Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Марксистская философия: предпосылки и её основоположники

Марксистская философия: предпосылки и её основоположники [11.11.12]

Тема: Марксистская философия: предпосылки и её основоположники

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 30.18K | Скачано: 237 | Добавлен 11.11.12 в 20:19 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Белгород 2012


Содержание
Введение 3
1.Основная часть:
1.1 Теоретические предпосылки философии марксизма 4
1.2. Основные положения диалектического материализма 7
1.3. Различие между материализмом Л.Фейербаха и материализмом К.Маркса и Ф.Энгельса 12
Заключение 15
Список литературы 17

Введение

Марксистская философия появилась в 40-х годах XIX столетия. Её основоположниками были немецкие мыслители Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Данное философское учение, в определённом смысле, можно рассматривать как завершающий этап развития немецкой классической философии. Оно сформировалось под влиянием всей предшествующей философской, научной и общественно-политической мысли. Со второй половины XIX в. и в течение всего XX в. марксизм оставался одним из наиболее влиятельных среди многих направлений философской мысли. Наиболее видные последователи философии марксизма – Август Бебель и Карл Каутский (Германия), Поль Лафарг (Франция), Антонио Лабриола и Антонио Грамши (Италия), Георгий Плеханов и Владимир Ленин (Россия).

Решающий вклад в создание диалектико-материалистической философии внес Маркс, которому Энгельс отдавал пальму первенства. Маркс определял философию как "духовную квинтэссенцию своего времени". Марксистская философия формировалась путем критического усвоения прежде всего лучших традиций немецкой классической философии и как теоретическое мировоззрение рабочего класса.

Цель данной работы рассмотреть и дать ответ на вопрос, что представляет собой марксистская философия на современном этапе развития общества.

 Для того, чтобы наиболее полно раскрыть данную тему в контрольной работе необходимо рассмотреть следующие задачи:

в первой части рассмотрим теоретические предпосылки развития марксистской философии;

во второй части работы объектом анализа являются проблемы теории познания и диалектики;

в третьей части работы мы рассмотрим общий анализ концепций материализма К. Маркса, Ф. Энгельса и Л. Фейербаха.

 В заключение работы будут подведены общие итоги проделанной работы и сделаны основные выводы.
                   1.1 Теоретические предпосылки философии марксизма

Марксизм - философская социальная и экономическая теория, развитая Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Краткое изложение общих идей Марксизма содержится в «Манифесте Коммунистической партии», написанном Марксом и Энгельсом в 1848. Детальный анализ капитализма дан Марксом в «Капитале».

Философия Марксизма получила впоследствии название диалектического материализма. Она утверждает первичность материи и вторичность сознания, истолковываемого как «материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». [6]

Как основную предпосылку к появлению данной философии принято считать диалектику Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и материализм Людвига Фейербаха.

Георг Гегель известен такими трудами, как: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук». В последнем своем труде «Энциклопедии философских наук» Гегель попытался изложить все три части своего учения: логику, натурфилософию и философию духа. Философская система Гегеля является идеалистической, т.к. он считал, что  первооснова всего сущего – абсолютная идея (мировой дух, мировой разум), творческое духовное начало, проявляющее себя в природе, истории, сознании. Цель существования человека у Гегеля – познание абсолютной идеи. Цель существования абсолютной идеи – познать себя.

Гегель рассматривал окружающий нас мир, природу и дух как образец диалектики, движения, изменения и развития. Философ указывал три этапа развития абсолютной идеи: первый – этап чистых категорий (бытие, причина, качество). После развития данных категорий абсолютная идея вступает во второй этап – природное инобытие. Последний третий этап – процесс развития человека, общества. Далее этот процесс формирует искусство, религию, философию. На всех этих этапах главная роль отводится духу, то есть абсолютной идее. Два момента отличают Гегеля от тех, кто имеет более или менее сходное метафизическое мировоззрение. Один из них - это подчеркивание логики; Гегель полагает, что природа реальности может быть выведена из единственного соображения, что она должна быть несамопротиворечивой. Другой отличительной чертой (которая тесно связана с первой) является триадическое движение, которое называется диалектикой. [3]

    Сильной стороной диалектики Гегеля можно считать последовательность и упорядоченность предложенной им системы. Он рассматривает абсолютную идею, начиная от ее начала, наблюдая развитие, выделяя в ней определенные этапы. Кроме того, именно Гегель дополнил идею развития глубоким философским содержанием, сформулировав законы процесса движения, изменения и развития.

    Недостатком диалектики Гегеля считают преувеличение роли разума и его абсолютизация, что сводит все многообразие жизни к логически выведенным категориям и законам. Таким образом возникает неизменность действий, которые также неизменно управляют миром.

    Пренебрежность к реальному миру,  который оказался вторичной формой бытия абсолютной идеи – вот еще одна слабая сторона диалектики Гегеля. В его системе нет места для отдельного человека. Человек, как считал Гегель, всего лишь средство.

Людвиг Фейербах был одним из последних представителей немецкой классической философии. В первых своих работах, одна из таких – «О едином, всеобщем и бесконечном», написанная в 1828 году, Фейербах развивал гегелевские идеи, но потом стал развивать свои, противоположные по смыслу идеям Гегеля. Вместо христианства и философии гегелевского типа Фейербах предложил программу "философии Человека". Согласно его гуманистической концепции, человек — высшее в ценностном отношении, абсолютная ценность. Речь идет при этом не об отдельных людях, а об их сущности, т.е. о родовом начале. Отдельный человек не является вместилищем всех человеческих достоинств, — но человек как таковой бесконечно добр, мудр, всемогущ. Эти свойства образуют самого человека, а без них, т.е. без моральных качеств доброты, мудрости, могущества Человека вовсе нет. В человеке — все ценно. Его физическая, эмоциональная, психологическая жизнь нисколько не менее важны, чем разум. Очень важно, далее, что человек живет в естественном контакте с природой. Природа внешняя близка природе самого человека, она ему соответствует. Сущность человеческая вполне гармонично являет себя в человеческом существовании. Тут нет конфликта — жизнь природы, условия бытия не чужды человеческой сущности, между ними — глубокое единство. [2]

     Сильная сторона материализма Фейербаха заключается в том, что в центре ее не абсолютная идея, а обычный человек с его надеждами, чувствами, духовными предпочтениями и стремлениями. Человек и есть Бог. Это воодушевляет, вдохновляет к совершенствованию своей души, к улучшению своей жизни.

Если поразмыслить, то и материализм не является единственным путем к истине. Гармоничное взаимодействие физического и психического в человеке создает его динамичную целостность, образуют  самого человека.

Маркс и Энгельс стали использовать в своем философском направлении учение Гегеля о развитии и изменении, о переходе количественных изменений в качественные. Они создали новый диалектический метод, основанный на научном фундаменте материалистической философии.

    Вобрав в себя  отдельные направления - диалектику Гегеля и материализм Фейербаха, возникла совершенно новая философская концепция – диалектический материализм.

    Диалектический материализм стал своеобразным революционным скачком в развитии философии, переходом из старого состояния в новое, положив начало новому мировоззрению.

1.2 Основные положения диалектического материализма

    Термин «Диалектический материализм» создал в 1887 году социалист Иосиф Дицген, который состоял в переписке с Марксом с 1848 года. Сам Маркс термин «диалектический материализм» не использовал. Маркс говорил о «материалистической диалектике» и «материалистическом понимании истории».  В марксистскую литературу термин «диалектический материализм» ввёл русский марксист Георгий Плеханов. Владимир Ленин активно использовал данный термин в своих работах.

Диалектический материализм — философия марксизма-ленинизма, являющаяся его составной частью наряду с марксистской политической экономией и теорией научного коммунизма. В отличие от специальных наук, изучающих законы развития и функционирования различных явлений природы и общества, диалектический материализм изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования мира в целом, отношения взаимодействия человека с окружающей действительностью и наиболее общие принципы её познания и преобразования. [4]

Материалистическую диалектику Маркс считал не специфически философским, а общенаучным методом исследования, который он, как известно, применил в своем «Капитале». Так же оценивал диалектику и Энгельс, подчеркивая, что естествоиспытателям необходимо овладеть этим методом для решения своих научных задач и преодоления идеалистических и метафизических заблуждений. При этом он ссылался на великие естественно-научные открытия 19 в. (открытие клетки, закон превращения энергии, дарвинизм, периодическая система элементов Менделеева), которые, с одной стороны, подтверждают и обогащают диалектический материализм, а с другой – свидетельствуют о том, что естествознание приближается к диалектическому миропониманию.

Диалектический характер марксистской философии непосредственно был связан, во-первых, с материалистической переработкой идеалистической диалектики Гегеля и, с диалектической переработкой прежнего метафизического материализма.

Диалектическая переработка предшествующего материализма состояла в преодолении его исторически обусловленной ограниченности: механистического истолкования явлений природы, отрицания всеобщности развития, идеалистического понимания общественной жизни. Соглашаясь со старым материализмом в признании первичности, несотворимости, неуничтожимости материи, а также в том, что сознание есть свойство особым образом организованной материи, марксистская философия рассматривает духовное как продукт развития материи, и притом не просто как природный продукт, а как социальный феномен, как общественное сознание, отражающее общественное бытие людей.

Основными системообразующими принципами диалектического материализма являются:

Два философа смогли соединить диалектику и материализм. В центре внимания философии марксизма оказались проблемы общества и социальной жизни. Карл Маркс считал, что главное звено любой общественной системы лежит не в области религии, а в материально–экономической области общества. Материализм – самая легкая и общедоступная философия: вера в вещи, в тела, в материальные блага, как в единственно верную реальность мира. Если материя есть низшая и простейшая ступень бытия, то материализм есть низшая и простейшая ступень философии.

    С другой стороны такой материализм принижает мир науки, культуры, духовности и нравственности. Маркс считал, что базис развития – это противоречие и борьба классов. Именно так он рассматривал и понимал историю.

    Энгельс писал, что задача диалектического материализма заключалась в том, чтобы свести науку об обществе с «материалистическим основанием». В роли такого «материалистического основания» должна стать практика как общественная преобразующая деятельность людей. Главным образом, речь идет именно об их производственной деятельности, способе производства материальных благ и складывающихся на его основе производственно – экономических отношениях между самими людьми. Данные факторы прямо или косвенно воздействуют на содержание познавательной деятельности людей и в конечном счете на все стороны их жизни в обществе. Маркс высказывал мысль о том, что теория становится материальной силой тогда, когда она начинает овладевать массами людей. А это будет происходить только тогда, когда эта теория будет выражать интересы масс.

    Карл Маркс полагал, что сторонники атеизма на самом деле – пророки новой религии. Для философа такой религией была «религия Коммунистического общества» при этом он критиковал капиталистический строй общества. В связи с этим в философии диалектического материализма было много противоречий. Материалист Маркс, с одной стороны, верил в идеалы, в светлое коммунистическое будущее, с другой стороны оставлял место и идеализму.  

    Диалектический материализм понимает общество как материалистическое, рассматривает его именно с таких позиций. Возникает необходимость создать науку об обществе, но каковы будут научные законы? Ведь каждый человек индивидуален, обладает своим характером и сознанием. Как подчинить общим законам развития все общество, если каждая отдельная единица в нем – человек. Поэтому Маркс рассматривает внутренний духовный мир как вторичное по отношению к внешнему миру.

    Основные достижения диалектико-материалистического способа мышления можно обозначить следующими позициями:

             -критика недостатков капитализма;

             -разработка проблемы практики;

             -уяснение природы общественного.

    Но преувеличение роли общественного сопровождалось зачастую умалением человечески – индивидуального, личностного, потерей человека. Марксисты признавали материальность мира, признание того, что мир развивается по законам движения материи. Материя, по Марксу, первична, а сознание – вторично.

    Марксистский материализм доказывает, что все многообразные тела природы – от мельчайших частиц до гигантских планет, от мельчайших бактерий до высших животных, до человека – представляют собой материю в разных формах и на разных ступенях ее развития. Марксисткой философии глубоко чуждо пассивное, созерцательное отношение к окружающей действительности. Диалектический материализм является орудием в деле переустройства общества в духе коммунизма. 

    Таким образом, марксистская философия своеобразно решает соотношение бытия и мышления, природы и духа. Она, с одной стороны, признает материю первичной и сознание вторичным, с другой стороны, рассматривает их неоднозначные, сложные и противоречивые взаимодействия, отдавая порой главную роль именно сознанию. Марксизм опирается на успехи естествознания и общественных наук; и  утверждает, что мир познаваем, и главной проблемой в нем остается – проблема общества и социума.

1.3. Различие между материализмом Л.Фейербаха и материализмом К.Маркса и Ф.Энгельса  

Основу идеального составляет природа и человек. Идеальное – это все материальное – так высказывались марксисты.

Главный недостаток фейербаховского материализма  заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность или практика, т.е. не субъективно. Фейербах хочет иметь дело с чувственными объектами, действительно отличными от мысленных объектов, но саму человеческую деятельность он берет не как предметную деятельность. Поэтому в “Сущности христианства” человеческую деятельность он рассматривает как теоретическую, тогда как практика берется и фиксируется только в грязноторгашеской форме ее проявления. Потому он не понимает значения “революционной” и “практически-критической” деятельности. [5]

 Любовь и весь внутренний мир К.Маркс и Ф.Энгельс отодвигают на второй план, выдвигая на первый - внешний мир, который непосредственно и окружает человека.

Кроме того, Фейербах мечтал создать справедливое общество, поэтому вступил в ряды социал-демократической партии, где он проповедовал идеалы общественной справедливости. И как всякий материализм, фейербаховская философия указывает, что именно от материального мир двигается к идеальному. Марксизм также выступал за создание нового социально – справедливого общества с помощью практики.

Намного более развитой формой материализма, чем антропология Фейербаха, является диалектический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса. Маркс в частности упрекал Фейербаха в непонимании конкретно – общественной природы человека и роли практики, особенно революционной. Ведь такая практика  - основа и критерий самой истины.

Маркс понимает философию как науку и стремится построить ее строго по научному методу, а общество понимает исключительно как материалистическое. Сначала рассматривается внешний мир, а потому уже внутренняя среда человеческой души. Внешний мир – это, во – первых, природа, а во – вторых, то, что создано людьми из природы (продукты труда отдельного человека и продукты общественного труда.) Именно в общественном труде человек покидает свой собственный внутренний мир. Экономические отношения, рассуждает Маркс, определяют все другие общественные отношения – отношения прав, политики, религии и нравственности. То есть  экономическое главенствует над всем, даже над внутренним миром человека. Фейербах не выделял экономические отношения людей столь значительно. Но так же высказывал мысли о необходимости справедливости общественных отношений.  

Маркс отдельно выделил мир как социальный, что до него не делал ни кто. Рассматривая материализм марксизма, необходимо учитывать то, что он непрерывно связан с революционной стороной. Критикуя недостатки капиталистического общества, философы Маркс и Энгельс говорили о необходимости перехода к социализму, ведь в соревновании капиталов капиталисты будут просто вынуждены резко нарушать права рабочих, относительное обнищание которых и приведет к социалистической революции.

Материализм Людвига Фейербаха оказал огромное влияние на формирование взглядов Карла Маркса и Фридриха Энгельса, но это не означает, что их философские направления тождественны. Фейербах полностью отвергал диалектику.

Кроме того, Фейербах оставался идеалистом в области понимания общественных явлений: он различал эпохи в развитии человечества исключительно по формам сознания, по сменяющим друг друга религиям. Материализм Фейербаха – антропологический материализм. В основе всех его рассуждений выступает абстрактный человек, рассматриваемый им как биологическое существо. Фейербаху совершенно чужд исторический подход к человеку и человеческому обществу. Он хотя и говорил о «родовой» связи между людьми, но эту связь понимал как чисто природную, преимущественно как связь полов. Он был далек от мысли, что действительно социальная связь между людьми определяется их отношениями в процессе общественного производства, что люди могут существовать, лишь воздействуя с помощью созданных ими орудий производства на природу, и что в процессе этого воздействия люди сами изменяются, переживают «истинную историю». 

Фейербах не видел смысла политической борьбы  в общественном развитии, а марксисты видели в этом прямую связь. Энгельс и Маркс распространили материализм на познание общества, создав исторический материализм. Фейербах же не был сторонником исторического материализма.

Заключение

Мыслители прошлого нередко стремились к созданию законченных учений, которые должны дать исчерпывающие ответы на все вопросы. Но всё это противоречило жизни – непрерывно текучей и изменчивой. Всё величие философии как раз и заключается в то, что она в принципе не может быть никогда завершённой. В жизни нет и не может быть ничего абсолютно законченного, остановившегося.

Философия марксизма не только в отношении к действительности, но и в отношении к самой себе коренным образом отличается от всех предшествующих ей философских систем. Она не только критична, но и самокритична. Она не претендует на изречение истин в «последней инстанции». Принципы марксистской философии постоянно обогащаются практикой общественного развития, новыми достижениями науки, новым опытом.

Рассмотрев теоретические предпосылки развития марксистской философии, мы можем сказать, что данная философия была вызвана к жизни коренными потребностями революционной борьбы рабочего класса, призванного покончить с системой капиталистических отношений и построить бесклассовое коммунистическое общество. Она стала могучим теоретическим инструментом научного познания и революционного преобразования мира.

Проанализировав проблемы теории познания и диалектики, можем заключить, все люди, вещи и мысли находятся в постоянном движении, то возникают, то уничтожаются. Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного.

Сравнив концепции материализма К. Маркса, Ф. Энгельса и Л. Фейербаха, сделаем вывод, что для Фейербаха на первый план встает чувственное восприятие, а Маркс и Энгельс считали, что важнее внешний мир, который окружает человека. Фейербах пытался создать идеальное общество, а в то же время Маркс и Энгельс видели смысл в политической борьбе в общественном развитии.

Если бы не было марксизма, материализм трудно было бы даже назвать философским направлением. Скорее это способ осмысления мира. Хронологически этот способ прослеживается от античности до современности и наблюдается практически во все философские эпохи.

В итоге можно отметить, что созданное Марксом совместно с Фридрихом Энгельсом философское учение (марксизм) представляет собой стройную и целостную систему мировоззрения, лишенную идеализма и опирающуюся исключительно на науку и практический опыт.

Список литературы

  1. История мировой философии. – М.: АСТ, 2007
  2. История философии: Запад–Россия–Восток (книга первая, книга вторая).- М.1996
  3. К. Маркс, К критике гегелевской философии права. Введение. К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч., изд. 2, т. 1
  4. К. Маркс, Тезисы о Фейербахе.// Маркс К., Энгельс Ф. собрание соч. Т.3
  5. Рассел Б. История западной философии - Новосибирск 1997
  6. Философия: энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2004

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 30.18K
Скачано: 237
Скачать бесплатно
11.11.12 в 20:19 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе