Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по Бюджетной системе РФ »

Бюджетная система РФ, её состав и принципы организации (Вариант №3)

Бюджетная система РФ, её состав и принципы организации (Вариант №3) [06.02.12]

Тема: Бюджетная система РФ, её состав и принципы организации (Вариант №3)

Раздел: Бесплатные рефераты по Бюджетной системе РФ

Тип: Контрольная работа | Размер: 91.58K | Скачано: 556 | Добавлен 06.02.12 в 22:27 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Архангельск 2011


Содержание

Теоретическое задание 3

Бюджетная система РФ, её состав и принципы организации 3

Введение 3

1 Структура бюджетной системы РФ 4

1.1. Бюджетная система, её уровни 4

1.2. Государственные внебюджетный и бюджетные целевые фонды 5

2 Консолидированный бюджет РФ 10

3 Принципы организации бюджетной системы РФ 13

Заключение 18

Практическое задание 19

Список источников 52

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из механизмов, позволяющих государству про­водить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав го­сударственный бюджет.

Бюджет — это форма образования и расходования де­нежных средств, предназначенных для финансового обес­печения задач и функций государства и местного само­управления.

Федеральный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Он отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходо­вания средств, перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Бюджетная система Российской Федерации - это со­вокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных вне­бюджетных фондов, основанная на экономических от­ношениях и государственном устройстве РФ и регули­руемая нормами права. Скоординированные во времени, экономическом и социальном пространстве бюджетные взаимоотношения между объектами бюджетного про­цесса представляют собой сложную динамически изме­няющуюся систему.

 

СТРУКТУРА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ

1.1. Бюджетная система, её уровни

Бюджетная система Российской Федерации — это система, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регули­руемая нормами права совокупность федерального бюджета, регио­нальных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетное устройство — организация бюджетной системы, принципы ее построения.

В бюджетную систему РФ как самостоятельные части входят: фе­деральный бюджет, республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные бюджеты краев и областей, городские бюдже­ты городов Москвы и Санкт-Петербурга, областной бюджет автоном­ной области, окружные бюджеты автономных округов, районные бюд­жеты сельских районов, городские бюджеты городов, районные бюдже­ты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.

Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конститу­циях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная сис­тема Российской Федерации состоит из трех уровней:

  1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  2. бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. местные бюджеты.

Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики.

Бюджетом субъекта РФ (или региональным бюджетом) в Бюджетном кодексе РФ называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ устанавливаются главой третьей Конституции РФ.

Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения. Открытый перечень вопросов местного значения приведен в федеральном законе “Об общих принципах местного самоуправления в РФ”.

 

1.2  Государственные внебюджетный и бюджетные целевые фонды

Федеральный и территориальный уровни бюджетной системы, в соответствии с Бюджетным Кодексом включают в себя помимо непосредственно государственного бюджета бюджеты государственных внебюджетных фондов. Совокупность бюджета соответствующей территории с бюджетами государственных внебюджетных фондов принято называть бюджетом расширенного правительства.

Государственным называют форму образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. В российской практике государственные внебюджетные фонды созданы для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. В РФ государственными внебюджетными фондами являются:внебюджетным фондом

1. Пенсионный фонд РФ

Основная задача данного фонда – аккумуляция страховых взносов и расходование средств фонда на цели обязательного пенсионного законодательства. Пенсионный фонд вместе со своими территориальными органами составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования.

Бюджет Пенсионного фонда формируется за счет: страховых взносов, средств федерального бюджета, сумм пеней и иных финансовых санкций, доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования,

добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц, иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Большая часть расходов бюджета Пенсионного фонда РФ приходится на выплаты по обязательному пенсионному страхованию. Часть средств Пенсионный фонд расходует на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Кроме того, из бюджета Пенсионного фонда выплачиваются пенсии и пособия за счет средств, передаваемых фонду Министерством труда и социального развития.

2. Фонд социального страхования РФ

Фонд социального страхования действует как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение. Управление Фондом возложено на Правление фонда и его председателя. Председатель и его заместители назначаются Правительством РФ.

Среди основных задач фонда:

3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Фонд обязательного медицинского страхования – источник в котором аккумулируются средства для осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного медицинским страхованием.

Основную часть расходов ФОМС составляют расходы на выравнивание финансовых условий территориальных фондов обязательного медицинского страхования, которым принадлежит основная роль в финансовом обеспечении здравоохранения территорий. В число основных функций территориальных фондов входят аккумулирование средств на обязательное медицинское страхование, учет страховых взносов и платежей, контроль за их полным и своевременным перечислением плательщикам, финансирование программ обязательного медицинского страхования на территории.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются по решению органов государственной власти субъектов РФ для финансирования территориальных программ обязательного медицинского страхования.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов рассматриваются в органах законодательной власти вместе с пакетом документов, представляемых одновременно с проектом федерального бюджета на соответствующий год. В соответствии с Бюджетным кодексом, федеральные законы, утверждающие бюджеты внебюджетных фондов должны утверждаться Федеральным Собранием одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете.

Первые целевые внебюджетные фонды (в основном социальные) начали создаваться в РФ в начале девяностых. Формирование системы целевых внебюджетных социальных фондов было обусловлено необходимостью “разгрузить” государственный бюджет от значительной доли плохо финансируемых на тот момент социальных расходов.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов всех уровней и не полежат изъятию на цели, не предусмотренные законодательством.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ. Контроль за рациональным и целевым расходованием средств внебюджетных фондов осуществляет Министерство финансов РФ.

Следует отметить, что в состав федерального и территори­альных бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюдже­тов) входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целевое расходование средств. В числе таких фондов — дорожный, экологический, воспроиз­водства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных ресурсов и др.

Целевым бюджетным фондом, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, называют фонд денежных средств, образуемый в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие его назначению.

Целевые бюджетные фонды создаются при формировании федерального бюджета на предстоящий финансовый год, действуют в течение года, после этого либо создаются вновь, либо прекращают свое существование.

 

КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РФ

Консолидированный бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. В свою очередь, консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает региональный бюджет, т.е. бюджет субъекта Россий­ской Федерации и местные бюджеты.

Следовательно, консолидированный бюджет Российской Фе­дерации — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании. В частности, при определении вели­чины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюд­жеты субъектов Российской Федерации и размеров дотаций в расчет принимаются объемы консолидированных бюджетов ад­министративно-территориальных образований.

  С помощью пока­зателя   консолидированного   бюджета   Российской   Федерации определяется   степень   централизации   финансовых   ресурсов, создаваемых в стране и отражаемых в сводном финансовом ба­лансе государства. Без  расчета показателей консолидированных  бюджетов невозможно сводное финансовое планирование, так как многие показатели сводного финансового баланса государства и терри­ториальных сводных финансовых балансов берутся из консоли­дированных бюджетов.

В доходной части баланса используются следующие бюджет­ные данные: налог на добавленную стоимость и акцизы, подо­ходный налог с физических лиц, налог на имущество, налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности, средства бюджетных целевых фондов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи имущества.

Расходная часть сводного финансового баланса включает следующие бюджетные показатели: затраты на государственные инвестиции, расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, государственные дотации, рас­ходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы, расходы на науку, расходы на оборону, расходы на содержа­ние органов государственной власти, правоохранительных орга­нов, судов, прокуратуры, расходы по внешнеэкономической деятельности, образование резервных фондов и др.

 Большую  роль  играют  показатели   консолидированных бюджетов в перспективном планировании в целом и перспектив­ном финансовом планировании в частности. При разработке про­гнозов  экономического  и  социального  развития  государства, территорий используются финансовые показатели, в основе ко­торых лежат показатели консолидированных бюджетов.

Разработка экономико-математических моделей прогнозиро­вания бюджетов также базируется на данных консолидирован­ных бюджетов. Для расчета финансовых ресурсов на перспекти­ву исследуются корреляционные связи между объемами доходов консолидированных бюджетов и такими переменными, как раз­мер ВВП, национального дохода, объемом валовой продукции промышленности, сельского хозяйства.

Показатели консолидированных бюджетов используются также при расчетах, характеризующих различные виды обеспе­ченности жителей страны, территорий, например, бюджетные расходы на одного жителя на медицинское обслуживание, об­разование   и  другие   среднедушевые   бюджетные  доходы.   В свою очередь, среднебюджетные показатели являются крите­риями для сравнительного анализа состояния отдельных территорий.   Показатели   консолидированного   бюджета  страны используются для сравнения  с аналогичными  показателями других государств.

 

ПРИНЦИПЫ ОРАГИНАЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ

Функ­ционирование бюджетной системы Российской Федерации осно­вано на следующих основополагающих принципах: 1) единство бюджетной системы; 2) разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; 3) самостоятельность бюджетов разных уровней; 4) полнота отражения доходов и расходов бюд­жетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; 5) сбалансированность бюджета; 6) результативность и эффективность ис­пользования бюджетных средств; 7) общее покрытие расходов бюджета; 8) прозрачность (открытость); 9) достоверность бюджета; 10) адресность и целевой характер использования бюджетных средств. 11)подведомственность расходов бюджета 12) единство кассы.

1. Принцип единства бюджетной системы — это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной докумен­тации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финан­сирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной систе­мы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюдже­та, региональных бюджетов и местных бюджетов.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации означает закреп­ление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти Российской Федерации, органами государственной вла­сти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

3. Принцип самостоятельности бюд­жетов разных уровней:

-  право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каж­дом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

- наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- законодательное    закрепление    регулирующих   доходов бюджетов,  полномочий по формированию доходов соответст­вующих бюджетов;                                                                         

- право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расхо­дования средств соответствующих бюджетов;

- право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финан­сирования дефицитов соответствующих бюджетов;

- недопустимость  изъятия доходов,  дополнительно  полу­ченных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов предполагает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления под­лежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных вне­бюджетных фондов в обязательном порядке и полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат фи­нансированию за счет бюджетных средств, средств государст­венных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

5. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

6. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

7. Принцип общего покрытия расходов означает, что все рас­ходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

8. Принцип прозрачности (открытости) предполагает: 1) обязательное опубли­кование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государ­ственной власти, органов местного самоуправления; 2) обяза­тельную открытость для общества и средств массовой информа­ции процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа госу­дарственной власти, либо между законодательным (представи­тельным) и исполнительным органами государственной власти.

9. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

11. Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя. Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 настоящего Кодекса. Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

12. Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

Следует обратить внимание, что из всех перечисленных только принципы единства, самостоятельности и разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы можно отнести соб­ственно к принципам ее построения. Однако именно они определяют бюджетную систему как единое целое. Остальные принципы, при всей их важности, больше определяют задачи, условия и требования к функционированию бюджетной системы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За более чем тысячелетнюю историю России ее бюджетное устройство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основан­ной на федеративном государственном устройстве. Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и Конституциями республик в составе РФ.

В настоящее время бюджетная система Российской Федера­ции включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 54 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 6 окружных бюджетов авто­номных округов и более 24 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на со­ответствующий год представляет собой консолидированный бюджет Российской Федерации.

Согласно Бюджетному кодексу РФ бюджетная система РФ основывается на 12 принципах. Рассмотренные выше прин­ципы организации и функционирования бюджетной системы не явля­ются окончательными и неизменными. Развитие экономики России, совершенствование взаимоотношений между федеральным центром и субъектами РФ, между субъектами РФ и муниципальными образованиями повлечет за собой уточнение содер­жания ряда принципов.

 

Практическую смотрите в файле!

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации №68-ФЗ (официальный текст с изм. и доп. от 6 апреля 2011 г.). URL. htpp://www.dbkodeks.ru (дата обращения: 13.11.2011)

2. Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 1993.

3. Бюджетная система России: учебник / под ред.Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

4. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — М.: Юрайт, 2003.

5. Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / под ред. А.М. Годин. – М.: Дашков и К*, 2002.

6. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Бюджетная система РФ. – М.: Дашков и К*, 2005.

6. Финансы: учебник / под ред. Г.Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ, 2007.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2
Размер: 91.58K
Скачано: 556
Скачать бесплатно
06.02.12 в 22:27 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе