Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по безопасности жизнедеятельности (БЖД) »
Тема: Контрольная по БЖ Вариант №4
Раздел: Бесплатные рефераты по безопасности жизнедеятельности (БЖД)
Тип: Контрольная работа | Размер: 435.50K | Скачано: 266 | Добавлен 24.04.13 в 05:01 | Рейтинг: +3 | Еще Контрольные работы
Вуз: Финансовый университет
Год и город: Барнаул 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Теоретический вопрос.........................................................................................3
2. Тестовые задания ..............................................................................................14
3. Практическое задание.......................................................................................16
4. Список литературы............................................................................................17
Решение проблемы защиты населения и окружающей природной среды от ЧС техногенного и природного характера, уменьшение их социально-экономических и экологических последствий есть важнейшая задача современности, без которой невозможно устойчивое развитие страны.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. [1]
В обеспечении безопасности жизнедеятельности человека важное значение имеют профилактика, прогнозирование и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС). Сегодня, когда хозяйственная деятельность человека приводит к нарушению экологического равновесия, возникновению аномальных природных и техногенных ситуаций, актуальнейшей проблемой
современности является организация спасения людей, оказания им необходимой помощи, проведения аварийно-спасательных работ в очагах поражений, сохранения здоровья пострадавшим, уменьшения материального ущерба; наряду с этим возникает проблема подготовки специалистов с высшим образованием, способных организовать предотвращение экстремальных ситуаций и оказать помощь населению при ликвидации опасности.
Источники ЧС весьма многообразны: опасное природное явление, техногенное происшествие (авария), широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, применение современного средства поражения при ведении военных действий (ГОСТ Р22.0.02-94). [6, с. 120]
Рис. 1. Классификация чрезвычайных ситуаций [2]
Для защиты жизнедеятельности человека от опасностей, предотвращения ЧС и ликвидации их последствий постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. № 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в России создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС). Сейчас действует постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
РСЧС создана с целью координации и объединения деятельности органов государственного управления РФ всех уровней по предотвращению и ликвидации ЧС, вызываемых авариями, катастрофами, стихийными и экологическими бедствиями. Она объединяет как органы государственного и муниципального управления, так и различные общественные организации, в компетенцию которых входят функции, связанные с обеспечением безопасности и защиты населения, предупреждением, реагированием и действиями в ЧС. Она должна предупреждать ЧС в мирное и военное время, а в случае их возникновения – ликвидировать последствия, обеспечивать безопасность населения, защищать окружающую среду, уменьшать ущерб народному хозяйству. [4, с. 181-182]
Основные задачи РСЧС:
- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
- подготовка населения к действиям в ЧС;
- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, участвующих в их ликвидации;
- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
Рис. 2. Уровневая структура РСЧС
РСЧС строится по территориально-производственному принципу, включает в себя территориальные и функциональные подсистемы.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (районы, города и т.д.). Координирующим органом являются комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ.
В субъектах РФ создано 88 территориальных подсистем, которые состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации наблюдении и контроля за стихийными явлениями, состоянием окружающей среды и за потенциально опасными объектами.
Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный, объектовый.
В каждом уровне имеются следующие структуры:
- координирующий орган – межведомственные и ведомственные постоянные чрезвычайные комиссии, региональный центр, комиссии по ЧС субъектов и органов местного самоуправления (ПЧК);
- постоянно действующий орган управления (орган управления по делам ГО и ЧС);
- центры управления кризисными ситуациями, единые дежурно-диспетчерские службы, диспетчерские службы организаций;
- силы и средства;
- резервы финансовых и материальных ресурсов;
- системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
Органами управления по делам ГО и ЧС являются:
- на федеральном уровне – Министерство по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);
- на региональном – региональные центры;
- на территориальном – главные управления ГОЧС (УГОЧС);
- на местном – управления ГОЧС (УГОЧС);
- на объектовом – отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам ГОЧС. [4, с. 183-184]
Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется правительством РФ, непосредственное руководство осуществляет МЧС России.
Важнейшей составной частью РСЧС являются ее силы и средства, которые выполняют следующие задачи:
- осуществление мониторинга, наблюдения лабораторного контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов с целью прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, своевременное доведение мониторинговой, прогнозной и другой информации до органов управления РСЧС;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС;
- проведение эвакуационных мероприятий при эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций в безопасные районы;
- проведение работ по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, предоставление временного жилья и принятие других неотложных мер в области защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях;
- восстановление и поддержание общественного порядка в зонах чрезвычайных ситуаций;
- поддержание личного состава формирований в постоянной готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях, его обучение и повышение профессиональной квалификации;
- разработка предложений по совершенствованию действий в чрезвычайных ситуациях.
К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительской власти, органов власти субъектов РФ, местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации ЧС. Используя их в рамках единой государственной системы, можно до минимума свести людские и материальные потери.
Силы и средства РСЧС подразделяются на:
- силы и средства наблюдения и контроля;
- силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Силы и средства наблюдения и контроля включают:
- подразделения органов надзора (за состоянием котлов, мостов, АЭС, газовыми и электрическими сетями и др.);
- контрольно-инспекционную службу (Минэкологии);
- службы и учреждения ведомств, осуществляющих наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами;
- ветеринарную службу;
- сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО;
- лабораторный контроль за качеством продуктов питания и пищевого сырья;
- службу предупреждения о стихийных бедствиях. [3]
Ликвидацией последствий ЧС занимаются:
- военизированные и невоенизированные противопожарные, поисково-спасательные и аварийно-восстановительные формирования федеральных и других организаций;
- формирования служб защиты животных и растений Минсельхоза;
- военизированные противоградовые и противолавинные службы Росгидромета;
- территориальные аварийно-спасательные формирования госинспекции по маломерным судам Минприроды;
- соединения гражданской обороны;
- подразделения поисково-спасательной службы МЧС России;
- соединения и части радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск Минобороны;
- военизированные горноспасательные, газоспасательные части Минтопэнерго;
- аварийнотехнические центры, спецотряды атомных станций Минатома;
- восстановительные и пожарные поезда РЖД;
- подразделения органов внутренних дел и муниципальной милиции;
- центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС; аварийно-спасательные службы ВМФ России. [6, с. 141-142]
Система и подсистемы РСЧС всех уровней функционирует в трёх режимах:
- повседневной деятельности;
- повышенной готовности;
- чрезвычайной ситуации.
Режим повседневной деятельности – при обычной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий.
В режим повседневной деятельности входит:
- наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
- планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- совершенствование подготовки органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, организации обучения населения способам защиты и действиям при этих ситуациях;
- создание и пополнение резервов финансовых и материально-технических ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- осуществление целевых видов страхования;
- участие в проведении заблаговременных мероприятий по подготовке к ведению гражданской обороны.
В режиме повседневной деятельности управление РСЧС осуществляется из пунктов постоянного расположения органов повседневного управления.
Режим повышенной готовности – функционирование РСЧС при ухудшении указанной обстановки, при получении прогноза о возможном возникновении ЧС или угрозе начала военных действий.
В режим повышенной готовности входит:
- формирование, при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможной ЧС, выработка предложений по ее нормализации;
- усиление дежурно-диспетчерских служб;
- усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их масштабов;
- принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивости функционирования промышленных объектов в чрезвычайных ситуациях;
- приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение, при необходимости, в предполагаемый район действий.
В режиме повышенной готовности управление РСЧС осуществляется из пунктов постоянного расположения органов повседневного управления, а при необходимости - с использованием вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных).
Режим ЧС - функционирование РСЧС при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения противником средств поражения.
В режим чрезвычайной ситуации входит:
- выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации;
- определение границ зоны чрезвычайной ситуации;
- организация ликвидации чрезвычайной ситуации, защиты населения и территорий, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, эвакуация населения;
- организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и промышленных объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения, оказанию экстренной медицинской помощи, проведение других неотложных мероприятий;
- осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.
В режиме ЧС управление РСЧС осуществляется с повседневных и (или) вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных) - в зависимости от развития чрезвычайной ситуации. [5, с. 114-115]
Проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера приобретают все более острый и актуальный характер. Не только в России, но и во всем мире нарастает озабоченность в связи с возрастающим количеством ежегодно возникающих чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, увеличением их масштабов, ростом потерь и ущерба. Складывающаяся обстановка требует принятия мер по совершенствованию управления безопасностью. Но даже самые эффективные меры по предотвращению не могут свести риск возникновения чрезвычайных ситуаций к нулю. Сегодня исключить чрезвычайные ситуации нельзя, но существенно снизить число, уменьшить масштабы и смягчить последствия чрезвычайных ситуаций возможно.
Повышение безопасности жизнедеятельности возможно только при постоянном совершенствовании органами гражданской обороны системы оповещения и обучения населения способам защиты от опасностей, предоставления убежищ и средств индивидуальной защиты, проведения эвакомероприятий.
1. Дезинфекция – это:
а) процесс уничтожения насекомых – вредителей сельскохозяйственных культур;
б) процесс уничтожения и удаления возбудителей инфекционных болезней человека;
в) профилактические и истребительные мероприятия по уничтожению грызунов с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний;
г) уничтожение и удаление возбудителей инфекционных заболеваний животных.
Ответ: б, г)
Дезинфекция - это процесс уничтожения или удаления возбудителей инфекционных болезней человека и животных во внешней среде физическими, химическими и биологическими методами.
2. Средства защиты населения в чрезвычайных ситуациях подразделяются на:
а) индивидуальные;
б) первой медицинской помощи;
в) групповые;
г) коллективные.
Ответ: а, б, г)
Эффективная защита населения в ЧС достигается своевременным и грамотным использованием средств защиты, которые подразделяются на индивидуальные (СИЗ), первой медицинской помощи (ПМП) и коллективные (КСЗ). Индивидуальные средства защиты, в свою очередь, подразделяются на средства защиты органов дыхания, кожи и медицинские.
3. Основным поражающим фактором при взрыве взрывчатых веществ конденсированного типа (гексоген, динамит и др.) является:
а) воздушная ударная волна;
б) химическое поражение;
в) тепловое поражение;
г) сочетание указанных факторов.
Ответ: а)
При взрывах на объектах люди поражаются непосредственно воздушной ударной волной, осколками остекления и обломками зданий, получивших полные и сильные разрушения, значительная часть людей может оказаться в завалах. Воздушная ударная волна – это область резкого сжатия воздуха, распространяющаяся во все стороны от центра взрыва со сверхзвуковой скоростью.
Вы находитесь в помещении. По радио объявили «Внимание всем! Радиационное поражение». Ваши действия.
Услышав данный сигнал необходимо срочно:
- надеть респиратор, ватно-марлевую повязку или противогаз;
- подготовить и упаковать герметично на несколько дней воду и питание;
- собрать индивидуальные средства медицинской защиты, предметы первой необходимости;
- подготовить отдельную сумку, в которую необходимо сложить документы, деньги, смену белья и др.;
- повысить защитные свойства помещения от радиоактивных веществ, провести герметизацию: закрыть окна и двери плотной тканью, в зданиях с печным отоплением закрыть трубы, заделать имеющиеся щели и отверстия, убрать продукты питания в кладовые, шкафы, буфеты, холодильники.
- узнать место ближайшего убежища или укрытия, где можно укрыться и быть готовым к эвакуации.
Необходимо провести йодную профилактику, принимая в течение 7 дней по одной таблетке (0,125 г) йодистого калия, а для детей до 2-х лет – ¼ часть таблетки (0,04 г). При отсутствии йодистого калия использовать йодистый раствор: три-пять капель 5% раствора йода на стакан воды, детям до 2-х лет – одну-две капли. Приём йодистых препаратов обеспечит защиту щитовидной железы от накоплений радиоактивного йода. Использовать препараты нужно в строго рекомендованных дозировках.
1. Федеральный закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
2. http://ohrana-bgd.narod.ru/bezchs4.html - (дата обращения: 22.12.2012)
3. http://ohrana-bgd.narod.ru/afansod.html - (дата обращения: 22.12.2012)
4. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / В.И. Бондин, Ю.Г. Семехин. - М.: НИЦ Инфра-М; Ростов н/Д: Академцентр, 2013. - 349 с.
5. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / В.Ю. Микрюков. - М.: Форум, 2013. - 464 с.
6. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие / Под ред. П.Э.Шлендера. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник, 2008. - 304 с.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.