Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по логике »

Операции над понятиями и суждение как форма мышления

Операции над понятиями и суждение как форма мышления [20.09.13]

Тема: Операции над понятиями и суждение как форма мышления

Раздел: Бесплатные рефераты по логике

Тип: Контрольная работа | Размер: 14.26K | Скачано: 228 | Добавлен 20.09.13 в 14:19 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Содержание

1. Операции над понятиями. Деление понятий. Виды деления. Правила деления и ошибки, возможные при этой операции. Классификация и ее виды. Классификация по существенным признакам (естественная) 3

2. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение. Простые и сложные суждения. Состав простого суждения. Виды простых суждений. Категорические суждения и их виды 7

Задача 13

Список литературы 14

 

1. Операции над понятиями. Деление понятий. Виды деления. Правила деления и ошибки, возможные при этой операции. Классификация и ее виды. Классификация по существенным признакам (естественная)

Движение мышления от понятия к понятию и раскрытие их содержания осуществляется посредством ряда логических операций: обобщение, ограничение, деление, операции с классами и классификация, определение и др.

Делением понятий называется логическая операция, с помощью которой устанавливается объем понятия путем перечисления его частей ("подклассов, подподклассов и т.д.). Во всяком делении понятий выделяют три основных логических элемента: делимое понятие, основание деления, члены деления

Делимое понятие - понятие, объем которого устанавливается (например, понятие "норма") [4, c.17].

Члены деления - части, новые понятия, которые образуются в результате разбиения объема исходного понятия ("норма права", "норма морали", "норма науки" и т.д.).

Основание деления - признак или несколько признаков предметов, с учетом особенностей которых происходит выделение частей - членов деления (принадлежность нормы к той или иной сфере общества, к той или иной форме общественного сознания).

 Различают два основных вида операции деления понятия - дихотомическое и деление по видоизменению признака [3, c.28].

Дихотомическое деление - это деление, в результате которого объем делимого понятия разбивается на две части (объемы двух новых понятий), в одну из которых войдут все элементы исходного понятия, обладающие признаком, взятым в качестве основания деления, а в другую - все элементы, не обладающие этим признаком. В результате этого деления образуются понятия, одно из которых отрицает другое в отношении одного и того же признака. Образуются два формально несовместимых понятия.

Получившиеся в результате первого дихотомического деления части (понятия) вновь могут быть подвергнуты дихотомическому делению, вплоть до выделения частей некоторого предельного уровня. Этот вид деления являются эффективным при быстром нахождении интересующих вас предметов. Недостатком этого вида деления является то, что неопределенной каждый раз оказывается отрицательная часть, что не позволяет видеть всю предметную область, в рамках которой выделяется искомая совокупность предметов.

 Задачу полного позитивного обозрения делимой предметной области выполняет другой тип деления - по видоизменению признака. Деление по видоизменению признака - это деление, в результате которого объем делимого понятия разбивается на несколько, как правило, больше, чем две, частей, в каждую из которых войдут предметы, обладающие признаком (признаками), взятым в качестве основания деления, но каждой такой части этот признак присущ в некотором своем особом выражении (проявлении): "право" - "конституционное право", "административное право", "уголовное право", "гражданское право" и т.д. [1, c.39]

В делении по видоизменению признака в каждом из членов деления присутствует признак, взятый за основание деления, но лишь на уровне рода, в то же время в каждом отдельном члене деления этот признак присутствует в своем видовом своеобразии. Все названные области права принадлежат сфере права (родовой уровень), в то же время каждый раз речь идет об особом проявлении правового качества (видовой уровень).

Деление по видоизменению признака может быть продолжено дальше, части, полученные на первом уровне, могут быть подвергнуты (по одному и тому же или по разным основаниям) новому делению: "конституционное право России", "конституционное право США", "конституционное право Великобритании" и т.д. Именно такое - многоступенчатое деление – лежит  в основе практически всех классификаций.

Классификация - это сложный вид деления с основанием, состоящим из нескольких признаков, включающий несколько уровней. В классификации каждый член деления получает строго определенное, единственное место в получившейся системе [2, c.40].

Основные разновидности классификаций:

1. Естественными классификациями называют классификации, в которых в качестве основания берутся признаки самих классифицируемых предметов.

2. Вспомогательные (технические) классификации - это классификации, в которых в качестве основания деления берутся признаки, которые человек сам привносит в предметы с учетом собственного удобства, например, легкой и оперативной доступности (всякого рода системы маркировки, составление каталогов по алфавиту и т.п.).

Среди естественных различают классификации на основе существенных признаков, их-то и считают в полном смысле научными классификациями, и классификации на основе произвольных признаков, т.е. такие, относительно оснований  которых неясно  являются ли соответствующие признаки существенными или нет. Такие классификации были названы в свое время искусственными, хотя это слово следовало бы закрепить за вспомогательными или техническими классификациями [2, c.33].

Как в отношении всякого деления, так и в отношении любой классификации следует соблюдать некоторые основные правила деления, избегать определенных ошибок.

Различают следующие основные правила деления и связанные с ними ошибки:

а) в каждом делении должно быть строго определенное, единственное основание, которое не изменяется на протяжении всего деления (правило основания). Ошибка, которая при этом совершается, называется "подменой, или потерей основания". Так, нельзя делить понятие "республика" на "парламентские", "президентские" и "федеративные", поскольку здесь явно смешиваются два различных основания;

б) деление должно быть соразмерным (правило соразмерности), то есть совокупность объемов членов деления должна полностью исчерпывать объем делимого понятия. При делении не должен быть пропущен ни один предмет из объема делимого понятия и не должен появиться ни один лишний предмет. Соответственно ошибки, которые здесь могут встретиться, называются "слишком узкое деление" (когда при перечислении членов деления некоторые из них теряются, не указываются, упускаются) и "слишком широкое деление"  (когда появляются лишние, не входящие в объем делимого понятия части).

в) члены деления должны взаимно исключать друг друга, быть в состоянии несовместимости (соподчинения, или субординации, противоположности, противоречия). Ошибка, которая при этом нередко допускается, называется "смешением членов деления". Она встречается в том случае, когда какой-нибудь элемент объема делимого понятия входит одновременно в объемы двух и более членов деления;

г) деление должно быть непрерывным (правило многоступенчатого деления). Все члены деления должны являться ближайшими вида-ми исходного понятия, выделяемыми по выбранному основанию. Ошибка, которая при этом может быть совершена, называется "скачок в делении". Она встречается в том случае, если члены деления не являются ближайшими видами делимого понятия, т.е. можно найти такие понятия среди членов деления, которые будут выступать видами для делимого понятия и родами для других членов деления. Для классификационного деления большое значение имеет последнее правило - правило непрерывности, поскольку классификация, как правило, включает в себя несколько (много) уровней деления, (достаточно вспомнить классификации животных и растений в биологии) [3, c.44].

 

2. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение. Простые и сложные суждения. Состав простого суждения. Виды простых суждений. Категорические суждения и их виды

Логика изучает формы мышления, абстрагируясь от заключенного в них конкретного содержания. Логику интересует не конкретное содержание данного понятия, суждения, умозаключения, а то общее, что присуще всякому виду понятия, суждения или умозаключения и, наконец, то общее, что присуще всякой форме мышления вообще.

Суждение – это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком, отношения между предметами или факт существования предмета и которая может быть либо истинной, либо ложной.

В состав суждения входит субъект S и предикат Р [4, c.55]

Метро (S) открылось рано утром (Р) .

Игра (S) не получила должного продолжения (Р).

Не – связка

Связка – является показателем качества суждения .

Некоторые(квантор)    граждане являются преступниками.(Р)

Квантор – зто количественная характеристика суждения .

Представители номиналистической логики рассматривают логику как науку о языке. “Логика, - говорит английский номиналист Р. Уэтли, - имеет дело только с языком. Язык вообще, для какой бы цели он не служил, составляет предмет грамматики, язык же, насколько он служит средством… для умозаключения, составляет предмет логики. Исходя из такого понимания предмета логики, номиналисты отождествляют суждение с предложением. Для них суждение – это сочетание слов или имен [2, c.66].

“Предложение, - говорит номиналист Гоббс, - есть словесное выражение, состоящее из двух, связанных между собой связкой имен… Таким образом, согласно номиналистам, то о чем мы, что–либо утверждаем (или отрицаем) в суждении, есть определенная связь этих слов. Такое истолкование природы суждения неправильно. Конечно, всякое суждение выражается в предложении. Однако предложение есть только языковая оболочка суждения, а не само суждение.

Значительная часть логиков-идеалистов считает, что то о чем мы нечто утверждаем  или отрицаем в суждении, есть представления (или понятия), а то, что мы утверждаем или отрицаем в суждении, является определенным отношением между этими представлениями (или понятиями). Наиболее рельефно эта точка зрения на суждение выражена у Канта и неокантианцев. Если номиналисты отождествляли суждение с предложением, то Кант и неокантианцы отрывают суждение от предложения, - говорит Кант, - я уже должен судить….”

Простым суждением называется такое суждение, которое состоит только из двух понятий; в одном из этих понятий выражается то, о чем мы нечто утверждаем  или отрицаем, в другом из этих понятий выражается то, что утверждается или отрицается [5, c.77].

Пример простого суждения: “Лилия - растение”.

Объективно существующее взаимоотношение между признаком и предметом отражается формой простого суждения.

Следует иметь в виду, что под предметом в логике понимается не только конкретная единичная вещь (например: эта роза, книга, лежащая на моем столе), а вообще все то, что является объектом познания [1, c.88].

Поэтому предметами суждения могут быть и совокупности предметов, т.е. классы, и агрегаты предметов, а также отдельные свойства и отношения вещей. признаком предмета ( или группы предметов) является и отношение предмета к другим предметам и принадлежности предмета к классы предметов, так как все это характеризирует познаваемый предмет.

Утверждая или отрицая принадлежность признака предмету, мы вместе с тем отображаем в суждении существование или не существование предмета суждения в действительности. Так, например, в таких простых суждениях, как: “существуют космические лучи”, “русалки не существуют в действительности” и т.п., мы непосредственно утверждаем (или отрицаем) существование предмета суждения в действительности. В прочих простых суждениях существование предмета суждения в действительности нам уже заведомо известно. Не только в суждениях существования, а и во всяком простом суждении содержится знание о существовании или не существовании этого суждения в действительности.

Деление суждений на виды по характеру связки [2, c.99]

Связка суждения может быть либо утвердительной, либо отрицательной. Соответственно это суждению по характеру связки (или “по качеству”) делятся на утвердительные и отрицательные.

Категорические суждения – делятся по качеству и количеству .

По количеству [2, c.100]

Утвердительные суждения отображают наличие какого-либо признака, т.е. черты, стороны, свойства, состояния и т.п. в предмете суждения.

Отрицательные суждения отображают отсутствие какого-либо признака в предмете суждения. Например, в суждении: “Язык не является классовым” речь идет об отсутствии у “языка” признака классовости.

По количеству [3, c.14]

Деление суждений на виды по характеру предмета суждения.

По характеру предмета суждения (или “по количеству”) суждения делятся на единичные,  частные и общие.

Некоторые логики называют единичные суждения индивидуальным суждением. Такое название является неудачным, ибо оно ведет к смешиванию единичных суждений с индивидуальными суждениями. На самом деле всякое индивидуальное суждение является единичным суждением, но не всякое единичное суждение является индивидуальным суждением. Индивидуальным суждением следует называть лишь такое единичное суждение в котором указывается отличительный признак отдельного предмета [3, c.25].

Частное суждение высказывается нами тогда, когда мы, установив, что некоторые предметы какого-либо класса предметов обладают (или не обладают) известным признаком, еще не установили ни того, что этим  признаком обладают (не обладают) также и все прочие предметы данного класса предметов, ни того, что этим признаком не обладают (обладают) некоторые другие предметы данного класса предметов. Если мы в процессе дальнейшего познания предметов данного класса установили, что указанным в частном суждении признаком обладают только некоторые или все предметы данного класса, но в этом случае частное суждение переходит или в частновыделяющее, или в общее суждение.

Общим суждением в традиционной логике называется такое суждение, в котором сказуемое относится ко всему объему подлежащего. Неудовлетворительность такого определения общего суждения уже видна из того, что это определение не дает возможности отличить общее суждение от единичного суждения, в котором ведь тоже сказуемое относится ко всему объему подлежащего. В самом деле, как, например, надлежит понимать утверждение о том, что в общем суждении сказуемое относится ко всему объему подлежащего? Значит ли это, что содержание, утверждаемое в предикате общего суждения, относится только к совокупности предметов или же у каждому отдельному предмету, охватываемому субъектом суждения?

Все эти и некоторые другие вопросы не получат своего разрешения в традиционном учении о количестве суждения. А между тем без правильного решения этих вопросов невозможно дать правильное истолкование природы общего суждения [2, c.36].

Выделяющие и исключающие суждения

Выделяющие суждения отражают тот факт, что признак, выраженный предикатом, принадлежит (или не принадлежит) только данному, и никакому другому, предмету.

Исключающим является суждение, в котором отражается принадлежность признака всем предметам, за исключением некоторой их части [4, c.47].

Классификация суждений по количеству и качеству

Общеутвердительное суждение – суждение общее по количеству и утвердительное по качеству. Все S не суть Р

Общеотрицательное суждение – суждение общее по количеству и отрицательное по качеству. Ни одно S не суть Р

Частноутвердительное суждение – суждение частное по количеству и утвердительное по качеству. Некоторые S суть Р

Частноотрицательное суждение – суждение частное по количеству и отрицательное по качеству. Некоторые S не суть Р.

Сложным суждением является суждение, состоящее из нескольких простых, связанных логическими связками.

Сложные суждения делятся на соединительные, разделительные, условные, эквивалентные [2, c.58].

Соединительное суждение – соединительным является суждение, состоящие из нескольких простых, связанных логической связкой «и».

Разделительное суждение – суждение, состоящее из нескольких простых, связанных логической связкой «или»

Условное суждение – суждение, состоящее из двух простых, связанных логической связкой «если …, то…»

Эквивалентное суждение – суждение, включающее в качестве составных два суждения, связанных двойной условной зависимостью, выражаемой логической связкой «если и только если …, то …»

Сравнимые  суждения – суждения с одинаковыми субъектами и предикатами.

Сравнимые суждения делятся на совместимые и несовместимые [4, c.69].

К  совместимым относятся суждения, которые могут быть истинными.

Несовместимыми суждениями – являются суждения, которые одновременно не могут быть истинными.

Отношения между суждениями (сложные суждения) [3, c.70]

Делятся на зависимые и независимые.

Зависимые суждения – это суждения, которые имеют одинаковые составляющие и могут различаться логическими связками, включая отрицания.

Зависимые суждения делятся на совместимые и несовместимые [3, c.58].

К совместимым суждениям относятся эквивалентные, частно совместимые, и подчиненные суждения.

Эквивалентные суждения – суждения, которые принимают одни и те же значения, т.е. одновременно являются либо истинными, либо ложными.

Частная совместимость характерна для суждений, которые могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными [4, c.69].

Подчинение между суждениями имеет место в том случае, когда при истинности подчиняющего подчиненное всегда будет истинным.

К несовместимым суждениям относятся противоположные и противоречащие суждения.

Противоположность – отношение между суждениями, которые одновременно не могут быть истинными, но могут быть одновременно ложными [1, c.70].

Противоречащими являются суждения, которые одновременно не могут быть ни истинными, ни ложными. При истинности одного из них другое будет ложным, а при ложности первого второе будет истинным.

Независимые суждения – суждения, которые не имеют общих составляющих, для них характерны все сочетания истинных значений.

 

Задача

Опираясь на закон тождества, в предложении "Преступник, скрываясь от преследователей, свернул в безлюдный переулок", установите, в каком случае сохраняется тождество суждений, если выделенное понятие заменить другим:

а) глухой

б) темный

в) пустынный

г) узкий

Решение: Поскольку "безлюдный" означает "не имеющий людей", то наиболее подходящим будет вариант в – "пустынный".

 

Список литературы

1. Батурин В.К. Логика: учебное пособие. М: КУРС, ИНФРА-М, 2012 – 367 с.

2. Бочаров В.А., Маркин В.И. Введение в логику: учебник. М: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2008 – 617 с.

3. Грядовой Д.И., Стрелкова Н.В. Логика: Задачи и упражнения. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2010 – 220 с.

4. Ивин А.А. Логика. М: Прогресс, 2008 – 642 с.

5. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: учебник. М: Юристъ, 2008 – 669 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 14.26K
Скачано: 228
Скачать бесплатно
20.09.13 в 14:19 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе