Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по Бюджетной системе РФ »
Тема: Доходы бюджетной системы, их содержание и состав
Раздел: Бесплатные рефераты по Бюджетной системе РФ
Тип: Контрольная работа | Размер: 64.45K | Скачано: 443 | Добавлен 12.09.13 в 21:57 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: Финансовый университет
Год и город: Пенза 2013
1. Теоретическое задание стр.3
Доходы бюджетной системы, их содержание и состав
2. Практическое задание №2 стр.11
Список использованной литературы стр.27
Доходы бюджета – это экономические (денежные) отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств, поступающих в распоряжение органов власти разного уровня и местного самоуправления [3, стр.248].
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с субъектами воспроизводства в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения, а их материально-вещественным воплощением — денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. С помощью доходов осуществляется процесс формирования бюджетных ресурсов, тогда как расходы опосредуют процесс их использования.
Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение доходов бюджета. Доходы бюджетов – это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом РФ источниками финансирования дефицита бюджета [1, гл.2, ст.6].
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.
В российском федеративном государстве различают доходы федерального бюджета, доходы бюджетов субъектов РФ и доходы местных бюджетов. Они возникают в результате перераспределения внутреннего валового продукта. Главным материальным источником дохода выступает национальный доход – вновь созданная стоимость за год в стране.
Состав доходов бюджета схематично изображен на рисунке 1.
Рис. 1 Состав доходов бюджета
К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним. Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными Бюджетным кодексом РФ, между бюджетами бюджетной системы РФ [4, стр.42]
В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ к неналоговым доходам бюджетов относятся:
1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
2) доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
3) доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
4) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
5) средства самообложения граждан;
6) иные неналоговые доходы.
Неналоговые доходы бюджетов могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие число налоговые элементы. Как правило, большинство неналоговых доходов зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме и являются их собственными доходами. За федеральным бюджетом закреплены доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от реализации государственных запасов и резервов и прибыль Банка России по нормативам, установленным федеральными законами.
К безвозмездным поступлениям относятся:
1) дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
2) субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
3) субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
4) иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
5) безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования [1, гл.2, ст.41].
Доходы бюджета кроме субсидий из Федерального фонда компенсаций или региональных фондов компенсаций носят название «собственные доходы бюджета».
В составе доходов бюджета обособлено учитываются доходы целевых бюджетных фондов. Так, доходы федеральных целевых бюджетных фондов распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом.
Также в состав доходов бюджета включаются доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении.
К доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся:
1) доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
2) средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях;
3) средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, и имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании), в залог, в доверительное управление;
4) плата за пользование бюджетными кредитами;
5) доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
6) часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
7) другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.
В таблице 1 представлены доходы в консолидированный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов в 2011 г [6].
Таблица 1
Доходы в консолидированный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов в 2011 г. (млрд. руб.)
|
Консолидированный |
из него: |
|
федеральный бюджет |
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
||
Доходы - всего |
20855,4 |
11367,7 |
7644,2 |
из них: |
|
|
|
налог на прибыль организаций |
2270,5 |
342,6 |
1927,9 |
налог на доходы физических лиц |
1995,8 |
- |
1995,8 |
страховые взносы на обязательное |
3528,3 |
- |
- |
налог на добавленную стоимость: |
|
|
|
на товары (работы, услуги), |
1753,6 |
1753,2 |
0,3 |
на товары, ввозимые на территорию |
1497,2 |
1497,2 |
- |
акцизы по подакцизным товарам (продукции): |
|
|
|
производимым на территории |
603,9 |
231,8 |
372,1 |
ввозимым на территорию |
46,6 |
46,6 |
- |
налоги на совокупный доход |
234,3 |
- |
215,2 |
налоги на имущество |
678,0 |
- |
678,0 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
2085,0 |
2046,9 |
38,1 |
задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
5,7 |
1,1 |
1,9 |
из нее единый социальный налог |
-0,3 |
0,4 |
0,0 |
доходы от внешнеэкономической деятельности |
4664,7 |
4664,7 |
- |
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
674,3 |
382,0 |
268,8 |
Продолжение таблицы 1 |
|||
платежи при пользовании природными ресурсами |
111,8 |
83,0 |
28,8 |
безвозмездные поступления |
153,2 |
29,0 |
1768,8 |
доходы от приносящей доход деятельности |
48,9 |
0,6 |
48,3 |
Таким образом, по своему составу, источникам, направлениям использования и другим признакам бюджетные доходы разнообразны. В целях обеспечения планирования и учета доходов в рамках единой бюджетной системы страны они классифицируются.
Бюджетная классификация – это группировка по однородным признакам бюджетных доходов и расходов, расположенных и зашифрованных в установленном порядке [3, стр.118]
Классификация доходов является группировкой доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Структура двадцатизначного кода классификации доходов бюджетов представлена в виде четырех составных частей:
1) главный администратор доходов бюджета;
2) вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент);
3) подвид доходов;
4) классификация операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.
Согласно Бюджетному кодексу РФ выделяют следующие полномочия Российской Федерации по формированию доходов бюджетов:
1. Установление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
2. Федеральные законы о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, федеральные законы, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и вступающие в силу в очередном финансовом году и в плановом периоде, должны быть приняты не позднее одного месяца до дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
3. Внесение изменений в законодательство Российской Федерации о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года и приводящих к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, допускается только в случае внесения соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.
На основе норм бюджетного и налогового законодательства РФ строится процесс планирования доходов бюджета. Планирование бюджетных доходов представляет собой формализованную последовательность действий всех ветвей власти, связанных с разработкой прогнозных данных по собираемости налоговых и неналоговых платежей, их рассмотрением, утверждением и распределением по уровня бюджетной системы, т.е. охватывает сферу планирования доходов масштабе федерального, регионального и местного бюджетов.
Планирование доходов осуществляется в соответствии с прогнозом важнейших макроэкономических и социально-экономических показателей, таких как:
1) ВВП;
2) ВНП;
3) чистый национальный продукт;
4) национальный доход;
5) платежный баланс;
6) численность населения;
7) личный доход населения и т.д.
На макроуровне планирование доходов бюджета осуществляет Министерство финансов РФ. Принимают в этом участи также другие экономические ведомства, т.е. администраторы доходов.
Работа по формированию бюджета по доходам включает три важнейших направления:
1) расчет прогнозируемых сумм мобилизации всех видов доходов;
2) распределение регулирующих доходов по уровням бюджетной системы в порядке и пропорциях, предусмотренных законодательством;
3) определение взаимоотношений вышестоящих и нижестоящих бюджетов в части предоставления финансовой помощи и выравнивания бюджетной обеспеченности.
Начиная с 2008 г. выделяют нефтегазовые доходы федерального бюджета.
К ним относятся доходы федерального бюджета от уплаты:
1) налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);
2) вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
3) вывозных таможенных пошлин на газ природный;
4) вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.
Нефтегазовые доходы используются для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта. Его нормативная величина устанавливается в абсолютном размере, определенном исходя из 10% прогнозируемого ВВП.
Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ. Фонд формируется за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигнет (превышает) его нормативную величину; доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния (ст. 96.10 БК РФ). Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (в редакции от 25.12.2012 г.)
2. Бюджетная система РФ. Методические указания по выполнению контрольной работы - М.: Вузовский учебник, 2009.
3. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд. – М.:БНИТИ-ДАНА, 2011. – 703 с.
4. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / А.С. Нешитой. - 10-e изд., испр. и доп. - М.: Дашков и К, 2012. - 336 с.
5. Бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие / И.Г. Изабакаров, Ф.И. Ниналалова. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013. - 272 с.
6. http://www.gks.ru/ - сайт федеральной службы государственной статистики
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.