются. Это может приводить к повышению утомляемости и утрате интереса к учению. В результате такого обу­чения ученик не умеет принимать самостоятельные решения, привыкает к под­чинению, становится пассивным исполнителем и функци­онером. Репродуктивное обучение сродни «дисциплинарной дрессуре» [3, c. 83 - 85].

 

2 Принципы дидактики.

Многих выдающихся педагогов занимала проблема, каким образом можно добиться поставленных целей и задач в процессе обучения. Однако и сегодня эта проблема не получила окончательного решения, так как не определены исходные основания номенклатуры принципов обучения.

Принципы обучения - это знания о сущности, содержании, структуре обучения, его законах и закономерностях, выраженные в виде норм деятельности, регуляторов для практики. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. В современной дидактике имеется система принципов, которую составляют как классические, давно известные, так и появившиеся в ходе развития науки и практики.

В основу выделения системы принципов положены личностно -деятельностный и управленческий подходы, отраженные в работах Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, М.Н. Скаткина и др.

Имеется следующая система принципов обучения:

1. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности обучаемого.

2. Принцип научности содержания и методов учебного процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества.

3. Принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры и опыта деятельности придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям и практическим умениям обучающегося.

4. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности обучаемых при руководящей роли педагога.

5. Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода.

6. Принцип доступности обучения требует учета особенностей развития, анализа с точки зрения возможностей обучаемых, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных и физических перегрузок. Еще Я. Коменский определил некоторые правила этого принципа: переходить от изучения того, что близко, к тому, что далеко; переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

7. Принцип обучения на высоком уровне трудности, введенный Л. Занковым, отвечает названному ранее принципу: обучать в зоне ближайшего развития.

8. Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил личности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти. Психология учит, что запоминание и воспроизведение зависят не только от материала, но и от отношения к нему. Именно поэтому для прочного усвоения требуется сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу.

9. Принцип взаимосвязи обучения с жизнью, с практикой строительства демократического общества.

10. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

В процессе обучения необходимо ориентироваться не на отдельные принципы, а на их систему, обеспечивая научно обоснованный выбор целей, отбор определенного материала, методов и средств организации деятельности обучаемых и создание благоприятных условий для обучения [2, c. 78 - 79].

 

3 Виды научений по их признакам:

Научение обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой. Такие привычные и распространенные понятия, как эволюция, развитие, выживание, приспособление, отбор, совершенствование, полно выражающуюся в понятии научения, которое пребывает в них. Понятие развития, или эволюции, невозможно без предположения о том, что все эти процессы происходят вследствие изменения поведения живых существ.

Научение включает в себя приобретение опыта во всех видах деятельности вне зависимости от его характера. Приобретение опыта как побочного продукта в зависимости от регулярности может быть в определенных видах деятельности стабильным, более-менее постоянным, случайным, эпизодическим.          

Приобретение опыта в качестве стабильного побочного продукта может происходить в процессе стихийного общения, в игре. Во всех этих видах деятельности опыт может приобретаться в качестве случайного побочного продукта. Вторую большую группу деятельностей, в которых человек приобретает опыт, составляют такие их виды, которые осознанно или неосознанно осуществляются ради самого опыта. Деятельность, в которых приобретение опыта производится без постановки соответствующей цели. Среди них можно выделить такие типы: дидактические игры, стихийное общение и некоторые другие деятельности. Все они характеризуются тем, что субъект приобретения опыта не ставит перед собой цели - овладеть данным опытом, он его закономерно и стабильно получает в конце их процесса. При этом познавательный результат является единственным, рациональным оправданием затрат времени, сил субъекта. Действующий мотив сдвинут на процесс деятельности: человек общается с другими или играет потому, что получает удовольствие от самого процесса общения или игры [4].

Перечислим следующие виды научений:

1. Условно-рефлекторное научение. Название этого вида научения говорит само за себя: в его рамках жизненный опыт приобретается за счет формирования условных рефлексов. Начало его исследования было положено работами выдающегося русского физиолога И. П. Павлова. В результате формирования условного рефлекса у организма вырабатывается реакция на биологически безразличный стимул, не вызывавший такой реакции ранее. Классические примеры формирования условных рефлексов в исследованиях И. П. Павлова: при кормлении лабораторной собаки рядом с миской зажигалась лампочка, и через некоторое время безусловные пищевые рефлексы у этой собаки стали проявляться только лишь при виде зажженной лампочки даже в отсутствие еды. На базе пищевых рефлексов условный рефлекс вырабатывался у лабораторных мышей: их кормили в сопровождении звона колокольчика, и после нескольких таких ситуаций они начали сбегаться уже только на звон этого колокольчика, еще даже не получив еды.

Условные рефлексы могут вырабатываться у ребенка первых дней жизни. В одном из родильных домов г. Москвы проводился эксперимент, состоящий в том, что, как только каждый ребенок поворачивал головку направо, рядом с ним зажигалась лампочка. В первые дни жизни у детей уже имеется ориентировочный рефлекс, выражающийся в повороте головы к источнику света или звука. К концу первого дня эксперимента было зафиксировано значительное учащение поворотов детьми головок именно в правую сторону. Затем лампочку с правой стороны от каждого ребенка зажигать перестали, и рефлекс достаточно быстро угас. Через день с теми же самыми детьми эксперимент продолжили: стали зажигать лампочки, когда они поворачивали головки влево, и условный рефлекс, выразившийся в учащении поворота головы именно в левую сторону, сформировался у них так же быстро, как и в первом случае. В результате постоянного ассоциирования в памяти стимула с удовлетворением биологической потребности организм научается реагировать на него, и стимул начинает выполнять сигнальную функцию.

2. Оперантное научение. В этом случае индивидуальный опыт приобретается «методом проб и ошибок». Задача или ситуация, с которыми сталкивается индивид, порождают у него множество разнообразных поведенческих реакций, с помощью которых он пытается эту задачу решить. Каждый из вариантов решения последовательно пробуется на практике и автоматически оценивается достигаемый при этом результат. Та реакция или сочетание реакций, которые приводят к наилучшему результату, обеспечивая наилучшее приспособление к ситуации, выделяются среди остальных и закрепляются в опыте. Впоследствии при столкновении с подобной ситуацией эта реакция будет использована в первую очередь. Ребенок начинает использовать научение методом проб и ошибок уже в младенчестве, когда учится манипулировать с предметами. Этот вид научения используется человеком в основном в сфере практических действий: обращения с предметами, физических упражнений. Два других имеющихся у человека вида научения причисляются к высшим, поскольку не встречаются или почти не встречаются у других живых существ.

3. Викарное научение осуществляется путем прямого наблюдения за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Этот вид научения особо значим в младенчестве и раннем детстве, когда, еще не владея символической функцией речи, ребенок приобретает опыт в основном путем подражания. Подражать действиям взрослых, повторяя их за ними, ребенок начинает уже в младенчестве, а к началу раннего детства возникает отсроченное подражание, когда ребенок изображает те действия, которые наблюдал некоторое время назад. На третьем году жизни через подражание начинает осуществляться половая самоидентификация: ребенок больше подражает родителю одного с собой пола.

4. Вербальное научение дает человеку возможность приобретать новый опыт через язык и речевое общение. Благодаря ему человек может передавать другим владеющим речью людям и получать от них необходимые знания, умения и навыки. Для этого они должны быть выражены в словах, понятных обучающемуся, а значение непонятных слов нуждается в разъяснении. Если говорить шире, то средством вербального научения служит не только словесная речь, но и другие знаковые системы, одной из которых является язык. К знаковым системам также относятся символика, используемая в математике, физике, химии, графическая символика, используемая в технике, искусстве и других областях деятельности. Усвоение языка и других символических систем, приобретение способности оперировать ими освобождают человека от необходимости реального столкновения с объектом изучения и его познания с помощью органов чувств. Научение становится возможным в абстрактной, отвлеченной форме на основе высших психических функций – сознания, мышления и речи. Вербальное научение в простейших формах становится возможным для ребенка с того момента, когда он начинает демонстрировать понимание того, что ему говорят окружающие взрослые, т. е. еще до достижения годовалого возраста. Но полностью возможности вербального научения начинают использоваться ребенком только тогда, когда он заговорит сам и будет демонстрировать стремление выяснять значение непонятных для него слов.

Процесс научения реализуется за счет следующих интеллектуальных механизмов: формирования ассоциаций, подражания, различения и обобщения, инсайта, творчества. Успех научения зависит от многих факторов, в том числе и психологических. Эти факторы относятся к трем сферам: учащемуся, учителю и учебному материалу. Из психологических факторов, определяющих успешность научения, к учащемуся относятся: его мотивация учения, произвольность познавательных процессов, развитость волевых качеств личности и др. Важную роль играет и развитие коммуникативных качеств и навыков учащегося: умения взаимодействовать с людьми, прежде всего с учителями и товарищами по учебной группе, умения обратиться в случае необходимости за помощью и самому оказать другому помощь при затруднениях [5].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1 Содержание дидактики как теории обучения и образования.

Термин «дидактика», впервые ввел в начале XVII века немецкий педагог Вольфганг Ратке, который назвал свои лекции «искусством преподавания».  В «Великой дидактике» впервые были разработаны многие поло­жения педагогики. В «Вели­кой дидактике» было обосновано создание классно-урочной системы обучения. К середине XIX в. в результате работ таких педагогов, как И. Ф. Гербарт, Ф. Дистервег и др., к системе дидактических принципов добавились поло­жения, непосредственно указывающие на необходимость постоянного раз­вития многоступенчатого интереса учащихся не только к знаниям, но и к са­мому процессу получения знаний. В системе дидактических принципов XIX в. важное место заняли основы развивающего обучения, сформулированные в работах немец­кого педагога Ф. Дистервега. Основы современной теории общего образования, были сформированы в начале XX в., в частности, в трудах русского педагога П. Ф. Каптерева.

Дидактика - это отрасль педагогики, направленная на изу­чение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения, и на поиск и разработку но­вых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения. Обучение, преподавание, учение - основные категории дидактики. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окру­жающем мире.

В данный момент существуют следующие виды обучения: догматическое, развивающее, объяснительно-иллюстративное, проблемное обучение, программированное, модульное, репродуктивный стиль.

2 Принципы дидактики.

Принципы обучения - это знания о сущности, содержании, структуре обучения, его законах и закономерностях, выраженные в виде норм деятельности, регулятивов для практики.

Система принципов обучения: принцип развивающего и воспитывающего характера обучения; принцип научности содержания и методов учебного процесса; принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности обучаемых при руководящей роли педагога; принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода; принцип доступности обучения; принцип обучения на высоком уровне трудности; принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил личности; принцип взаимосвязи обучения с жизнью, с практикой строительства демократического общества.

3 Виды научений по их признакам.

Научение обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой. Такие привычные и распространенные понятия, как эволюция, развитие, выживание, приспособление, отбор, совершенствование, имеют некоторую общность, наиболее полно выражающуюся в понятии научения, которое пребывает в них или явно, или по умолчанию. Понятие развития, или эволюции, невозможно без предположения о том, что все эти процессы происходят вследствие изменения поведения живых существ. В настоящее время единственным научным понятием, полно охватывающим эти изменения, является понятие научения. Все, что существует, приспосабливается, выживает, приобретает новые свойства, и это происходит по законам научения.

Перечислим следующие виды научений; условно-рефлекторное; оперантное; викарное; вербальное.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кроль В. М.,  Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. ву­зов– Москва, Высш. шк., 2001. — 319 с; ил.

2. Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др., Психология и педагогика: Учебное пособие – Москва, издательство «ИНФРА-М»; Новосибирск: «НГАЭиУ», 2000 год  - 175 с.

3. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И., Психология и педагогика. — СПб.: Питер, издательство 2002. — 432 с.

4. Психология курс Современной Гуманитарное Академии [сайт], ТЕМА 3. НАУЧЕНИЕ И УЧЕНИЕ; URL: http://imp.rudn.ru/psychology/pedagogical_ psychology/3.html#3.1.1

5. Педагогическая психология: конспект лекций,  3.2. Виды научения, их развитие в онтогенезе. Психологические факторы успешности научения; URL:  http://www.e-reading.org.ua/chapter.php/98425/12/Tkacheva_-_Pedagogicheskaya _psihologiya__konspekt_lekciii.html

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 61.97K
Скачано: 253
Скачать бесплатно
24.09.13 в 17:11 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе