Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »
Тема: Символический интеракционизм. Феноменологическая социология
Раздел: Бесплатные рефераты по социологии
Тип: Реферат | Размер: 14.89K | Скачано: 254 | Добавлен 07.04.13 в 16:43 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты
Вуз: ВЗФЭИ
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение 2
2. Символический интеракционизм. Феноменологическая социология 3
3. Теория социального обмена 7
4. Практическое задание 10
5. Заключение 11
6. Список литературы 12
1. Введение
XX век стал веком своеобразного триумфа социологии. В это время возникает множество различных теоретических направлений, создаются национальные социологические общества и Международная социологическая ассоциация (1946), широчайшее развитие получают прикладные эмпирические исследования, осуществляемые многочисленными научно-исследовательскими центрами. Во второй половине XX века профессия социолога становится одной из самых популярных и востребованных в западных странах, и к изучению социологии обращаются сотни тысяч американских и европейских студентов. На социологические исследования выделяются миллиарды долларов, регулярно проводятся международные социологические конгрессы и конференции, по объемам тиражей социологическая литература занимает одно из первых мест и становится массовым, общедоступным жанром. В социологии начинают видеть возможности усовершенствования мира. Воистину прав был Р. Миллс, отмечавший, что современная эпоха - это эпоха социологии.
2. Символический интеракционизм. Феноменологическая социология
Создание основ символическогоинтеракционизма связано с представителями Чикагской школы. Однако в первую очередь современный символический интеракционизм связывают с именем Дж. Мида (1864 – 1931). Его учение было изложено в книге «Сознание, самость и общество», изданной посмертно Г. Блумером, которое последний определил понятием «символический интеракционизм». Концептуальный подход Мида опирался на три основные посылки:
1. люди реагируют на окружающую среду в зависимости от значений – символов, которыми они наделяют свое окружение.
2. эти значения выступают продуктом социального повседневного межличностного взаимодействия – интеракции.
3. эти социокультурные значения подвержены изменениям в результате индивидуального восприятия в рамках такого взаимодействия.
Разделяя в целом концепцию «зеркального Я», Мид считал, что становление человеческого Я как целостного психического явления есть социальный процесс, происходящий «внутри» индивида. В его рамках как раз и возникают выделенные Джеймсом Я – сознающее и Я – как объект. Однако Мид эти две целостности личностного Я трактует по-своему. Он считал, что Я – это бессознательная, импульсивно неупорядоченная тенденция психической жизни. Любое поведение начинается в качестве импульсивно-реагирующего Я, но далее развивается и заканчивается как Ме – часть общества, ввиду влияния социокультурных факторов. Ме – это совокупность интернализированных установок других, то есть его образуют усвоенные человеком значения. Ме – направляет Я в определенные рамки, и их совокупность образует собственно личностное, интегральное Я ( Self ). При этом «скрепами» социального порядка выступают субъективно значимые символы: некие референты, соотносимые с элементами социального опыта. Благодаря наличию значимых символов индивиды «понимают роль другого» во взаимодействие, то есть они оказываются способными интерпретировать их значение.
В концепции Дж. Мида можно выделить следующие основные принципы:
1. групповая жизнь является сущностным условием возникновения сознания – человеческих существ, обладающим личностным Я.
2. мир, в целом, является социальным продуктом, который «констатируется» в совокупности процессов социального взаимодействия как актов коммуникаций.
3. социальный мир есть интерсубъективный феномен: он постоянно возникает и становится в процессе межиндивидуальных взаимодействий как взаимной подгонки своего поведения к поведению других.
Таким образом, для символического интеракционизма характерно процессуальное видение социального мира: он представляет собой непрерывный процесс приспособления участниками своего поведения к поведению других на основе понимания субъективных состояний этих других.
Дж. Мид исходил из того, что человек усиливает культуру через систему символов, общих для всех членов общества. При этом совокупность значений составляет символическое содержание сознания и опыта индивидов. В качестве символов выступают жесты и язык.
Порождение социального мира начинается с жеста – символа, который в качестве стимула в процессе взаимодействия выступает в роли начального и незавершенного элемента поведенческого действия. Смысл жеста, когда он понятен, становится значимым и вызывает соответствующую реакцию другого участника взаимодействия. Например, когда два шофера, объясняя друг другу маневр, говорят одними жестами – символами да междометиями, а смысл им обоим понятен абсолютно. Но жест не имеет социально закрепленного значения, то есть он локален. Язык же, как более зрелая форма общения, обладает значительными преимуществами: в терминах значений формируются общие понятия – универсалии, оказывающие одинаковое воздействие на различных индивидов. Поэтому овладение языком – это самое существенное в человеке, что делает его социальным существом, так как создает способность обращаться с символами. Если отношение людей к природе проявляется через труд, то отношение людей к природе проявляется через труд, то отношение людей друг к другу – через интеракцию, ядром которой является языковая коммуникация в повседневной жизни. Это и обуславливает необходимость анализа обыденного языка для проникновения в смысл межличностного взаимодействия, с помощью которого общество объединяет свои структуры. Таким образом, в символическоминтеракционизме происходит редуцирование реальности социальных отношений к их речевому аспекту.
С жестом и языком в любой культуре всегда связано какое-либо их значение, проявляемое в практических последствиях – реакциях, которые вызывают данные символы. Сами реакции Мид рассматривает как равные ответу данного индивида на жесты и речь другого в определенном акте интеракции, то есть символизация предполагает переживания наличия другого. Благодаря использованию значимых символов, вызывающих одну и ту же реакцию в «Я» и «Другом», обеспечивая общность содержания, человек способен предсказывать как поведение другого, так и то, как этот другой предсказывает наше собственное поведение.
Феноменологическая социология – это теоретико-методолгическое направление в социологии, рассматривающей общество, как явление, созданное и постоянно воссоздаваемое в духовном взаимодействии индивидов.
Важнейшая знаковая система жизненного мира, которая констатируется интерсубъективно и институционализируется обществом и тем самым является исторической, - это язык. Человек рождается в историческом жизненном мире, в котором язык имеет конкретную, предопределенную структуру. Структура языка сформировалась под влиянием общественных действий, в которых наступила согласованность, и потому опосредовано отражает общественные структуры, которые послужили рамкой этих действий. Язык – это основное средство организации общества в любой человеческой реальности; но он также – основная среда передачи определенной, то есть исторически, общественно организованной реальности.
Таким образом, преодолевалась инстинктивистская и организмическая трактовки человека, в частности даваемая фрейдизмом, - человеческое «Я» является фатально приговоренным к бессознательным, в основе антисоциальным, побуждениям и влечениям, играющим главенствующую роль в жизни человека. В целом, по оценке интеракционистов, представления о биологических основах индивидуальности, независимом Эго, а также о макросоциальных факторах развития личности иллюзоры и не имеют под собой почвы. Расширение представлений о личности как продукте социального взаимодействия отделяло образ «Я» от природных связей и зависимостей, представляя его как отражение того, как окружающие воспринимали данного человека. Этот взгляд получил широкую поддержку специалистов, он рассматривался в работах по социальному поведению.
Понимание в жизненном мире определяется языковой системой, упорядочением употребления и общественной структурой, а также посредством избыточности форм существующих возможностей выбора. Поэтому язык в его конкретной реальности следует рассматривать не как ставший самостоятельным процесс, а в его неразрывной связи с субъективной практикой.
3. Теория социального обмена
Социологию Хоманса можно охарактеризовать как «бихевиористскую социологию». Задачу социологии Хоманса видят в следующем: социология должна быть аналитической теорией, для этого она должна основываться на некоторых новых фундаментальных положениях. Эти фундаментальные положения по своей природе есть психологические феномены.Это прежде всего проблемы человеческого поведения, соответствующие тем или иным психологическим положениям. В соответствии с бихевиористским мышлением социология основывается на предложении, что объектом социологии является индивидуальное поведение или интеракции между индивидуальными деятелями. Социальные структуры, институты и т.п. есть также не что иное, как сочетание индивидуальных характеров поведения. Институты тоже есть человеческое поведение, и потому их следует объяснять характеристиками человеческого поведения.
Объектом его социологии является «элементарное социальное поведение», то есть повседневное, наблюдаемое поведение индивидуальных деятелей.Оно должно служить основой для создания помологических гипотез, то есть для открытия законов поведения.В анализе человеческого поведения Хоманс различал:
- деятельность, то есть движения деятелей, которые могут восприниматься третьим лицом и которые можно изучить;
- чувства, то есть активность, в которой проявляются отношения или настроения;
- интеракции – взаимодействие между лицами, которое может быть усилено реакцией возможного другого лица;
- изменяющиеся признаки деятельности, которыми являются: количество, то есть частота появления некоего действия, и его качество, то есть ценность действия относительно состояния.
Психологическая гипотеза Хоманс исходит из объяснения человеческого поведения как индивидуального поведения и потому он использует индивидуалистический подход. «Ego» ведет себя субъективно рационально и пытается оптимизировать ожидаемую пользу от своего поведения, «AlterEgo» и его поведение – это независимые переменные, которые вместе с другими независимыми переменными влияют на деятельность «Ego», зависимую переменную. Исходя из этого интеракция считается процессом обмена между взаимодействующими индивидами. Психология поведения и экономика, как теория рационального поведения, сливаются в единый набор высказываний. Обе они интерпретируют человеческое поведение как функцию результата индивидуального поведения.
Интеракция интерпретируется как обмен подкреплениями/наказаниями. В этой связи можно сформулировать несколько универсальных гипотез, которые объясняют взаимосвязь поощрения/наказания и частоту определенных действий.
Гипотеза успеха. Она формулируется следующим образом: чем чаще одно лицо в течение определенного периода времени будет поощрять действие другого лица, тем чаще оно будет осуществлять это действие.
Если «Alter» будет благодарить «Ego» за оказание помощи, то оно будет склонно оказывать помощь и в дальнейшем. Если «Alter» прекратит благодарить, то рано или поздно «Ego» также прекратит свою помощь.
Гипотеза ценности: чем большую ценность представляет для кого-либо действие, получаемое им от другого лица, тем чаще он сам будет совершать действия, которые другое лицо вознаграждает своим действием.
Чем больше «Alter» нуждается в помощи, тем чаще он будет просить о ней и благодарить «Ego» за оказанную помощь; чем в большем признании нуждается «Ego», тем скорее оно будет помогать «Alter». Норма обмена, «цена» помощи или благодарности должна соответствовать соотношению ценности, которую «Alter» придает помощи, а «Ego» - признанию.
Гипотеза лишения. Она же гипотеза насыщения: чем чаще одно лицо в недавнем прошлом получало от другого лица вознаграждаемое действие, тем меньше будет для него ценность каждой последующей единицы этого действия.
Чем чаще «Alter» за короткое время получал помощь от «Ego», тем меньше он будет стремиться к выражению своей благодарности. Если за первый случай оказания помощи он сделал «Ego» ценный подарок, то впоследствии уменьшение предельной пользы помощи выражается в постоянном уменьшении подарков, которые «Alter» дает «Ego» за его помощь.
Гипотеза привлекательности формулируется следующим образом: если раньше действия какого-либо лица вознаграждались, то оно тем скорее будет совершать эти действия, чем больше теперешняя ситуация будет напоминать предшествующую с точки зрения стимулирующего воздействия.
Ценность каждого отдельного вознаграждения за действие является для деятеля сравнительной, если существуют другие возможные действия, которые могут принести ему вознаграждение. Он будет поэтому сравнивать отдельные действия между собой и выберет те, чистая ценность которых выше.
Гипотеза фрустрации/агрессии. Означает, что неравенство чистой ценности для партнеров по обмену ведет к поведению, которое ставит под угрозу сам обмен. Поскольку вследствие этого другой партнер также может лишиться своего будущего вознаграждения, он готов увеличить свои затраты, то есть повысить вознаграждение для «Alter».
В целом в современной западной социологии учение Хоманса понимается и трактуется как «ранняя попытка» приспособления психологии бихевиоризма для исследования традиционных социологических проблем. Поведенческая социология претендует и на объяснение сложных социальных феноменов с помощью набора гипотез из области психологии поведения вкупе с экономикой, таких как структура и процессы в организациях, социальное расслоение, бюрократия и групповые процессы. Сам Хоманс видел в этом будущий вклад социологии как «школы бизнесмена», в другой связи подчеркивал необходимость рассматривать управление как навык, которому нужно учить и учиться.
4. Практическое задание
Со временем предметом и изучения социологии все более становились фундаментальные основы развития общества как целостного социального организма, взаимодействие его объективных и субъективных сторон, диалектика материального и духовного в историческом процессе, факторы социального прогресса, проблемы гражданского общества, гуманизма и социальной справедливости. В результате в XIX в. появился ряд общесоциологических концепций, предлагающих то или иное решение указанных проблем. Среди них наибольшее признание получили социальные теории Георга Вильгельма Фридриха, Огюста Конта, Герберта Спенсера, а впоследствии Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера, Габриеля Тарда, Лестера Уорда и других социологов. Все они считали, что общество является первичным.
Социологи такие, как Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Гегель, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и другие, считали, что первичным была личность.
Я считаю, что первичным было общество, ведь уровень развития отдельных людей, их деловых качеств и культуры – действительно важный фактор развития общества, решения возникающих в нем проблем. Сегодня мы это ясно видим на примерах нашего общества, видим, какую роль в решении самых разнообразных проблем играют деловые качества, политическая компетентность и духовная культура людей, особенно тех, которые решают ключевые вопросы нашей жизни, видим, что все эти качества в людях надо развивать.
5. Заключение
С точки зрения интеракционистов, человеческое общество состоит из индивидов, обладающих «личностным я», т.е. они сами формируют значения, индивидуальное действие - есть конструирование, а не просто совершение, оно осуществляется индивидом с помощью оценивания и истолкования ситуации. «Личностное я» - человек может служить объектом для своих действий. Формирование значений - набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, относит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения. Истолкование действий другого - определение для себя значений тех или иных действий окружающих. С точки зрения интеракционистов объект - это не внешний стимул, а то, что человек выделяет из окружающего мира, придавая определенные значения. Диалог, в котором люди придают значение окружающему миру, стремятся истолковать действия других людей.
6. Список литературы
1) Социология: Учебное пособие / Ф.А. Игебаева. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012.
2) Социология: Учебник / Ю.Г. Волков. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М: НИЦ Инфра-М, 2012.
3) Общая социология: Учебное пособие / Под общ.ред. проф., д.ф.н. А.Г.Эфендиева. - М.: ИНФРА-М, 2011.
4) Социология [Электронный ресурс] : Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИДАНА, 2012.
5) Социология: Учебное пособие / Ю.С. Борцов. - М.: ИНФРА-М, 2011.
Чтобы полностью ознакомиться с рефератом, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.