Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Средневековая христианская философия

Средневековая христианская философия [02.10.12]

Тема: Средневековая христианская философия

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Реферат | Размер: 12.60K | Скачано: 302 | Добавлен 02.10.12 в 15:55 | Рейтинг: +1 | Еще Рефераты

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Москва 2012


Содержание.
1. Задание 1 стр.3
2. Ответы к заданию 1 стр.4
3. Задание 2 стр.5
4. Ответы к заданию 2 стр.6
5. Задание 3 стр.7
6. Ответы к заданию 3 стр.8
7. Задание 4 стр.9
8. Ответ к заданию 4 стр.11
9. Список использованной литературы стр.12

Задание 1.

Английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон (1214-1292) отличался своеобразными взглядами на соотношение науки и религии. В одном из своих произведений он писал:

«Без опыта ничего нельзя познать в достаточной мере... Имеются два способа познания, а именно с помощью доказательств и из опыта. Доказательство приводит нас к заключению, но оно не подтверждает и не устраняет сомнение так, чтобы дух успокоился в созерцании истины, если к истине не подводит нас путь опыта.

Доводов недостаточно, необходим опыт.

... Но необходимо, чтобы ум человеческий поспешествовал и по иному... через внутреннее озарение, а не ограничивался ощущениями. Как говорит Птолемей: двояк путь познания вещей, один через философский опыт (ощущения и размышления ), а другой, который, по его словам, гораздо лучше, через божественное вдохновение.»

(Р. Бэкон. Большое сочинение. \\ Антология мировой философии. Т.1. 4.2. М. Мысль, 1969, С. 872-873).

Опираясь на первоисточник, ответьте на следующие вопросы:

1.       Какие методы познания различает Р. Бэкон?

2.       Какой из этих методов познания он считает наиболее надёжным?

3.       Предшественником какого направления в философии Нового времени выступает философ средневековья Р. Бэкон?

Ответы.

  1. Бэкон выделял три познания — авторитет, рассуждение и опыт, на котором основывается всякое знание.
  2. Р.Бэкон считал именно опыт наиболее надежным источником достижения достоверно научного знания.
  3. Бэкон был одним из основоположников эмпиризма - учения в теории познания, считающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта.

Задание 2.

На основании нижеприводимых высказываний философов ответьте на следующие вопросы:

1.       Кто из них разделял взгляды номиналистов, а кто реалистов?

2.       Чем различаются два этих направления средневековой философии?

«... Наш интеллект через интеллектуальный образ человека познаёт некоторым образом бесконечное множество людей, но не в тех различиях, которые они имеют между собой, а лишь в объединяющем их родовом естестве». (Ф. Аквинский)

«Универсальное не является какой-либо реальной вещью, обладающей предметным бытием в душе или вне души. Оно обладает лишь (беспредметным) бытием в душе, является примером фикции и обладает тем же родом (фиктивного) бытия в отношении предметной сферы. Фикции лишены предметного бытия в душе, ибо в противном случае они были бы реальными вещами, и, следовательно, пришлось бы объявить химеру и кентавра действительно существующими предметами. Фикции суть сущности, имеющие (беспредметное) бытие. Аналогичным образом предложения, силлогизмы и тому подобное, о чём трактует логика, лишены предметного бытия и обладают лишь (беспредметным) бытием, так что их бытие состоит в том, что оно является предметом познания» (У. Оккам).

«Философы, утверждая, что универсалии существуют в уме, а не в предметах внешнего мира... вовсе этим не хотят сказать, что универсалии вообще не существуют в предметах внешнего мира» (Аверроис).

Ответы.

  1. Взгляды номиналистов разделял У. Оккам — он считал, что существует только индивидуальное, а универсалии существуют только благодаря абстрактному мышлению в человеческом уме, а помимо этого не обладают никакой метафизической сущностью.

Ф. Аквинский — умеренный реалист,  признает, что общее не имеет отдельного бытия, что «общих сущностей» нет и что индивидуальные отличия предметов и составляют их природу; общее существует в предметах и разум извлекает его из них; однако в ином смысле Фома Аквинский не отвергает общее, поскольку идеи могут быть рассматриваемы как мысли Божества и деятельность их опосредствованно проявляется в предметном мире. Таким образом, Фома Аквинский признает троякого рода универсалии: ante rem (до вещей) — поскольку они суть мысли Бога, in re (в вещах) — поскольку они составляют общую сущность вещей, и post rem (после вещей) — поскольку ум человека извлекает их из предметов и образовывает понятия.

Аверроэс - реалист. Универсалии, по его мнению, существуют до единичных вещей в божественном разуме, они существуют в различных вещах как воплощенная сущность, а так же универсалии существуют после вещей в головах людей как образованные ими понятия.

  1. Реалисты полагают, что универсалии с онтологической точки зрения – такие же равноправные сущности, как и индивиды, номиналисты, в свою очередь, признают действительно существующими только индивиды, отрицая онтологический статус абстрактных объектов и их допустимость в научных теориях.

Задание 3.

Жизнь сотворивши смерть ты создал вслед затем.

Назначил гибель ты своим созданьям всем.

Ты плохо их слепил, так кто тому виною?

А если хорошо, ломаешь их зачем?

***

Жизнь - мираж. Тем не менее - радостным будь.

В страсти и в опьянении - радостным будь.

Ты мгновение жил и тебя уже нету.

Но хотя бы мгновение радостным будь.

***

Мы - источник веселья и скорби рудник.        

Мы - вместилище скверны и чистый родник.

Человек, словно в зеркале мир - многолик.

Он ничтожен, но он же безмерно велик!

***

Приход наш и уход загадочны; их цели

Все мудрецы земли осмыслить не сумели.

Где круга этого начало. Где конец?

Откуда мы пришли? Куда уйдём отселе?

Исходя из анализа текста, объясните:

  1. Какие свойства человеческого бытия отражают четверостишия мусульманского философа, учёного и поэта Омара Хайяма?
  1. С содержанием какого современного философского направления перекликаются идеи, высказанные средневековым поэтом.
  1. Какие представления о человеческом существовании оказываются общими у средневековых и современных философов?

Ответы.

  1. В приведённых четверостишьях отражены такие свойства человеческого бытия, как рождение, смерть и скоротечность жизни.
  2. Идеи, высказанные Омаром Хайямом перекликаются с современным философским направлением экзистенциализмом — направлении, акцентирующем своё внимание на уникальности иррационального бытия человека.
  3. Согласно представлениям средневековых философов, природа человека двойственна, он обладает не только телом но и душой. Современные философы постулируют двойственность человека поскольку, с одной стороны, человек подчиняется законам природы, живёт как существо материальное, с другой стороны, является существом идеальным, обладающим абсолютной свободой выбора.

Задание 4.

«... Для спасения человеческого было необходимо, чтобы сверх философских дисциплин, которые основываются на человеческом разуме, существовала некоторая наука, основанная на божественном откровении: это было необходимо прежде всего потому, что человек соотнесён с богом как с некоторой своей целью. Между тем цель эта не поддаётся постижению разумом... Между тем должно, чтобы цель была заранее известна людям, дабы они соотносили с ней свои усилия и действия. Отсюда следует, что человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение.

При том даже и то знание о боге, которое может быть добыто человеческим разумом, (сверх того) должно быть ещё преподано человеку и через божественное откровение: ибо истина о боге, отысканная человеческим разумом, была бы доступна немногим, при том не сразу, при том с примесью многочисленных заблуждений, между тем как от обладания этой истиной целиком зависит спасение человека, каковое обретается в боге.

Итак, было необходимо, чтобы философские дисциплины, которые получают своё знание от разума, были дополнены наукой, священной и основанной на откровении.

Следует знать, что природа наук бывает двоякой. Одни из них таковы, что зиждутся на основоположениях, непосредственно отысканных естественной познавательной способностью, как-то: арифметика, геометрия и другие в этом же роде... Священное учение есть такая наука, которая относится ко второму роду, ибо она зиждется на основоположениях, выясненных иной высшей наукой; последняя есть то знание, которым обладает бог, а также те, кто удостоен блаженства.

Эта наука (теология) может взять нечто от философских дисциплин, но не потому, что испытывает в этом необходимость, а лишь ради большей доходчивости преподаваемых ею положений».

(Фома Аквинский. Сумма теологии. \\ Философия. Хрестоматия - М.: Изд. РАГС, 2006, С. 170-171).

Опираясь на приведённые ниже выдержки из произведений Фомы Аквинского, ответьте на вопрос о понимании средневековыми философами проблемы соотношения веры и разума в постижении истины.

Ответ.

Фома Аквинский выдвинул принцип, согласно которому истины науки и истины веры  не могут противоречить друг другу, между ними существует гармония. Вера совершенствует разум — мудрость есть стремление постичь Бога, наука же есть способствующее этому средство.

Список используемой литературы.

  1. С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. История философии (общий курс) Этика Канта.
  2. Свободная Энциклопедия Википедия — Омар Хайям
  3. Свободная Энциклопедия Википедия — Философия
  4. Свободная Энциклопедия Википедия — Экзистенциализм
  5. Свободная Энциклопедия Википедия — Аврелий Августин
  6. Свободная Энциклопедия Википедия — Аверроизм
  7. Свободная Энциклопедия Википедия — Томизм
  8. Свободная Энциклопедия Википедия — Фома Аквинский
  9. Свободная Энциклопедия Википедия — Оккам, Уильям
  10. Свободная Энциклопедия Википедия — Реализм
  11. Свободная Энциклопедия Википедия - Номинализм
  12. Новейший философский словарь — Роджер Бэкон
  13. Свободная Энциклопедия Википедия — Бэкон, Роджер

Чтобы полностью ознакомиться с рефератом, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 12.60K
Скачано: 302
Скачать бесплатно
02.10.12 в 15:55 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе