Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по геополитике »
Тема: Контрольная по Геополитике Вариант №23
Раздел: Бесплатные рефераты по геополитике
Тип: Контрольная работа | Размер: 82.78K | Скачано: 302 | Добавлен 28.04.13 в 13:32 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: Финансовый университет
Год и город: Владимир 2013
Содержание
Введение 3
Теоретическая часть:
1. Что означают понятия «хартленд», «внутренний полумесяц», «внешний полумесяц»? 4
2. Раскройте геополитические аспекты теории культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского 8
Практическая часть:
3. Используя шкалу мощи государств, определите геополитический вес Японии в мировом пространстве 11
Заключение 13
Список использованной литературы 15
Введение.
В этой работе я попытаюсь объяснить значение таких геополитических понятий как «хартленд», «внутренний полумесяц», «внешний полумесяц»; раскрыть геополитические аспекты теории культурно – исторических типов Н.Я. Данилевского в самом известном его сочинении "Россия и Европа", которая оказала огромное влияние на современную западную философию культуры и предвосхитила концепции локальных цивилизаций О.Шпенглера, А.Тойнби и др.; определить геополитический вес Японии в мировом пространстве. Страны, находившейся в течение нескольких веков в изолированном состоянии, проигравшей вторую мировую войну, страна, на два города которой сбросили ядерные бомбы, которая практически не имеет собственных ресурсов, смогла в течении сравнительно малого времени полностью восстановить экономику и выйти по многим экономическим и производственным показателям на первые места в мире.
1. Что означают понятия «хартленд», «внутренний полумесяц», «внешний полумесяц»?
Такие понятия как «хартленд», «внутренний полумесяц», «внешний полумесяц» присвоил английский ученый – геополитик Хэлфорд Джордж Макиндер (1861 – 1947). Ему принадлежит самая оригинальная и революционная мысль о политической истории мира. В 1904 г. в «Географическом журнале» был опубликован доклад «Географическая ось истории». В нем были обобщены все высказанные раннее идеи «политической географии» и сформулирован основной закон геополитики.
Хартленд («сердцевинная земля») — массивная северо-восточная часть Евразии, окаймляемая с юга и востока горными системами, однако её границы определяются по-разному различными исследователями. Она представляет собой основное понятие геополитической концепции, озвученной британским географом и профессором Оксфордского университета Дж. Макиндером в докладе Королевскому географическому обществу. Сам термин «Хартленд» стал использоваться в концепции начиная с книги «Демократические идеалы и реальность» (1919), заменив «ось истории». В работе же 1904 г. лишь мимоходом, через дефис, упоминается «theheart-landoftheEuro-Asia».
Хартленд в концепции ХэлфордаМаккиндера
«Географическая ось истории»
«Осью истории» (впоследствии Хартлендом) Х.Маккиндер обозначил массивную северо-восточную часть Евразии, общей площадью более 50 млн км², первоначально почти повторявшую контуры водосборного бассейна Северного Ледовитого океана и бессточного бассейна центральной Евразии, а также приблизительно совпадающую с территорией Российской империи и Советского Союза. По южной части протянулись степные пространства, где веками существовали сильные и мобильные кочевые народы. Хартленд не имеет удобных транспортных выходов в Мировой океан, кроме как практически постоянно покрытого льдом Северного Ледовитого океана. Он окружен приморскими территориями «внутреннего полумесяца», протянувшейся от Западной Европы через Ближний и Средний Восток, Индокитай в Северо-восточную Азию. Дальше выделяется «внешний полумесяц» морских держав, включающий обе Америки, Австралию, Океанию, Африку южнее Сахары, Британские острова и Японию.
Х. Маккиндер придавал геополитическую значимость Хартленду из-за его недоступности для основы могущества Великобритании и любой прочей морской державы — военно-морского и торгового флотов, а также из-за его огромных запасов полезных ресурсов. Соответственно он называл Хартленд «великой природной крепостью» людей суши. В этой «осевой зоне» располагается «осевое государство». На появлении концепции оказал влияние и почти полный колониальный раздел мира к началу XX века, где Британская империя имела свои владения на «внутреннем полумесяце» Евразии. Политические силы «оси истории» и «внутреннего полумесяца», с точки зрения Х. Маккиндера, на протяжении истории противостоят друг другу и последние испытывают постоянный натиск со стороны первых (гуннов, монголов, турок, русских и других обитателей «оси»). Однако «колумбова эпоха» доминирования морских держав подходит к концу. В дальнейшем геополитическая роль Хартленда будет возрастать по мере развития сети трансконтинентальных железных дорог, которые составят конкуренцию флотам морских держав и могут привести к превосходству континентальных держав над морскими. Естественен вывод, что для противостояния этому натиску странам «внутреннего полумесяца» надо объединиться, возможно под эгидой Британской империи.
Внешний полумесяц - (или островной полумесяц) термин Макиндера, обозначающий совокупность территорий, входящих в зону талассократического влияния. Части континентов и острова, тяготеющие к «морскому существованию». Так же зона, целиком подконтрольная стратегически атлантизму.
Внутренний полумесяц - (или континентальный полумесяц или rimland) термин Макиндера, обозначающий береговые территории Евразии, расположенные между «внешним полумесяцем» и «осевым ареалом».
В связи с концепцией Макиндера нельзя пройти мимо одной важной детали, на которую обращали внимание многие ее критики: Макиндер нигде и никогда не давал определенного описания западных границ хартленда, оставляя этот вопрос на разумение своих читателей, по-этомумногие из последоватейМакиндера стали определять границы рассматриваемого региона по-своему. Тем не менее почти у всех Харленд представлялся как некий «ключевой» регион в мировой политике, во многом отождествлявшийся с СССР и, соответственно, с главным политическим противником Запада.
В работе Н.Спайкмена (1944), выдвинувшего концепцию Римленда, Хартленд полностью повторяет контуры государственных границ Советского Союза и Монголии, разве что за исключением советского Дальнего востока. Но ключевую роль в мировой геополитике, по его мнению, играет вовсе не Хартленд, а именно Римленд — прибрежный пояс континента, на контроль которого и должна быть направлена американская внешняя политика. Именно это и сподвигло на создание проамериканских военных блоков НАТО, СЕНТО, СЕАТО, охватывавших пространства Римленда и окружавших Хартленд.
2. Раскройте геополитические аспекты теории культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского.
Русский ученый Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) стал создателем книги, на которой базируется теория социальных общностей (наций). Это книга по геополитике называется «Россия и Европа»(1869). Данилевский вводит в науку категорию «культурно-исторические типы». В ней рассмотрены геополитические закономерности, объясняющие место России в Европе. Он предложил «морфологический принцип», наделенный универсальностью, для построения всемирной истории. «Морфологический принцип», по его мнению, позволяет рассматривать исторический процесс более объективно. Его можно представить как совокупность разнообразных, индивидуализированных форм жизни народов и национальных образований, существующих самобытно, причем определяются они внутренними факторами, детерминирующими исторический процесс.
Данилевский рассматривает историю России в неразрывной связи со странами Европы. Он считает, что любые социальные преобразования будут безуспешными, более того – разрушительными, если они будут осуществляться вопреки национальным интересам. Исторический тип отношений Европы и России позволил ему выявить основные тенденции политики и ее геополитические закономерности.
Данилевский пришел к выводу: «Европа враждебна России». Ссылаясь на исторический опыт, он предостерегал от политической и культурной экспансии с Запада. По Данилевскому, политическое равновесие выгодно европейским государствам, которые всегда договаривались друг с другом против России. Гарантом безопасности России может быть только несогласованность и разобщенность европейских государств.
Защита национальных интересов и служение своему народу всегда признавалось нормой, если решение собственных национальных проблем согласуется с уважением прав представителей других национальностей.
Данилевский начал развивать идею о подчинении исторического бытия тем же законам, каким подчиняется природа. Он рассчитывал заменить «искусственные системы», господствующие в исторической науке на естественные, обращая внимание на разнообразие исторической жизни. Естественная модель позволяет объяснить исторический процесс максимально объективно. Данилевский исходил из теории множественности и разнокачественности человеческих культур.
Данилевский выделял следующие культурно-исторические типы (самобытные цивилизации):
1) Египетский
2) Китайский
3) Ассирийско-вавилонско-финикийский, халдейский или древнесемитский
4) Индийский
5) Иранский
6) Еврейский
7) Греческий
8) Римский
9) Аравийский или новосемитический
10) Германо-романский или европейский
Среди этих типов Данилевский различал уединенные и преемственные. Он считал, что ни один из этих типов не может прогрессировать бесконечно. По теории Данилевского, на долю народа выпадает 3 роли:
1) Положительная деятельность культурно-исторического типа
2) Разрушительная деятельность, придающих смерти одряхлевшие цивилизации
3) Служение чужим целям в качестве «этнографического материала»
Данилевский выделил общие черты, принадлежащие культурно-историческим типам – законы культурно-исторического движения:
1) Всякое племя или семейство народов, характеризующееся отдельным языком, составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и уже вышло из младенчества.
2) Дабы цивилизация могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, принадлежащие к тому или иному культурно-историческому типу, пользовались политической независимостью.
3) Начала цивилизаций одного типа не передается народам другого типа, каждый тип вырабатывает их для себя.
4) Цивилизация достигает расцвета только при разнообразии этнографических элементов.
5) Период роста может быть сколь угодно продолжителен, тогда как период расцвета относительно короток и, по аналогии с растениями, «истощает раз и навсегда их жизненную силу».
Данилевский делает вывод, что цивилизация тем разнообразнее и богаче, чем разнообразнее народности, входящие в образование типа. Закон культурно- исторического типа гласит – период цивилизации каждого типа короток и вторично не наступает. Он оканчивается, когда народы, составляющие тип, выработали свою творческую энергию. Прогресс, по Данилевскому, неоднозначен и не может быть одним для всех. Поэтому ни одна цивилизация не может гордиться, что достигла той или иной точки развития в сравнении с другими. Данилевский также затронул проблему отношения национального и общечеловеческого. Считал, что цивилизационный процесс есть освобождение от «тесного» национального и постепенный переход к «просторному» общечеловеческому. По его мнению, человеческое и национальное соотносятся между собой как родовое и видовое. Для Данилевского общечеловеческая цивилизация означала некий стандарт, соответствующий нормам европейской культуры. И поэтому для Данилевского не существовало и не могло существовать общечеловеческой цивилизации.
3. Используя шкалу мощи государств, определите геополитический вес Японии в мировом пространстве.
Современное положение Японии, ее политическая роль в мире совершенно не соответствуют достигнутой экономической мощи Страны восходящего солнца. В конце XX в. политические условия, навязанные Японии США после поражения в войне 1941—1945 гг., значительно ограничивают ее свободу в выработке собственной внутренней и внешней политики, в выборе геополитического пути. Это касается и геостратегических отношений Страны восходящего солнца с ее ближайшими соседями, включая и Россию.
Один из основателей геополитики Карл Хаусхофер относил Японию к “островным странам с континентальным типом мышления”. Немецкий ученый полагал, что Япония представляет собой полную противоположность другого островного государства — Англии. Оснований для такого противопоставления было немало. Англия всегда отгораживалась от Европы, противопоставляла себя ей. Япония, напротив, поддерживала тесные связи с Азией, в большей степени с азиатским Китаем, с Кореей и обязана континенту практически всем — от письменности до орудий труда и производства. В духовной жизни эту связь проследить тоже нетрудно: древние сакральные тексты “Кодзики” (записан в 712 г.) и “Нихонсёки” — средоточие японской традиции — во многом заимствованы из китайского, корейского, а также индийского и малазийского духовного богатства.
Безусловно, это заимствование было обогащено и адаптировано к особенностям национального самосознания, переработано им и в результате приобрело самобытную сущность. И японцы не без основании считают свою страну родиной сакрального, “землей духов”, Страной восходящего солнца, “страной духовного изобилия”. Для них Япония — символический онтологический пояс. Философские взгляды японцев характеризуются самоуглубленностью, предельной сосредоточенностью, медиативной направленностью. Такая “философия жизни”, основанная на одном из течений буддизма — “дзен” — сформировала стиль мышления, образец жизни японцев. Предметы быта, обыденные житейские дела (чайная церемония, искусство бонсай — выращивание мини-деревьев — традиция, пришедшая в VI в. из Китая, и др.) стали действенной формой медитации, носят яркий отпечаток сакрального, подчеркивающего мысль о слиянии человека с природой, с духом Земли, с Космосом.
Заключение:
В заключение можно сказать, что английский геополитик ХэлфордДжорждМакиндер разработал интересную концепцию, которая полагала, что:
Геополитическая карта мира, по мнению Макиндера, состоит из трех основных частей:
Основные выводы, вытекающие из книги Данилевского: Не существует понятия “общечеловеческой цивилизации”. Развитие человечества происходит посредством самобытных культурно-исторических типов, и не об одном типе нельзя сказать, что он представляет собой общечеловеческую цивилизацию. Задача истории – проявление в различное время различными культурными типами свойственным им мировоззрения, целей, стремлений. Славянство – тоже самобытный культурно-исторический тип, тип своеобразный, имеющий задатки для того, что бы стать первым четырехосновным культурно-историческим типом. Лишь альтернативный западному путь развития этого типа приведет к самореализации славянских народов.
Список использованной литературы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.