Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по концепции современного естествознания »

Естественно - научная и гуманитарная культуры

Естественно - научная и гуманитарная культуры [05.07.11]

Тема: Естественно - научная и гуманитарная культуры

Раздел: Бесплатные рефераты по концепции современного естествознания

Тип: Контрольная работа | Размер: 28.00K | Скачано: 285 | Добавлен 05.07.11 в 20:39 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Челябинск 2010


План контрольной работы

1. Введение 3

2. Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур 5

3. Анализ роли «наук о природе» и «наук о духе» в развитии культуры 9

4. Необходимость единства естественнонаучной и гуманитарной культур в современном обществе 13

5. Заключение 16

6. Список литературы 17

 

Введение

Стремление человека к познанию окружающего его мира бесконечно. Одним из средств этого познания является естествознание. Оно активно участвует в формировании мировоззрения, как каждого человека, так и общества в целом.

 Естествознание – это совокупность знаний о природе. Основными понятиями естествознания, как системы взглядов на природу, являются понятия – «природа» и «наука». Под понятием «природа» принято считать то, что существенно для каждого сущего с самого его возникновения.  Под понятием «наука» принято считать сферу человеческой деятельности, в рамках которой вырабатываются и систематизируются объективные знания о действительности.

Естествознание представляет собой сложное явление, обладающее различными сторонами и связями, нередко противоречивыми. В настоящее время спектр научных исследований в естествознании очень широк. Проблемы, возникающие в этой, весьма обширной области познания, самые разнообразные: от устройства и происхождения Вселенной до познания молекулярных механизмов существования уникального Земного явления – жизни.

Таким образом, тема контрольной работы «Естественно – научная и гуманитарная культуры» считается актуальной.

Цель контрольной работы – рассмотреть (изучить) естественно – научную и гуманитарную культуры.

Задачи контрольной работы:

При написании контрольной работы использованы труды ученых: профессора Лавриненко В.Н., профессора Ратниковой В.П.

 

Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур

 

В настоящее время в науке существует более 250 определений понятия «культура», например, крупнейший социолог современности П.Сорокин определил культуру, как систему ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов.

Культура – это совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также сама человеческая способность производить эти ценности и использовать их.

Вышесказанное определение подчеркивает надприродный социальный характер человеческого бытия.  Культурой является все то, что создано человеком в добавление к природному миру и на его основе. Мир человеческой культуры существует не рядом с природным, а внутри него и тесно с ним связан. Поэтому, любой предмет культуры можно разложить на две составляющие – природную основу и его социальное содержание и определение.

Понятие культуры очень широкое. Оно охватывает, по сути, бесконечное множество разнообразных вещей и процессов, связанных с деятельностью человека и ее результатами. Многообразную систему культуры в зависимости от целей деятельности принято подразделять на два типа: естественнонаучный и гуманитарный. Эти два типа культур различаются по изучаемому объекту, а именно: естественные науки (физика, химия, биология и др.) изучают природу, свойства объектов и процессов, а гуманитарные науки (социология, философия, история, экономика и др.) изучают духовный мир человека и общества. 

В середине XIX в. возник философский спор о том, какой из двух типов культур (естественнонаучный или гуманитарный) является для человека наиболее важным. В середине XX в. пропасть между этими культурами стала увеличиваться, их представители перестали понимать друг друга. Такое взаимное непонимание: «…автоматически снижает интерес и уважение друг к другу, что в свою очередь чревато открытой конфронтацией и враждой. И это отнюдь не надуманные страсти, а совершенно реальная угроза развитию культуры. Ведь культура – это, прежде всего, система общественных ценностей».

Для того чтобы между двумя типами культуры возникло взаимопонимание, нужно проанализировать причины и условия возникновения этого взаимонепонимания. Почему разрыв между культурами произошел именно во второй

половине XX в.? В это время отмечались колоссальные успехи естествознания и его практических воплощений: создание телевидения, выход человека в космос, расшифровка генетического кода и т.д. – эти достижения естественнонаучной культуры кардинально меняли стиль и образ жизни человека. Гуманитарная культура в этот период времени что-либо равноценное предъявить не смогла, но, в то же время, отказывалась принять стандарты и образцы мышления представителей естественнонаучной культуры.

Еще одной причиной различия естественнонаучного и гуманитарного типов культур можно считать различение гуманитарного и естественнонаучного знания. Выше уже было сказано, что эти два типа культур различаются по объекту изучения: естественные науки изучают природу, а гуманитарные – человека и общество. 

Для нас очевидно называть разделы естествознания «точными науками» и никого не удивляет противопоставление точных наук гуманитарным. Но если подумать, то получается, что гуманитарные науки — науки «неточные»? Но наук «неточных» просто не может быть, на то они и науки. В этом и заключается часть обсуждаемой проблемы.

Основная проблема различия естественно-научного и гуманитарного типов культур заключается: «…не в том, кто главнее или нужнее, а в том, почему стандарты научности естествознания слабо применимы в гуманитарных областях и, соответственно, куда направлять усилия: продолжать ли, увы, до сих пор не слишком удачные попытки внедрения естественнонаучных образцов и методов в гуманитаристику или сосредоточиться на выявлении специфики последней и разрабатывать для нее особые требования и стандарты научности?».

Специфика естественно-научной культуры заключается в том, что знание о природе постоянно совершенствуется, в высшей степени объективно, но с другой стороны знание о природе отчуждено от исследователя, который находится как бы за пределами сферы знания. Поэтому естественно-научное знание может постоянно совершенствоваться: на смену одному естествоиспытателю приходит другой, затем третий и т.д. Одни и те же естественно-научные законы могут открываться разными учеными, могут включать в себя несколько различных открытий. В то же время естественно-научное знание становится все более специализированным, во многих случаях недоступным представителям других специальностей. В любом случае непосредственно для человека естественно-научная культура есть важнейшее средство социализации, а для многих специалистов — решающее условие их эффективной деятельности.

Гуманитарная культура ориентирована на общечеловеческие ценности, такие, как гуманизм, демократия, мораль, права человека и т.п. Исследователь этой культуры находится внутри рассматриваемых проблем. Философские системы, религии, филологические исследования включают в себя особенности, присущие их исследователю, вся его жизнь часто неразрывно связана с этими системами и религиями. Поэтому методы исследования, используемые в области гуманитарного знания, очень отличаются от естественно-научных и сводятся преимущественно к толкованиям, сравнениям. Большое значение в гуманитарных сферах имеют объяснения, цель которых – раскрытие мотивов и намерений в деятельности людей.

Если естественно-научное знание представить в виде круга, то ученый находится за его пределами, поскольку само знание отчуждено от творца. Представитель гуманитарного знания находится внутри подобного круга, он связан с этим кругом множеством различных нитей. В естественных науках есть законы и принципы, которые при всех возможных разногласиях ученых по их поводу, тем не менее, ими не оспариваются. В гуманитарных науках подобных «запретных» зон нет.

Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур заключается в следующем:

В настоящее время между естественнонаучным и гуманитарным типом культур наблюдается взаимодействие и взаимосвязь.  

 

Анализ роли «наук о природе» и «наук о духе» в развитии культуры

Двойственность типов культур не может не отражаться в структуре науки, порождая проблему различения наук.

Наука - особый вид познавательной деятельности, направленный на получение, уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие - прогнозировать. Те естественнонаучные теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

Постановка проблемы различения «наук о природе» и «наук о духе» впервые была осуществлена во второй половине XIX в.  Накопленные с тех пор аргументы в пользу обособления двух типов научного знания выглядят примерно так.

Первым признаком несовпадения наук о природе и наук о духе является признак объяснение - понимание.  Науки о природе исходят из того, что Природа для нас есть нечто внешнее, материальное, чуждое.  Исследование явлений  сводится к их разделению на причины и следствия, общее и особенное, необходимое и случайное и пр. Все в природе связано причиной, обусловленностью и закономерностями: «…а сведение явлений природы к их причинам и законам существования есть не что иное, как объяснение - главная и определяющая познавательная процедура в науках о природе».

Науки о духе имеют дело с предметом не внешним, а внутренним для нас. Явления духа даны каждому из нас, мы их переживаем как свои собственные. Поэтому любые поступки и дела человека подлежат не столько объ­яснению, сколько пониманию. Понимание – это процедура постижения смысла явления, в которое мы можем поставить себя на место другого и пережить это событие.

Поэтому истины в науках о природе доказываются: объяснение одинаково и значимо для всех. Истины в науках о духе лишь истолковываются: у каждого человека мера понимания и сопереживания своя, отличная от другого человека.

Другим признаком несовпадения наук о природе и наук о духе являются особенности метода исследования. Методы исследования  наук о природе – наблюдение, измерение, эксперимент. Чем больше различных объектов подпадает под найденное обобщение, тем фундаментальнее данный закон. Для исследования наук о духе используются методы, выявляющие уникальность и неповторимость явления (соц. опрос,  анкетирование), так как гуманитарная наука, также обязана искать общее в объектах своего исследования и устанавливать общие правила, законы. Она это и делает, только своеобразно, потому что сфера ее компетенции — человек. Поэтому пренебрегать его индивидуальностью, отличиями от других людей нельзя даже при установлении общего правила или закона. Общее в сфере гуманитарной реальности тоже есть, но оно должно быть представлено только в неразрывной связи с индивидуальным.

Следующим признаком несовпадения наук является объективность отражения окружающего мира. В области естествознания субъект (человек) и объект познания (природа) строго разделены, человек как бы наблюдает природный мир «со стороны». В гуманитарной области субъект (человек) и объект познания (общество) частично совпадают, по сути, это самопознание общества.

Характер объекта познания  - это еще один признак, по которому науки о природе и о духе не совпадают. В процессе изучения наук о природе, объекты изучения, например звезды, стабильны по сравнению с масштабами жизни человека. Объекты познания наук о духе крайне не стабильны и могут не единожды меняться на протяжении жизни одного человека. 

Наиболее отчетливое различие между естественно-научной и гуманитарной культурами выражается в истолковании их подхода к основным функциям науки, важнейшие из которых – объяснение, понимание и предсказание явлений.

Особый интерес представляет проблема объяснения посредством законов в естествознании и гуманитарных науках, по которой возникает немало споров. Они вызваны в основном тем обстоятельством, что в ряде гуманитарных наук трудно подвести индивидуальные и неповторимые события и явления под какой-либо общий закон или теорию. Что касается характера законов, на которые должны опираться гуманитарные объяснения, то мнения здесь расходятся. Одни считают, что такие законы весьма просты и поэтому не заслуживают особого анализа. Другие, напротив, заявляют, что они слишком сложные и запутанные и их предстоит еще открыть. Третьи полагают, что для объяснения исторических событий и деятельности людей, участвующих в них, следует обратиться к объяснениям, которые опираются не на причинные законы, а на раскрытие целей, намерений и мотивов поведения и деятельности людей. Поэтому они считают главным или даже почти единственным способом их исследования метод понимания, связанный с их истолкованием.

В гуманитарной методологии различают два подхода к процессу понимания – психологический и теоретический. К психологическому относится понимание, основанное на переживании одним человеком духовного опыта другого, его чувств, настроений. Теоретическое понимание основывается, прежде всего, на истолковании определенных фактов, событий и процессов. Суть такого толкования в гуманитарной деятельности состоит в раскрытии целей, мотиваций действий и поступков людей.

Можно ли говорить о понимании природы? Очевидно, что непосредственно этого утверждать нельзя, поскольку в явлениях природы не существует ни целей, ни намерений, ни мотивов, а тем самым и вложенного кем-то смысла. В то же время для исследования явлений природы мы вводим понятия, открываем законы и строим научные теории, с помощью которых объясняем эти явления.

Предсказания имеют вероятностный характер. Особенно это относится к предсказанию социальных и гуманитарных событий и процессов, которые опираются не на универсальные законы, а законы вероятностные. «В этом отношении предсказания в социальных и гуманитарных науках по своей точности далеко отстают от предсказаний в естественных науках, в особенности наиболее развитых. Хорошо известно, с какой точностью астрономы вычисляют солнечные затмения, в физики предсказывают результаты процессов, происходящих внутри атомов и ядер».

Итак, науки о природе и науки о духе, а также формирующиеся на их основе типы культур, не совпадают по ряду признаков. Но это не означает, что в них полностью несовместимы способы освоения человеком реальности: «…размежевание естественнонаучного и гуманитарного типов культур, хотя и приняло драматические формы, все же не может отменить факта их исходной взаимосвязи и взаимозависимости. Они нуждаются друг в друге как наши правая и левая руки, как слух и зрение и т.д. Они не столько противоположны, сколько, как сказал бы Нильс Бор, взаимодополнительны.».

 

Необходимость единства естественнонаучной и гуманитарной культур в современном обществе

Говоря о единстве естественнонаучного и гуманитарного типов культур, имеется в виду не простое наличие в культуре индивида этих двух составляющих, а их интеграцию. Здесь ситуация аналогична ситуации соотношения на пороге ХХI в. фундаментальных и прикладных исследований. В данном случае необходимо учитывать, что прикладные исследования - это не только технологические, но и теоретические разработки. А фундаментальные исследования выражаются не только в построении теорий, но и в выработке новых технологий. Сегодня без науки, как специализированной деятельности по получению научного знания, общество уже не может развиваться. Без знания нельзя ни управлять обществом, ни тем более прогнозировать его развитие.

Вся наука, включая естествознание, является одной из важнейших форм культуры, причем в эпоху научно-технического прогресса науку по праву считают ведущей формой культуры, без которой немыслимо современное производство материальных и духовных благ. Общепринятой в настоящее время является точка зрения, признающая, что наличие определенного различия естественного и гуманитарного знания не отменяет сходства между ними, общих тенденций в их развитии. Как для современного естествознания, так и для гуманитарных дисциплин, характерно усиление интеграционных процессов за счет прямых связей между науками и объединения методов исследования. Примером интеграционного процесса может служить комплексный подход к решению такой важной общечеловеческой проблемы, как охрана окружающей среды. Эта проблема находится на перекрестке технических наук, биологии, наук о Земле, медицины, экономики, математики и т.д. Современные гуманитарные исследования не мыслятся без их технического оснащения - компьютеризации, оборудования психологических лабораторий, использования радиоизотопных методов определения возраста археологических находок и т.п. Экспериментальный метод из естественных наук проникает в общественные и гуманитарные науки (социологию, психологию и др.). С теоретизацией и математизацией наук связано распространение мысленного эксперимента.

Связь между гуманитарными и естественными науками не является однонаправленной. Так, результаты логических и лингвистических исследований используются в разработках информационных средств естествознания. Все большее значение приобретают совместные разработки естественников, гуманитариев, обществоведов и философов в сфере этических и правовых проблем науки. Актуализируются экономические и юридические вопросы организации науки, возрастает роль науковедческих разработок.

Одной из важнейших задач современности является гармоничное развитие человека, устранение противоречий между гуманитарной и естественнонаучной культурами. Путь к решению этой задачи - не в дроблении естественнонаучных и гуманитарных знаний, а в их интеграции. Интеграционные процессы в науке основываются на том предположении, что мир един, а человек является его неотъемлемой частью и поэтому изучать этот мир необходимо в комплексе, для этого надо объединять усилия различных научных дисциплин, а не возводить между ними непреодолимую преграду.

В последние годы под влиянием научно-технической революции и возникновения таких новых общенаучных методов исследования, как системный подход, концепции самоорганизации и эволюции, прежняя конфронтация между естествоиспытателями и гуманитариями значительно ослабла: «…усиление связи науки с жизнью, укрепление ее связей с различными формами культуры, необходимость изживания узковедомственного подхода к научным проблемам возможны лишь на основе общекультурного обеспечения научно-технического прогресса. Лишь в достаточной мере «окультуренная» наука даст возможность поставить достижения научно-технического прогресса на службу человеку».

 

Заключение

В контрольной работе выявлена специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур. Специфика  двух типов культур заключена в том, что мир человеческой культуры существует не рядом с природным, а внутри него и тесно с ним связан. Различия гуманитарного и естественнонаучного знания проявляются: в объекте изучения, в точности и неточности этих наук, в проблеме применения стандартности научности естественных наук в гуманитарных областях. Взаимосвязь двух типов культур заключается: в единой основе, в возможности взаимного обмена достигнутыми результатами.

Дан анализ роли «наук о природе» и «наук о духе» в развитии культуры. Познания в науках имеют следующие различия: методы познания, методы исследования, характер объекта познания, отношение к человеку, объективность отражения окружающего мира.

Дано объяснение необходимости единства естественнонаучной и гуманитарной культур в современном обществе. Оно заключается в следующем: вся наука, включая естествознание, является одной из важнейших форм культуры, причем в эпоху научно-технического прогресса науку по праву считают ведущей формой культуры, без которой немыслимо современное производство материальных и духовных благ.

Таким образом, задачи контрольной работы выполнены, цель достигнута.

 

Список литературы

  1. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Концепции современного естествознания. – М., 2000 – 303 с.
  2. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Концепции современного естествознания. – М., 2004 – 317 с.
  3. Новосибирск. Наука и ее место в культуре. – 1990 – 274 с.
  4. Порусс В.Н. Наука в культуре. – М., 1998 – 384 с.
  5. Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания. – М., 2000 – 256 с.
  6. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания – М., 1999 – 288 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2
Размер: 28.00K
Скачано: 285
Скачать бесплатно
05.07.11 в 20:39 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе