Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по мировой экономике »
Тема: Последствия трудовой миграции для страны-донора и страны-реципиента (Вариант №14)
Раздел: Бесплатные рефераты по мировой экономике
Тип: Контрольная работа | Размер: 40.45K | Скачано: 416 | Добавлен 06.02.12 в 22:22 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Архангельск 2011
План работы
Стр.
Контрольный теоретический вопрос Введение 1 Последствия трудовой миграции для страны-реципиента и страны-донора 1.1. Последствия для страны-реципиента 1.2. Последствия для страны-донора 2 Последствия для России 2.1. Последствия трудовой миграции для России 2.2. Последствия трудовой эмиграции из России Заключение |
4 4
6 6 9 13 13 24 30 |
Контрольные тестовые задания |
31 |
Задача |
33 |
Список литературы |
34 |
1. Последствия трудовой миграции для страны-донора и страны-реципиента.
ВВЕДЕНИЕ
Международная миграция рабочей силы – это переселение трудоспособного населения из одних государств в другие в целях поиска работы. Непосредственными участниками данного процесса становятся страны-доноры и страны-рецепиенты. Страны- доноры – страны, из которых идет отток миграционных кадров; «станы- реципиенты» – страны, принимающие трудоспособное население. Таким образом, перемещения населения относительно каждой территории складываются из эмиграционных и иммиграционных потоков миграции рабочей силы.
Международная миграция рабочей силы - одно из основных проявлений глобализации. По данным МОТ, в 2002 г. в разных странах мира насчитывалось более 90 млн. работников-иностранцев, на долю которых приходилось в среднем около 12% экономически активного населения развитых стран (от 1% в Японии до 23% в Австралии). В последующие годы эти показатели продолжали увеличиваться. Данные Международной организации миграции (МОМ) свидетельствуют, что численность мигрантов, проживающих за пределами стран происхождения, выросла со 150 млн. человек в 2000 г. до 214 млн. - в 2009 г.
Проблема оценки последствий трудовой миграции и для стран-доноров, и для стран-реципиентов сводится к одному вопросу - возвращаются мигранты на родину после некоторого периода (нескольких лет или месяцев) эмиграции или нет. Если ответ положительный, последствия трудовой миграции можно признать однозначно позитивными как для стран-экспортеров, так и для стран-импортеров труда. Если же миграция является безвозвратной, то ее последствия оценить весьма сложно, тем более что их нельзя рассматривать в отрыве от демографических, культурно-этнических процессов в современном обществе.
Общие глобальные последствия миграции рабочей силы имеют двойственный характер.
С одной стороны, она снабжает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с нуждами стран, делает возможным изучение новых регионов, устремляет огромные массы наиболее активного и энергичного населения в экономических центрах, содействует изменению экономического, социального и культурного положения людей, ломая рутинные традиции форм жизни. С другой стороны, миграция трудовых ресурсов способствует быстрому росту крупных городов, усугублению экологической ситуации, возбуждает проблемы, связанные со сложностью приспособления мигрантов к новым условиям жизни.
Глава 1
ПОСЛЕДСТВИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ ДЛЯ СТРАНЫ-РЕЦИПИЕНТА И СТРАНЫ-ДОНОРА
Положительные экономические последствия :
Положительные социальные последствия:
1) использование иностранной рабочей силы в неквалифицированных видах труда, на низкооплачиваемых работах в сферах строительства, общественного питания, транспорта, как разнорабочие;
2) иностранные рабочие часто играют роль определенного амортизатора в случае кризисов и безработицы, так как их первыми могут уволить с работы. Они не обеспечиваются пенсиями, медицинским страхованием и не учитываются при реализации социальных программ;
3) повышается занятость в малом бизнесе и предпринимательстве.
Положительные демографические последствия:
3)миграция увеличивает численность населения;
4)существует возможность заселениями мигрантами пустующих земель.
Негативные экономические последствия:
1) целые отрасли экономики (сфера услуг, торговля, строительство) при длительном использовании иностранных рабочих попадают в зависимость от их труда. Это ведет к сокращению количества рабочих мест среди коренного населения, увеличивает безработицу, в целом ухудшает ситуацию на национальном рынке труда;
2)увеличиваются расходы на социальную помощь безработным.
Негативные социальные последствия:
1) происходит снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочих на рынке труда, которые заполняют вакансии на низкооплачиваемую, неквалифицированную работу;
3) провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами. Это доказывает пример Кыргызстана, где народные выступления в 2005 году привели к смене властной элиты. Основную массу среди участников пикетов, демонстраций против правительства составила сельская безработная молодежь. Основными причинами этих выступлений явились безработица, обесценение рабочей местной силы, низкий уровень жизни населения.
4) иммигранты довольно долго и болезненно адаптируются к новым условиям жизни и трудовой деятельности в стране пребывания;
5)увеличивается бедность.
Негативные демографические последствия:
1)чрезмерная концентрация населения в крупных городах;
2) возрастает вероятность заключения фиктивных браков с целью получения возможности на въезд и пребывание в стране;
3) распространяются некоторые виды заболеваний.
1.2. Последствия для страны-донора
Позитивные экономические последствия:
1) при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие примерно такую же сумму, что и их денежные переводы.
2) экспорт рабочей силы – важный источник поступления валюты в страны эмиграции через переводы мигрантами валютных средств из-за рубежа на поддержку своих семей и родственников, что в целом способствует улучшению их экономического положения. Например, валютные поступления только по денежным переводам от трудоэмигрантов в Пакистане превышает 5 миллиардов долларов в год. Китайская народная республика осуществляет организованную трудовую эмиграцию, зарабатывая на этом 2 и более миллиардов долларов в год. По расчетам специалистов, ежегодный приток денежных переводов трудовых мигрантов в Кыргызстан в 2002-2003 годах составил более 500 млн. долларов США, что равнялось 27% ВВП республики. Это цифра намного превышала ежегодные объемы иностранной помощи и инвестиций;
3) увеличиваются возможности внедрения трудосберегающих технологий без негативных последствий для рынка труда;
4) стимулируется рост в некоторых отраслях отечественной промышленности и строительства;
5) увеличиваются поступления в бюджет за посреднические услуги в трудоустройстве за рубежом.
Позитивные социальные последствия:
1) эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда, так как экспорт рабочей силы уменьшает давление избыточных трудовых ресурсов;
2) экспорт рабочей силы – это бесплатное для страны-донора обучение работников-эмигрантов новым профессиональным навыкам, повышение их квалификации, приобщение к новым технологиям, передовой организации труда.
Позитивные демографические последствия:
1)выезд населения из стран с высокими темпами роста населения сокращает рождаемость и частично стабилизирует численность населения.
Негативные экономические последствия:
1)теряются средства, связанные с общеобразовательной и профессиональной подготовкой эмигрантов;
2) усиливается зависимость от иностранного спроса не только на товары, но и на рабочую силу;
3) происходит рост инфляции, излишнее укрепление национальной валюты за счёт внешних факторов (трансфертов из-за рубежа);
4) усиливается отток капиталов из страны.
Негативные социальные последствия:
1)теряется квалифицированная рабочая сила в наиболее трудоспособном возрасте, в результате чего происходит старение трудовых ресурсов;
2) происходит деквалификация работника в некоторых профессиях;
3) трудоиммигранты удачно устроившиеся с работой и бытом за границей нравственно расстраивают определенную часть населения своей страны, представители которой трудятся на родине и с такой же отдачей сил и профессиональных знаний, но получают заработную плату намного ниже своих иммигрировавших коллег. Для сравнения отметим, что уровень среднемесячной зарплаты по данным Межгосударственного Статкомитета СНГ в 2004-2005 гг. составил: в России - 237 долл. США, в Казахстане - 208 долл. США, в Белоруссии - 162 долл. США, на Украине - 110 долл. США, в Кыргызстане - 51 долл. США, в Таджикистане - 21 долл. США.
Негативные демографические последствия:
1)сокращается численность населения, усугубляется депопуляция;
2) деформируется половозрастная структура населения;
3) снижается количество браков, увеличивается вероятность разводов.
Основными мировыми центрами притяжения миграционных потоков являются развитые страны, прежде всего США и Западная Европа. Существуют и локальные, региональные центры притяжения миграционных потоков. Главными странами-донорами в сфере международной миграции являются развивающиеся страны Азии, Латинской Америки и Африки, а также бывшие социалистические страны.
Международная миграция населения и рабочей силы становится одной из острых социально-экономических проблем России. С одной стороны, кризисные явления в экономике, падение жизненного уровня населения вызывают довольно значительную эмиграцию рабочей силы, прежде всего наиболее квалифицированной, а с другой стороны, резко возрос поток в Россию русскоязычных беженцев и временных переселенцев из других стран - членов СНГ, которые сталкиваются там с национальной, экономической и политической дискриминацией.
Для любого государства, в котором имеют место процессы эмиграции и иммиграции, важно наладить периодический мониторинг данных, характеризующих количественные и качественные стороны этих процессов и прежде всего квалификационный состав тех, кто въезжает и кто выезжает из страны. Это поможет объективно оценивать последствия миграции для развития национальной экономики, вовремя выявлять неблагоприятные тенденции.
Институты, призванные профессионально заниматься управлением в этой области государственной деятельности, должны постоянно отслеживать миграционные потоки, добиваться равновесного притока квалифицированного труда и прямых иностранных инвестиций.
Глава 2
ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РОССИИ
2.1. Последствия трудовой миграции для России
Тенденция к увеличению внешней трудовой миграции достаточно чётко прослеживается во многих странах мира и в течение длительного времени наблюдается в России.
По вопросам трудовой миграции в России и её последствиях существует ряд мнений. Открыла дискуссию заместитель Председателя Госдумы Н. В. Герасимова. По ее словам, Россия является привлекательной для трудовых мигрантов, и демографическая ситуация в стране такова, что, невзирая на мировой финансовый кризис, мы все равно будем нуждаться в привлечении трудовых ресурсов, так как трудовая миграция несёт во многом положительные социальные последствия. Сейчас трудовая миграция стала не только средством выживания значительной части населения, но и реальным механизмом стихийной экономической интеграции.
Первый заместитель председателя Комитета по труду и социальной политике И. Н. Габдрахманов подчеркнул, что в Россию едут прежде всего низкоквалифицированные работники, готовые работать «за любые деньги». До 80 % трудовых мигрантов работают “в серую”», — сообщил депутат. Трудовая миграция в России создает дополнительную нагрузку на систему социальной защиты, здравоохранение, образование, жилищное и транспортное обслуживание. Тем самым подчёркивая более негативную сторону миграционных процессов.
Председатель Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству В. Н. Плигина, видя в трудовой миграции положительные экономические последствия, поставил вопрос об уровне владения русским языком, нужна языковая адаптационная программа. Важно воспроизведение культурной среды, чтобы у мигрантов не формировалось негативное отношение к России, ведь они наши недавние соотечественники, нужно создавать благоприятное окружение для нашей страны.
Заместитель директора Федеральной миграционной службы Е. Ю. Егорова, отмечает негативное воздействие на российскую экономику со стороны нелегальных мигрантов. По её словам, в 2009 году в России находилось 4,4 млн человек, въехавших в страну в безвизовом порядке, из них работали 2,2 млн человек. «Трудовая миграция способна и должна стать для России одним из ресурсов экономического развития. Для этого нужен взвешенный подход к проблеме и управляемый процесс регулирования потоков трудовых мигрантов», - отмечает Е.Ю. Егорова.
Заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России Н. Н. Кузьмина заявила: «все наемные работники: и мигранты, и коренное население — должны быть наделены одинаковыми правами и обязанностями в социально-трудовой сфере. И россиянину, и работнику-мигранту работодатель должен платить достойную зарплату, а не использовать труд мигрантов для удержания заработной платы в стране на низком уровне». По её мнению, равенство в правах мигрантов и коренного населения приведёт в конечном итоге к положительным социальным последствиям.
О. Е. Пантелеев, член Комитета Совета Федерации по делам СНГ: «Проблема нелегалов актуальна не только для России, и она достаточно серьезна, так как помимо экономической опасности таит в себе еще и межэтническую. Только принятие пакета антикоррупционных законов поможет справиться с нелегальной миграцией в России. Стоит также обратить внимание на взаимодействие с парламентами тех стран, откуда в Россию идут основные миграционные потоки. В основном нелегалы попадают к нам из Таджикистана, Узбекистана и Киргизии, поэтому с нашими коллегами из этих стран мы должны тесно сотрудничать по данному вопросу». В целом, О.Е. Пантелеев не видит негативных последствий миграции, за исключением нелегалов, поэтому стоит наладить систему контроля и все вопросы решаться в положительную сторону.
По мнению, М. И. Гришанкова, заместителя председателя Комитета Госдумы по безопасности, чрезмерная открытость российского рынка труда не подрывает национальную безопасность страны. Россия целенаправленно выстраивала свою миграционную политику, чтобы привлекать иностранных специалистов.
Российская экономика не выживет без привлечения труда мигрантов. Это категоричное утверждение лет десять назад считалось, по меньшей мере, непатриотичным. Сегодня абсолютное большинство экспертов-экономистов убеждены, что запланированный на ближайшую перспективу экономический рост, даже при реальном повышении производительности труда, невозможен без масштабного пополнения трудовых ресурсов за счет миграции. Во многих регионах страны локальные рынки труда уже сейчас испытывают не только относительный, но и абсолютный дефицит рабочей силы. К 2015 году трудовые ресурсы страны сократятся на 8 миллионов человек, а к 2025-му — на 18–19 миллионов. Максимальное сокращение численности населения трудоспособного возраста произойдет в 2009–2017 годах, когда среднегодовая убыль населения этой возрастной группы будет превышать 1 млн. человек. Все когорты населения, которые будут входить в трудоспособный возраст в первой четверти XXI века, уже родились, поэтому компенсировать провал за счет наметившегося повышения рождаемости невозможно. Частично восполнить трудовые ресурсы России в этот период можно с помощью мер, направленных на сокращение смертности в трудоспособных возрастах, на общее улучшение здоровья населения с последующим расширением возрастных границ занятости. Однако подобные меры, даже если окажутся сравнительно эффективными, не могут немедленно принести осязаемый результат. Миграция более эластична, то есть более гибко реагирует на внешние факторы, и поэтому способна дать быстрый и масштабный ответ на вызовы ближайшего десятилетия.
На протяжении первой половины текущего десятилетия, мигранты уже заняли определенные экономические ниши, которые в будущем будут углубляться и расширяться. В таких регионах труд иностранных работников уже сейчас стал структурообразующим фактором экономики, которая не может эффективно функционировать без привлечения мигрантов:
- грязная, тяжелая и/или опасная работа, не требующая квалификации, включая труд повышенной интенсивности (конвейер, строительные работы, добыча природного сырья, обработка пищевых продуктов и т.д.);
- работа низкой или средней квалификации в общественной сфере услуг, включая сферу досуга и развлечений (химчистка, развоз пиццы, уборка, торговля и т.д.);
- работа по уходу и обслуживанию в частной сфере (уборка и домашние работы в частных домохозяйствах, уход за детьми и больными и т.п.);
- занятость в теневом и криминальном секторах экономики (в «левых» незарегистрированных фирмах, в производстве контрафактной продукции и т.п.).
Согласно официальным данным, 40% трудовых мигрантов заняты в строительстве, 30% — в торговле, 10% — в промышленности, 7% — в сельском хозяйстве, 5% — в транспортной отрасли, 8% — в других видах деятельности. Реальная структура занятости мигрантов несколько отличается от официальных данных из-за сильного недоучета мигрантов в сфере услуг, включая сферу досуга и развлечений, ЖКХ, работы по дому.
Мигранты заняты также в сезонных работах. Чтобы удовлетворить его в период сезонного пика, местных кадров часто не хватает. К тому же работа в сельском хозяйстве, сфере туризма и развлечений также не пользуется спросом у местного населения.
Однако роль мигрантов велика и в «верхнем» сегменте рынка труда, т.е. там, где работают квалифицированные профессионалы: менеджеры, ученые, работники высокотехнологичных производств, IT-специалисты и т.п. Спрос на такой труд обусловлен уже не отказом местных работников от этих видов занятости, а абсолютным дефицитом квалифицированных кадров, обеспечивающих экономический рост в развитых странах. На занятость в этих секторах оказывают существенное влияние тенденции глобализации. Такие работники, как правило, не встречают противодействия со стороны миграционных и пограничных режимов принимающих стран. На данный момент в России «элитная» миграция только начинает развиваться.
Последние исследования подтверждают, что во многих регионах России уже сложились «мигрантские» сектора занятости. Только 8% мигрантов отметили, что на месте работы их окружают в основном представители местного населения. В мигрантской среде работают 60%, около 30% — в смешанной. Только четверть опрошенных чувствует конкуренцию со стороны местных работников. Половина мигрантов утверждает, что местные работники на их место не претендуют; еще 22% затруднились ответить на соответствующий вопрос. При этом в Москве, где рынок мигрантского труда складывался на протяжении долгого времени и является более структурированным и устойчивым, степень конкуренции мигрантов с местными работниками самая низкая. На основе данных можно сделать вывод, что большая часть мигрантов занимает рабочие места, на которые не претендуют местные работники.
Число официально работающих в России трудовых мигрантов постоянно увеличивается. По данным статистики ФМС общая численность легальной иностранной рабочей силы заметно растёт: в 1999 г. – 211 тыс. чел., 2000 г. – 213 тыс. чел., 2001 г. – 284 тыс. чел., 2002 г. – 360 тыс. чел., 2003 – 378 тыс. чел., 2004 г. – 460 тыс. чел., 2005- 702 тыс. чел., 2006 г. – более 1 млн., в 2007 г. – 1200 тыс. чел. В июле 2008 г. Была установлена квота на выдачу разрешений на работу не более 3,3 млн. чел (по сравнению с прошлым 2007 г. она сократилась в два раза). В 2009 году была принята квота в размере 2 млн. чел. и с тех пор ежегодно сокращается. На сокращение квот повлиял экономический кризис, так как количество рабочих мест резко сократилось, вследствие чего увеличился отток мигрантов. Согласно статистике ФМС, в России в 2010 году легально работали 1,6 млн. трудовых мигрантов. «По экспертной оценке, в российской экономике при легальном привлечении 1,6 млн человек осуществляют трудовую деятельность порядка 11-12 млн трудовых мигрантов. Такое количество нелегальных мигрантов является миной замедленного действия», - считает Власова. В целом через теневую инфраструктуру трудовой миграции проходит более 90% потока. Государственные каналы трудовой миграции и официально действующие сервисы (в том числе и негосударственные) в сумме «обслуживают» не более 5%.
Менее четверти мигрантов работают на основе письменного трудового или гражданско-правового договора с работодателем. Изменения, которые постоянно вносятся в законодательство, направлены, в частности, на рост официальной («белой») занятости мигрантов и снижение доли теневых и неформальных отношений на рынке труда.
Как правило, договор с работодателем (в устной или письменной форме) заключается на один год, а иногда на три или шесть месяцев. Типичная черта теневого найма — сильная зависимость работника от работодателя, как в финансовом вопросе, так и в том, что касается условий, не относящихся напрямую к трудовому процессу: питание, проживание, медицинские услуги. Работодатель, пытаясь сэкономить на содержании работников, пренебрегает медицинской комиссией и предоставляет проживание в не самых лучших условиях. Это влечёт за собой распространение различных заболеваний, тем самым создаёт угрозу для наших граждан.
Экономия на зарплате мигрантов, также как и гораздо более существенная экономия работодателей на налогах, превращается в доход «теневой» экономики и ее агентов. Для работодателя реальную выгоду дает возможность неформального характера занятости и ухода от налогов, которая гораздо выше в случае найма мигрантов, чем местных работников, так как последние гораздо реже соглашаются на неформальный труд. Согласие работать «по-черному», таким образом, является преимуществом мигрантов в конкурентной борьбе за рабочие места между собой и с местными работниками. Есть и другие источники экономии для работодателя при найме мигрантов, связанные, например, с непритязательностью мигрантов, их пониженными требованиями к условиям труда и быта. С другой стороны, втягивание мигрантов в «белую» экономику может повысить нагрузку на социальные системы многих регионов, в частности на государственную систему социального обеспечения, которая сегодня минимальна в связи с преобладанием теневой занятости.
Последствия миграции в России не столь однозначны. Выступая на заседании «Диалога на высоком уровне по вопросу о международной миграции и развитии» Генеральной Ассамблеи ООН, который проходил в Нью-Йорке 14–15 сентября 2006 года, директор Федеральной миграционной службы России К.О. Ромодановский сообщил: в России сегодня насчитывается около десяти миллионов нелегальных мигрантов; экономический ущерб, причиненный нелегальной миграцией в виде неуплаты налогов, составляет более восьми миллиардов долларов в год. Кроме того, ежегодно мигранты из стран СНГ вывозят из России свыше десяти миллиардов долларов, минуя систему государственного контроля. При этом объем зарегистрированных денежных переводов мигрантов из этих стран в 2005 году превысил три миллиарда долларов. Что же касается «выгод», которые Россия получает от миграции, то они фигурируют только в немногочисленных отчетах экспертов, подчеркивающих, например, что мигранты производят в России не менее 8–10% ВВП.
Взамен денежных трансфертов Россия получила созданный трудом мигрантов продукт, как правило, намного превышающий в стоимостном выражении выплаченную сумму. За восемь месяцев 2011 года мигранты произвели продукции в России на два триллиона рублей. Об этом сообщила в ходе "круглого стола" по миграции замглавы Федеральной миграционной службы Екатерина Егорова. При этом мигранты ежегодно отправляют домой из России более 19 млрд. долларов.
Трудовая миграция в Россию продолжает оставаться в значительной степени мужским занятием. По данным социологических обследований, 70% мигрантов — мужчины. В официальной статистике доля мужчин еще выше — 82,4%. Это связано, в первую очередь, с отраслевой структурой занятости трудовых мигрантов, поскольку 39% мигрантов работают в строительной отрасли. Кроме того, есть основания предполагать, что женщины далеко не полно представлены как в официальной статистике, так и в социологических исследованиях, потому что чаще остаются «невидимыми» из-за особенностей своего труда (высокая доля работающих в домохозяйствах и других неформальных секторах занятости). Поскольку сфера услуг развивается высокими темпами и сегодня дает 2/3 рабочих мест в развитых странах, можно предположить дальнейший рост женской составляющей миграции. Данное положение может привести к следующим негативным демографическим последствиям: чрезмерная концентрация населения в крупных городах и возрастает вероятность заключения фиктивных браков с целью получения возможности на въезд и пребывание в стране.
Появилась устойчивая тенденция к увеличению доли мигрантов, приезжающих из стран Центральной Азии, которая охватила практически все принимающие мигрантов регионы России. Если в Карелии пока таких мигрантов немногим более 10%, то в московской выборке их около 40%, а в Астраханской области — около 60%. Таким образом, растёт социальная напряжённость в крупных городах РФ.
Растет культурная дистанция между мигрантами и местным населением. Они все хуже знают русский язык. В Москве 20% мигрантов знают русский «не очень хорошо», а 3% — «плохо»; в Астрахани таких соответственно 42% и 17%. Снижается образовательный уровень трудовых мигрантов: около 40% мигрантов в Москве и 55% в Астраханской области не имеют профессионального образования. Как следствие, «новые» мигранты все труднее адаптируются к российским условиям, и на рынке труда, и в быту. Такие мигранты (с низким образованием, приехавшие из отдаленных и сельских районов) менее социально адаптивны, менее склонны пользоваться действующими социальными институтами. Таким образом, влекут негативные социальные последствия в виде правовой неграмотности, невозможности разрешения трудовых вопросов по найму и отстаиванию своих прав перед работодателем.
Не стоит игнорировать и гуманитарную составляющую трудовой миграции, о которой часто забывают, увлекаясь подсчетами экономических выгод и потерь. Огромному количеству населения соседних с Россией стран эта миграция позволяет достойно жить. Не будет преувеличением сказать, что она формирует средний класс этих стран, тем самым способствуя поддержанию социальной стабильности во всем евразийском регионе.
Таким образом, невозможно однозначно оценить последствия миграции для России. Даже рассматривая отдельно экономические, социальные, демографические последствия формируются противоречивые мнения и позиции. Это связано и с тем, что не стоит всех мигрантов расценивать как единое целое. Среди них существуют различные потоки рабочих и специалистов, в одних Россия может испытывать потребность, в других – нет. Сложно оценить последствия миграции и потому, что большинство мигрантов въезжает в нашу страну незаконно, формируя «теневую» экономику, тем самым статистика становится не полной. В следствие, этого предпринимаются меры по борьбе с нелегальной миграцией, которая носит по большей части негативный характер. Официально зарегистрированные иностранные граждане, въезжающие в Россию, необходимы для экономического благополучия РФ, так как в нашей стране есть потребность в приезжей рабочей силе. В Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года среди приоритетов в области миграции указывается на необходимость "привлечения иммигрантов в Российскую Федерацию, в первую очередь из государств-участников СНГ".
Согласно исследованию Всемирного банка Россия вышла на второе место в мире по числу прибывающих мигрантов (после США). В ближайшее время поток иностранной рабочей силы будет нарастать. По мнению специалистов Всемирного банка Россия как принимающая страна уже получила большой эффект от массового, дешевого труда мигрантов. Благодаря мигрантам в России было меньше банкротств предприятий, развивались новые виды бизнеса, был простимулирован рост инвестиций в строительство. В то же время миграция создает определенные проблемы. Нелегальная миграция приводит к росту преступности и является "питательной почвой" для коррупции. Настоящей проблемой для властей является неуплата нелегальными мигрантами налогов и неучтенные денежные переводы мигрантов. Тем не менее, по мнению специалистов Всемирного банка, для России в притоке трудовых мигрантов больше положительных сторон, чем негативных
2.2. Последствия трудовой эмиграции из России
За последние годы выезд российских граждан за рубеж на ПМЖ, рабочих или учебных целях набирает всё большие обороты.
Одно из главных негативных последствий эмиграции россиян - отток за рубеж финансового капитала из России. Но ещё до экономических потрясений демографическая ситуация последних пяти лет стала настолько кризисной, что дала повод экспертам заявить о таком массовом явлении, как отток человеческого капитала в страны Европы и Америки. Уезжают наиболее умные, талантливые и предприимчивые соотечественники, потенциально способные предложить стране нетривиальные решения по выходу из кризиса и давать экономике устойчивость.
Как показывает статистика и говорят сами уехавшие, они вполне осознанно готовы стать интеллектуальной, культурной элитой других стран, но в Россию возвращаться не намерены. Экономист Михаил Делягин назвал это явление «тихой эмиграцией» — отбытием лучших по факту, обозначив диагноз: «Для России эмиграция — это катастрофа, как и для всякого общества, которое к ней не готово. В первую очередь из страны едут наиболее активные граждане, что приводит к деградации оставшихся».
Особенность такой скрытой эмиграции в том, что это явление трудно поддается статистическому анализу. Например, люди начинают жить на две страны, купив за рубежом недвижимость. Но есть и другая немалая группа эмигрантов: те, кто уезжает из России насовсем, но поначалу оформляет отъезд по учебной или трудовой визе, сохраняя при этом российское гражданство.
Последние доступные широкому кругу читателей серьезные научные работы социологов на тему эмиграции из России относятся к 2002 году. Данные же Росстата в большинстве случаев подразумевают под выездом из нашей страны, связанным с эмиграцией, непосредственный выход из гражданства РФ. Возможно, поэтому официальная статистика столь оптимистична: по данным ФМС РФ, за последние полгода гражданство России прекратили всего шесть человек (данные на ноябрь 2008 г.).
При таком подходе статистика также не учитывает и тех, кто покинул родину по трудовой или учебной визе, а также попросил политического убежища. Большинство уехавших из России в последние годы до сих пор де-юре сохранили гражданство РФ, хотя де-факто уже постоянно живут, работают и платят налоги в Европе, Америке или Австралии.
С 2004 г. по 2008 г. только в страны Европы, Северной Америки и Австралию на ПМЖ уехали 218 230 человек. В этот период только лишь в Бельгии, Норвегии и Чехии общий прирост наших соотечественников — 24 600 человек, из которых гражданство обрели лишь 14%. Пятая часть уезжающих — молодежь в возрасте от 20 до 24, а каждому четвертому эмигранту исполнилось от 35 до 40 лет. Последних больше, всего — 57 626 человек.
Россию в основном покидают юристы, бизнесмены, учёные, квалифицированные специалисты в разных сферах, особенно в технической.
На 2008 г. 13 409 наших соотечественников уже получили должности высококвалифицированных специалистов в крупных компаниях и работают в Великобритании, Польше, Греции, Франции, Испании и других странах. 11 297 человек занимаются прикладными науками в десятках стран: Канаде, Чехии, Австралии, Швеции, Австрии, США и др. Ещё 6223 человека в тех же странах проводят фундаментальные исследования. В сфере технологий трудятся 6863 человека. И, наконец, квалификация и способности 5217 человек позволили им занять должности на уровне топ-менеджеров зарубежных компаний в Венгрии, Швейцарии, Великобритании. Не трудоустроены к настоящему моменту лишь менее 10% всех российских эмигрантов, однако в большинстве это те, кто на момент отъезда не имел высшего образования. Треть же уехавших на момент отъезда уже имели послевузовскую квалификацию или усовершенствовали её в той стране, куда переехали. В итоге 44% из них сейчас заняты «в сфере науки и техники».
Большую группу эмигрантов из России составляют также беженцы и те, кто подал прошение о защите или об убежище в другой стране. Только с начала текущего года (данные на сентябрь 2008 г.), по данным ООН, статус беженца получили и были обеспечены жильем 11 098 выходцев из России. Их число по сравнению с аналогичным периодом 2007 года увеличилось на 2012 человек.
Третья по величине группа российских эмигрантов — те, кто уезжал учиться, а затем остался жить и работать в стране, где получил образование. Так, из России в Великобританию по учебным визам ежегодно уезжают свыше 30 000 человек, плюс ещё более 5000 студентов едут в Германию, Францию, Канаду и Австралию. Статистика прошлых лет показывает, что приблизительно 30% из них не возвращаются.
Таким образом, основная доля мигрирующих россиян за рубеж приходится на образованных людей с высшим образованием, учёных, высококвалифицированных инженеров и технологов. Цели, которые преследуют россияне: найти работу, политическое убежище, получить образование, жениться/выйти замуж.
Причинами «утечки мозгов» являются: низкий жизненный уровень, вынуждающий искать возможности хорошего заработка там, где интеллектуальный труд высоко оплачивается; отсутствие необходимых условий для работы, в первую очередь плохое материально-техническое и информационное обеспечение исследовательской деятельности; низкий престиж науки, и недооценка обществом социальной значимости интеллектуального труда; отсутствие возможностей реализации себя как ученого; чувство уязвимости и незащищенности, неясность перспектив карьеры и деятельности, нестабильность политической ситуации, угроза социальных конфликтов, а также беспокойство за судьбу своих детей и общее ухудшение экономической обстановки, угроза безработицы.
В научной литературе нет единого подхода к оценке последствий интеллектуальной эмиграции. Когда это явление стало принимать крупномасштабный характер, возобладали негативные оценки. Получали их почти исключительно путем подсчета реальных и потенциальных потерь, преимущественно экономических. В потери включали фактические затраты на обучение эмигрантов, ущерб, наносимый снижением научно-технического потенциала страны выезда и ухудшением его структуры, упущенную выгоду, или величину поступлений в бюджет, недополученных из-за отъезда необходимых специалистов.
Со временем получил распространение и другой взгляд, согласно которому эмиграция ученых и специалистов может быть полезной не только для принимающей, но и для отправляющей страны. Она способствует рассасыванию безработицы среди оставшихся, а эмигранты значительно улучшают свое материальное положение. Ознакомление эмигрантов с зарубежным опытом может принести стране значительную пользу, если хотя бы часть из них вернется на родину на постоянное жительство или, оставаясь за границей, будет сотрудничать с отечественными учеными.
Выезд беженцев семьями за границу сокращает численность населения в РФ и ещё больше усугубляет депопуляцию.
Среди уезжающих из нашей страны большую часть составляют женщины, преследующие различные цели, в том числе и удачное замужество. По мнению Рязанцева С.В., доктора экономических наук, эмиграция женщин имеет прямые негативные последствия: страна теряет населения, причем молодых и красивых, образованных и активных женщин. Также имеют место косвенные издержки — отложенные рождения детей, потеря здоровья женщин, распад и не создание семей.
Масштабы потока женской эмиграции достигли максимума в 2001 г., затем они сокращались. В 2009 г. из России эмигрировало на постоянное место жительства за границу более 17 тыс. женщин. На женщин приходится более половины всех эмигрантов. По данным Росстата и ФМС РФ в период с 1994 г. по 2009 г. Россию покинуло 884 581 женщин. Оценивая эту статистику можно сказать, что резко снижается вероятность рождения детей.
Женская эмиграция имеет для России серьезные негативные социально-демографические последствия, острота которых усиливается в условиях современной демографической ситуации. По результатам исследования около 40% опрошенных женщин заявили о своей гипотетической готовности выехать за рубеж с целью трудоустройства. Примерно половина женщин из этой цифры составляют «активный потенциал миграции». Несмотря на достаточно высокий потенциал миграции, можно ожидать, что по-настоящему реализовать свой активный потенциал миграции смогут не более 10–12% от всех опрошенных женщин. Согласно данным опроса, треть женщин — потенциальных мигрантов готова не только поехать на заработки, но и остаться за рубежом навсегда. Это женщины репродуктивного возраста, причем тех возрастных групп, на которые приходится «пик» рождений. Следовательно, их миграция внесет свою лепту в сокращение числа рождений в регионе в ближайшей перспективе.
Процесс трудовой эмиграции из России будет очевидно развиваться по
нарастающей линии, и важно, чтобы это развитие происходило в цивилизованных формах, на основе международных норм права и межгосударственных соглашений.
Развитие международного рынка рабочей силы вносит серьезные изменения в существующую практику трудовых отношений. Формируется новый тип международного работника, который достаточно гибко и быстро может приспосабливаться к возросшим требованиям современного производства, легко передвигаться, быть достаточно гибким в контактах с другими группами работников.
Как у любого явления, так и у эмиграции есть положительные моменты. Денежные переводы трудовых мигрантов являются значительным источником иностранной валюты. Доходы трудовых мигрантов, повышают уровень жизни населения, улучшают платёжный баланс России. Величина этих ценностей и сбережений позволяет удвоить сумму переводов при расчёте реальных поступлений в национальный доход страны-экспортёра рабочей силы. Денежные переводы мигрантов повышают внутренний спрос внутри страны и тем самым стимулируют рост производства и занятости. За счет переводов происходит ощутимый рост уровня жизни, если не всего общества, то хотя бы некоторой его части.
Покидая нашу страну освобождаются рабочие места, тем самым сокращается количество безработных и ослабевает напряжённость на внутреннем рынке труда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Россия занимает второе место по числу мигрантов, уступая только стране иммиграции - США, и является крупнейшим центром миграции в Восточном полушарии. В Россию ежегодно прибывают более 20 млн. и одновременно выезжают около 18 млн. мигрантов, количество выехавших же не превышает нескольких тысяч в год (по данным ФМС на 2011 год).
Выгоды и потери от миграции в Россию и эмиграции из России были рассмотрены в предыдущих главах. Можно сделать лишь вывод, что на данный момент невозможно дать точных данных о выехавших и въехавших в страну из-за несовершенства аппарата контроля, а это в свою очередь не позволяет оценить глубину последствий трудовой миграции. Для любого государства, в котором имеют место процессы эмиграции и иммиграции, важно наладить периодический мониторинг данных, характеризующих количественные и качественные стороны этих процессов и прежде всего квалификационный состав тех, кто въезжает и кто выезжает из страны. Это поможет объективно оценивать последствия миграции для развития национальной экономики, вовремя выявлять неблагоприятные тенденции.
Россия заинтересована в привлечении мигрантов на свою территорию, оценивая этот процесс больше положительным для экономики страны в целом, чем негативным. Что же касается последствий от эмиграции, то она охватывает сравнительно небольшие масштабы, не оказывая глобального воздействия на экономическое состояние, затрагивает больше демографические и социальные сферы.
Задание 1
Если страны обеспечивают отмену таможенных пошлин во взаимной торговле, вводят единый внешний тариф в отношении третьих стран, но сохраняют взаимные ограничения на движение капиталов и рабочей силы, то это:
а) зона свободной торговли;
б) таможенный союз;
в) общий рынок;
г) экономический союз.
Правильный ответ: б) таможенный союз.
Обоснование ответа. Для обоснования ответа необходимо дать определение всем перечисленным понятиям:
Зона свободной торговли - форма международной экономической интеграции, в соответствии с которой отменяются торговые ограничения между странами- участницами интеграционного объединения и прежде всего снижаются или отменяются таможенные пошлины. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам, т.е. единый внешний тариф в отношении третьих стран не вводится.
Таможенный союз - форма международной экономической интеграции, в соответствии с которой наряду с отменой внешнеторговых ограничений устанавливается единый таможенный тариф и проводится единая внешнеторговая политика (гармонизация) в отношении третьих стран.
Общий рынок - форма международной экономической интеграции, которая знаменуется подписанием договора, охватывающего «четыре свободы» пересечения государственных границ для товаров, услуг, капитала и людей. Т.о. не сохраняются взаимные ограничения на движение капиталов и рабочей силы.
Экономический союз - форма международной экономической интеграции, при достижении которой договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики. Т.о. ограничения на движение капиталов не сохраняются.
Соответственно, правильный ответ – Б.
Задание 2
К прямым инвестициям относятся:
a) германский концерн приобрел в России участок земли и строит на нем комбинат по добыче и обогащению марганцевой руды;
б) французские граждане покупают на бирже акции российских компаний;
в) крупный московский банк предоставляет правительству Азербайджана ссуду в 300 тыс. долл.;
г) норвежская фирма покупает контрольный пакет акций российской компании.
Правильный ответ: а), г)
Обоснование ответа: Прямые иностранные инвестиции являются реальными инвестициями в физический капитал. Они вкладываются в производство. Это главное предназначение прямых иностранных инвестиций, которое обуславливает остальные их признаки, в частности:
- управленческий контроль движения и использования своего капитала. Прямые иностранные инвестиции ориентируются на приобретение контрольного пакета акций фирмы, в которую вложен их капитал, что соответствует пункту – г);
- долгосрочные стратегии, связанные с развитием производства – пункт а).
Что произойдет с ценой магнитофона (в долларах), если он продается в Германии за 150 евро, а цена 1 евро возросла с 1,4 до 1,5 доллара? Что, при прочих равных условиях, произойдет с экспортом магнитофонов из Германии в США?
Решение:
Цена магнитофона в долларах при курсе 1 евро = 1,4 доллара:
150*1,4 = 210 долл.
Цена магнитофона в долларах при курсе 1 евро = 1,5 доллара:
150*1,5 = 225 долл.
Изменение цены магнитофона в долларах:
225-210 = 15 долл.
225/210*100 = 107,1%.
Цена магнитофона увеличилась на 15 долл. или на 7,1%.
Рост курса евро отрицательно скажется на экспорте магнитофона из Германии в США, так как его цена в долларах повысится, а это приведет к падению спроса на магнитофон в США.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.