Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Марксистская философия: её основоположники

Марксистская философия: её основоположники [02.09.11]

Тема: Марксистская философия: её основоположники

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 16.41K | Скачано: 299 | Добавлен 02.09.11 в 17:53 | Рейтинг: +4 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Калуга 2010


 

Содержание

Введение. 3

Теоретические предпосылки философии марксизма. 4

Основные положения диалектического материализма. 7

Различия между материализмом Л.Фейербаха и материализмом К.Маркса и Ф.Энгельса  9

Заключение. 12

Список литературы.. 13

 

Введение

Марксистская философия появилась в 40-х годах XIX столетия. Её основоположники – немецкие мыслители Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Их философское учение, в определённом смысле, можно рассматривать как завершающий этап развития немецкой классической философии. Оно сформировалось под влиянием всей предшествующей философской, научной и общественно-политической мысли. Со второй половины XIX в. и в течение всего XX в. марксизм оставался одним из наиболее влиятельных среди многих направлений философской мысли. Наиболее видные последователи философии марксизма – Август Бебель и Карл Каутский (Германия), Поль Лафарг (Франция), Антонио Лабриола и Антонио Грамши (Италия), Георгий Плеханов и Владимир Ленин (Россия).

В настоящее время существует немало направлений, вариантов, версий марксизма и его философии, некоторые из них мало похожи на классический и нуждаются в специальном анализе. В своей работе я остановлюсь на философии классического марксизма.

Теоретические предпосылки философии марксизма

Теоретическими источниками марксизма послужили немецкая классическая философия, английская классическая политическая экономия и французский утопический социализм. Непосредственными предшественниками, оказавшими наиболее сильное влияние на философские взгляды основоположников марксизма, были Гегель и Фейербах. Своё отношение к философии этих мыслителей Карл Маркс и Фридрих Энгельс выразили в целом ряде своих работ. Прежде всего, это «Критика гегелевской философии права», «Тезисы о Фейербахе», «Капитал» Маркса, «Анти-Дюринг» и «Диалектика природы» Энгельса, их совместные труды «Святое семейство» и «Немецкая идеология».

В философии Гегеля наиболее ценным элементом Маркс и Энгельс считали диалектику. Великую заслугу Гегеля они видели в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и попытался раскрыть внутреннюю связь этого движения. Маркс отмечал, что «мистификация, которую претерпела диалектика в руках Гегеля, отнюдь не помешала тому, что именно Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение её всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо её поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».

Исходным пунктом понимания диалектики основоположниками марксизма было материалистическое решение основного вопроса философии. Маркс подчёркивал, что его диалектический метод является в своей основе прямой противоположностью методу Гегеля. Если Гегель процесс мышления, абсолютную идею превращает в творца действительности, то для Маркса «идеальное есть не что иное как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

Энгельс отмечал, что гегелевская система страдала внутренним противоречием: с одной стороны, человеческая история рассматривалась как процесс развития, который по самой своей природе не может найти завершения и открытия так называемой абсолютной истины. С другой стороны, Гегель претендовал на то, что именно в его системе выражена абсолютная истина в последней инстанции, и, следовательно, никакой умственный и другой прогресс невозможен и не нужен. Гениальное открытие Гегеля – диалектический метод противоречил его же во многом искусственной системе.

Преодолевая идеализм Гегеля, Маркс и Энгельс пришли к материализму, но не к метафизическому и механистическому материализму XVIII в., а материализму диалектическому.

Большую роль в преодолении Марксом и Энгельсом идеалистических представлений сыграла философия Фейербаха. Маркс считал заслугой Фейербаха критику идеализма как утонченного религиозного мировоззрения, противопоставление идеализму «истинного материализма». Однако, критикуя идеализм Гегеля, Фейербах не понял сути и значения его диалектики. Уже поэтому его критика гегелевской философии была во многом поверхностной и малосодержательной. Материализм Фейербаха традиционно оставался метафизическим. Его характерной чертой был антропологизм, который заключался в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрении человека в неразрывном единстве с природой. Природная сторона в человеке гипертрофировалась, а социальная–недооценивалась. Метафизичность антропологического материализма Фейербаха выразилась в том, что он носил пассивно-созерцательный характер, не учитывал общественно-исторической практики, за что и подвергся критике со стороны Маркса в «Тезисах о Фейербахе».

Таким образом, Маркс и Энгельс создали диалектический материализм, основой которого является материалистическая диалектика.

Было бы совершенно неправильно представлять процесс формирования философии марксизма как простое объединение двух компонентов – диалектики Гегеля и материализма Фейербаха. Это принципиально новая философская концепция. Каждая составляющая была подвергнута капитальной переработке. Диалектический материализм как органическое единство теории и метода существенно отличается от всей предшествующей философии, в том числе от своих идейных источников, хотя и является их непосредственным продолжением и развитием.

Основные положения диалектического материализма

Марксом и Энгельсом впервые в истории философии была разработана диалектико-материалистическая теория познания. Как следует из их работ, они твёрдо исходили из того, что мир познаваем, что объективные явления и процессы материального мира более или менее правильно отражаются в сознании людей. Формирующиеся таким образом знания людей о мире помогают им приспосабливаться к нему и преобразовывать его в соответствии со своими потребностями и интересами.

Основоположники марксизма решительно выступали против агностиков, которые оспаривали возможность познания мира или, по крайней мере, исчерпывающего его познания. Марксистская философия опирается на достижения современного естествознания, общественных наук, которые показывают, что люди узнают о мире (природе, обществе, человеке) всё больше и больше, постигают сущность явлений и законы их развития. Благодаря этому общество может существовать и развиваться.

Теория познания марксизма диалектична, или можно сказать, что диалектика и есть теория познания марксизма. Процесс познания, с точки зрения основоположников марксизма, диалектичен, истина – не застывший итог, а непрерывный процесс перехода от одной относительной истины к другой, тоже относительной, но содержащей более весомую частицу истины абсолютной.

Как и все материалисты, основоположники марксизма признавали первичность, несотворённость материального бытия. С их точки зрения, мир в целом непреходящ, он существует вечно и бесконечно во времени и пространстве. Он обладает вечным бытием. Что касается отдельных явлений, то они появляются и исчезают в разных областях Вселенной. Их бытие временно.

С точки зрения диалектико-материалистической философии, материя находится в вечном и непрерывном движении. Движение – это способ её существования. Одно из проявлений движения материи – развитие как выход за пределы какого-либо данного состояния и появление нового. Примером этого могут служить возникновение жизни на Земле, появление человека, развитие общества, его материальной и духовной культуры.

В своих работах основоположники марксизма также решали проблему распространения диалектико-материалистических воззрений на общество. Это означало придать диалектическому материализму законченный вид, достроить его «доверху». В противоположность идеалистическому пониманию истории общества диалектический материализм доказал, что люди сами являются творцами истории, но творят её не по произволу, а на основе унаследованных ими от прошлых поколений объективных, материальных условий в соответствии с объективными законами. Бытие людей (то есть производство материальных благ и складывающиеся на этой основе отношения между людьми в процессе труда) определяет их сознание. Таков ответ марксизма на основной вопрос философии применительно к жизни общества. Таким образом, Маркс и Энгельс показали диалектико-материалистический характер развития не только природы, но и человеческого общества.

Различия между материализмом Л.Фейербаха и материализмом К.Маркса и Ф.Энгельса

Как уже отмечалось ранее, одной из теоретических предпосылок диалектического материализма К.Маркса и Ф.Энгельса был материализм Л.Фейербаха. У него были свои достоинства и недостатки. Достоинством основоположники марксизма считали острую критику гегелевского идеализма. В своей книге «Сущности христианства» Фейербах смело провозгласил «торжество материализма», исходя из того, что природа существует независимо от какого-то духа, что окружающий человека вещественный мир и есть «единственный действительный мир». Энгельс писал, что «освободительное действие этой книги» было велико. Ясные материалистические идеи учения Фейербаха действовали «освежающе после долгих лет господства абстрактной и тёмной гегельянщины».

Однако материалистические идеи, которые излагал Фейербах, не были свободны от некоторых ограниченностей. На них и обратили своё внимание Маркс и Энгельс.

В результате справедливой в целом критики философского идеализма Фейербах потерял то ценное, что было заключено в трудах Гегеля, – диалектику. Он неспособен был понять мир в его постоянном развитии, в процессе которого отживают одни явления и появляются новые, как правило, более совершенные. Все явления и вещи рассматривались им как изолированные и неразвивающиеся. Так же, вслед за материалистами XVIII века, Фейербах сводил каждый материализм к механистическому. В то время более других наук была развита механика, и это привело к тому, что к изучению всех явлений, в том числе химических, биологических и даже социальных, применялись масштабы механики. А это очень сильно искажало реальную картину мира.

В целом, материализм Фейербаха характеризовался Марксом и Энгельсом как метафизический и механистический. И они стремились преодолеть эту ограниченность его философии. Марксистский материализм – диалектический. Основная идея диалектики, по Энгельсу, заключается в том, что «мир состоит не из готовых, законченных предметов, а представляет собой совокупность процессов, в которой предметы, кажущиеся неизменными, равно как и делаемые головой их мысленные снимки, понятия, находятся в беспрерывном изменении, то возникают, то уничтожаются, причём поступательное развитие, при всей кажущейся случайности и вопреки временным отливам, в конечном счете прокладывают себе путь». Такова диалектика развития объективного мира и его познания.

Характерной чертой материализма Фейербаха был антропологизм, который заключался в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрении человека в неразрывном единстве с природой. Человеческая сущность толкуется Фейербахом преимущественно биологически. Он недооценивает её социальную сторону, ведь человек – существо биосоциальное. Вот почему Маркс, признавая важное историческое значение фейербаховского материализма, в то же время отмечал, что у Фейербаха «человеческая сущность может рассматриваться только как «род», как внутренняя, немая всеобщность, связующая множество индивидов только природными узами». Согласно Марксу, человек является историческим и социальным существом, а потому его сущность «не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».

Кроме того, Маркс и Энгельс указали ещё на одну весьма существенную ограниченность философии Фейербаха, а именно: её пассивно-созерцательный характер. Речь идёт о непонимании роли практической деятельности людей в познании ими природных и социальных явлений и в развитии общества. Фейербах не смог последовательно применить материалистический подход при объяснении общественных явлений. В понимании общественной жизни он оставался идеалистом. Тем самым его материализм оставался односторонним и незавершённым.

Но, несмотря на свою односторонность, учение Фейербаха сыграло важную роль в формировании философских взглядов К.Маркса и Ф.Энгельса.

Заключение

Мыслители прошлого нередко стремились к созданию законченных учений, которые должны дать исчерпывающие ответы на все вопросы. Но всё это противоречило жизни – непрерывно текучей и изменчивой. Всё величие философии как раз и заключается в то, что она в принципе не может быть никогда завершённой. В жизни нет и не может быть ничего абсолютно законченного, остановившегося.

Философия марксизма не только в отношении к действительности, но и в отношении к самой себе коренным образом отличается от всех предшествующих ей философских систем. Она не только критична, но и самокритична. Она не претендует на изречение истин в «последней инстанции». Принципы марксистской философии постоянно обогащаются практикой общественного развития, новыми достижениями науки, новым опытом.

Список литературы

  1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. 3-е изд. М.: 2004
  2. Философия: Энциклопедический словарь. М.: 2004
  3. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.3
  4. Митрохин Л.Н. Маркс и Фейербах // Философия религии. – М.: 1993
  5. Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск, 1997
  6. Философия: Часть первая: История философии: Учебное пособие / Под ред. проф. В.И.Кириллова, проф. С.И.Попова, проф. А.Н.Чумакова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004
  7. Хрестоматия по философии: Учебное пособие для вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2002
  8. Радугин А.А. Философия: курс лекций.2-е изд., перераб. и доп.М.: Центр, 1997
  9. Введение в философию: учебник для вузов. Ч.1 / Под общ. ред. И.Т. Фролова.М.: Политиздат, 1989
  10. Спиркин А.Г. Основы философии: Учеб. пособие для вузов.М.: Политиздат, 1988

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+4
Размер: 16.41K
Скачано: 299
Скачать бесплатно
02.09.11 в 17:53 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе