Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »

Основные направления современной западной психологии

Основные направления современной западной психологии  [23.05.13]

Тема: Основные направления современной западной психологии

Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению

Тип: Контрольная работа | Размер: 16.06K | Скачано: 244 | Добавлен 23.05.13 в 10:31 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Содержание:

1. Охарактеризуйте сущность бихевиоризма как науки, изучающей поведение объективным путем. 3

2. Охарактеризуйте основные положения когнитивной психологии. 8

3. Укажите, какое психологическое положение из перечисленных, следует отнести к гештальтпсихологии: 11

 

1. Охарактеризуйте сущность бихевиоризма как науки, изучающей поведение объективным путем.

Бихевиоризм — направление в психологии, получившее особенно большое распространение в Америке XX века. Собственно, бихевиоризм определил облик американской психологии этого времени. Его предпосылками явились принципы философии позитивизма, согласно которым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое.

Само понятие «бихевиоризм» (англ. behavior — поведение) — буквально — наука о поведении. Оно зародилось в русской науке в трудах И. М. Сеченова, И. П. Павлова и В. М. Бехтерева. Они доказали, что область психической деятельности не исчерпывается явлениями сознания субъекта (тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием; психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), познаваемыми путем внутреннего наблюдения за ними, ибо при подобной трактовке психики неизбежно расщепление организма на душу (сознание) и тело (организм как материальную систему). Бихевиористы же полагали, что сознание доступно научному изучению только через объективно наблюдаемые акты поведения.

Согласно бихевиоризму, у человека при рождении имеется относительно небольшое число врожденных схем поведения (дыхание, глотание и т.п.), над которыми надстраиваются более сложные процессы, вплоть до образования сложнейших «репертуаров поведения». Удачная реакция закрепляется и впредь имеет тенденцию к воспроизведению — «закон эффекта». Закрепление реакций подчиняется «закону упражнения», то есть многократного повторения одних и тех же реакций в ответ на одни и те же стимулы, в результате чего эти реакции автоматизируются. Для объяснения того, каким образом выбирается данная реакция в ответ на данное воздействие, Эдвард Торндайк (1874-1949) выдвинул принцип «проб и ошибок», согласно которому выработка всякой новой реакции начинается со слепых проб, продолжающихся до тех пор, пока одна из них не приведет к положительному эффекту.

Основатель течения, Джон Уотсон (1878-1958) сформулировал кредо бихевиоризма: «Предметом психологии является поведение».

Опираясь на экспериментальные труды Э. Торндайка, И. П. Павлова, Ч. Шеррингтона и др., посвященные выработке условных рефлексов, Уотсон полагал, что высшая нервная деятельность может быть исчерпывающе понята и описана в физиологических терминах стимула и реакции при изучении поведения животных (и человека) в окружающей среде.

Такой подход к изучению психики, тщательная разработка экспериментальных методов, строгая систематизация в исследовании поведения животных и человека в различной среде — все это стимулировало развитие объективного метода в психологии, применение в ней точных математических методов.

Уотсон настаивал, что только отказавшись от внутренних наблюдений за состояниями сознания психология станет точной и объективной наукой. В понимании Уотсона мышление это не более чем мысленная речь.

Главная формула Уотсона, воспринятая бихевиоризмом: «стимул — реакция« (S-R). И личность человека, с точки зрения бихевиоризма, есть не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку, то есть организованная и относительно устойчивая система навыков.

Зависимость различных психических функций от двигательной активности была в те годы прочно установлена экспериментальной психологией: зависимость зрительного восприятия от движений глазных мышц, эмоций — от телесных изменений, мышления — от речевого аппарата и так далее.

Всеми реакциями, как интеллектуальными, так и эмоциональными, можно, по мнению Уотсона, управлять, а исследования развития психики сводятся к исследованию формирования поведения, связей между стимулами и возникающими на их основе реакциями (S-R). Уотсон экспериментально доказывал, что можно сформировать реакцию страха на нейтральный стимул.

Таким образом, изменяя стимулы и подкрепления можно программировать человека на требуемое поведение. Принцип управления поведением получил в американской психологии после работ Уотсона широкую популярность. Концепцию Уотсона (как и весь бихевиоризм) стали называть «психологией без психики».

Уотсон расширил сферу психического, включив в него телесные действия животных и человека. Но при этом он отвергнул как предмет науки огромные богатства психики, несводимые к внешне наблюдаемому поведению.

Образ событий и ситуаций, на которые всегда ориентировано действие, оказался у Уотсона низведенным до уровня физических раздражителей. Фактор мотивации либо вообще отвергался, либо выступал в виде нескольких примитивных аффектов (типа страха), к которым Уотсон вынужден был обращаться, чтобы объяснить условно-рефлекторную регуляцию эмоционального поведения. Попытки включить категории образа, мотива и психосоциального отношения в исходную бихевиористскую программу привели к ее новому варианту — необихевиоризму.

Бихевиоризм сместил акцент экспериментальной практики психологии с исследования поведения человека на исследование поведения животных. Опыты с животными позволяли лучше осуществлять исследовательский контроль за связями среды с поведенческой реакцией на нее. Чем проще психологический и эмоциональный склад наблюдаемого существа, тем больше гарантии, что исследуемые связи не будут искажаться сопутствующими психологическими и эмоциональными компонентами. Обеспечить такую степень чистоты в эксперименте с людьми невозможно.

Позже эта методика подвергалась критике, в основном по этическим причинам.

Однако с самого начала бихевиоризму была присуща определенная ограниченность, проявляющаяся в подчеркнутом умалении активной роли самого индивида во взаимодействии со средой.

Последователи Уотсона (К. Холл, Э. Толмен и др.) пытались отойти от ограниченности традиционного бихевиоризма и признавали существование определенного «внутреннего мира» индивида, выступающего посредником между стимулом и реакцией. Этот «внутренний мир индивида» во многом предопределяет разнообразие в поведении людей, даже если они подвергались одинаковому воздействию как экспериментатора, так и среды.

Осуществленный бихевиоризмом поворот к объективному изучению психики, разработанные им новые методики эксперимента, широкое привлечение в психологию математических средств составили его сильную сторону. Однако бихевиоризм был подвергнут серьезной критике за игнорирование социальной природы психики, за примитивизацию вследствие этого поведения человека и в конечном счете за утрату собственного предмета психологии. Возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику.

Бихевиористами игнорировались темы, которые были глубоко связаны с человеческой психологией. К ним относились память, внимание, сознание, мышление и воображение. Было очевидно, что эти психические процессы являются реальными составляющими психологии и требуют исследования. Многие психологи (сторонники когнитивной психологии) полагали, что эти внутренние процессы могли быть операционально определены и включены в общее изучение психики.

Многие идеи бихевиоризма до сих пор используются в определенных направлениях психологии и психотерапии.

Бихевиоризм положил начало возникновению и развитию различных психологических и психотерапевтических школ, таких, как необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая психотерапия, рационально-эмоционально-поведенческая терапия.

Сейчас подобные исследования продолжает наука о поведении животных и человека — этология, использующая другие методы (например, этология гораздо меньшее значение придает рефлексам, считая врожденное поведение более важным для изучения).

 

2. Охарактеризуйте основные положения когнитивной психологии.

Когнитивная психология (англ. cognitive — познавательный) — одно из ведущих направлений современной (преимущественно американской) психологии. Возникла в начале 1960-х гг. как альтернатива бихевиоризму. Его представители исходят из того, что поведение человека определяется как воздействием на него условий внешней среды, так и его мыслительными способностями.

Когнитивная психология реабилитировала понятие психики (относительно бихевиоризма) как предмета научного исследования, рассматривая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами

Основана на метафоре компьютера — психика трактуется как система, предназначенная для переработки информации.

Основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психологического процесса.

Начало этому направлению положило исследование У. Нейсера.

Идеи когнитивной психологии, раскрывающей роль сознания людей в их поведении, были обоснованы также в трудах американских психологов Дж. Келли, Дж. Роттера, А. Бандуры и других представителей этого направления. Центральной проблемой для них является «организация знания в памяти субъекта» (в том числе о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления) — то есть переработка информации, которую человек черпает из внешнего мира (ибо больше ей взяться неоткуда). Они считают, что знания человека организованы в определенные понятийные схемы, в рамках которых он мыслит и действует. Утверждается, что «восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как и устройство организма генотипом».

Первоначально главной задачей когнитивной психологии являлось изучение преобразований сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа. При этом исследователи исходили из аналогии между процессами переработки информации у человека и в вычислительном устройстве. Были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, в том числе кратковременная память и долговременная память.

Частички информации — признаки окружения внешнего мира — не представлены непосредственно в голове человека, но они преобразуются в нейроструктуры и значимые символы; некоторые когнитивные психологи называют их внутренними репрезентациями. На самом нижнем уровне энергия света (или звука), исходящая от воспринимаемого стимула, преобразуется в нервную энергию, которая обрабатывается условным процессором, чтобы сформировать внутреннюю репрезентацию воспринимаемого объекта. Человек понимает эту внутреннюю репрезентацию, которая в сочетании с другой контекстуальной информацией дает основу для ответа на внешний стимул.

Обработка информации — это основной подход в когнитивной психологии. В этом случае когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом ее пропускной способности. Неудивительно, что эта модель очень напоминает хорошо известную «машину» — компьютер.

Когнитивная психология оказывает влияние на все разделы психологии, причем основное внимание уделяется обучению. Важное условие обучения — интерес учащихся к изучаемому предмету.

Она фактически сводит сложный мир человека к его упрощенным моделям. Интересна в этом отношении точка зрения одного из основоположников когнитивного направления в психологии Г. Саймона, согласно которой «человек в качестве поведенческой системы так же прост, как и муравей. Кажущаяся сложность его развертывающегося во времени поведения отражает в основном сложность окружающей среды».

Современная когнитивная психология состоит из многих разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий (естественный) интеллект и искусственный интеллект. Она охватывает весь диапазон психических процессов — от ощущения до восприятия, нейронауки, распознавания паттернов, внимания, сознания, научения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, интеллекта, эмоций и процессов развития; она касается всевозможных сфер поведения. Когнитивная психология позволяет исследовать когнитивную систему человека, следуя за внешним стимулом, получить информацию, обработать, сохранить или потерять, затем управлять сохраненной информацией, использовать и выражать. Очевидно, что человек, как и компьютер, обрабатывает символы при решении задач и становится возможным использовать компьютер для моделирования деятельности человека.

Так, например, при исследовании внимания либо памяти человека можно использовать различные компьютерные структуры, чтобы смоделировать и протестировать некоторые процессы. Не только компьютеры оказали влияние на развитие когнитивной психологии, но процесс оказался взаимным.

Когнитивная психология также оказала воздействие на проектирование и использование машин.

 

3. Укажите, какое психологическое положение из перечисленных, следует отнести к гештальтпсихологии:

а) «восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как и устройство организма генотипом»;

б) «если приспособления вызваны стимулом внутреннего характера и относятся к телу субъекта, то мы имеем эмоцию, например покраснение; если стимул приводит к приспособлению организма, то имеем инстинкт — например, хватание»;

в) «наша задача заключается в накоплении наблюдений над поведением человека, что бы в каждом данном случае при данном стимуле можно было сказать наперед, какая будет реакция».

К гештальтпсихологии относится следующее психологическое положение:

в) «наша задача заключается в накоплении наблюдений над поведением человека, что бы в каждом данном случае при данном стимуле можно было сказать наперед, какая будет реакция».

Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма) — направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. В гештальтпсихологии главное внимание уделяется внутренней психической деятельности человека. Гештальтитсты применяют метод моделирования, с помощью которого изучают процесс образования в сознании людей целостного образа. Гештальтпсихология противопоставила свои положения бихевиоризму, где считалось, что изучение самого себя — это субъективная оценка, а бихевиоризм исследует психологические явления объективно, то есть поведение не самого себя, а поведение других людей.

Важнейшим законом, полученным гештальтпсихологами, является закон константности восприятия, фиксирующий тот факт, что целостный образ не меняется при изменении его сенсорных элементов (вы видите мир стабильным, несмотря на то, что постоянно изменяется ваше положение в пространстве, освещенность и т. д.). Принцип целостного анализа психики сделал возможным научное познание сложнейших проблем душевной жизни, которые до этого считались недоступными экспериментальному исследованию.

 

Список литературы:

1. Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. М.: Юрайт, 2012.

2. Немов Р.С. Общая психология. В 3-х томах.— М.: Юрайт — Владос, 2011.

4. Психологический словарь / Под ред. Немова Р.С. — М.: Владос, 2007.

4. Большой психологический словарь / Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. — М.: АСТ, Прайм-Еврознак, 2009.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 16.06K
Скачано: 244
Скачать бесплатно
23.05.13 в 10:31 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе