Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по логике »
Тема: Предмет логики и ее значение
Раздел: Бесплатные рефераты по логике
Тип: Контрольная работа | Размер: 58.43K | Скачано: 293 | Добавлен 17.09.13 в 06:37 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: Финансовый университет
Год и город: Барнаул 2013
ВВЕДЕНИЕ
Слово «логика» происходит от греческого «logos»,что означает «мысль», «слово», «разум», «закономерность». В современном языке это слово используется, как правило, в трех значениях:
1. для обозначения закономерностей и взаимосвязей между событиями или поступками людей в объективном мире; в этом смысле довольно часто говорят о «логике фактов», «логике вещей», «логике событий», «логике международных отношений», «логике политической борьбы» и т.д.;
2. для обозначения строгости, последовательности, закономерности процесса мышления; при этом употребляются выражения: «логика мышления», «логика рассуждения», «железная логика рассуждений», «в выводе отсутствует логика» и др.
3. для обозначения особой науки, которая изучает логические формы, операции с ними и законы мышления.
Объектом логики как науки является мышление человека. Но мышление - сложный, многосторонний процесс обобщенного отражения человеком вещей, их свойств и отношений окружающего его мира. Логика изучает процесс мышления с точки зрения его структуры мыслей, правильности и неправильности рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей и их развития.
Предметом логики являются логические формы, операции с ними и законы мышления.
Чтобы лучше понять предмет изучения логики, рассмотрим коротко процесс познания человеком окружающего его мира.
Познание - процесс получения знаний о мире. Существуют два способа (источника) получения знаний:
1) чувственное познание - с помощью органов чувств и приборов;
2) рациональное (ratio - разум) - познание с помощью абстрактного мышления.[1]
Цель работы:
1. Дать анализ процессу познания объективного мира сознанием человека;
2. Ввести различие между чувственным и рациональным мышлением;
3. Дать представление о логике как науки о формах и законах мышлений, о понятии «логическая форма»
4. Ввести представление о трех главных формах мышления – понятии, суждении, умозаключении.
2. ПРЕДМЕТ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛОГИКА». ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ЛОГИКИ
Логика — наука о мышлении, ее предметом, являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.
Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую.
Задача логики состоит в том, чтобы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать окружающий мир. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более «грамотно», развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям. Поэтому мнение, будто изучение логики не имеет практического значения, несостоятельно.
Познание как процесс отражения объективного мира сознанием человека представляет собой единство чувственного и рационального познания.
1. Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.
· Ощущение — это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов — их цвета, формы, запаха, вкуса.
· Восприятие – это целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств.
· Представление — это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше.
Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. А это невозможно без мышления, отражающего действительность в определенных логических формах.
2. Рациональное познание субъективный образ объективного мира, полученный с помощью мышления.
Мышление – активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий открытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.) Основные формы рационального познания – понятия, суждения и умозаключения.
· Понятие – это форма мышления, отражающая общие закономерные, связи, существенные стороны, признаки явлении, которые выражаются в словесных определениях (дефинициях).
· Суждение – форма мышления, обычно выражаемое повествовательным предложением, отражающая любые свойства и признаки предмета, а не только существенные и общие (как в понятия).
· Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (также в виде суждения). [2]
Логическая форма - способ связи составных частей содержания мысли в отличие от самого этого содержания, результат отвлечения от «материи» мысли, т.е. оттого, какие именно индивиды, свойства, отношения, классы, ситуации и т.п. являются предметами данной мысли.
Понятие «логическая форма» является одним из наиболее фундаментальных в логике, т.к. особенность ее предмета — в исследовании мыслительных феноменов, познавательных приемов, языка с точки зрения их структуры, формы. Определения таких важнейших логических терминов, как «правильное дедуктивное умозаключение», «логически истинное высказывание» и др., существенным образом опираются на понятие «логической формы». Например, правильным называют умозаключение, логическая форма которого гарантирует получение истинного заключения при одновременной истинности посылок. Логически истинным называют высказывание, истинное в силу своей логической формы. Законы логических теорий (общезначимые формулы) являются не чем иным, как логическая форма высказываний естественного языка, принимающими при любых допустимых интерпретациях дескриптивных символов значение «истина».[3]
Логический закон – логическая форма высказывания, которая принимает значение «истина» при любой интерпретации параметров, входящих в её состав («идёт дождь или неверно, что идёт дождь»).
Основные законы логики:
· Закон тождества - это логический закон, согласно которому мысль (будь то понятие, суждение или умозаключение), введенная однажды в рассуждение, должна оставаться неизменной, однозначно понимаемой на протяжении всего последующего рассуждения, каким бы продолжительным оно ни являлось. То есть, сколько бы раз ни повторялась одна и та же мысль, она должна пониматься одним и тем же способом.
Закон тождества может быть выражен в виде формулы: р есть р; р → р или р ≡ р, где под р понимается любая мысль, а знаки: «есть», → (заменяют союзы «если.., то...»), ≡ (заменяет союзы «если, и только если.., то... ») - выражают соответственно равенство, следование или тождество.
Закон тождества требует только одного, а именно: он запрещает непроизвольное, неконтролируемое, скрытое изменение содержания наших мыслей. Этот закон запрещает обман, невнимательность, своего рода логическую халатность.[4]
· Закон непротиворечия (противоречия, как он назывался в старых учебниках) - это логический закон, согласно которому не могут быть одновременно истинными взаимно исключающие друг друга мысли: "В данный момент снег идет" и "В данный момент снег не идет", "Этот цветок роза" и "Этот цветок ромашка" и т.п. С точки зрения логики объединение таких мыслей может быть только ложным, и ни в коем случае не истинным.
Выражается закон непротиворечия формулой: «неверно, что р и не- р», т. е. не могут быть вместе истинными две мысли, одна из которых отрицает другую.
Закон непротиворечия - суровый контролер наших рассуждений. Именно от его соблюдения зависит исходная согласованность наших мыслей, продолжающая линию закона тождества на устойчивость нашего мышления.[5]
· Закон исключенного третьего - это закон традиционной формальной логики, согласно которому из двух формально противоречащих друг другу мыслей (мысли и ее формального отрицания, А и не-А) одна обязательно должна быть истинной, а вторая ложной.
Этот закон выражается формулами: «или р, или не-р»; «либо р, либо не-р» (истинно либо р, либо отрицание р). Так, если суждение «Все адвокаты - юристы» истинно, то отрицание этого суждения «Ни один адвокат не юрист» - ложно.
Как видно, этот закон распространяется только на один вид несовместимости - формальной. Он ничего не говорит о содержательной (предметной) несовместимости. С точки зрения этого закона содержательно несовместимые мысли могут быть одновременно ложными. Хотя, по закону противоречия, они не могут быть одновременно истинными.[6]
· Закон достаточного основания - это закон, согласно которому, чтобы считать некоторую мысль истинной или ложной, мы должны располагать некоторым строгим доказательством.
Формула закона: «Если есть q, то есть и его основание р».
Требование обоснованности мышления отображает одно из коренных свойств материального мира: в природе и в обществе каждый факт, каждый предмет, каждое явление подготовлено предшествующими фактами, предметами, явлениями. Более двухсот лет тому назад М. В. Ломоносов сформулировал закон объективного мира: «Ничто не происходит без достаточного основания». Озеро зимой замерзает, так как понижается температура окружающего воздуха; дым подымается вверх, так как он легче окружающей его атмосферы, и т. д.[7]
3. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОЦЕССЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ И МЕСТЕ ЛОГИКИ В НЕМ
Предметом исследования науки логики является человеческое мышление. Мышление всегда осуществляется в каких-то формах. В логике выделяют следующие формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
· Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупность в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков.
Понятие – одна из основных форм научного познания. Формируя понятие, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы. Мысли о свойствах и отношениях предметов называются признаками. Признаки бывают двух видов: существенные и несущественные.
Существенные – это необходимые признаки, без которой предмет не может существовать в своей качественной определенности. Например, одним из существенных признаков понятия «человек» является наличие сознания.
Несущественные – это преходящие, второстепенные признаки, приобретая или теряя которые, предмет остается самим собой. Например, несущественными признаками понятие «человек» является цвет его волос, вес, рост и др.
Несущественные признаки предметов, в свою очередь, делятся на собственные и случайные.
Собственными называются такие признаки, которые свойственны всем предметам данного рода и выражают какую-либо характерную и важную черту этих предметов.
Случайные признаки характеризуют преходящие индивидуальные черты предметов; включение их в содержание понятия лишило бы это понятие устойчивости, необходимой для всякой закономерной формы мышления.[8]
Отношения между понятиями отражают в кругах Эйлера, где каждый круг обозначает объем понятия, а каждая точка – предмет, входящий в объем понятия.
1. Равнозначными называют такие понятия, содержания которых соответствуют друг другу, а объемы совпадают. Например, «великая русская река» и «Волга». X – Волга; R – великая русская река (рис.1)
Рис. 1
2. В отношении пересечения находятся понятия, объем одного из которых частично входит в объем другого понятия. Например, «юрист» и «военнослужащий». X – юрист; R – военнослужащий (рис. 2)
Рис. 2
В совместившейся части круга х и R (заштрихованная часть) мыслятся те юристы, которые являются военнослужащими.
3. В отношении подчинения находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, составляя его часть. Например, «преступление» и «взятка». X – преступление; R – взятка (рис.
Рис. 3
Если в отношении подчинения находятся общее и единичное понятие, то общее называют видом, а единичное – индивидом. Понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни частично, называются несовместимыми.
Существуют три вида несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие.
1. В отношении соподчинения находятся два или более неперекрещивающихся понятия, подчиненных общему для них понятию.
Например, «следователь», «адвокат» и «юрист». Z – юрист; У – следователь; X – адвокат (рис. 4)
Рис. 4
2. В отношении противоположности находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, заменяя их на противоположные. Например, «черный» и «белый». Z – черный; Р – белый. (рис. 5)
Рис. 5
3. В отношении противоречия находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки исключает, не замещая их никакими другими признаками. В отношении противоречия находятся отрицательные и положительные понятия (рис. 6)
Рис. 6[9]
· Суждение. Более сложной по сравнению с понятием формой мышления выступает суждение. Оно включает понятие, но не сводится к нему, а представляет собой качественно особую форму, выполняющую иные свои функции в мышлении. В нем утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком или отношение между предметами. Суждение обладает свойством выражать либо истину, либо ложь.
Каждое суждение обладает определенной структурой, состоящей из двух тесно связанных между собой компонентов: субъекта и предиката.
Субъект суждения – это понятие, о котором что-либо утверждается или отрицается, сокращенно обозначается в логике буквой «S».
Предикат суждения – это понятие о том, что именно утверждается или отрицается о некотором другом понятии, сокращенно обозначается буквой «Р».
Субъект и предикат называются терминами суждения. Связка выражает отношения, установившиеся в суждении между субъектом и предикатом, и характеризует принадлежность предмету мысли того или иного свойства, отраженного в предикате.
Все суждения можно разделить на простые и сложные. Простыми называются суждения, выражающие связь двух понятий. Например: «Некоторые вулканы действуют».
Суждения, состоящие из нескольких простых суждений, называются сложными. Например: «Прозрачный лес чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит».[10]
· Умозаключение – это форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений на основании определенных правил вывода получается новое суждение.
Структура всякого умозаключения подразумевает посылки (исходные суждения), заключения (выводы из этих посылок) и логическую связь между посылками и заключением. Из этого можно сделать следующий вывод, что в посылках и умозаключении речь должна идти об одной и той же предметной области. Логический переход от посылок к заключению называется выводом. Например: Все металлы проводят электрический ток. Железо – металл. Железо проводит электрический ток.[11]
В зависимости от последовательности развития мысли, а также от логической обоснованности итогового суждения умозаключения подразделяются на три вида:
1. Дедуктивное умозаключение – это такое умозаключение, в котором мысль развивается от знания большей степени общности к знанию меньшей степени общности, а заключение, вытекающее из посылок с логической необходимостью, носит достоверный характер. Объективной основой дедуктивных умозаключений является единство общего и единичного в реальных процессах, предметах окружающего мира. [12]
2. Индуктивное умозаключение – это такое умозаключение, в котором мысль развивается от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности, а заключение, вытекающее из посылок, носит преимущественно вероятностный характер.[13]
3. Умозаключение по аналогии опирается на ряд несомненных данных, которыми в конкретных исторических условиях располагает наука. Умозаключение по аналогии представляет собой движение мысли от общности одних свойств и отношений у сравниваемых предметов (или процессов) к общности других свойств и отношений. Например: отведав вкус одной ягоды и, и видя другую, сходную с ней, по аналогии умозаключают, что эта ягода так же хороша и полезна, как предыдущая; видя два абсолютно разных объекта и сопоставляя их между собой, приходят к выводу, что они имеют некоторые аналогичные признаки.[14]
ТЕСТ
Логика наука о:
1. Мышлении;
2. Умозаключениях и доказательствах;
3. Формах мышления и истинных суждениях;
4. Формах рационального мышления и логических законах
Правильный ответ: 1
Логика — наука о мышлении, ее предметом, являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.