Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по финансам (2 курс) »
Тема: Финансы домашнего хозяйства
Раздел: Бесплатные рефераты по финансам (2 курс)
Тип: Реферат | Размер: 77.95K | Скачано: 341 | Добавлен 07.12.12 в 11:15 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты
Введение 3
1.Экономическое содержание и значение финансов домашних хозяйств 4
2. Доходы и расходы домашних хозяйств в РФ 7
3.Перспективы развития финансов домашних хозяйств в РФ 14
Заключение 17
Список использованной литературы 19
На сегодняшний день домохозяйства - это один из важных субъектов экономической деятельности. Результаты их деятельности влияют на благосостояние, как отдельной хозяйственной единицы, так и населения страны в целом. Под домашним хозяйством будем понимать такое хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет. Понятие домохозяйство не всегда тождественно понятию семьи, оно имеет более широкий смысл. В сравнении с семьей в состав домохозяйства могут входить не только родственники, они так же могут состоять из одного, двух или более членов.
Финансы домашнего хозяйства - это экономические денежные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни членов хозяйства и их воспроизводства. Экономисты считают, что финансы домашних хозяйств занимают важное место и являются третьим звеном системы финансов. Поэтому можно говорить об актуальности данной темы сегодня.
Целью исследования является выявление проблем сегодняшнего состояния финансов домохозяйств и нахождение путей устранения.
Цель будет достигнута посредством решения следующих задач: приведение теоретической основы финансов населения, а так же анализ состояния и перспектива их развития.
В макроэкономическом анализе под домашним хозяйством понимают группу лиц, совместно принимающих экономические решения. В системе экономических отношений домашние хозяйства исключительно важны, поскольку они являются собственниками факторов производства, находящихся в частной собственности. В экономической системе домашние хозяйства играют следующие роли:
-выступают на рынке в качестве покупателей товаров и услуг, производимых фирмами;
-предоставляют тем же самым фирмам факторы производства;
-сберегают часть формируемого в экономике совокупного дохода, приобретая реальные и финансовые активы.
Экономические отношения разнообразны, они существуют на всех стадиях воспроизводственного процесса, на всех уровнях хозяйствования. При этом однородные экономические отношения, постоянно возникающие в какой-либо сфере социально-экономической деятельности, образуют содержание самостоятельной экономической категории. Одна из таких категорий — финансы домашнего хозяйства, отражающие реально существующие экономические отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение.
Финансовые отношения — это, как правило, денежные отношения. Там, где не предусматривается движение денежных средств и (или) их эквивалентов, нет и финансовых отношений (в данном случае мы абстрагируемся от некоторых специфических операций, например, операций, оформляемых договорами мены). Ведение домашнего хозяйства в современных экономических условиях невозможно без использования денег, значит, существует реальная база для возникновения финансовых отношений на уровне домашнего хозяйства. Однако не все денежные отношения можно считать финансовыми. К ним вряд ли можно отнести, например, отношения обмена (Т — Д — Т), в которые постоянно вступает домашнее хозяйство. В связи с этим представляется достаточно оправданной, хотя и не бесспорной, позиция ряда экономистов, полагающих, что финансами можно считать лишь денежные отношения, возникающие по поводу формирования и распределения фондов денежных средств.Домашнее хозяйство не может находиться вне финансовых отношений, оно постоянно вступает в такие отношения, возникающие как внутри домашнего хозяйства, так и с внешними по отношению к домашнему хозяйству рыночными субъектами.
К внутренним финансам домашнего хозяйства можно отнести отношения, возникающие между его участниками по поводу формирования семейных денежных фондов, имеющих разнос целевое назначение: страхового резерва для поддержания уровня текущего потребления, денежного резерва для повышения уровня капитальных расходов, денежного фонда в целях его дальнейшего инвестирования и др.
Система внешних финансовых отношений домашнего хозяйства показана на рис.1.
Рис.1. Система внешних финансовых отношений домашнего хозяйства
Как видим, домашнее хозяйство может вступать в финансовые отношения:
-с другими домашними хозяйствами — по поводу формирования и использования совместных денежных фондов (к ним не относятся отношения взаимного обмена, в которых также могут участвовать домашние хозяйства);
-с предприятиями, работающими в разных сферах материального производства или производства услуг и выступающими в качестве работодателей но отношению к участникам домашнего хозяйства, — по поводу распределения части произведенного ВВП в его стоимостной форме;
-с коммерческими банками — по поводу привлечения потребительских кредитов, их погашения; по поводу размещения временно свободных денежных средств на банковские счета;
-со страховыми организациями — по поводу формирования и использования различного рода страховых фондов;
-с государством — по поводу образования и использования бюджетных и внебюджетных фондов.
Такие отношения составляют социально-экономическое содержание категории «финансы домашнего хозяйства». Следовательно, финансы домашнего хозяйства - это совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступают домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе своей социально-экономической деятельности.
Областью возникновения финансов домашнего хозяйства следует считать вторую стадию процесса воспроизводства, на которой происходит распределение стоимости произведенного общественного продукта. Члены домашнего хозяйства являются собственниками рабочей силы — одного из факторов процесса производства, следовательно, имеют право на получение части стоимости созданного продукта. Отметим, что домашние хозяйства участвуют не только в первичном распределении национального дохода, но и в процессе его вторичного распределения, когда государство через систему прямых налогов, пенсионную систему, систему социальных трансфертов перераспределяет доходы между различными домашними хозяйствами (например, дотация на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства).
Финансы домохозяйств взаимодействуют со всеми звеньями финансовой системы и между ними возникают непрерывные денежные потоки - односторонние, двусторонние и многосторонние (рис.2).
Рис.2. Кругооборот финансовых ресурсов домохозяйств:1.Налоги, 2.Бюджетное финансирование, 3.Кредиты, 4.Страховые взносы, 5. Социальная поддержка, 6. Сбережения, 7.Проценты, прибыль, 8. Оплата труда, 9. Стоимость рабочей силы.
Доходы домашнего хозяйства – часть национального дохода, создаваемая в процессе производства и предназначенная для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов хозяйства. Эти доходы должны возместить трудовые затраты, т.е. физические и умственные способности людей, израсходованные в процессе производства. Однако в современном обществе из-за неравномерного распределения национального дохода ресурсы у отдельных категорий домохозяйств оказываются недостаточными, чтобы поддержать жизненные силы на требуемом уровне.
На динамику и структуру доходов населения в 90-е годы оказали серьезное влияние факторы, которые характеризовали социально-экономическое положение страны:
- глубокий экономический кризис и становление рыночных отношений;
- инфляция, которая на протяжении первой половины 90-х годов носила гиперформу;
- задержка выплаты зарплаты (особенно работникам бюджетной сферы), государственных пенсий, пособий;
- многочисленные финансовые злоупотребления и нарушения в области оплаты.
В первые годы XXI века положение несколько стабилизировалось. Реальные располагаемые доходы домашних хозяйств начали несколько возрастать, однако с 2003 года начался новый период инфляционных процессов, что вновь сказывается на обесценении доходов.
Одним из показателей обеспеченности домашнего хозяйства является валовой доход.
Валовой доход домохозяйств – это совокупный доход, который включает: денежные доходы, стоимость натуральных поступлений продуктов питания и предоставленных государством и предприятиями в натуральном выражении льгот, дотаций, подарков (без учета накопленных сбережений).
Денежные доходы остаются главными в домохозяйстве. Источники формирования денежных доходов населения.
-оплаты труда членов домохозяйств;
-доходов от предпринимательской деятельности;
- государственных социальных выплат (трансфертов), пенсий, пособий из бюджета и внебюджетных фондов;
-прочих поступлений (страховых возмещений, доходов от реализации имущества и проч.).
Помимо деления денежных доходов по источникам их различают по равномерности поступлений:
- регулярные(оплата труда, арендная плата);
- периодические (авторские гонорары, доходы по ценным бумагам);
- случайные или разовые (подарки, доходы от реализации имущества), а также незаконные доходы (уход от налогов, выручка от продажи запрещенных товаров – наркотиков, оружия).
В зависимости от размеров денежные доходы классифицируются на номинальные и реальные.
Номинальные доходы – доходы за определенный период времени в денежных единицах по нарицательной стоимости. В России различают начисленные номинальные доходы, т.е. указанные в платежной ведомости на выдачу оплаты труда, и фактически полученные доходы, которые в связи с задержкой заработной платы, особенно в бюджетной сфере, ниже номинальных.
Реальные доходы – денежные доходы текущего периода, скорректированные на индекс потребительских цен. Они выражают количество товаров и услуг, которые можно фактически приобрести на номинальные доходы. Для домашнего хозяйства реальные доходы отражают действительный уровень жизни и благосостояния семьи, они призваны обеспечить удовлетворения материальных и духовных потребностей человека.
Денежные расходы домохозяйства – фактические затраты на приобретение материальных и духовных ценностей, необходимых для продолжения жизни человека, которые включают в себя потребительские расходы и расходы, не связанные непосредственно с потреблением.
Классификация и структура расходов:
1. По степени регулярности:
- постоянные расходы – на питание, коммунальные услуги и проч.;
-регулярные расходы – на одежду, транспорт;
- разовые расходы – на лечение, товары длительного пользования.
2. По степени необходимости:
-первоочередные (необходимые) расходы на питание, одежду;
-на медицинское обслуживание;
- желательные расходы – на образование, страховые взносы и проч.
3. По целям использования:
- потребительские расходы (на покупку товаров и оплату услуг);
-уплата обязательных платежей и различных обязательных взносов;
- расходы на накопления во вкладах и ценных бумагах;
- покупка иностранной валюты.
В России традиционно роль натуральных доходов по некоторым видам продуктов, в частности по картофелю, овощам, фруктам и ягодам, была и остается высокой. Низкий уровень денежных доходов в частном и государственном секторах экономики подчеркивается тем фактом, что значительная часть занятых в них одновременно содержит небольшие подсобные хозяйства, в которых производятся продукты питания. Однако трудозатраты в таких хозяйствах несоразмерно высоки из-за крайне низкой механизации производственных процессов, что в конечном итоге отражает нерациональный общественный характер личного подсобного хозяйства. В меньшей степени это относится к личным подсобным хозяйствам сельского населения, для которого ведение производства на земле является основной сферой приложения труда. Вместе с тем, и здесь общественно целесообразным является переход к фермерскому ведению хозяйства, т. е. в основном товарному производству.
В нашей стране соотношение между источниками денежных доходов резко менялось. В условиях господства государственной собственности основными доходами домохозяйств были заработная плата и выплаты из бюджета. По мере развития рыночных отношений роль второго источники стала возрастать. Однако и сегодня оплата труда остается главным доходом. Значение отдельного вида источника у конкретной семьи определяется ее социальным составом. Так, имеются домохозяйства, где оплата труда составляет почти 100% денежного дохода, например, работающая супружеская семья без детей. Есть домохозяйства, где денежный доход формируется только за счет государственных социальных трансфертов. Например, супруги-пенсионеры, воспитывающие малолетних внучат. На структуру доходов домохозяйств оказывает влияние место проживания — в городе или на селе.
В России все большая доля населения становится бедняками. Бедность - это низкий уровень денежных и натуральных доходов, недостаточных для удовлетворения основных жизненных (биологических) потребностей - жилья, питания, одежды, услуг. Показателем бедности страны в экономической литературе признается удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума.
Соотношение среднедушевых распределяющих ресурсов домохозяйств и прожиточного минимума свидетельствует о низком жизненном уровне большой части населения России, а динамика этого соотношения об ухудшении положения.
Обследование бюджетов домохозяйств показывает, что бедность носит многопрофильный характер и определяется местом проживания, социальными факторами, статусом занятости, образовательным уровнем и др. Доля бедных домохозяйств в сельской местности выше, чем в городе. Малоимущие и крайне бедные домохозяйства - это семьи, воспитывающие трех и более детей.
Денежные доходы населения РФ за первый квартал 2012 года составили 8,053 трлн рублей, что на 7,2 проц больше показателя аналогичного периода 2011 года.
В первом квартале 2012 года, по предварительным данным, на долю 10 проц наиболее обеспеченного населения приходилось 29,7 проц общего объема денежных доходов /в I квартале 2011 года - 29,3 проц/, а на долю 10 проц наименее обеспеченного населения – 2 проц /2,1 проц/.
Среднедушевой доход в месяц в размере более 35 тыс рублей имели 11,6 проц населения России /в первом квартале 2011 года 9,5 проц/, менее 3,5 тыс рублей – 2,9 проц /3,4 проц/. Доход 3,5-5 тыс рублей у 5 проц населения /5,6 проц в первом квартале 2011 года/, 5-7 тыс рублей – 8,9 проц /9,9 проц/, 7-10 тыс рублей – 14,6 проц /15,7 проц/, 10-15 тыс рублей – 21 проц /21,6 проц/, 15-25 тыс рублей /24,1 проц/, 25-35 тысрублей – 11,2 проц /10,2 проц/.
По данным Росстат, в первом квартале денежные расходы населения составили 8,311 трлн рублей, что на 3,1 проц больше, чем денежные доходы этого периода. В первом квартале 2011 года денежные расходы населения составляли 7,702 трлн рублей.
В марте 2012 года средний размер назначенных пенсий, по предварительным данным, составил 8981 рубль и увеличился по сравнению с мартом 2011 года на 9,2 проц.
В условиях России с учетом низкого уровня оплаты труда предпринимательская деятельность домашних хозяйств, носящая неорганизованный характер, является важным подспорьем для поддержания прожиточного минимума. Вместе с тем именно в этой сфере чаще всего наблюдаются негативные явления: сокрытие доходов, нелегальный бизнес, продажа низкокачественной, а иногда и опасной для жизни и здоровья людей продукции и др. В формировании частного товарооборота существенную роль играет деятельность так называемых челноков, периодически выезжающих за границу с целью закупки товара для его последующей реализации в России. В частной практике наибольшее распространение получили те услуги, которые являются наиболее доходными и пользуются повышенным спросом, например ремонт квартир, автомобилей и бытовой техники, репетиторство и обучение, медицинские услуги, частный извоз и др.
Значение денежных сбережений велико не только с точки зрения домашнего хозяйства. Сбережения населения — это важный источник стабильности национальной экономики. Сбережения населения — это важный инвестиционный ресурс для российских предприятий (напомним, что уровень изношенности основных фондов в различных отраслях отечественной экономики варьирует в пределах от 30 до 70%, при этом реализация подавляющего большинства инвестиционных программ сдерживается из-за отсутствия доступных источников финансирования).
Низкий уровень организованных сбережений отражает степень доверия российских домашних хозяйств к отечественным банкам, предприятиям и государству. В условиях развитой экономики домашние хозяйства большую часть своих активов размещают на банковские счета или вкладывают в различные финансовые инструменты. Такое поведение домашних хозяйств полностью соответствует целям частного сбережения, а логику его несложно продемонстрировать на примере отношений домашних хозяйств с коммерческими банками.
Экономические мотивы отечественных домашних хозяйств, размещающих денежные средства на текущие счета в отечественных банках, практически отсутствуют: население не рассчитывает подобным образом снизить степень риска их случайной утраты (уровень доверия к банковской системе чрезвычайно низок).
Основная цель вкладчика при внесении средств на счета по срочным вкладам - получение определенного дохода. Банки, привлекая устойчивый кредитный ресурс, выплачивают по срочным вкладам повышенный процент. Дело в том, что в соответствии с российским законодательством денежные средства, размещенные на счетах по срочным вкладам, возвращаются вкладчику лишь по истечении определенного, установленного договором срока. Вкладчик имеет возможность воспользоваться своими деньгами и до окончания срока хранения вклада, однако в этом случае он не получит ту сумму дохода, на которую рассчитывал. Доход вкладчику будет выплачен по ставке вклада до востребования, действующей в банке, за тот период, в течение которого его деньгами пользовался банк.
Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо разработать эффективную систему распределения доходов и расходов домашних хозяйств. Для домашних хозяйств очень важно, чтобы с ростом цен и повышали заработанную плату и уменьшали (или хотя бы не увеличивали) налоги и сборы. В противном случае так и будет существовать проблема бедности в России, а также разделение на классы (бедных и богатых).
В России разработана и утверждена Правительством Российской Федерации и реализуется федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации 2002-2010 годы и до 2015 года». Она состоит из двух этапов:
-На первом этапе (2002-2010 гг.) реализации Программы были намечены меры по уменьшению на 25% число отстающих по основным социально-экономическим показателям субъектов РФ.
-На втором этапе (к концу действия Программы в 2015 году) предусмотрено сократить межрегиональные различия в доходах на душу населения в 3 раза, число отстающих регионов в 2 раза, уменьшить на 25% долю населения с доходами ниже прожиточного минимума.
При всем различии форм организации адресной социальной помощи в регионах страны, существует общий подход к решению таких вопросов, как выявление факторов реальной нуждаемости, поэтапный переход от оказания помощи отдельным категориям населения к помощи конкретным домохозяйствам с учетом проверки их нуждаемости, постепенный отказ от многообразных видов социальных льгот и выплат.
Вместе с тем, анализ показывает, что масштабы этой деятельности еще не достаточны, во многих регионах по-прежнему доминирует категориальных подход к распределению государственной социальной помощи, адресные формы социальной поддержки находятся в стадии становления.
Сдерживающими факторами для введения социальной помощи малоимущим являются, прежде всего:
1. Отсутствие четкого разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в вопросах оказания социальной поддержки отдельных групп населения, в том числе по финансированию социальных выплат.
2. Недостаточность финансовых ресурсов, которые могут быть выделены в регионах на эти цели.
3. Сохранение действующей системы многочисленных социальных льгот различным категориям граждан, предоставляемых без учета факторов нуждаемости.
Исходя из положений указанных документов, к основным подходам по совершенствованию (упорядочению) предоставления мер социальной защиты населения, в том числе при оплате жилья и коммунальных услуг, можно отнести:
- усиление адресности социальной поддержки населения (замена натуральных льгот жилищными субсидиями);
-повышение защиты социально уязвимых домохозяйств, которые не имеют возможностей для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственной поддержке (учёт доходов при предоставлении мер социальной защиты)
- перевод в денежную форму натуральных льгот (для военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов – отмена льгот с одновременным увеличением их денежного довольствия);
- приведение социальных обязательств государства в соответствие с его ресурсами;
-сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг;
-упразднение социально неоправданных льгот.
Рекомендации Мирового банка по борьбе с бедностью, сформулированные в Целях развития на тысячелетие до 2015 года, весьма конкретны: уменьшить число голодающих в два раза, дать всем детям обязательное начальное образование, дать девочкам больше возможностей при получении начального и среднего образования, сократить детскую смертность на две трети и т.п.
В прогнозном периоде ожидается увеличение спроса на труд. К 2013 году численность занятых в экономике составит 68,3 млн. человек. Однако, в 2014 году этот показатель будет снижаться ввиду демографических ограничений (менее 68 млн. человек).Что касается безработицы, к 2013 году ее уровень будет равен предкризисному 2007 году (6,3 % экономически активного населения), но в 2014 году - 5,8 %.В 2012-2013 годах эта динамика в небюджетном секторе приблизительно будет соответствовать росту производительности труда, и в 2014 году она будет расти опережающими темпами по мере снижения уровня безработицы. Заработная плата бюджетников значительно увеличиться к 2012 году.Начиная с 2012 года ускорится также и рост реальных располагаемых денежных доходов, на фоне снижения уровня инфляции, индексации оплаты труда бюджетников и в результате проведения реформы довольствия военнослужащих. В 2012-2014 годах этот показатель будет расти ежегодно на 4-5 %.Будет наблюдаться рост и в потребительских расходах домашних хозяйств в 2012-2014 годах. (5,0 - 6,3 %), данный показатель будет опережать динамику доходов населения.Банковский кредит станет более доступным, вследствие чего, увеличиться потребительский спрос и снизиться склонность к сбережению с 15,7% в 2012 году до 15,2 % 2014 году.
Было отмечено, что основными проблемами финансов населения сегодня являются уровень бедности и снижение реальных располагаемых доходов населения. Прогноз Минэконом развития предполагает, что реальные располагаемые доходы начнут расти с 2012 года, следовательно, уровень бедности в стране снизиться.
В заключении хотелось бы отметить, что домашние хозяйства — не только учетно-статистический показатель, который используется для анализа состояния общества, но и особый тип хозяйства, оказывающий серьезное влияние на все экономические отношения в стране.В условиях ограниченности бюджета перед членами домохозяйства постоянно возникает проблема распределения средств между денежными фондами, между доходами и расходами. Отсюда вытекает неизбежная необходимость для каждой семьи так планировать свои доходы и рационально их использовать, чтобы не допустить появления отрицательного сальдо. В условиях домашнего хозяйства финансовое планирование носит упрощенный характер.
Высокий уровень бедности российского населения требует от государства проведения разнообразных мероприятий по поддержанию лиц, находящихся за чертой бедности. Государственная помощь домохозяйствам должна выражаться не только в финансово-экономической защите населения, но и в правовом и организационном стимулировании индивидуально-трудовой деятельности и семейного бизнеса. Неразрывная связь доходов и расходов домашних хозяйств проявляется, прежде всего, в зависимости структуры и объема расходов от структуры и объема доходов. Так, при снижении общего уровня доходов все меньшую их долю можно потратить на накопления и сбережения, поскольку существует определенный физиологический и социальный минимум потребительских товаров и услуг, который любое домашнее хозяйство должно обеспечить.
Структура расходов домохозяйства показывает, что расходы на продукты питания занимают преобладающую долю. Причем в городе эта доля выше. В сельской местности домохозяйства почти на треть обеспечивают себя за счет натурального хозяйства. Непромышленные товары (одежда, обувь, мебель, бытовая техника) составляют в городе почти 1/3, а на селе — лишь пятую часть.
Доля расходов на услуги постоянно возрастает. Особенно увеличились затраты семей в городе на жилье, коммунальные услуги, лекарства, а также на проезд в общественном транспорте. Отдельные виды услуг настолько подорожали, что просто выпали из бюджета рядового гражданина (например, чистка одежды, общественная стирка и др.). Однако появились новые виды платных услуг (здравоохранение, образование), которые стали занимать все большую долю расходов семьи.
Количественный состав домохозяйств также оказывает влияние на структуру расходов конечного потребления. В более выгодном положении находятся домохозяйства, состоящие из одного человека. С ростом численности домохозяйств положение ухудшается. У них снижается доля на питание и повышается доля натуральной продукции из личного подсобного хозяйства и из других поступлений. Денежные накопления и сбережения, аккумулированные в банках, служат источником расширения кредитных отношений. Потребительский кредит пополняет денежные доходы членов домохозяйств и способствует увеличению платежеспособного спроса на товары и услуги. Особенно важен потребительский кредит для России, где уровень жизни относительно низок, а кредитные возможности банковской системы нуждаются в дополнительных капиталах.
Уровень реальных доходов большинства российских домашних хозяйств находится на очень низком уровне. В результате снижается продолжительность жизни, ухудшению здоровья населения, падению уровня рождаемости, сокращается численность населения, падает уровень духовного развития членов общества. Планирование расходов и контроль за исполнением расходной части домашнего бюджета, рациональное управление его отдельными статьями способно в известной степени смягчить эти негативные тенденции.
Данная работа скачена с сайта http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 38759
1.Галицкая С.В. Деньги, кредит, финансы. - М., 2010. – 155с
2.Леонтьев В.Е. Финансы. Деньги, кредит и банки. - М., 2009. – 201с
3.Популярная экономика. Зарплата, пенсия, налоги. - М., 2008. – 176с
4.Экономика общественного сектора: Учебное пособие/ Под ред. проф. Жильцова Е.Н., Лафер Ж.Д. - М.: ТЕИС, 2009.- 289с
5.Http://economy.ru/.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.