Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по микроэкономике »
Тема: Эластичность предложения
Раздел: Бесплатные рефераты по микроэкономике
Тип: Контрольная работа | Размер: 100.24K | Скачано: 389 | Добавлен 12.05.12 в 18:59 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы
План работы Стр
Контрольный теоретический вопрос |
3 |
Контрольные тестовые задания |
12 |
Задача |
14 |
Список литературы |
16 |
1. Эластичность предложения.
Предложение (Supply) можно определить как желание и способность производителей продавать на рынке определенный товар [5,с. 56].
Предложение можно определить как шкалу, показывающую количество продукта, которое производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени [3,с. 96].
Объем предложения (Qs) - есть максимальное количество товаров и услуг, которое продавец готов предложить для продажи на рынке продукта в единицу времени. На практике объем предложения на рынке продукта зависит от различных факторов, что и выражает функция предложения:
Qs = f (Рх, Ру , ...Pz; К; С; Z ....),
где Qs - объем предложения; Рх, Ру и т. п. - цены; К -характер используемой технологии; С - налоги и дотации; Z - природные и климатические условия; .... - другие возможные факторы.
Если все факторы предложения (кроме самой цены) принять за постоянную величину, то функция предложения заметно упрощается:
Qs = f (Рх).
Рис. 1 Кривая объема предложения в зависимости от уровня цены
На вертикальной оси представлена цена на товар X, а на горизонтальной - объем предложения. График функции предложения может приобрести разную конфигурацию, разный угол наклона и т. д. Но в целом «классическая линия» предложения всегда имеет положительный наклон. Если Р2 > P1, то Q2 > Ql.
С ростом цены величина предложения возрастает. Увеличение предложения смещает кривую вправо, сокращение предложения – влево. Причиной изменения предложения служит изменение одной или более детерминант предложения. [6,с.57]. Зависимость объема предложения от цены может быть различной, однако наиболее типичной является следующая: чем выше рыночная цена, тем больше объем предложения, и наоборот (т.е. имеет место прямая зависимость) [5,с.56].
К неценовым факторам, которые влияют на предложение относятся:
а) цены на исходные ресурсы. Кривая предложения фирмы основывается на издержках производства; за дополнительные единицы продукта фирма должна установить более высокие цены, поскольку производство этих дополнительных единиц требует больших издержек. Пример: если цены на семена и удобрения снижаются, можно ожидать увеличения предложения кукурузы. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение.
б) технологические возможности производителей зависят от развития научно- технического прогресса. Совершенствование технологии означает, что открытие новых знаний позволяет более эффективно произвести единицу продукции, то есть с меньшей затратой ресурсов.
в) цена на другие товары. Товары могут находиться между собой в отношении взаимозаменяемости и взаимодополняемости, как в потреблении, так и в производстве. В частности, снижение цены на говядину может побудить фермеров больше выращивать и предлагать к продаже мясо птицы и наоборот.
г) число продавцов. При данном объеме производства каждой фирмы чем больше число поставщиков, тем больше рыночное предложение.
д) ожидания производителей. Ожидания изменений цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время. Например, фермеры могут задержать вывоз кукурузы текущего урожая на рынок, ожидая повышения цены на нее в будущем. Это вызовет сокращение текущего предложения.
е) налоги и дотации. Большинство предприятий рассматривают налоги как затраты своего производства. Поэтому повышение налогов будет увеличивать затраты производителя и сокращать предложение. Государственные дотации фактически снижают затраты на производство продукции, тем самым увеличивая предложение.
При формировании предложения большое значение имеет тип рынка (совершенной или несовершенной конкуренции). [7,с.42].
Эластичность предложения и классификация степени эластичности предложения по цене
В экономическом анализе следует не только признавать наличие той или иной причины, воздействующей на объем предложения, но и измерять степень ее воздействия. В этих целях используется показатель эластичности предложения.
Эластичность предложения характеризует реакцию производителя на изменение условий хозяйствования, отражает степень его готовности поставлять на рынок определенный объем товара под воздействием того или иного экономического обстоятельства.
Эластичность предложения – это показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены [3,с. 104].
В качестве базового показателя эластичности предложения признан коэффициент эластичности предложения по цене.
Коэффициент эластичности предложения по цене (Coefficient of Supply Elasticity) представляет собой числовой показатель, отражающий отношение процентного изменения объема предложения товара к процентному изменению его цены [5,с. 70].
Принцип расчета эластичности предложения по цене (Es/p) совпадает с аналогичной формулой, которая используется для вычисления эластичности спроса по цене:
Коэффициент эластичности предложения по цене (Es/p) всегда имеет положительное значение.
Критерием отбора коэффициента эластичности предложения по цене выступает значение равное единице (эластичное предложение).
Если коэффициент эластичности по цене больше единицы, то предложение считается высокоэластичным.
Предложение считается жестким и неэластичным, если коэффициент эластичности меньше единицы. В таком случае линия предложения лишь незначительно отклоняется от вертикали.
Если коэффициент эластичности равен нулю, то это означает, что предложение абсолютно жесткое. Со стороны производителя нет никакой реакции на изменение цены. Объем предложения остается на одном уровне [1,с.90].
Степень эластичности предложения может иметь и графическую интерпретацию. На рис. 2 представлены различные варианты эластичности кривой предложения. На рис. 2 a) S1 – неэластичное предложение (Е < 1); S2 — предложение единичной эластичности (Е = 1); S3 — эластичное предложение (Е > 1).
Рис 2 Кривые предложения с разной степенью эластичности
На рис. 2 б) S1 — абсолютно неэластичное предложение (Е=0); S2 — абсолютно эластичное предложение (Е = ).
На эластичность предложения оказывают влияние различные факторы:
1. Рыночный период. Кратчайший рыночный период настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. Например, мелкий фермер привез на рынок на одном грузовике весь свой урожай помидоров данного сезона. Кривая предложения будет совершенно неэластична (вертикальна); фермер продаст всё, что он привез, независимо от того высока или низка цена. В пределах очень короткого промежутка времени предложение томатов со стороны фермера - величина постоянная: он может предложить лишь столько, сколько привез на грузовике, как бы высока ни была цена: причем угроза порчи вынуждает фермера продать всю продукцию, как бы ни низка была цена [4,с.444]. На рис 3 представлена кривая совершенно неэластичного предложения.
Рис. 3 Кратчайший рыночный период
2. Краткосрочный период. В краткосрочном периоде эластичность невелика — за счет увеличения загрузки уже существующих мощностей можно получить лишь ограниченный прирост производства. В конце концов, сколько не подвози дополнительного сырья, производительность перерабатывающих его машин имеет своп предел.
Например, фермер за больший промежуток времени сможет внедрить более интенсивные методы выращивания томатов: применить удобрения, пестициды, нанять дополнительную рабочую силу и т.д. В результате на предполагаемое увеличение спроса фермер ответит увеличением производства, таким образом, предложение томатов будет более эластичным, как показано на рис 4. Эта ситуация также весьма актуальна для России. После либерализации внешнеэкономической деятельности экспорт многих товаров, в том числе нефти, стал быстро расти. Однако, достигнув некоторого уровня (около 105 млн. тонн в год), застыл на нем. Как бы велик ни был зарубежный спрос, больше определенного максимума работающие на пределе насосы через существующие трубопроводы прокачать не могут.
Рис.4 Краткосрочный период
3. Долгосрочный период. Достаточно продолжительный для того, чтобы фирмы успели принять все желательные меры по приспособлению своих ресурсов к изменившейся ситуации. Отдельные фирмы могут расширить (сократит) свои производственные мощности. Например, фермер может приобрести дополнительный участок земли или закупить больше машин и оборудования. Такие изменения означают ещё более сильную реакцию со стороны предложения, оно станет ещё более эластичным. В результате, как показано на рис. 5, следствием увеличения спроса станет незначительное увеличение цены (с Po до Pi ) и крупное изменение объема производства (с Qo до Qi) [4,с.445-446].
Рис.5 Долгосрочный период
Практическое значение теории эластичности
Теория эластичности имеет важное значение для определения экономической политики фирм значение теории и правительства. Это наглядно видно на эластичности примере налоговой политики государства. Допустим, государство вводит определенную (фиксированную) сумму налога на единицу товара, что равносильно смещению кривой предложения S вверх до S' (см. рис.6).
Рис. 6 Распределение налогового бремени
Сумма налога распределяется между потребителями и производителями, а также включает избыточное налоговое бремя, являющееся омертвленными издержками, которые представляют чистую потерю для общества. Эластичность при этом играет большую роль, так как позволяет определить, какую часть налога выплачивают предприниматели, а какую — потребители [2,с.133-135].
В случае эластичного спроса большая часть налога выплачивается производителем, в случае неэластичного спроса — потребителем (сравним разделение отрезка АЕ' на АВ и BE' в первом случае и во втором на рис. 7 а).
Подобное явление легко объяснить, так как в случае эластичного спроса потребители при росте цены на данный товар будут стремиться переключить свой спрос на товары-субституты. В случае неэластичного спроса это будет сделать гораздо труднее.
Наоборот, если предложение эластично, большая часть налога падает на потребителей, а если неэластично — то на производителей (см. рис. 7 б). Эластичность предложения означает, что производители без труда смогут переключить свои ресурсы на производство какого-либо другого товара или услуги. В случае неэластичного предложения переаллокация ресурсов происходит медленнее и с большим трудом, поэтому больше всего от налога пострадают производители.
Рис 7 Эластичность предложения и распределение налога с продаж
2. Избыточное предложение товара на рынке является следствием того, что:
цена на товар выше равновесной;
г) сократился объем производства данного товара;
д) увеличился объем спроса на данный товар.
Обоснование ответа:
Если фактическая рыночная цена становится выше равновесной, то желающих купить такой товар станет меньше, т.е. объект спроса понизится. Количество же продавцов, готовых продавать по более высокой цене, увеличится, и продаваться будет гораздо больше товаров, чем по равновесной цене. Таким образом, объем предложения будет превышать объем спроса.
3. Альтернативные издержки дневной формы обучения включают:
а) оплату обучения;
б) стоимость учебников;
в) зарплату, которую можно было бы получить, работая вместо учебы;
г) стоимость проезда до института.
Обоснование ответа:
Альтернативные издержки – это ценность благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном из всех возможных способов использования данного ресурса. Возможны различные варианты классификации альтернативных издержек. Прежде всего, следует выделить экономические и бухгалтерские издержки. В свою очередь экономические издержки представляют собой альтернативные издержки в форме явных и неявных издержек. Зарплата, которую можно было бы получить, работая вместо учебы, относится к неявным издержкам. Неявные издержки равны денежным платежам, которые могли бы быть получены за самостоятельно используемый ресурс при наилучшем (из возможных) способе его применения, и поэтому являются недополученными.
4. Заполните таблицу, показывающую зависимость издержек производства от количества выпускаемой продукции:
Выпуск (шт.)
|
Постоянные издержки FC |
Переменные издержки VC |
Валовые издержки TC |
Средние издержки ATC |
Предельные издержки MC |
0 |
5 |
- |
5 |
- |
- |
1 |
5 |
4 |
9 |
9 |
4 |
2 |
5 |
6 |
11 |
5,5 |
2 |
3 |
5 |
7 |
12 |
4 |
1 |
4 |
5 |
11 |
16 |
4 |
4 |
5 |
5 |
13 |
18 |
3,6 |
2 |
Решение:
Так как количество выпускаемой продукции не влияет на постоянные издержки, то при любом объеме производства FC = 5.
При выпуске в кол–ве 1 шт.:
VC = TC – FC; VC = 9-5=4
ATC = TC/Q; ATC=9/1=9
MC=TC1-TC; MC=9-5=4
При выпуске в кол–ве 2 шт.:
ТС=FC+VC; TC=5+6=11
ATC = TC/Q; ATC=11/2=5,5
MC=TC2-TC1; MC=11-9=2
При выпуске в кол–ве 3 шт.:
VC = TC – FC; VC = 12-5=7
ATC = TC/Q; ATC=12/3=4
MC=TC3-TC2; MC=12-11=1
При выпуске в кол–ве 4 шт.:
TC=ATC*Q; TC=4*4=16
VC = TC – FC; VC = 16-5=11
MC=TC4-TC3; MC=16-12=4
При выпуске в кол–ве 5 шт.:
ТС=FC+VC; TC=5+13=18
ATC = TC/Q; ATC=18/5=3,6
MC=TC5-TC4; MC=18-16=2
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.