Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по безопасности жизнедеятельности (БЖД) »

Контрольная по БЖ Вариант №5

Контрольная по БЖ Вариант №5 [03.06.12]

Тема: Контрольная по БЖ Вариант №5

Раздел: Бесплатные рефераты по безопасности жизнедеятельности (БЖД)

Тип: Контрольная работа | Размер: 30.45K | Скачано: 199 | Добавлен 03.06.12 в 00:38 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ


Содержание:

Введение 3

1. Психологические свойства личности и воздействия различных видов трудовой деятельности на исполнителей 4

2. Анализ различных видов труда ( популярные и непопулярные, творческие и исполнительские, содержательные и малосодержательные) 9

3. Характеристика труда по напряженности 12

4. Понятие привлекательности труда, ее значение для улучшения производительности труда 14

5. Предложения по повышению содержательности труда 16

Заключение 19

Список литературы 20

 

Введение

Понятие деятельности является ключевым  в жизни человека. Деятельность - это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта. Осознанная, целенаправленная, энергозатратная, результативная деятельность людей есть труд. Таким образом, трудом следует считать деятельность людей, обладающую тремя основными признаками. Это заранее продуманная деятельность. Это действия, требующие приложения заметных усилий, выполнения работы. Это действия, имеющие своим итогом ощутимый результат.

Цель работы — проанализировать способы повышения содержательности и привлекательности труда. Задачи исследования вытекают из поставленной цели:

  1. рассмотреть психологические свойства личности и воздействие различных видов трудовой деятельности на исполнителей;
  2. проанализировать различные виды труда;
  3. дать характеристику труда по напряженности;
  4. раскрыть понятие привлекательности труда, ее значение для улучшения производительности труда;
  5. сформулировать предложения по повышению содержательности труда.

Рассмотрим подробнее пути повышения содержательности и привлекательности труда.

 

1. Психологические свойства личности и воздействие различных видов трудовой деятельности на исполнителей

Понимание личности как социального явления было обосновано еще К. Марксом, который указывал, что сущность особой личности составляет «не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальные качества».

Практика работы с людьми, анализ сложных ситуаций межличностного взаимодействия свидетельствуют о том, что важно руководителю ориентироваться в основных понятиях психологии человека как личности. Руководитель чаще всего должен обращать внимание на то, что организует поведение человека: потребности и психические явления жизнедеятельности – формы проявления психики в трудовой деятельности (рис.1).

Рис.1. Основные формы проявления психики.

Рис.1. Основные формы проявления психики.

Психические свойства – это стойкие психические явления, присущие человеку долгое время (возможно – на протяжении жизни).

При приеме на работу по специальности, при кадровых перемещениях и повышении в должности целесообразно определить с максимальной достоверностью проявления психических свойств (характер, темперамент) в типичных для данной работы обстоятельствах.

Темперамент – это индивидуально-психологическое свойство человека, определенное основными характеристиками его нервной системы (сила, скорость, возникновение, прекращение и изменение нервных процессов) [2].В условиях, регламентированных дисциплиной, в спокойной обстановке трудно выявить особенности темперамента, однако они ярко проявляются в новых или экстремальных обстоятельствах.

Рассмотрим четыре типа темперамента и особенности руководства людьми с разным темпераментом [5]:

1.Сангвиник – устойчиво живой, подвижный, склонный к частой смене впечатлений, быстро откликается на окружающие события, относительно легко переживает неудачи и неприятности. Продуктивный работник при позитивном отношении к работе. Высокая сопротивляемость трудностям жизни. Легко сходится с новыми людьми. Не отличается постоянством в общении. Довольно часто меняет привязанности. Всегда обещает, чтобы не обидеть, но не всегда исполняет обещания. Склонен к зазнайству, легкомысленный, может быть ненадежным. По отношению к сангвинику необходимо постоянно ставить новые задачи, которые требовали бы от него внимания, интеллекта, поощрять его усилия.

2.Холерик – неустойчиво живой, порывистый, энергичный, увлекающийся, целеустремленный. Неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, быстро меняется настроение, быстро истощается, недостает самообладания. Трудно дается работа, требующая устойчивых плавных движений, а также разумных решений условиях стресса. В работе с ним недопустимы резкость или несдержанность, поскольку могут вызвать ответную непредсказуемо бурную реакцию. Отличие сангвиника от холерика – в особенностях равновесия нервных процессов, холерик расточительно расходует свои силы.

3.Флегматик – невозмутимый, реагирует спокойно и медленно, не склонен к перемене своего окружения, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям. Настойчивый, терпеливый работник, сам рассчитывает свое время. Однообразный и невыразительный в мимике и интонации, трудно привыкает к новым людям, способен долго поглощать отрицательную энергию, но при переполнении «чаши терпения» реагирует бурно. Не может работать в дефиците времени. Нельзя подгонять, а также нецелесообразно часто переводить из одного коллектива в другой, менять содержание работы. Его следует вовлекать и заинтересовывать.

4.Меланхолик – впечатлительный, эмоционально ранимый (хотя внешне реагирует вяло), доброжелательный, способен к сочувствию. Плохо сопротивляется воздействию сильных стимулов, беспокойный и боязливый, настороженный, неуверенный в себе, робкий, ненастойчивый, неэнергичный, необщительный, застенчивый. По отношению к нему недопустимы грубость, ирония, повышенный тон. О его поступках лучше поговорить наедине. К нему надо проявлять особую чуткость, негативную оценку можно смягчать.

Нужно заметить, что нет как идеально положительного, так и абсолютно плохого темперамента, поскольку тип темперамента не предопределяет социально-нравственную, профессиональную и другие ценности человека как личности. Поэтому важно учитывать как многообразие свойств личности данного человека, так и совокупность требований, предъявляемых профессией (специальностью, должностью) к нему.

Важным психическим свойством личности работника являются способности, формируемые на основе задатков – возможностей развития способностей, обусловленных биологической наследственностью.

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием ее эффективности. Установлено, что способности не являются врожденными, они формируются в процессе жизни человека под влиянием среды и воспитания.

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения [2]. Познание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть его поведение и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки.

Характер зависит от природных предпосылок развития индивидуальности (задатков, темперамента, типа высшей нервной деятельности), а также от условий социализации человека. Характер проявляется в системе отношений человека к окружающей действительности:

При анализе черт характера подчиненных руководителю нужно установить для себя, какие из них имеют наиболее важное в профессиональном смысле значение; нужно стараться не поддаваться «магнетическому» влиянию одних черт, которые могут скрыть другие, более значимые в производственной деятельности. И, наконец, не нужно ставить целью перевоспитание подчиненных, исправление плохих, по-вашему, черт характера, поскольку в большинстве случаев это не удается и ведет к ухудшению отношений с подчиненными.

Косвенной причиной многих неприятностей человека на работе являются некоторые специфические психические состояния, такие как усталость, стресс, рассеянность внимания, аффект, страх, любознательность, бодрость, огорчение, апатичность, увлечение, восторг и др.

Изучение психических состояний обусловлено тем, что они всегда влияют (положительно или отрицательно) на работоспособность и жизнедеятельность человека.

Психические состояния можно классифицировать следующим образом [5]:

1. Познавательные – любознательность, любопытство, удивление, изумление, недоумение, сомнение, озадаченность, мечтательность, заинтересованность, сосредоточенность.
2. Эмоциональные – радость, огорчение, грусть, возмущение, злость, обида, бодрость, тоска, угнетенность, отчаяние, страх, робость, ужас, влечение, страсть.
3.Волевые – активность, пассивность, решительность, уверенность, рассеянность, спокойствие.

 

2. Анализ различных видов труда (популярные и непопулярные, творческие и исполнительские, содержательные и малосодержательные)

Труд - целесообразная, материальная  и нематериальная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.

Различают следующие основные формы труда:

1. Требующие мышечной энергии. Эти трудовые действия применяются при отсутствии механизированных средств и требуют повышения энергетических затрат. Напряженный физический труд, стимулирующие развитие мышечной системы и обменные процессы, имеет вместе с тем ряд недостатков. Главный из них неэффективность, связанная с низкой производительностью труда и необходимость перерывов на восстановление физических сил, доходящих до 50 % рабочего времени;

2. Механизированные механизация труда снижает мышечные нагрузки и усложняет программы действий. Однако однообразие простых действий и малый объем воспринимаемый в труде информации приводят к монотонности труда;

3. Частично автоматизированные. От работника требуется постоянная готовность к действию и быстрота реакции, необходимая для своевременного устранения неполадок.

4. Групповые — конвейерные: разделение общего процесса на конкретные операции, строгая последовательность их выполнения, автоматическая подача деталей к каждому рабочему месту с помощью ленты конвейера. Одно из отрицательных последствий конвейерного труда — преждевременная усталость и нервное истощение работника;

5. Интеллектуальный труд. Умственный труд подразделяют на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Различаются они организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения [6].

Различаю труд: популярный, непопулярный, творческий, исполнительский, содержательный и малосодержательный.

Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения, внимания, - это творческий труд. Труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников, архитекторов приводит к значительному повышению нервно-эмоциального напряжения. При таком напряжении, связанном с умственной деятельностью, можно наблюдать тахикардию, повышение кровяного давления, увеличение легочной вентиляции и потребление кислорода, повышение температуры тела и другие изменения со стороны вегетативных функций человека [9].

К непопулярным профессиям относятся: рабочие промышленных предприятий, журналисты, турагенты, ювелиры, попали лошадиные слуги, сборщицы анализов, спарринг-партнеры в боксе и др.

Одна профессия - на всю жизнь? Сегодня этот принцип морально устарел. Люди постоянно учатся и переучиваются, получая профессии, специализации и квалификации, наиболее востребованные в данный момент. Последние 2 - 3 года самый большой спрос - на секретарей, офис-менеджеров, менеджеров по продажам и страховщиков [2].

Содержательный труд — состав, характер, объем и разнообразие выполняемых работником трудовых функций. Содержательность труда определяется сложностью выполняемых работником трудовых функций, насыщенностью трудового процесса умственной деятельностью, творческими элементами, степенью самостоятельности работника при выполнении работы. Изменения в содержательности труда напрямую зависят от развития техники, технологии, организации производства и труда, от роста квалификационно-образовательного уровня работников. Научно-технический прогресс, возникновение новых отраслей и видов производства приводит к коренному изменению всей структуры совокупного труда, к новому соотношению между численностью занятых в различных отраслях, между категориями работающих внутри отраслей. Влияние научно-технического прогресса на содержательность труда неоднозначно. С одной стороны, по мере роста механизации и автоматизации производства происходит передача малосодержательных, тяжелых ручных работ машинам и механизмам, возникают новые профессии высокосодержательного и высококвалифицированного труда — специалистов в области электроники, проектировщиков автоматизированных систем управления, операторов по управлению автоматизированными системами итак далее. С другой стороны, на участках производства, где механизация и автоматизация осуществляются некомплексно, человеку отводится роль придатка к машине, его трудовая деятельность сводится к выполнению простейших операций по загрузке и разгрузке агрегатов, к перемещению предметов труда от одной машины к другой [8].

Исполнительский труд подразумевает, что работник будет действовать в более или менее предсказуемых ситуациях, по четко заданным правилам, инструкциям. Типичные примеры таких профессий: кассир, бухгалтер, работник справочной службы. Когда человек занимается подобной работой, проявления творчества с его стороны оказываются нежелательны, а иногда даже опасны [4].

 

3.Характеристика труда по напряженности.

Напряженность труда — характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу труда. Напряженность трудового процесса оценивают в соответствии с настоящими "Гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса".  К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, монотонность нагрузок, режим работы.

По показателям напряженности трудового процесса различают следующие классы условий труда:

  1. (напряженность труда легкой степени, требующая затрат энергии до 174,1 Дж/с).
  2. (напряженность труда средней степени — от 174,1 до 290,5 Дж/с).
  3. (напряженность труда 1-ой и 2-ой степеней — более 290,5 Дж/с).

Напряженность также можно оценивать по изменению уровня функционирования соответствующих систем организма сравнительно с исходным состоянием оперативного покоя оператора.

Критериями степени напряженности является выраженное нарушение адекватности физиологических реакций, резкое снижение точности, быстродействия и надежности оператора, ведущее к дезорганизации деятельности.

В физиологическом отношении благоприятны работы, относящиеся к 1-й степени напряженности труда, однако, при такой мобилизации функций невозможны высокая производительность и эффективность труда. Более эффективна работа при II степени напряженности труда, при которой в то же время не возникает явлений переутомления и работу можно выполнять длительное время. При III степени напряженности необходимы дополнительные перерывы или укорочение рабочего дня.

Тяжесть труда (в широком смысле)- это степень совокупного воздействия всех факторов рабочей среды на здоровье человека и его работоспособность. Тяжесть труда характеризует физиологическую «стоимость» (цену) работы, то есть степень функционального напряжения организма при выполнении любой работы, как умственной, так и физической.

Классификация труда по тяжести и напряженности включает два подхода:

  1. физиологическая классификация, основанная на физиологических характеристиках напряжения функций организма и утомления;
  2. профессиографическая характеристика трудовой деятельности, основанная на описательных характеристиках труда.

Тяжесть труда(в узком смысле) — характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечнососудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, перемещениями в пространстве, рабочей позой.

По показателям тяжести трудового процесса различают следующие классы условий труда:

  1. (легкая физическая нагрузка)
  2. (средняя физическая нагрузка)
  3. (тяжелый труд 1-ой и 2-ой степеней).

 

4.Понятие привлекательности труда, ее значение для улучшения производительности труда

Понятие привлекательности труда связано с проблемой удовлетворенности трудом.

Можно выделить следующие факторы удовлетворенности трудом:
          1. Заработная плата. Удовлетворены своим высоким заработком больше те люди, которых и другие стороны их жизни вполне удовлетворяют (по данным исследований). Мужчины чаще оказываются менее удовлетворенными, чем женщины. Люди образованные, квалифицированные, более старшего возраста высказывают меньшую удовлетворенность своим заработком. Часто свой заработок сравнивается с прежними доходами (в условиях постоянной инфляции эти сравнения не очень приятны).
          2. Отношения с сотрудниками. По значимости этот фактор стоит рядом с зарплатой. Основные ожидания от сотрудников - материальная и социальная поддержка. Но еще важнее - помощь в достижении совместных целей. Основные виды дружеских связей на работе: дружба, выходящая за пределы работы (например, в общении дома); дружба только по работе (с кем можно выпить чашечку кофе, но не возникает желания переносить это во внерабочую обстановку); приятельские отношения, но без стремления перейти на неформальный уровень. Показатели "тесного общения на работе": стремление пошутить с другим человеком, поболтать время от времени, обсудить саму работу, выпить чашечку кофе, перекусить вместе, иногда - подразнить его (ее), оказать помощь в работе, попросить или дать совет по личным проблемам, обсудить свои чувства и переживания, обсудить свою личную жизнь, обучить или показать что-либо по работе.
          3. Отношения с руководством. Основные ожидания от руководителей: справедливость при поощрении и наказании, протекция по службе, улучшение условий труда. Исследования показывают, что роль руководителей в преодолении трудностей на работе оценивается даже выше, чем роль сослуживцев и супругов.
          4. Возможности продвижения по службе. Достижение и признание - это два наиболее часто называемых источника удовлетворенности работой. Важнейшими показателями повышения по службе являются: зарплата и служебный статус. Но такое "признание" часто ведет к увеличению времени рабочего дня и ответственности. Но все равно, многие стремятся к повышению по службе.
          5. Другие факторы удовлетворенности: удовлетворенность условиями; удовлетворенность фирмой (гордость за фирму); организация времени (позволяет ли работа быть хозяином своего времени, насколько оно тратится с пользой); предоставление свободного статуса и личной идентичности (быть на работе самим собой); дальние, перспективные жизненные цели (может ли работа помочь в их реализации); чувство общности деятельности, разделяемое с другими людьми; вынужденная активность (чтобы работа дисциплинировала человека, не создавала условий для "стагнации" и "безделья").
         Также можно выделить основные проявления неудовлетворенностью работой:

Т.О. можно отметить, чем больше факторов удовлетворяет человека в трудовой деятельности, тем выше производительность труда, и соответственно наоборот, чем ниже удовлетворение работой, тем меньше производительность и желание человека трудиться.

 

5.Предложения по повышению содержательности труда

Содержательность труда - состав, характер, объем и разнообразие выполняемых работником трудовых функций.

Содержательность труда определяется:

·        сложностью выполняемых работником трудовых функций;

·        насыщенностью трудового процесса умственной деятельностью;

·        творческими элементами;

·        степенью самостоятельности работника при выполнении работы.

Повышение содержательности труда — это мотивация. Мотивация труда является одной из важнейших функций организации труда. Методы мотивации условно можно разделить на экономические и неэкономические; последние в свою очередь делятся на организационные и моральные. Однако на практике все они тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены и зачастую плавно переходят один в другой. Руководство предприятия должно морально и материально заинтересовать работающих в достижении высоких результатов труда(Таб.1).

 

Форма стимулирования

Содержание

Материальное стимулирование труда

Заработная плата

Оплата труда работника

Бонусы

Разовые выплаты из прибыли организации

Участие в акционерном капитале

Покупка акций организации и получение дивидендов; покупка акций по льготным ценам, безвозмездное получение акций

Участие в прибыли

Выделение части прибыли на формирование поощрительного фонда (распространяется на категории персонала, способные реально воздействовать на прибыль, чаще всего – на управленческие кадры).

Дополнительные выплаты

Субсидирование деловых расходов, покрытие личных расходов, косвенно связанных с работой (затрат на мобильную связь, транспортных расходов, расходов на питание)

 


Форма стимулирования

Содержание

 

Условно нематериальное стимулирование труда

Сберегательные фонды

Открытие сберегательных фондов для работников предприятия с выплатой процента не ниже установленного в Сбербанке РФ, льготные режимы накопления средств

Льготное кредитование

Выделение льготных кредитов на строительство жилья, приобретение товаров длительного пользования и так далее

Скидки на продукцию

Предоставление скидок на товары, выпускаемые организацией или получаемые по бартеру

Стипендиальные программы

Покрытие (полное или частичное) образовательных расходов

Обучение в организации

Организация обучения в организации, в том числе – на рабочем месте

Медицинское обслуживание и страхование; прочие виды страхования

Организация медицинского обслуживания или заключение договоров с медицинскими учреждениями; медицинское и прочие виды страхования как самих работников, так и членов их семей

Программы жилищного строительства

Строительство жилья для работников или долевое участие в нем

Программы, связанные с воспитанием и обучением детей

Выделение средств на организацию дошкольного и школьного воспитания детей и внуков сотрудников, привилегированные стипендии для студентов высших и средних специальных учебных заведений

Нематериальная мотивация

Стимулирование свободным временем

Предоставление за активную и творческую работу дополнительных выходных и увеличение отпуска, право выбора времени отпуска; сокращение длительности рабочего дня при высокой производительности труда

Трудовое или организационное стимулирование

Повышение удовлетворенности выполняемой работой: внесение творческих элементов, возможность участия персонала в управлении

Общественное признание

Вручение грамот, значков, вымпелов, почетных званий, наград, размещение фотографии на доске почета

Таб.1. Мотивация персонала.

 

Заключение

В данной работе было подробное описание психологическим свойствам личности, где выделили ее основные компоненты структуры: темперамент, способности, направленность личности и характер. Рассмотрены особенности индивида, а так же психологические свойства личности. Существуют различные виды труда: популярные и непопулярные, творческие и исполнительские, содержательные и малосодержательные. Четко обозначили напряженность трудового процесса. Разобрали чем характеризуется напряженность труда, и на какие классы она подразделяются. Рассмотрели привлекательность труда, ее значения для улучшения производительности труда; труд должен быть хорошо организован, от этого будет зависеть удовлетворенность и привлекательность работы. Так же была рассмотрена содержательность труда, в содержательности труда показывается ее важная роль во взаимодействии элементов трудового процесса на предприятиях.

 

Список используемой литературы

  1. Белов. С.В. Безопасность жизнедеятельности..Учебное пособие. 6-е изд., испр. и доп.. - М.: Высш. шк.., 2008. - 207 с.
  2. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А.Карпенко. – М.: Политиздат, 1985. – 431с.
  3. Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда: Конспект лекций, доп. и перераб. - М.: Издательство "Эксмо", 2008. - 342 с.
  4. Иванюков М.И., Алексеев В.С. Основы безопасности жизнедеятельности Учебное пособие., доп. и перераб. - М.: Издательско — торговая корпорация "Дашков и К", 2007. - 293 с.
  5. Чернышев В.Н., Двинин А.П. Человек и персонал в управлении. – СПб.: Энергоатомиздат, 1997. – С.13-48, 60-67
  6. Маринченко А.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. - 2 — е изд., доп. и перераб. - М.: Издательство — торговая корпорация "Дашков и К", 2008. - 279с.
  7. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. 2-е изд.,перераб. и доп./Под ред. проф. Шлендера П.Э. - М.: Вузовский учебник,2008. -
  8. Безопасность жизнедеятельности. Терминология: Учебное пособие для вузов/Белов С.В., Козьяков А.Ф., - М.: КноРус, 2008. - 198 с.
  9. Учебник для вузов/Белов С.В.,Ильницкая А.В.,Козьяков А.Ф., и др.; Под общ. ред. Белова С. В. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2001. - 387 с.
  10. Электронный журнал Beautylnfo.com.ua, 15/10/2007года "Самые неперспективные профессии XXI века", автор - Смирнов А.К.
  11. Журнал Основы безопасности жизнедеятельности, № 4 2007года "Напряженный труд"

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 30.45K
Скачано: 199
Скачать бесплатно
03.06.12 в 00:38 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе