Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по государственным и муниципальным финансам »
Тема: Классификация расходов бюджетов: федерального, субъектов РФ и муниципалитетов
Раздел: Бесплатные рефераты по государственным и муниципальным финансам
Тип: Контрольная работа | Размер: 20.47K | Скачано: 311 | Добавлен 22.03.13 в 14:09 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Барнаул 2012
Содержание
Введение 3
Раздел 1. Теоретическая часть. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации 4
1.1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета 4
1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система 6
Раздел 2.Аналитическая часть. Расходы бюджета 9
2.1.Классификация расходов бюджета 9
2.2. Организация бюджетных расходов 12
Заключение 15
Список использованных источников и литературы 16
Введение
Ведущую определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм, главным звеном которого является бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные фонды и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Центральное место в финансовой системе государства занимает государственный бюджет – денежный фонд, используемый правительством. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу муниципальных финансовых фондов, фондов государственных предприятий и т.п.
Бюджетные отношения возникают между государством и юридическими и физическими лицами по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, государственного управления, материального стимулирования.
Цель исследования: выявить специфику расходов бюджетов различных уровней – федерального, субъектов РФ и муниципального.
Задачи:
- раскрыть социально-экономическую сущность и роль бюджета;
- охарактеризовать бюджетное устройство и бюджетную систему;
- провести анализ по статьям бюджетных расходов РФ с другими странами;
- представить классификацию расходов бюджета;
- показать специфику организации бюджетных расходов.
Объект исследования: бюджет и бюджетная система РФ.
Предметом исследования в данной работе являются расходы бюджетов федерального, местного и муниципального уровней.
Методы исследования, применяемые в курсовой работе: анализ, синтез, описание, метод группировки, системный подход.
Теоретической основой для проведения исследования послужили федеральные законы о принятии и исполнении бюджетов на 2009-2011 годы.
Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Бюджет является формой образования и расходования бюджетных средств. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства.
Раздел 1. Теоретическая часть.
Бюджет и бюджетная система Российской Федерации
1.1 Социально-экономическая сущность и роль бюджета
Во всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются валовой внутренний продукт и национальный доход. Произведенный в сфере материального производства национальный доход последовательно проходит стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет. В процессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.
Бюджет представляет собой «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства»[13, 50].
Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением – с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Содержание этих отношений обусловлено задачами, решаемыми государством в тот или исторический период.
Формирование бюджета связано с развитием национального дохода страны и его перераспределением. Основными финансовыми методами перераспределения национального дохода являются:
1)образование и использование денежных накоплений (прибыль, налог на добавленную стоимость, платежи в социальные внебюджетные фонды);
2)организация налогов;
3)финансирование отраслей народного хозяйства;
4)формирование и использование общественных фондов.
Во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и муниципальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач.
Как экономическая категория, бюджет выражает определенные экономические отношения. Государство использует бюджет «в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и проведения экономической и социальной политики»[13, 51].
Бюджетные отношения – составная часть финансовых отношений, которым присущи основные функции финансов. Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и муниципальной власти и управления. Помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на развитие отраслей, регионов. Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии: образование доходов бюджета и использование бюджетных средств (расходы бюджета).
Доходы бюджета – это «экономические отношения между государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами – с другой» [12, 52]. Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления. В процессе образования доходов бюджета происходит императивное изъятие в пользу государства части национального дохода. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с предприятиями и населением.
Расходы бюджета – это экономические отношения, возникающие между государством, с одной стороны, организациями, учреждениями и гражданами – с другой, в ходе использования централизованных фондов денежных средств. Путем централизации в бюджете в бюджете части финансовых ресурсов государство получает возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности – ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства, воспроизводство квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обеспечение обороноспособности страны.
Посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории страны, из производственной в непроизводственную сферу. Для этого за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны.
Бюджетное финансирование позволяет перераспределять финансовые ресурсы между отраслями производственной сферы в целях их пропорционального развития. Государство направляет бюджетные средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства (экономические районы), которые требуют на данном этапе первоочередного развития (аварийное жилье, создание мест в детских садах и т.д.). Таким образом, осуществляется межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода. Через государственный бюджет проходит финансирование научных учреждений, занимающихся фундаментальными научными исследованиями, которые являются основой для развития прикладной науки и создания новой техники.
Большую роль в экономическом и культурном строительстве на местах играет бюджетное регулирование. При помощи регулирования осуществляется широкомасштабное межтерриториальное распределение средств, обеспечение необходимыми источниками доходов региональных и местных бюджетов, которые выступают финансовой базой территориальных органов власти.
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система
Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и т.п.
Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.
Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система. Бюджетная система – это «совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношений государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах» [4, 53]. Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства.
Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное (единое) государство – это форма государственного устройства, при которой административно-территориальными образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общая для всех систем права, и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов.
Федеративное (объединенное, союзное) государство – это форма государственного устройства, при которой государственные или административно-территориальные образования имеют собственную государственность и наделены определенной политической самостоятельностью в пределах, распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.
Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданных для достижения политических или военных целей. Бюджет таких государств формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.
За всю историю России ее бюджетное устройство и система прошли путь от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на федеративном государственном устройстве. Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.
Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст.10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
1)федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
2)бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
3)местных бюджетов.
В настоящее время бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет, республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые и областные бюджеты и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга. Бюджет автономной области, кружные бюджеты и местные бюджеты (бюджеты районов и городских округов, бюджеты городских и сельских поселений).
В состав федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) входят «целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целевое расходование средств»[4, 55]. В числе таких фондов – дорожный, экологический, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных ресурсов и т.п.
Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.
Раздел 2.Аналитическая часть. Расходы бюджета
2.1.Классификация расходов бюджета
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств государства по различным направлениям.
Каждый вид расходов имеет качественную и количественную характеристики. Качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их размер.
Классификация бюджетных расходов определяет их роль и значение в экономической жизни общества. Значение бюджетной классификации заключается в том, что умелое использование данных, сгруппированных по элементам, позволяет видеть реальную картину движения бюджетных ресурсов и активно влиять на ход экономических и социальных процессов. «Сопоставление плановых и отчетных данных, сравнение и анализ показателей дают возможность делать обоснованные выводы и предложения об использовании бюджетных фондов, сосредоточении основных денежных ресурсов на ключевых направлениях экономического и социального развития»[13, 296].
Бюджетная классификация обязательная для всех учреждений и организаций и строится в соответствии с требованиями, определенными бюджетным законодательством Российской Федерации.
Изменения, связанные с самостоятельностью всех видов бюджетов, расширением прав органов государственного и местного управления в составлении, а также расшифровкой отдельных статей доходов и расходов потребовали введения новой бюджетной классификации.
Важнейшим требованием к новой классификации были простота, наглядность и более четкое отражение источников доходов бюджета и направления средств. Важной задачей новой классификации является обеспечение международной сопоставимости состава и структуры показателей бюджета, их истинного содержания (это относится главным образом к показателям бюджетных расходов).
В теории и практике существует несколько признаков классификации расходов бюджета. Например, функциональная классификация расходов бюджета отражает сферы общественной деятельности, в которые направляются денежные средства. Все расходы подразделяются на следующие крупные разделы:
1.Общегосударственные вопросы
2.Национальная оборона
3.Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
4.Национальная экономика
5.Жилищно-коммунальное хозяйство
6.Охрана окружающей среды
7.Образование
8.Культура, кинематография
9.Здравоохранение
10.Социальная политика
11.Физическая культура и спорт
12.Средства массовой информации
13.Обслуживание государственного и муниципального долга
14.Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
В таблице 1 отражены расходы федерального бюджета за 2010 год. Расходы субъекта федерации – Алтайского края – представлены в таблице 2, расходы по городу Барнаулу в 2010 году (местного бюджета) – в таблице 3.
Таблица 1
Расходы федерального бюджета на 2010 год
Направления расходов |
Сумма |
% |
Общегосударственные вопросы |
1 087 |
11,0 |
Национальная оборона |
678 |
6,9 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
727 |
7,4 |
Национальная экономика |
1 366 |
13.8 |
ЖКХ |
103 |
1,0 |
Охрана окружающей среды |
12 |
0,1 |
Образование |
386 |
3,9 |
Культура, кинематография |
107 |
1,1 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт |
325 |
3.3 |
Социальная политика |
329 |
3,3 |
Межбюджетные трансферты |
3 725 |
37,7 |
Секретно |
1 040 |
10,5 |
ИТОГО |
9 887 |
100 |
Наибольший процент бюджетных средств были направлены на межбюджетные трансферты, на национальную экономику расходы составили 1 366 тысяч рублей, 11,0% расходов пришлись на общегосударственные вопросы. На остальные разделы направлено менее 10%.
Таблица 2.
Расходы Алтайского края на 2010 год (субъекта федерации)
Направления расходов |
Сумма, тыс. руб. |
Общегосударственные вопросы |
1 488 792 |
Национальная оборона |
140 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
2 406 470 |
Национальная экономика |
7 550 596 |
ЖКХ |
595 797 |
Охрана окружающей среды |
39 840 |
Образование |
2 637 286 |
Культура, кинематография, средства массовой информации |
666 915 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт |
3 449 537 |
Социальная политика |
10 824 954 |
Межбюджетные трансферты |
19 484 366 |
ИТОГО |
42 238 731,0 |
Бюджет края на 2010 год составляет 42 238 731,0 тысяча рублей. Наибольшая сумма бюджетных средств была направлена на межбюджетные трансферты(19 484 366), на национальную экономику расходы составили 7 550 596 тысяч рублей, 10 824 954 тысяч рублей пришлось на социальную политику. На остальные разделы направлено менее 7 миллионов рублей.
Таблица 3.
Расходы бюджета города Барнаула за 2010 год
Направления расходов |
Сумма |
% |
Общегосударственные вопросы |
593 897,3 |
7,1 |
Национальная оборона |
- |
- |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
67 106,1 |
0,8 |
Национальная экономика |
822 059,5 |
9,8 |
ЖКХ |
1 353 359,0 |
16,2 |
Охрана окружающей среды |
14 010,0 |
0,2 |
Образование |
3 336 352,4 |
39,8 |
Культура, кинематография, средства массовой информации |
206 652,6 |
2,5 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт |
1 243 460,7 |
14,9 |
Социальная политика |
735 463,7 |
8,7 |
ИТОГО |
8 372 361,3 |
100,0 |
Бюджет города Барнаула на 2010 год составляет 8 372 361,3 тысяча рублей. Наибольшая сумма бюджетных средств была направлена на образование (3 336 352,3), на услуги ЖКХ расходы составили 1 353 359,0 тысяч рублей, 1 243 460,7 тысяч рублей пришлось на здравоохранение, физическую культуру и спорт. На остальные разделы направлено менее 1 миллиона рублей.
2.2. Организация бюджетных расходов
Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ.
Расходы бюджета осуществляются с помощью бюджетного финансирования и кредитования. Основной системой предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом, является бюджетное финансирование. Финансирование «основано на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств»[13,303]. К принципам бюджетного финансирования относятся:
1.получение максимального эффекта при минимуме затрат (результативность от использования средств);
2.целевой характер использования бюджетных ассигнований;
3.безвозвратность бюджетного финансирования;
4.бесплатность бюджетного финансирования.
Расходы осуществляются по установленным нормам, которые представляют собой выраженную в определенной сумме денежные средства меру удовлетворения конкретной потребности. Смета является финансовым планом бюджетных учреждений. На основе смет финансовые органы определяют объем расходов на социальные нужды, который включается в состав бюджета на текущий год. Например, предусмотренная бюджетом группа расходов на национальную оборону включает в основном прямые военные расходы, проходящие через Министерство обороны РФ. В их состав входят расходы на содержание армии и флота (выплата денежного довольствия военнослужащим, заработной платы, затраты на боевую и спортивную подготовку, хозяйственные расходы и т.д.), на закупку военной техники, капитальное строительство и др.
Расходы бюджета значительны во всех отношениях. Рост расходов ежегодно увеличивается, что влечет за собой «дефицит бюджета и увеличение государственного долга»[3, 348]. Проблема финансирования бюджетного дефицита не является компонентом исключительно федерального бюджета. Данная проблема охватывает бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, многие из которых нуждаются в получении финансовой помощи, субвенциях и дотациях. В современное же время в большей степени развиваются в качестве безвозмездного выделения средств субъектам Федерации – трансферты.
Часто происходит несвоевременное выделение средств на финансирование таких направлений как сельское хозяйство, рыболовство, содействие научно-техническому прогрессу и реализации космических программ. Увеличение временного пространства между установленными и фактическими сроками выделения бюджетных ассигнований приводит к росту задолженности бюджета перед предприятиями и населением, а также взаимной задолженности предприятий.
Заключение
В заключении нужно отметить, что расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в результате выполнения государством своих функций. Данные затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования денежных средств централизованного фонда государства по различным направлениям.
В условиях рыночной экономики правительство ведет работу по реализации концепции совершенствования системы управления бюджетными средствами. В основу концепции заложена разработка и исполнения бюджета с детализацией структуры бюджетных затрат и внедрением элементов казначейского метода исполнения бюджета.
Наиболее важными проблемами бюджетного регулирования в настоящее время являются следующие : закрепление доходных источников за бюджетами соответствующего уровня, отработка механизма определения фонда финансовой поддержки субъектов Федерации, определение полномочий по расходованию бюджетных средств между федеральным, региональными и местными бюджетами.
Многие проблемы могут быть разрешены при уменьшении встречных финансовых потоков, так как сегодня их достаточно большое количество. Невыполнение государством собственных обязательств нарушает денежный оборот и финансовую стабильность.
Список использованных источников и литературы
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.