Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по Бюджетной системе РФ »

Основные направления развития бюджетных отношений в РФ

Основные направления развития бюджетных отношений в РФ [28.02.12]

Тема: Основные направления развития бюджетных отношений в РФ

Раздел: Бесплатные рефераты по Бюджетной системе РФ

Тип: Контрольная работа | Размер: 26.64K | Скачано: 487 | Добавлен 28.02.12 в 21:03 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Барнаул 2011


Содержание.

1. Содержание 2

2. Введение 3

3. Основные направления развития бюджетных отношений в РФ в современных условиях 4

4. Заключение 16

5. Список литературы 17

 

Введение

Бюджет - важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Поэтому разработке его показателей уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов.

Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. [1,стр 22]

Именно   с   помощью   бюджета   государство   имеет    возможность сосредоточивать  финансовые  ресурсы  на  решающих  участках  социального  и экономического развития,  с  помощью  бюджета  происходит  перераспределение национального дохода между  отраслями,  территориями,  сферами  общественной деятельности. 

 Ни  одно  из  звеньев   финансов   не   осуществляет   такого многовидового  и  многоуровневого  перераспределения  средств,  как  бюджет.

 Вместе с тем, отображая экономические процессы,  протекающие  в  структурных звеньях  экономики,  бюджет  дает  четкую  картину  того,  как  поступают  в распоряжение   государства   финансовые   ресурсы   от   разных    субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых  ресурсов государства объему его потребностей. 

Таким образом, при  правильном  подходе бюджет  объективно  может  быть   не   просто   средством   государственного экономического регулирования, он может реально влиять на  рост  экономики  и социальной   сферы,   ускорение   темпов   научно-технического    прогресса, обновление и совершенствование  материально-технической  базы  общественного производства. 

Но здесь важно подчеркнуть, что  проявление  присущих  бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения  и  контроля возможно только в  процессе  человеческой  деятельности,  что  находит  свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме,  который  является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность  бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

Согласно Статьи 6 БК РФ, под межбюджетными отношениями понимают - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса; [1, стр 23]

Современное состояние бюджетных отношений в России определяется рядом моментов, в частности причинами дифференциации бюджетной обеспеченности субъектов Федерации, критериями и методами ее выравнивания. Даже в группе обеспеченных регионов дифференциация по объему ВРП на душу населения составляет более 4 раз, а в группе наименее обеспеченных регионов - почти 3 раза. Разница по указанному показателю между наиболее и наименее обеспеченными регионами превышает 20 раз.

Основными причинами огромных различий в бюджетной обеспеченности субъектов Федерации являются:

- уровень экономического развития регионов;

- степень их обеспеченности природными ресурсами;

- различная структура экономики регионов, определяющая разный налоговый потенциал;

- неодинаковые усилия региональных властей по сбору налогов.

Поэтому современная система межбюджетных отношений реформируется на протяжении последних тринадцати лет и этот процесс будет продолжаться далее, так как это на прямую влияет на развитие экономики страны.

 

Основные направления развития межбюджетных отношений.

Начиная с 1998 года Правительство РФ проводит программы по  реформированию бюджетного процесса. Первой программой этого направления стало постановление от 30 июля 1998 г. №862 «Концепция  реформирований межбюджетных отношений в Российской федерации в 1999-2001гг.».

Продолжением работы в этом направлении стала «Программа развития бюджетного федерализма в Российской федерации на период до 2005г.», одобренная  Правительством РФ, и издание в 2003г. Новой редакции Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ». [2, стр. 36]. Это существенно изменило Бюджетный кодекс РФ, наиболее важными изменениями стали – разделение  уровней  бюджетной системы РФ с определением на постоянной основе для каждого её уровня полномочий, доходов и расходных обязательств.

Далее следовали – «Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и повышения качества управления общественными финансами  в РФ на 2006-2008годы», разработанная в 2005г. и  «Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 года.», разработанная Минфином РФ в 2009 году и одобренная  распоряжением Правительства РФ от 8 августа 2009г. №1123-р.

Так же в 2007 году был впервые разработан и принят Закон о федеральном бюджете на три года. Переход к среднесрочному бюджетному планированию позволяет повысить «целевой» характер бюджетной политики, в большей степени отразить приоритеты социально-экономического развития.

Новым этапом модернизации управления общественными финансами Российской Федерации стало принятие в 2010 году Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.

Мероприятия Программы направлены на создание условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению государственных (муниципальных) функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.[7]

Ключевым направлением Программы является переход к утверждению федерального бюджета в «программном» формате.

К настоящему времени Правительством Российской Федерации определен перечень государственных программ Российской Федерации, создана необходимая для их разработки нормативная и методическая база, федеральными органами исполнительной власти проводится подготовка проектов государственных программ Российской Федерации, которая должна быть завершена в декабре 2011 года.

Полностью перейти к программной структуре расходов федерального бюджета планируется с 2013 года.

С этой целью одновременно с проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» в Государственную Думу представлено аналитическое распределение расходов федерального бюджета по государственным программам Российской Федерации.[4.]

В основу бюджетной политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2012–2014 годах» (далее также Бюджетное послание) и Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Российской Федерации на период до 2012 года.

Основные показатели федерального бюджета на 2012 год и период до 2014 года приведены в табл.1:

 Показатель

2010 (отчет)

2011 (оценка)

Проект бюджета

2012

2013

2014

Экономические условия

Цена на нефть, долл./баррель

78,2

108,0

100,0

97,0

101,0

ВВП, млрд. руб.

44 939,2

53 332,0

58 683,0

64 803,0

72 493,0

Инфляция, декабрь к декабрю, %

108,8

106,5

106,0

105,5

105,0

Курс доллара, среднегодовой, руб.

30,4

28,6

28,7

29,4

30,5

Основные параметры бюджетной системы

Доходы, млрд. руб.

15 737,5

20 335,1

21 438,7

23 358,5

26 237,1

Расходы, млрд. руб.

17 614,5

20 179,0

22 354,8

24 413,7

26 728,0

Справочно: расходы на душу населения, руб. в месяц

10 272,0

11 775,8

13 045,5

14 257,0

15 608,5

Основные параметры федерального бюджета, млрд. руб.

Доходы - всего

8 305,4

11 211,3

11 779,9

12 705,9

14 091,8

Расходы - всего,
в том числе

10 117,5

11 019,4

12 656,4

13 730,6

14 582,9

Обслуживание государственного долга

195,0

266,6

388,4

482,3

579,2

Условно утвержденные расходы

-

-

-

343,3

833,6

Дефицит

-1 812,1

192,0

-876,6

-1 024,7

-491,1

Справочно, млрд. руб.

Объем Резервного фонда на конец года

775,2

1 673,5

2 235,4

2 825,7

3 963,7

Объем Фонда национального благосостояния на конец года

2 695,5

2 604,2

2 659,9

2 668,7

2 798,7

Государственный внутренний долг на конец года, млрд. руб.

2 940,4

4 555,0

6 330,9

7 873,2

9 221,8

Государственный внешний долг на конец года, млрд. долл.

40,0

40,8

48,4

59,4

69,0

Табл. 1- Основные показатели федерального бюджета на 2012 год и период до 2014 года

Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в 2012-2014 годах будет сосредоточена на решении следующих задач:

- корректировка механизмов оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации в целях повышения ее эффективности;

- создание стимулов по наращиванию доходной базы региональных и местных бюджетов;

- совершенствование системы разграничения расходных обязательств между уровнями бюджетной системы.

Оценка исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 2011 - 2014 годы, сформированная на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, предполагает положительную динамику основных параметров консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации в ближайшие годы (табл. 2):

 

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

оценка

в %% к преды-дущему году

прогноз

в %% к

преды-дущему году

прогноз

в %% к преды-дущему году

прогноз

в %% к преды-дущему году

Доходы, всего

7 025,8

107,5

7 295,4

103,8

7 746,4

106,2

8 277,1

106,9

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

налоговые и неналоговые доходы

5 682,5

114,1

6 160,5

108,4

6 729,9

109,2

7 312,5

108,7

межбюджетные трансферты из бюджетов других уровней

1 343,3

97,5

1 134,9

84,5

1 016,5

89,6

964,7

94,9

Расходы, всего

7 081,9

106,8

7 516,7

106,1

7 942,7

105,7

8 425,9

106,1

Дефицит

-56,1

 

-221,3

 

-196,3

 

-148,8

 

Табл.2- Оценка исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2012-2014 годах млрд. рублей

Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации без учета трансфертов из федерального бюджета составит в 2012 году 36,7%, в 2013 году – 36,5%, в 2014 году – 36,6%. После получения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации возрастет (табл. 3).

Показатель

2011 год

Проект

2012 год

2013 год

2014 год

Доходы
(до получения трансфертов)

35,5

36,7

36,5

36,6

Доходы
(после получения трансфертов)

43,9

43,5

42,1

41,5

Расходы, всего

42,3

40,5

39,0

38,7

Расходы  (без учета трансфертов государственным внебюджетным фондам)

48,5

46,3

44,5

44,2

Расходы  (без учета трансфертов государственным внебюджетным фондам и средств, направляемых на пополнение Резервного фонда)

50,9

46,8

44,6

44,2

Табл.3 - Доля консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в консолидированном бюджете Российской Федерации, в %%

Сокращение доли консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в доходах (после получения межбюджетных трансфертов) и расходах в основном объясняется снижением объемов межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации из федерального бюджета.

Оценка объема расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации производилась с учетом исполнения за 2010 год и уточненных плановых назначений бюджетов субъектов Российской Федерации на 2011 год.[3]

Источниками финансирования дефицитов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации будут являться кредиты кредитных организаций, бюджетные кредиты из федерального бюджета, государственные (муниципальные) ценные бумаги, средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Несмотря на стабильное восстановление экономики и увеличение собственной доходной базы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, исполнение их расходных обязательств в значительной степени зависит от финансовой помощи из федерального бюджета.

Общий объем межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации представлен в таблице 4:

Наименование

2011 год

(закон)

2012 г.

2013 г.

2014 г.

проект

в %% к предыдушему году

проект

в %% к предыдушему году

проект

в %% к предыдушему году

Межбюджетные трансферты

1343,3

1 134,9

84,5

1 016,5

89,6

964,7

95,0

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

дотации

542,5

493,3

90,9

471,1

95,5

461,8

98,0

субсидии

471,7

377,7

80,1

271,8

72,0

227,1

83,6

субвенции

281,1

229,5

81,7

237,5

103,5

242,3

102,0

иные межбюджетные трансферты

48,1

 

34,4

71,5

36,1

104,9

33,4

92,5

Табл.4 - Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации, млрд.рублей

Система межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации должна быть ориентирована на необходимость обеспечения гарантированных Конституцией Российской Федерации равных условий получения гражданами Российской Федерации социальной и медицинской помощи, образования, качественного предоставления государственных и муниципальных услуг.

 Реализация данной цели будет осуществляться, в первую очередь, путем предоставления финансовой помощи в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации как безусловного вида финансовой помощи, распределяемого на три года до начала финансового года и обеспечивающего субъектам Российской Федерации возможности для реалистичного планирования доходной части региональных бюджетов.

Исключительное значение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности подтверждает тот факт, что в результате их предоставления соотношение бюджетных возможностей 10 наиболее и 10 наименее обеспеченных субъектов Российской Федерации сокращается в среднем с 10 до 3 раз.

В соответствии с положением  статьи 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, подлежащих утверждению на очередной финансовый год и плановый период, не может быть менее общего объема указанных дотаций, утвержденных на текущий финансовый год. Таким образом, бюджетные  ассигнования федерального бюджета на предоставление указанных дотаций в 2012 году планируются на уровне 2011 года в размере 397,0 млрд. рублей.

Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2012 году предусмотрены в объеме 377,7 млрд. рублей с сокращением на 20,6% к уровню 2011 года. [5]

Снижение общего объема субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации в 2012 году по сравнению с 2011 годом обусловлено предполагаемым  наделением субъектов Российской Федерации полномочиями  по выплате единовременного пособия при устройстве ребенка в семью и полномочиями в области содействия занятости населения (в части расходов по осуществлению этих полномочий и реализации активных мероприятий по содействию занятости населения без учета социальных выплат безработным гражданам)  в связи с высвобождающимися средствами в результате передачи обеспечения полиции на федеральный уровень.

Иные межбюджетные трансферты в 2012 году предусмотрены в объеме  34,4 млрд. рублей, или 71,5% к уровню 2011 года. Их сокращение обусловлено прекращением предоставления  межбюджетных трансфертов в части  обеспечения равного с МВД Российской Федерации повышения денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам подразделений милиции общественной безопасности.[6]

В условиях закрепления полномочия по организации оказания всех видов медицинской помощи за субъектами Российской Федерации будут осуществлены мероприятия, направленные на обеспечение сбалансированности региональных и местных бюджетов.

Предполагается внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части установления обязанности органов государственной власти субъектов Российской Федерации передавать в местные бюджеты налог на доходы физических лиц в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по нормативу 20% (ранее – 10%), одновременно снизив установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации для местных бюджетов норматив отчислений от данного налога. Это будет способствовать более полному учету субъектами Российской Федерации при организации межбюджетных отношений многообразия видов муниципальных образований, различий в специфике их инфраструктуры, экономическом и налоговом потенциале, что обеспечит снижение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований. 

Субъекты Российской Федерации, доходы которых зависят от динамики общеэкономической конъюнктуры и от места регистрации крупных налогоплательщиков, должны формировать фонды финансовых резервов – Резервные фонды субъектов Российской Федерации.

Приоритетом бюджетной политики Российской Федерации в сфере взаимодействия с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями остается необходимость внедрения передовых технологий в практику управления бюджетным процессом, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление бюджетных услуг.

С этой целью в 2012 году будет продолжена поддержка реализации субъектами Российской Федерации региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов. Стимулирование  вышеуказанных преобразований на региональном уровне способствует повышению финансовой устойчивости субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований, а также повышению эффективности бюджетных расходов.[6]

Необходимо ежегодно осуществлять мониторинг и составлять рейтинг качества финансового управления в субъектах Российской Федерации.

Для муниципальных образований в субъектах Российской Федерации должны быть установлены стимулы к повышению эффективности использования бюджетных средств и формированию заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении доходов местных бюджетов.

В этих целях необходимо продолжить проведение федеральных конкурсов в сфере реформирования муниципальных финансов в рамках конкурсов по реформированию региональных финансов и разработать рекомендации по проведению аналогичной работы в субъект субъектах Российской Федерации.

Таким образом, в настоящее время актуальными являются вопросы расширения собственной доходной базы региональных и местных бюджетов в целях повышения степени самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и последовательного сокращения в долгосрочном периоде объемов финансовой помощи из федерального бюджета.

Однако при разработке предложений и принятии решений по закреплению за бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами дополнительных источников собственных доходов необходимо учитывать ряд важных моментов, в числе которых территориальная дифференциация уровня экономического развития.

Например, передача налога на прибыль организаций поселению, на территории которого нет предприятий, не решит проблемы укрепления доходной базы его бюджета. И, наоборот, даже небольшая доля налога на прибыль, переданная крепкому с экономической точки зрения региону ил и муниципальному образованию, только упрочит его позиции. Закрепление за местными бюджетами большей доли налогов, скорее всего, станет причиной роста дифференциации бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя.

Таким образом, сильная неравномерность распределения налоговой базы между муниципальными образованиями ставит пол вопрос рациональность закрепления за местными бюджетами значительных источников собственных доходов. Закрепление доходных источников за местными бюджетами ведет к росту самостоятельности муниципальных образований (в основном, городских округов) с развитым налоговым потенциалом, однако при этом сокращаются возможности региональных бюджетов по предоставлению трансфертов для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

В качестве перспективных мер в направлении обеспечения необходимой финансово-экономической самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления можно рассматривать следующие:

  1. Совершенствование налогообложения вертикально интегрированных компаний с целью уменьшения зависимости региональных и местных бюджетов от их финансовой политики. В этой связи необходимо разработать меры по предотвращению использования схем "трансфертного ценообразования" для минимизации федеральных обязательств, что также позволит избежать резкого изменения объемов доходов ре тональных и местных бюджетов в связи с изменением места уплаты налогов предприятиями.
  2. Постепенный переход к налогу на недвижимость на условиях распределения налоговых платежей между региональными и местными бюджетами и зачислении основной части доходов по этому налогу в бюджеты муниципальных образований.
  3. Зачисление в местные бюджеты налога, взимаемого в связи с применением упрошенной системы налогообложения, в целях повышения заинтересованности органов местного самоуправления в развитии малого бизнеса.
  4. Установление на постоянной основе прав органов государственной власти субъектов Российской Федерации по замене дотаций (части дотаций) на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований дифференцированными нормативами отчислений от любых федеральных и региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, необходимо отмстить, что наряду с вопросами расширения собственной доходной базы региональных и местных бюджетов не теряет своей актуальности тема выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований за счет предоставления финансовой помощи из вышестоящих бюджетов.

В этой связи следует уточнить критерии отнесения субъектов РФ и муниципальных образований к группам, для которых используются установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетные ограничения.

В частности, вместо учета доли межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в объеме собственных доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации как критерия, являющегося основанием для применения в отношении данных регионов дополнительных ограничений уровня оплаты труда государственных служащих субъектов Российской Федерации и работников бюджетной сферы, проведения долговой политики и иных ограничений, целесообразно использовать только долю дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации. Это позволит предотвратить возникновение для субъекта Российской Федерации дополнительных ограничений и запретов как следствия предоставления субсидий региональному бюджету. Аналогичные изменения бюджетного законодательства Российской Федерации представляются необходимыми и в отношении муниципальных образований.

 

Заключение

Учитывая вышеизложенное, основными задачами по совершенствованию управления региональными и муниципальными финансами на ближайшую перспективу являются:

  1. расширение собственной доходной базы региональных и местных бюджетов;
  2. формирование новых стимулов к увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
  3. продолжение работы по приведению расходных обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствие с разграничением полномочий;
  4. совершенствование механизмов предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
  5. формирование нового качества финансового менеджмента на всех уровнях управления региональными и муниципальными финансами.

Таким образом, в настоящее время существует объективная необходимость дальнейшего совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации.

 

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 03.12.2011 г.).
  2. Поляк Г. Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2011 г.
  3. Министерство Финансов РФ, Москва, 2011г., «Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов»
  4. Минфин РФ, Москва, декабрь 2011г., «Основные результаты и направления бюджетной политики на 2012 год и период до 2014 года»,
  5. Распоряжение Правительства РФ от 03.04.2006 № 467-р «О концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в 2006-2008 годах и плане мероприятий по её реализации».
  6. Бюджетное послание Президента России о бюджетной политике в 2012–2014 годах.
  7. Министерство Финансов РФ, Мостка, 2011г., «Бюджетная стратегия РФ на период 2023года.»

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 26.64K
Скачано: 487
Скачать бесплатно
28.02.12 в 21:03 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе