Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по концепции современного естествознания »
Тема: Естественно-научная и гуманитарная культуры
Раздел: Бесплатные рефераты по концепции современного естествознания
Тип: Реферат | Размер: 16.75K | Скачано: 434 | Добавлен 17.10.12 в 10:58 | Рейтинг: +1 | Еще Рефераты
Вуз: Финансовый университет
Содержание
Введение 3
1.Специфика и взаимосвязь естественно-научного и гуманитарного типов культур 4
2.Роль "наук о природе" и "наук о духе" в развитии культуры 9
3.Необходимость единства естественно-научной и гуманитарной культур в современном обществе 12
Заключение 15
Список литературы 16
Введение
Большинство из нас уже в школьные годы обнаруживают в себе некоторую предрасположенность, склонность к дисциплинам либо гуманитарного, либо естественно-научного профиля. Любопытно, что речь при этом идет не об отдельных «любимых предметах», а о целых «блоках» учебных дисциплин. Если кому-то нравится история, то можно почти наверняка утверждать, что не останутся без внимания также и литература, языки, и прочие гуманитарные предметы. Равно как и наоборот: если человек проявляет способности в области математики, то, как правило, он будет неплохо разбираться и в физике.
Для отдельного человека вопрос различения гуманитаристики и натуралистки (от лат. humanitas — человеческая природа и nature — природа, соответственно) оборачивается главным образом проблемой выбора рода занятий, профессии, формирования культурных навыков и привычек. Для общества в целом проблемы выбора, разумеется, нет, но есть проблема совмещения, взаимосогласованности и гармонии ценностей двух типов культур — естественно-научной и гуманитарной.
1. Специфика и взаимосвязь естественно-научного и гуманитарного типов культур.
Понятием "культура" обозначаются различные явления: сорта растений, выведенные специалистами в ходе селекционной работы; процессы совершенствования телесных, нравственных и умственных качеств человека; совокупность обычаев, традиций, верований и образа жизни народов; особый неприродный тип бытия, созданный человечеством в его истории и постоянно воспроизводимый в течение жизни поколений; системы положительно значимых ценностей в жизнедеятельности людей и т. д. Исходный признак культуры выделяется через соотношение с природой. Объект есть достояние культурной реальности, ее ли он обработан или переделан людьми для удовлетворения их потребностей. В этом контексте все созданное человечеством есть культура. Таково расширенное понимание специфики культуры. Однако предельно общие понятия часто не заключают в себе сколько-нибудь значительного научного потенциала, если они не раскрываются полностью в своем содержании. Выражения типа "все" и "ничего" могут поняты как тождественные. Поэтому ученые стремятся к более конкретному объяснению явлений и выражающих их понятий. Одним из путей объяснения понятия "культуры" является ее инструменталистская трактовка. Культура — это система средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется, реализуется, стимулируется активность индивида, групп, человечества в их взаимодействии с природой и между собой. Эти средства создаются людьми, постоянно совершенствуются и состоят из трех содержательных типов культур — материальной, социальной и духовной. Материальная культура — совокупность вещественно-энергетических средств бытия человека и общества. Она включает разнообразные факторы: орудия труда, активную и пассивную технику, физическую ("телесную") культуру индивида и населения, благосостояние человека и общества и т. д. Социальная культура — система правил поведения людей в различных видах общения и специализированных сферах общественной деятельности. Она включает этикет, профессиональную, правовую, религиозную, светскую, нравственную, экономическую и другие разновидности нормативной деятельности. Духовная культура — это составная часть культурных достижений человечества. Она представляет собой многообразную систему знаний, состояний эмоционально-волевой сферы психики и мышления индивидов, а также непосредственных форм их выражений — знаков. Универсальный знак — язык — естественный и искусственный, звуковой (речь) и письменный. Основные виды духовной культуры — мораль, право, мировоззрение, идеология, искусство, наука и т. д. Каждый из этих видов духовной культуры состоит из относительно самостоятельных разновидностей. В предметной области науки относительно четко выделяются системы знаний о природе — естествознание (естественные науки) и системы знаний о позитивно значимых ценностях бытия индивида, групп, государства, человечества — гуманитарные науки. До последовательного оформления науки как самостоятельной части культуры человечества знания о природе и ценностях общественной жизни входили в иные состояния духовной культуры: практический опыт, мудрость, народная медицина, моральные системы этносов. Данное обстоятельство дает право трактовать понятия "естествознание" и "гуманитарное знание" не в качестве естественных и гуманитарных наук, а в значении более широкого комплекса научных и ненаучных видов знаний. Однако в условиях культуры XX века такая трактовка непродуктивна. Поэтому чаще всего исходят из того, что современная естественно-научная и гуманитарная разновидности культуры основаны на научном знании. С учетом того обстоятельства, что отдельный человек не в состоянии усвоить весь объем информации, накопленный науками, понятие "естественно-научная культура" указывает на три слоя реальности: совокупный исторический объем информации, полученный в процессе изучения природы и общества; объем информации о данных сферах бытия, который в сокращенно-концентрированной форме актуализирован и доступен усвоению; фактически усвоенное индивидом, специалистом содержание накопленного и актуализированного знания о природе и общественных ценностях.
Сфера исследования природы естественными науками, по сути, неисчерпаема. Она включает объекты микро-, макро- и мегамиров. В более популярном изложении это означает, что естествознание исследует неорганическую и органическую природу Земли и Вселенной. Основные науки о неорганической природе — физика, химия, физическая химия и многочисленные подразделения. Комплекс биологических наук исследует живую природу, начиная от доклеточного уровня и кончая биосферой. Специфику планетного вещества Земли изучает геология и другие науки. Вселенная является объектом познания астрономии, астрофизики, астрохимии. Математика исследует все сферы бытия природы, где выявлены количественные- закономерности. Методы математики проникают и в науки об обществе. Гуманитарная культура основывается на знаниях этики, религиоведения, юриспруденции, искусствознания, философии, литературоведения, педагогики и других наук. Системообразующие ценности гуманитарных наук — гуманизм, идеалы добра, истины, красоты, совершенства, свободы и т. д. Эти ценности имеют решающее значение в целеполагающей деятельности людей, так как поднимают человека от состояния животного эгоизма к всесторонней общественной жизни. Те или иные группы ценностей и соответственно виды гуманитарной культуры могут наполняться специфическим социальным содержанием. Их общественная значимость относительна и утверждается в соответствии с той или иной ролью, которую они играют в определенную историческую эпоху. Например, религиозные ценности католицизма доминировали в общественной жизни государств западной Европы в XI—XIV вв. В настоящее время в этих государствах превалируют политические и правовые ценности. Существенную роль в современной индустриальной цивилизации играют экономические и утилитарно-практические ценности, в которых осмысливаются явления материальной культуры. Важно подчеркнуть, что и в гуманитарном знании, и в целом в гуманитарной культуре существенным образом представлены интересы субъекта. Поэтому неизбежны различные варианты осмысления и оценки "позитивности" одних и тех же общественных явлений для того или иного человека, группы, социума, государства. В этом и заключается специфика гуманитарной культуры. Естественно-научная культура во многом исключает субъективизм ученого. Выделим основные признаки (показатели) рассматриваемых видов культур. Специфика естественно-научной культуры состоит в том, что знание о природе постоянно совершенствуется, отличается высокой степенью объективности, представляет собой наиболее достоверный (истинный) слой массива человеческого знания, имеющего большое значение для существования человека и общества. Кроме того, это глубоко специализированное знание. Для "рядовых" потребителей естественно-научной культуры необходимы научно-мировоззренческие популярные "переводы" (толкования) знаний о природных объектах. В любом случае для человека естественно-научная культура есть важнейшее средство социализации, а для многих специалистов — решающее условие их эффективной деятельности.
Специфика гуманитарной культуры состоит в том, что знание о системе ценностных зависимостей в обществе активизируется исходя из принадлежности индивида к определенной социальной группе. В основе актуализаций нередко лежат общечеловеческие ценности (гуманизм, демократия, права человека, нормы морали и т. д.). Все это имеет решающее значение в социальной адаптации индивида. Проблема истинности решается с учетом знания об объекте и оценки полезности этого знания познающим или потребляющим субъектом. При этом не исключается возможность толкований, противоречащих реальным свойствам объектов, насыщенность теми или иными идеалами и проектами будущего.
Взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур заключается в следующем:
•они имеют единую основу, выраженную в потребностях я интересах человека и человечества в создании оптимальных условий для самосохранения и совершенствования;
• осуществляют взаимообмен достигнутыми результатами (это нашло свое выражение, например, в этике естествознания, рационализации гуманитарной культуры и т. п.);
• взаимно координируют в историко-культурном процессе;
• являются самостоятельными частями единой системы знаний науки
• имеют основополагающую ценность для человека, ибо он выражает единство природы и общества.
2. Дайте анализ роли «наук о природе» и «наук о духе» в развитии культуры.
Уже в глубокой древности человек в целях выживания не только приспосабливался к среде обитания, но и, в отличие от животных, приспосабливал природу для удовлетворения своих, все возрастающих потребностей. Из природного материала он создавал орудия труда, предметы быта, строил жилище. Человек приручал диких животных, возделывал почву, выращивал на ней культурные растения. В результате преобразования естественной, природной среды человек возвел искусственную среду своего обитания. "Вторая", созданная человеком природа и называется культурой.
В результате взаимодействия «наук о природе» и «наук о духе» создается совокупность материальных и духовных ценностей, т.е. культура. Мир созданных материальных ценностей (техника, технология, производственный опыт) образуют материальную культуру. Наука, искусство, литература, религия, мораль, мифология относятся к духовной культуре. На начальной стадии познания (мифология) оба эти вида наук и культур не разделялись, ибо познание было обращено одинаково и к природе, и к человеку. Однако постепенно каждая из них нарабатывала свои принципы и походы, становясь все более самостоятельной. Разделению этих наук и созданных на их основе культур способствовали следующие параметры:
1) Главная и определяющая познавательная процедура в науках о природе - есть объяснение, сведение явлений природы к их причинам и законам существования. Науки о духе, напротив, имеют дело с предметом не внешним, а внутренним для нас. Поэтому дела человеческие подлежат не столько объяснению, сколько пониманию. Именно поэтому истины в науках о природе доказываются. Истины же в науках о духе лишь истолковываются, интерпертируются.
2) Цель наук о природе - отыскать общее в разнообразных явлениях, подвести их под единое правило. Гуманитарная наука также обязана искать общее в объектах своего исследования и устанавливать общие правила, законы. Но так как сферой ее компетентности является человек, нельзя пренебрегать его индивидуальностью, отличиями от других людей даже при установлении общего правила или закона.
3) Естественные науки упорно изгоняют из себя ценности, хотя и не считаются полностью свободными от них. Для гуманитарных наук, наоборот, ценностная составляющая является существенной.
4) Естествознание потратило немало усилий, чтобы избавиться от присущего ему на первых порах антропоцентризма - т.е. представления о центральном месте человека в мироздании в целом. В гуманитарных науках же человек по-прежнему находится в центре внимания, представляет собой главную ценность и важнейший объект интереса. Гуманитарное знание антропоцентрично по определению.
5) Взаимоотношения субъекта и объекта познания в естественных науках строго разделены, в гуманитарных - частично совпадают.
6) Упор на строго объективную количественную оценку изучаемых объектов принес естествознанию славу «точных наук», основу их методологии составляет применение экспериментальных методов; в гуманитарных науках заметно преобладание качественных оценок, так как изучаемые ими явления плохо поддаются математической (количественной) обработке и экспериментальные исследования весьма затруднены из-за моральных запретов.
7) Характер объекта исследования в естественных науках - материальный, относительно устойчивый, в гуманитарных - больше идеальный, чем материальный, относительно изменчивый [2, 20].
Итак, мышление и знание играют огромную роль в развитии нашей культуры. Основная форма человеческого познания – наука. Мне кажется, что без споров и разногласий современное общество не смогло бы подняться на такой высокий уровень, на котором находится на сегодняшний день. И не смотря на различия в «науках о природе» и «науках о духе», они просто не могут существовать друг без друга. Идет явное их взаимодополнение. Поэтому развитие культуры в контексте взаимодействия этих наук, и соответственно человека и природы означает углубление единства между ними [1, 116].
3. Объясните необходимость единства естественно-научной и гуманитарной культур в современном обществе.
Человек обладает знанием об окружающей его природе, о самом себе и о собственных произведениях. Это делит всю имеющуюся у него информацию на два больших раздела – на естественно-научное (естественное в том смысле, что изучается то, что существует независимо от человека, в противоположенность искуственному – созданному человеком) и гуманитарное знание.
Под этими терминами понимают две различные традиции, которые сформировались в изучении природы, т.е. в естествознании с одной стороны, и в исследовании явлений духовной жизни общества, т.е. в гуманитарных науках с другой [3,6].
Предметом естественно-научной культуры являются чисто природные свойства, связи и отношения вещей, «работающие» в мире человеческой культуры в виде естественных наук, технических изобретений и приспособлений, производственных технологий и т.д. Предметная область гуманитарной культуры - область явлений, в которых представлены свойства, связи и отношения самих людей как существ, во-первых, социальных (общественных), а во-вторых, духовных, наделенных разумом.
Очевидно, что гуманитарные и естественные науки различаются по своему объекту. Первые изучают человека и общество, а вторые — природу. Но ясно также, что как бы гуманитарные науки ни старались, достичь точности, строгости и доказательности естественных наук им не дано. Кроме того, поведение природных объектов однозначно детерминировано законами природы и поэтому четко предсказуемо.
Гуманитарные и естественные науки, а также формирующиеся на их основе типы культур разделены, но вместе с тем они нуждаются друг в друге и они не столько противоположенные, сколько взаимодополнительные [3, 11].
Неразрывное единство гуманитарной и естественно-научной культур может быть оправдано несколькими соображениями.
1) Оба типа культур - суть творения разума и рук человеческих;
2) Описываемые типы культур и составляющие их сердцевину науки активно формируют мировоззрение людей (каждый - свою часть). Мировоззрение человека не может быть половинчатым. Поэтому гуманитарные и естественно-научные знания вынуждены координироваться, взаимосогласовываться.
3) Естественно-научный и гуманитарный типы культур и наук имеют массу «пограничных» проблем. Решение таких проблем заставляет их идти на сотрудничество друг с другом.
4) Общественное разделение труда повышает его эффективность и порождает взаимозависимость людей. Подобно этому разделение «труда» гуманитарной и естественно-научной культур порождает необходимость «обмена продуктами и услугами», работает в целом на единство. Естествознание нуждается в «гуманитарной помощи» по некоторым проблемам, гуманитарное знание, со своей стороны, по мере возможности пользуется достижениями естественно-научной культуры.
5) Единство обоих рассматриваемых типов культур и наук проявляется не только в стремлении к истине, но и в схожести заблуждений.
6) Не менее очевидна и корреляция (взаимная связь) между радикальными поворотами в судьбах естественно-научной и гуманитарной культур.
7) Неклассический тип развития естественных и гуманитарных наук выявил и относительность критериев их разграничения.
Перечисленные аргументы подтверждают единство естественно-научной и гуманитарной культур [2, 22].
Итак, единство и взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур и соответствующих типов наук реально проявляется в последней четверти XX в. в следующем:
- в изучении сложных социоприродных комплексов, включающих в качестве компонентов человека и общество и формирование для этой цели «симбиотических» видов наук: экологии, социобиологии, биоэтики и др.
- в осознании необходимости и реальной организации «гуманитарных экспертиз» естественно-научных программ;
- в формировании общей для гуманитарных и естественно-научных наук методологии познания;
- в гуманитаризации естественно-научного и технического образования;
- в создании дифференцированной, но единой системы ценностей, которая позволила бы человечеству четче определить перспективы своего развития в 21 веке.
В заключение стоит отметить, что, несмотря на всю неоспоримость тенденции сближения естественно-научной и гуманитарной культур, речь вовсе не идет о полном их слиянии. Да и нет в том особой нужды. Вполне достаточно разрешения конфликта между ними в духе принципа дополнительности.
Заключение
Итак, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность. Философия - отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует.
Новому, более высокому уровню техники и технологии производства должна соответствовать новая, более высокая ступень развития человеческого общества в целом и самого Человека в их взаимодействии с Природой. Возникает задача целостного, гармонического развития духовных и материальных сил человека. А путь к ее решению - не в дифференциации, т.е. не в разобщении естественных, технических и гуманитарных знаний, но в их единении, интеграции.
Список литературы
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.