Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по информатике »

Информация и ее свойства

Информация и ее свойства [24.09.13]

Тема: Информация и ее свойства

Раздел: Бесплатные рефераты по информатике

Тип: Курсовая работа | Размер: 497.89K | Скачано: 486 | Добавлен 24.09.13 в 14:20 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы


Содержание

Введение 3

1 Теоретическая часть 4

1.1 Понятие «информация». Данные и знания 4

1.2 Виды информации 6

1.3 Свойства информации 7

1.4 Меры информации 8

2 Практическая часть 12

2.1. Постановка задачи 12

2.1.1. Цель решения задачи 12

2.1.2. Условие задачи 12

2.2. Компьютерная модель решения задачи 13

2.2.1. Информационная модель решения задачи 13

2.2.2. Аналитическая модель решения задачи 14

2.2.3. Технология решения задачи 14

2.3. Результаты компьютерного эксперимента и их анализ 17

2.3.1. Результаты компьютерного эксперимента 17

2.3.2. Анализ полученных результатов 18

Заключение 20

Список использованной литературы 21

 

Введение

Фундаментальной чертой цивилизации является рост производства, потребления и накопления информации во всех отраслях человеческой деятельности. Вся жизнь человека, так или иначе, связана с получением, накоплением и обработкой информации. Что бы человек ни делал: читает ли он книгу, смотрит ли он телевизор, разговаривает, он постоянно и непрерывно получает и обрабатывает информацию.

Одной из важнейших проблем человечества является лавинообразный поток информации в любой отрасли его жизнедеятельности. Увеличение информации и растущий спрос на неё обусловили появление отрасли, связанной с автоматизацией обработки информации–информатики. Но для перехода непосредственно к науке информатике, необходимо сказать о самой информации.

Актуальность данной темы состоит в том, что  только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу.

Целью данной курсовой работы является изучения понятия информации  и ее свойств.

Задачи курсовой работы:

1. изучить различные определения понятия информации;

2. изучение различных видов информации;

3. изучить свойства информации.

В практической части курсовой работы будет решена задача  на расчет стоимости организации питания  с помощью  табличного процессора

MS Excel. Целью решения данной задачи является получение  практических навыков  в использовании электронных таблиц Microsoft Excel.

 

Теоритическая часть

1.1 Понятие «информация». Данные и знания

Термин информация происходит от латинского слова informatio, что означает «сведения, разъяснения, изложение». Понятие информация многократно и поэтому общепринятого определения нет.  В широком смысле информация-это отражение реального мира в виде сигналов и знаков.

В информатике информация-это сведения об объектах и процессах в окружающей среде, которые снижают неопределенность и позволяют адекватно реагировать на происходящее[3, тема 1, стр. 6].

Для обмена информацией, ее преобразования и передачи необходимо наличие источника(носителя) сообщений, передатчика(кодера), канала связи, приемника(декодера) и получателя сообщения[3, тема 1, стр. 7].

Информация - это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается различный смысл в технике, науке и в житейских ситуациях.

Экономическая информатика изучает свойства экономической информации, возникающей в процессе производственно-хозяйственной деятельности управления государственными или муниципальными организациями[3, тема 1, стр. 8].

Экономическая информация фиксируется, обрабатывается и поставляется  потребителю в форме управленческих документов, которые содержат экономические показатели. Показатель является минимальным по объему сообщением, сохраняющим информативность, т.е. содержательность[3, тема 1, стр. 8].

Материальные объекты и реальные процессы имеют качественные и количественные характеристики, которые в  экономических показателях называются реквизитами.

Все реквизиты в экономических показателях делятся на[3, тема 1, стр. 9]:

Наряду с информацией, базовыми понятиями информатики являются данные и знания. Эти понятия часто используются как синонимы.

Данные-это сообщения об объектах и процессах, представленные в структурированной, либо неструктурированной форме на каком-либо материальном носителе(бумажные документы, магнитные диски и т.д.), [1,стр.17].

Различают числовые, символьные, графические, звуковые типы данных, а также данные видеоинформации.

Не существует четкой границы между понятиями данные и информация, т.к в одном случае данные могут восприниматься в качестве информации, т.е. использоваться без какой-либо дополнительной обработки, а в другом-они должны быть предварительно обработаны.

Следующим важным понятием, используемым совместно с предыдущими (данные и информация), является понятие «знания».

Знания-это проверенные практикой результат изучения реальной действительности, отражающий содержание объектов, процессов и явлений[1, стр. 21].

Рис.1 Классификация знаний с позиции психического отражения среды человеком

Рис.1 Классификация знаний с позиции психического отражения среды человеком

Осознанные знания материализуются в различных носителях(книги, документы). Они делятся на декларативные, получаются путем восприятия и процедурные, получаются путем рассуждения.

Неосознанные знания воспроизводятся с помощью систем искусственного интеллекта, например, искусственных нейросетей.

Соотношения между понятиями  знания м  информация такое же, как и между понятиями данные и информация. Данные и знания всегда первичны, информация-вторична[3, тема 1, стр.11].

 

1.2  Виды информации

1)  По функциям управления информация делится на [1, стр.20]:

2)  По уровню стабильности информация делится на[1, стр.21]:

3) По источнику возникновения информация делится на [1, стр.21]:

4) По характеру использования  для принятия решений информация делится на[1, стр.21]:

 

1.3 Свойства информации

Как и всякий объект, информация обладает свойствами. Характерной отличительной особенностью информации от других объектов природы и общества, является дуализм: на свойства информации влияют как свойства исходных данных, составляющих ее содержательную часть, так и свойства методов, фиксирующих эту информацию.

С точки зрения информатики наиболее важными представляются следующие общие качественные свойства[3, тема 1, стр.7]:

 

1.4  Меры информации

Синтаксическая мера информации- отражает физические характеристики информации: объем, способ предоставления, способ кодирования, тип носителя, скорость передачи и т.д.[2, стр. 46]

 Объем данных в сообщении измеряется количеством символов в этом сообщении. В современных ЭВМ минимальной единицей измерения данных является бит — один двоичный разряд, который может принимать лишь два значения 0 и 1. Группа из 8 бит называется байтом. Широко используются также более крупные единицы измерения( Рис.2), [2, стр. 46-47].

Рис.2  Единицы измерения информации, их соотношение

Рис.2  Единицы измерения информации, их соотношение

Т.к.  биты записываются  с помощью нолей и единиц, их последовательность позволяет кодировать всю информацию в двоичной системе счисления. Выделяют также восьмеричную, десятичную, шестнадцатеричную и другие системы счисления.  Данные системы счисления называются позиционными.

Позиционные системы счисления-это системы счисления, в которых значение каждой цифры зависит от ее местоположения ( арабские числа), [2, стр. 49].

Непозиционные системы счисления-это системы счисления, у которых каждая цифра сохраняет свое значение независимо от места нахождения в числе( римские цифры) [2, стр. 49].

Системы счисления имеют основание. Основание системы счисления показывает сколько различных чисел, символов используются в записи числа(Рис.3), [2, стр. 49].

Рис.3 Основания систем счисления и алфавит цифр.

Рис.3 Основания систем счисления и алфавит цифр.

Числа можно переводить из одной системы счисления в другую  [2, стр. 49-50].

Например, переедем число 0110 из двоичной системы счисления  в десятичную.

0110(2)=0*2^3+1*2^2+1*2^1+0*2^0=6

При переводе чисел из десятичной системы счисления последовательно выполняют деление этого числа на основание той системы счисления, в которую переводим Деление выполняют до тех пор, пока частное не будет равно нулю. Число получают путем «сбора» остатков, начиная с конца.

Например, переведем число 100 из десятичной сисиемы счисления в двоичную (Рис.4).

Рис.4  Перевод числа из десятичной системы счисления в двоичную

Рис.4  Перевод числа из десятичной системы счисления в двоичную

Основные понятия алгебры высказываний. Логические операции

Рассмотрим арифметику двоичной системы счисления. В двоичной системе счисления арифметические операции выполняются по тем же правилам, что и в десятичной системе счисления. Операции сложения, вычитания и умножения имеют вид[2, стр. 43]:

0 + 0 = 0

1 + 0 = 1

0 + 1 = 1

1 + 1 = 10

 

0 - 0 = 0
1 - 0 = 1
1 – 1 = 0
10 - 1 = 1
 
0 * 0 = 0
1 * 0 = 0
0 * 1 = 0
1 * 1 = 1

Компьютер выполняет не только арифметические, но и логические операции, используя понятия истина (1) и ложь (0). Для записи логического выражения используются понятие логического умножения или конъюнкция( рис.5); логического сложения или дизъюнкция( рис.6) и логического отрицания(рис.7)

Рис.5 Конъюнкция

Рис.5 Конъюнкция

Рис.6 Дизъюнкция

Рис.6 Дизъюнкция

Рис.7 Логическое

Рис.7 Логическое

Однако синтаксической меры информации недостаточно, если требуется определить не объем данных, в количество нужной в сообщении информации. В этом случае используется сематическая мера информации.

Семантическая мера информации используется для измерения смыслового содержания информации. Наибольшее распространение здесь получила тезаурусная мера, связывающая семантические свойства информации со способностью пользователя принимать поступившее сообщение[2, стр. 48].

Тезаурус — это совокупность сведений, которыми располагает пользователь или система. Максимальное количество семантической информации потребитель получает при согласовании ее смыслового содержания со своим тезаурусом, когда поступающая информация понятна пользователю и несет ему ранее не известные сведения. С семантической мерой количества информации связан коэффициент содержательности, определяемый как отношение количества семантической информации к общему объему данных[2, стр. 48].

Прагматическая мера информации определяет ее полезность, ценность для процесса управления. Обычно ценность информации измеряется в тех же единицах, что и целевая функция управления системой[2, стр. 48-49].

Ценность информации рассчитывается по формуле: lp=log(P1/P0), где

P0-вероятность до получения сообщения, P1-вероятность после получения сообщения.

 

Практическая часть

Вариант 14

2.1. Постановка задачи

2.1.1 Цель решения задачи

Цель решения данной задачи состоит в экономическом анализе  деятельности предприятия общественного питания. Результаты решения задачи необходимы руко­водству для обобщения информации о финансовом состоянии предприятия в течение или в конце определенного периода.

2.1.2. Условие задачи

В качестве входной информации используются документы «Стоимость питания на одну персону» и «Количество участников корпоративных праздниках». На их основе создаются табличные формы документов,  предназначенные для ввода исходных данных:

Стоимость питания на одну персону

Наименование организации

Холодные закуски, руб.

Горячие блюда, руб.

Десерт, руб.

Общая стоимость питания, руб.

-

Р1

Р2

Р3

SP1P2P3

Количество участников корпоративных праздников

Наименование организации

Количество участников, чел

-

n

В  результате следует получить ведомость со следующими реквизитами:  № п/п; наименование организации; количество участников, чел.; стоимость питания на 1 чел., руб.; стоимость питания на всех участников, руб.; стоимость питания с учетом Кп, руб. ( Повышающий коэффициент за работу в праздничные дни   Кп=1,75).

Структура результирующего документа

«Расчет стоимости питания на корпоративных праздниках»

№п/п

Наименование организации

Количество участников, чел.

Стоимость питания на 1 чел., руб.

Стоимость питания на всех участников, руб.

Стоимость питания с учетом Кп

k

-

n

SP1P2P3

S

Sкп

Кроме того результаты расчетов стоимости питания на корпоративных праздниках  по каждой организации представить в графическом виде.

При работе необходимо использовать  межтабличные связи для организации ввода и контроля исходных данных, а также для организации процессов расчета функции ВПР,ПРОСМОТР и др.

 

2.2. Компьютерная модель решения задачи - смотрите в файле!

 

Заключение

Увеличение роли и значения информации в современном обществе безусловно велика. Одна из основных особенностей состоит в том, что информация, и особенно знание как ее высшая форма, занимает в нем совершенно особое место. Информация в ее обыденном смысле всегда играла решающую роль в жизни человека. В современных условиях отсутствие необходимых знаний может оказаться непреодолимым препятствием социального и научно-технического прогресса.

В этих условиях информация, обеспечивающая жизненно и исторически важные направления деятельности человека, превращается в наиболее ценный продукт и основной товар, суммарная стоимость которого зачастую превосходит суммарную стоимость продуктов материального производства.

Все предшествующие изменения в производстве информации касались лишь способов ее фиксации, тиражирования и распространения. Это достигалось созданием письменности, книгопечатания и телефона, телеграфа, радио и телевидения и т.д. Однако все эти технологии не касались самого процесса создания, переработки и смысловой трансформации знания.

В результате практической работы была решена задача с помощью MS Excel. Программа обработки электронных таблиц  MS Excel- мощная и достаточно простая в использовании программа, предназначенная для решения широкого круга планово-экономических, учетно-статистических, научно-технических и других задач, в которых  числовая, текстовая или графическая информация с некоторой регулярной, повторяющейся структурой представлена в табличном виде.

 

Список использованной литературы:

1. Информатика в экономике: учебное пособие / под ред.

Б.Е. Одинцова, А.Н. Романова. – М.: Вузовский учебник, 2008.

2. Информатика в экономике: Учебное пособие / Под ред. Б.Е. Одинцова, А.Н. Романова. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013.

3.  Компьютерная обучающая программа по дисциплине

«Информатика» / А.Н. Романов, В.С. Торопцов, Д.Б. Григорович,

Л.А. Галкина, А.Ю. Артемьев, Н.И. Лобова, К.Е. Михайлов,

Г.А. Жуков, О.Е. Кричевская, С.В. Ясеновский, Л.А. Вдовенко,

Б.Е. Одинцов, Г.А. Титоренко, Г.Д. Савичев, В.И. Гусев,

С.Е. Смирнов, В.И. Суворова, Г.В. Федорова, Г.Б. Коняшина. – М.:

ВЗФЭИ, 2000. Дата обновления 24.11.2010. – URL: http://repository.

vzfei.ru. Доступ по логину и паролю

4. Информатика: методические указания по выполнению курсовой

работы для студентов второго курса всех специальностей. – М.:

ВЗФЭИ, 2008. – URL: http://repository.vzfei.ru. Доступ по логину

и паролю.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 497.89K
Скачано: 486
Скачать бесплатно
24.09.13 в 14:20 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе