Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Социальные конфликты

Социальные конфликты [15.09.13]

Тема: Социальные конфликты

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 23.46K | Скачано: 342 | Добавлен 15.09.13 в 11:47 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Барнаул 2012


Содержание
Введение 3
1. Сущность и характеристики конфликтов 4
2. Способы разрешения социальных конфликтов. 14
3. Комментарий к высказыванию немецкого социолога Р. Дарендорфа 16
Заключение 17
Литература 18

ВВЕДЕНИЕ
Конфликт – явление каждодневное. Мало, кто его одобряет, но почти все в нем участвуют. Каждый конфликт в истории не оставался бесследным. Актуальностью данной контрольной работы является то, что факты свидетельствуют о  том,  что  конфликты  играют  в  жизни людей, народов и стран гораздо большую роль, чем  хотелось  бы  самим людям: все хотят мира, но каждый  стремится  к  нему  по-своему  и  в  результате этого возникает «война». Многие историки выделяли в качестве причин военных столкновений несовпадение интересов враждующих сторон, стремление одних захватить территорию и покорить население и стремление других защититься, отстоять свое право на жизнь и независимость. Причины конфликтов привлекали внимание не только историков. В XIX и XX вв. эта проблема стала предметом изучения социологов.
  В рамках социологии сложилось специальное научное направление, которое в настоящее время обозначается как «социология конфликта». Проблематике социальных конфликтов (в частности, для теоретического объяснения социокультурных изменений в современном  обществе) уделяли внимание в своих работах многие классики социологии: Г.Спенсер, М.Вебер, К.Маркс, Э.Дюргейм, Р.Дарендорф, К. Э. Боулдинг и другие.
Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, необходимо знать, что такое конфликт, выявить его причину и выбрать способ его решения. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.
Целью данной контрольной работы является определить сущность и выявить характеристики конфликта, рассмотреть подходы к этому общественному явлению известными исследователями; выявить причины, функции и субъекты социальных конфликтов, выделить этапы развития социального конфликта; определить  их типы; сформулировать условия разрешения социальных конфликтов, меры, способствующие разрешению конфликтов и методы их разрешения.

СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНФЛИКТОВ
Развитие любого общества представляет собой сложный процесс, который совершается на основе зарождения, развертывания и разрешения объективных противоречий.
Противоречия и конфликт, с одной стороны, не могут рассматриваться как синонимы, а с другой – противопоставляться друг другу. Противоречия, противоположности, различия – это необходимые, но недостаточные условия конфликта. Противоположности и противоречия превращаются в конфликт тогда, когда начинают взаимодействовать силы, являющиеся их носителями. Таким образом, конфликт – это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон.
Иными словами, конфликт – это процесс, в котором два (или более) индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции. Термин «конфликт» может быть распространен на многие явления, вплоть до борьбы с неодушевленными предметами (в борьбе за существование, например). Но в социальном конфликте все стороны представлены людьми, группами людей. Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны. Социальный конфликт включает в себя активность индивида или групп, неумышленно блокирующих функционирование или наносящих ущерб другим людям (группам). Заметим, что в конфликтологии используются такие термины, как «споры», «дебаты», «торги», «соперничество», «контролируемые сражения», «косвенное» и «прямое» насилие. У многих исследователей конфликт ассоциируется с масштабными, историческими изменениями.
Для социального конфликта всегда необходимы по меньшей мере две противодействующие стороны. Их поступки обычно направлены на достижение взаимоисключающих интересов, что ведет к столкновению сторон [1, с.53-54].

Теории социального конфликта
Немецкий социолог Георг Зиммель считается первым, кто ввел в научный оборот термин «социология конфликта». Именно так называется одна из его работ, изданная вначале нашего столетия. Г. Зиммель предлагал заняться анализом «чистых форм» социального общения и взаимодействия. Среди таких относительно устойчивых форм социального взаимодействия, как авторитет, договор, подчинение, сотрудничество и некоторые другие, должен занять свое особое место и конфликт, как одно из проявлений разногласия, объединяющих противоборствующие и вместе с тем взаимосвязанные стороны, включая отношения между рабочими и предпринимателем, лицами наемного труда и владельцами капиталов. Конфликт является не только нормальной, но и исключительно важной формой общественной жизни. Конфликт является интегрирующей силой, которая объединяет противоборствующих, способствует стабилизации общества, укрепляет конкретные организации.
Немецкий социолог Ральф Дарендорф, предложивший концепцию конфликтной модели общества. Общество в каждый момент подвержено изменениям, в любой своей точки пронизано рассогласованием и конфликтом. Противостояние, конфликты происходят из-за того, что людей разделяют не только социальное неравенство, но и борьба за власть, престиж, авторитет ит.п. Конфликты, полагает Дарендорф, в принципе не устранимы из общественной жизни. Однако люди имеют возможность для регулирования конфликтов, упреждения «социальных потрясений». Для этого важны три условия: 1) наличие ценностных установок, признание различий и противостояние конфликтующих; 2) уровень организации сторон – чем выше степень организованности, тем легче достичь согласия и исполнения договоренностей; 3) взаимоприемлевость определенных правил, соблюдение которых позволяет сохранить или поддерживать отношения между сторонами, участвующими в конфликте.
Концепция позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера. Суть концепции в том, что конфликты не есть нечто чужеродное, аномальное для общества; они – продукт, элемент внутреннего состояния социальной системы, существующего в нем порядка вещей и самих отношений между отдельными личностями и социальными группами.
Конфликты, по его мнению, выполняли важные функции; они необходимы как способ, которым общество время от времени разряжает напряженную обстановку, разрешает коллизии и противоречия между отдельными людьми и социальными группами.
Кеннет Боулдинг, концепция, названная общей теорией конфликта.
Он исходит из противоположных функциональному подходу установок, а именно: конфликты вездесущи, стремление к постоянной вражде и борьбе с себе подобными непреодолимо, эскалация насилия лежит в самой природе человека. По Боулдингу, основу «социальной терапии» по «снятию», предотвращению конфликтов составляют три момента: 1) понимание причин возникающих противоборств; 2) разумный выбор согласованных способов их устранения; 3) нравственное совершенствование людей.
Карл Маркс, немецкий экономист и социолог. Существует постоянный конфликт между производительными силами и производственными отношениями, который по мере развития техники и производительных сил становится все более острым, пока не приводит к смене способа производства. Классовая борьба, классовый конфликт являются движущей силой истории, порождающей социальные революции, в результате которых общество переходит на более высокий уровень развития[2, с. 13-27].

Причины социальных конфликтов
Можно выделить следующие типы причин:
1.    Наличие противоположных ориентаций. Конфликты, причиной которых служат противоположные ориентации, могут возникать из-за различного отношения к любви, семье, браку, искусству, спорту, отношению к различным социальным институтам.
2.    Идеологические причины. Идеологическая причина конфликта заключается в разном отношение к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения субординации, доминирования и основополагающие мировоззрения у различных групп общества.
3.    Причины конфликта, заключающиеся в различных формах экономического и социального неравенства. Этот тип причин связан с различием в распределение ценностей (доходов, знаний, информации, элементов культуры и т.п.) между индивидами или группами. Он обуславливается появлением дополнительных потребностей у людей, например потребности обладать одинаковым количеством ценностей.
4.    Причины конфликтов, лежащие в отношениях между элементами социальной структуры. Конфликты появляются в результате разного места, которое занимают структурные элементы в обществе, организации или упорядоченной социальной группе. Конфликт по этой причине может быть связан с различными целями, преследуемыми отдельными элементами [5, с. 321-322].

Функции социальных конфликтов
Позитивные:
•    разрядка психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон;
•    коммуникативная связующая – участники конфликта осознают свои и противостоящие им интересы, выявляют общие проблемы, приспосабливаются друг к другу;
•    социальный конфликт способен играть консолидирующую роль в обществе, движущая сила социальных изменений, т.е. в ходе разрешения конфликта люди по новому воспринимают друг друга и у них появляется интерес к сотрудничеству, выявляются возможности для этого.
Негативные:
•    дестабилизация отношений в социальных системах;
•    разрушение социальных общностей и группового единства [3, с. 290]

Субъектом социального конфликта является отдельный человек или социальная группа, способные создавать конфликтную ситуацию, т.е. прочно и относительно самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывать влияние на поведение и положение других, вызывать те или иные изменения в социальных отношениях [3, с. 294]

Этапы протекания социальных конфликтов
Анализ содержания  и  особенностей  протекания  социального  конфликта целесообразно проводить по трем основным стадиям:
•    предконфликтная стадия;
•    непосредственно конфликт;
•    стадия разрешения конфликта.
Предконфликтная ситуация
Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в  течение некоторого времени. Предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения - это период, в который  конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные  действия или отступать. В то же время происходит консолидация сил противоборствующих сторон, поиск сторонников и оформление групп, участвующих в конфликте.
Характерной особенностью каждого конфликта в момент его зарождения является наличие объекта (который должен быть принципиально неделим или казаться таковым в глазах соперников), обладание которым  связано с фрустрацией потребностей двух субъектов, втягиваемых в конфликт. Назовем этот неделимый объект причиной конфликта.
Первоначально каждая из  конфликтующих  сторон  ищет  пути  достижения целей избежания фрустрации без  воздействия  на  соперника.  Этот  момент  в предконфликтной стадии называется идентификацией.
Предконфликтная стадия с  характерна  также  формированием  каждой из конфликтующих сторон стратегии или даже нескольких стратегий.

Непосредственно конфликт
Эта стадия характеризуется, прежде всего, наличием инцидента, т.е.  социальных действий, направленных на изменение поведения противника. Это активная, деятельная часть конфликта.
Действия, составляющие  инцидент,  могут  быть  различными.  Их  можно разделить  на  две  группы,  каждая из которых  имеет в своей основе специфическое поведение людей.
К первой группе относятся действия соперников в конфликте, носящем  открытый  характер. Это могут быть: словесные прения,  экономические  санкции, физическое воздействие, политическая борьба, спортивное состязание и т.п. Такого рода действия легко идентифицируются как конфликтные, агрессивные, враждебные. Поскольку открытый «обмен ударами» хорошо виден со стороны в ходе конфликта, в него могут быть втянуты сочувствующие и просто наблюдатели.
      Ко второй группе относятся скрытные действия соперников  в  конфликте. Основным  образом  действия  в   скрытом   внутреннем   конфликте   является рефлексивное  управление - это  способ  управления,  когда основания для принятия решения передаются  одним  из  действующих  лиц другому. Один  из соперников  пытается  передать  и  внедрить   в   сознание   другого   такую информацию, которая заставляет этого другого действовать  так,  как  выгодно тому, кто передал данную информацию.
      
Разрешение конфликта
Внешним  признаком  разрешения  конфликта  может  служить   завершение инцидента.  Именно  завершение,  а  не  временное  прекращение.  Устранение, прекращение инцидента -  необходимое,  но  недостаточное  условие  погашения конфликта.  Часто,  прекратив  активное  конфликтное  взаимодействие,   люди продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причину.  И  тогда угаснувший было конфликт вспыхивает вновь.
Разрешение  социального  конфликта   возможно   лишь   при   изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать различные  формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации,  позволяющим  погасить конфликт, считается устранение причин конфликта.
      Возможно  также  разрешение  социального  конфликта  путем   изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели  своего поведения в конфликте.
Социальный конфликт может быть так же разрешен в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей силы, создающей подавляющий перевес одной их сторон, и, наконец в результате полного устранения соперника [5, с. 309-320].

Классификация конфликтов
  Конфликтов в обществе великое множество. Их стараются классифицировать по сферам жизни, например, конфликты в области экономики, в национальных отношениях, в социальной сфере и т.д. Конфликты можно классифицировать и в зависимости от субъектов и зон разногласий. Такая классификация может быть выражена следующим образом:
Личностный конфликт — включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания.
Межличностный конфликт — разногласия между двумя иди более людьми одной или нескольких групп. Они противостоят друг другу, но к ним могут подключатся отдельные личности, не образующие группы.
Межгрупповой конфликт — конфликт между социальными группами и социальными общностями людей с противоположными интересами. Это самый распространенный конфликт.
Конфликт с внешней средой — индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне, прежде всего со стороны административных и экономических
норм и предписаний. Они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.
Типологию социального конфликта можно представить и таким образом.
Конфронтация — пассивное противостояние групп с противоборствующими политическими, экономическими и социальными интересами. Как правило, это противостояние не принимает форму открытого столкновения, но предполагает наличие неустранимых разногласий и оказание давления.
Соперничество — борьба за признание личных достижений и творческих способностей со стороны общества, социальной группы, социальной организации. Цель соперничества — приобретение лучших позиций, признание или же демонстрация превосходства путем достижения престижных целей.
Конкуренция — особый тип конфликта, цель его — получение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам.
[3, с. 291-292]

Формы проявления социальных конфликтов
Простые формы социального конфликта:
Бойкот - полный или частичный отказ от действий, которые служат интересам конкурирующих или противоборствующих групп. Выделяют политический, экономический бойкоты.
Саботаж - форма борьбы, связанная с сознательными, чаще всего скрытными действиями с целью нанесения ущерба интересам противоборствующей стороне.
Травля (преследование) - форма борьбы, применяемая с целью ослабить или скомпрометировать противника. В этой форме реализуется имеющийся перевес над противоборствующей.
Словесная агрессия - выдвижение обвинений, оскорблений, распространение дезинформации с целью дискредитации противника в глазах общественного мнения. Часто эта форма конфликта реализуется через "грязную" пропаганду.
Физическая агрессия - нападения, драки, убийства, террористические акты, вооруженная борьба.

Сложные формы социального конфликта:
Сложные формы проявления социального конфликта, как правило, представляют собой переплетение нескольких простых форм.
Общественный протест - любые публичные действия, выражающие неодобрение.
Общественный протест - любые публичные действия, выражающие неодобрение. Может проявляться в форме массового гражданского неповиновения, митингов, демонстраций, общенациональных забастовок.
Бунт - массовые стихийные выступления, как правило, агрессивные и относительно кратковременные.
Социальная революция, гражданская война - форма социального конфликта, направленная на коренное изменение общественно-политического порядка.

СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
Успешное разрешение конфликта связано с определенными условиями:
1.    своевременной и точной диагностикой его причин – выявляются объективно существующие противоречия, интересы, цели, на основе такого анализа определяется так называемая деловая зона конфликта;
2.    обоюдной заинтересованностью сторон в преодолении противоречий;
3.    совместным поиском путей преодоления конфликта, для чего подбираются и используются самые разные средства и методы
 [4, с. 296].

Способы разрешения социальных конфликтов
Главный способ – не допускать социальных конфликтов. К другим способам можно отнести:
•    благожелательность и толерантность конфликтующих сторон;
•    использование нравственных средств, нравственной культуры субъектов и участников;
•    выявление альтернативных мнений и интересов, их оценка и поиск возможностей согласования;
•    выбор «наименьшего зла» при неуступчивости сторон;
•    использование психологических знаний при воздействии на противоположную сторону с целью найти решение;
•    переключение внимания конфликтующих сторон на более важные проблемы;
•    безусловная честность в процессе поиска методов и средств разрешения конфликта, использование личного примера;
•    использование третьих лиц при разрешение конфликта [4, с. 297].

Методы разрешения конфликтов
Разрешение социального конфликта – дело довольно сложное. Оно может идти различными путями, использовать различные методы.
•    Метод избегания конфликта может выражаться в уходе с политической арены того или иного политического деятеля или угрозе ухода, избегания встреч с противником и т.д. однако избегание конфликта не означает его ликвидацию, ибо остается сама причина.
•    Метод переговоров позволяет избежать применения насилия. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что неизбежно снижает остроту конфликта, помогает понять аргументы сторон, объективно оценить истинное соотношение сил и условия примирения. Переговоры позволяют рассмотреть альтернативные ситуации, добиться взаимопонимания, прийти к согласию, консенсусу, открыть путь к сотрудничеству.
•    Метод использования посредничества – примирительная процедура. В роли посредников могут выступать как организации, так и частные лица, а функции посредников могут выполнять не только правительственные, но и любые другие учреждения и организации. Практика подтверждает, что удачно подобранный посредник может быстро урегулировать конфликт там, где без его участия согласие было бы невозможно.
•    Метод откладывания, что нередко означает сдачу своих позиций. Это действие распространено на практике. Но здесь важно подчеркнуть, что сторона, «сдавшая свои позиции», по мере накопления сил и изменения ситуации в ее пользу сделает, попытку вернуть утраченное.
•    Метод третейского разбирательства, или арбитраж. При разборе руководствуются нормами законов, в том числе международного права
[3, с. 298].

Комментарий к высказыванию немецкого социолога
Ральфа Дарендорфа
Немецкому социологу Ральфу Дарендорфу принадлежит следующие выражение «Кто умеет справиться с конфликтом путем их признания, берет под свой контроль ритм истории. Кто упустит эту возможность – получает ритм себе в сопротивление». Объяснить и прокомментировать данное выражение.
Возможность возникновения конфликта существует во всех сферах жизни общества. Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах,  желаний, стилей жизни, личностных особенностей. В отношениях между людьми неизбежно возникают трудности и конфликты, они являются естественной частью нашей жизни. Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Каждый из нас воспринимает их по-своему, но редко когда положительно. Тем не менее, конфликт помогает выявить интересы сторон. Его следует рассматривать как неизбежное явление, следует не ограничивать сам конфликт, так как это невозможно, а ограничивать лишь его проявление.
 Существуют различные эффективные способы разрешения конфликтов, вызванных различиями во взглядах, несовпадениях целей и поступков. Они укрепляют взаимоотношения и тем необычайно ценны.
По-моему мнению, социолог Ральф Дарендорф данным выражением хотел донести до нас следующее: в сложившейся конфликтной ситуации,  ее участники обязательно должны применить меры по смягчению конфликта, снятию его остроты, найти  методы его разрешения. Урегулировав конфликт, участники берут под свой контроль дальнейшее развитие отношений.
Совместное успешное разрешение противоречий может сблизить людей. А подавление и «отмена» конфликта ведет к его обострению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог можно сказать что цель и задачи данной контрольной работы реализованы, и можно сделать вывод о том что, существования общества без конфликтов невозможно. Т.к. конфликты неизбежны, нужно научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностей. Трудности, возникающие при гашении и локализации конфликтов, требуют тщательного анализа всего конфликта, установления его возможных причин и последствий.
Понимание природы конфликта, причин возникновения и развития поможет выработать правила поведения и пути урегулирования к обоюдному согласию противоборствующих сторон.

ЛИТЕРАТУРА
1.    Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000. – 320 с.
2.    Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 302 с. – (Высшее образование).
3.    Социология: Учебник для вузов /  Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – с. 327
4.    Обществознание: учеб. пособие для абитуриентов и студентов вузов / Б.И. Каверин, П.И. Чижик. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 367 с. – (Серия «Cogito ergo sum»).
5.    Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 1997. – 344 с.: ил.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 23.46K
Скачано: 342
Скачать бесплатно
15.09.13 в 11:47 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе