Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по Бюджетной системе РФ »

Экономическое содержание и функции бюджета государства

Экономическое содержание и функции бюджета государства [10.10.11]

Тема: Экономическое содержание и функции бюджета государства

Раздел: Бесплатные рефераты по Бюджетной системе РФ

Тип: Контрольная работа | Размер: 64.69K | Скачано: 578 | Добавлен 10.10.11 в 21:18 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Владимир 2011


Вариант №1 (теория)

Вариант №2 (практика)

Содержание

Введение 3

1. Экономическое содержание и функции бюджета государства 4

2. Практическая часть 9

Заключение 39

Список используемой литературы 40

 

Введение

В формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры  общества и государства основополагающую роль играет финансовая система государства, одной из составляющих которой является государственный бюджет.

Государственный бюджет – это находящийся в распоряжении государства централизованный фонд денежных ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления.

Через государственный бюджет осуществляется целе­направленное воздействие на формирование и использова­ние денежных ресурсов. С помощью бюджетных средств го­сударственные и местные органы власти получают финансо­вые ресурсы на содержание аппарата власти, органов обороны и безопасности, реализацию социальных мероприятий и ре­шение экономических задач, т. е. на выполнение государ­ством своих функций перед обществом через органы власти.

Цель данной контрольной работы:  подробно рассмотреть вопрос - экономическое содержание и функции бюджета государства. В ходе выполнения контрольной работы также необходимо выполнить практическое задание, связанное с составлением проекта бюджета района на основе представленных в методических указаниях исходных данных.

Работа написана с использованием теоретического материала, исследований различных авторов, учебников и учебных пособий, информационных источников сети Интернет, также привлекалась база нормативной литературы (система «Консультант Плюс»).

 

1.Экономическое содержание и функции бюджета государства

Бюджет — есть категория экономическая. Бюджет по своей природе является экономическим базисом государства. По экономической сущности бюджет представ­ляет собой денежные отношения, возникающие между госу­дарством и обществом по поводу перераспределения части национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного ресур­са, предназначенного для финансирования народного хозяй­ства, социальной сферы, нужд обороны и государственного управления.

Федеральный бюджет является основным планом госу­дарства, позволяющим органам власти осуществлять свои властные полномочия в экономической, социальной, полити­ческой и иных областях и сферах деятельности. Государствен­ный бюджет отражает реальные ресурсы финансовых средств, находящихся в распоряжении государства и опре­деляющих возможности государства по выполнению возло­женных на него функций. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования денежных средств, распределе­ние части национального дохода и внутреннего валового про­дукта (ВВП), что позволяет ему выступать в качестве эф­фективного регулятора экономики.

По своей структуре, с одной стороны, бюджет - это форма образования и расходования ресурса денежных средств, а с другой - это смета доходов и расхо­дов денежных средств в целях финансового обеспечения за­дач и выполнения функций государством и территориальны­ми органами власти в соответствии с бюджетной классифи­кацией. С точки зрения формирования бюджетов (федераль­ного, региональных и местных), бюджет есть необходимая экономическая составляющая финансовой политики государ­ства, обеспечивающая решение задач:

-перераспределения внутреннего валового продукта;

-государственного регулирования и стимулирования
экономики;

-финансового обеспечения бюджетной сферы и осуще­ствления социальной политики государства;

-стабилизации кредитно-денежной системы государства;

-удовлетворения общественных потребностей по содер­жанию аппарата управления, органов обороны, безопасности
и правопорядка и т. д.;

-регулирования экономической и социальной видов де­ятельности субъектов хозяйствования и развития инфраструк­туры территорий;

-разрешения вопросов освоения новых технологий, про­
грамм и производств;

-обеспечения международных и межгосударственных
договорных обязательств;

-контроля за образованием и использованием центра­лизованных фондов денежных средств и т. д.

Функции бюджетов заложены в их сущности, которые проявляются через их свойства. Основными функциями бюд­жетов являются:

Распределительная функция бюджета проявляется не­посредственно через формирование и использование цент­рализованных фондов денежных средств по уровням органов власти государственного и местного управления. Важное зна­чение в распределении бюджетных средств отводится фон­дам: резервному, развития, поддержки субъектов РФ. С по­мощью бюджетов и фондов государство регулирует хозяй­ственную жизнь страны, экономическое развитие террито­рий и отраслей производства, социальную сферу. Регулируя экономическую сферу и отношения в ней, государство це­ленаправленно усиливает или сдерживает темпы роста про­изводства, ускоряет или снижает рост капиталов и частных сбережений, изменяет структуру спроса и предложения, регулирует социальное обеспечение членов общества.

Перераспределительная функция национального дохода и ВВП проявляется непосредственно на стадиях образования доходов бюджетов и распределения бюджетных ресурсов. В процессе формирования доходов бюджетов происходит при­нудительное изъятие в пользу государства части ВВП, со­зданного в процессе общественного воспроизводства. Через федеральный бюджет перераспределяется около 20% ВВП. Средства государственного бюджета в первую очередь на­правляются на финансирование структурной перестройки экономической сферы, комплексных целевых программ, на­ращивание научно-технического потенциала и мероприятий социальной защищенности наименее обеспеченных слоев на­селения.

Доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы су­щественно различаются по их плательщикам, объектам об­ложения, методам изъятия доходов и срокам уплаты. Вместе с тем они объединены единством, так как преследуют еди­ную цель — формирование доходной части бюджетов раз­личных уровней. Доходы бюджетов могут носить налоговый и неналоговый характер.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетопо­лучатели — организации производственной и непроизвод­ственной сфер. В бюджетах любого уровня бюджетной систе­мы определены только размеры бюджетных расходов по ста­тьям затрат, а непосредственными процессами расходования бюджетных ресурсов занимаются бюджетополучатели. За счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджет­ных ресурсов по уровням бюджетной системы через систему дотаций, субсидий, субвенций и ссуд. Расходы бюджета в основном носят безвозвратный характер. На возвратной осно­ве работают только кредиты и ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается бюджетным планом (сме­той) и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и приоритетов государства.

Регулирующая и стимулирующая функции бюджетов проявляются непосредственно через налоговые доходы и рас­ходы бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные рас­ходы выступают в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффек­тивность производства, в первую очередь наиболее важные отрасли народного хозяйства, атомной энергетики, машино­строения, агропромышленного комплекса, жилищного стро­ительства.

Бюджетные средства содержат социальную направлен­ность, проявляющуюся в непосредственной поддержке членов общества, в первую очередь, в поддержке наименее за­щищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

Функция планирования бюджетов предполагает:

-определение бюджетной политики, целей, задач и
выбора путей их достижения;

-разграничение полномочий и предметов ведения меж­ду органами власти всех уровней бюджетной системы;

-определение потребности денежных средств в целях
финансового обеспечения функций, возложенных на органы
власти, и решения задач, стоящих перед обществом и госу­дарством;

-разработку и обоснование оптимальных путей разви­тия бюджетов с целью выработки предложений по укрепле­нию бюджетов на основе прогнозных (расчетных) данных;

-разработку и обоснование проектов бюджетов, их до­ходной и расходной частей применительно к бюджетной по­литике, определенной в Послании Президента РФ федераль­ному Собранию РФ на очередной финансовый год;

-разработку конкретных мероприятий, обеспечивающих
исполнение бюджета в интересах реализации бюджетной
политики на очередной финансовый год.

Функция организации бюджетов предполагает:

-определение бюджетного устройства и бюджетной
классификации;

-определение порядка составления, рассмотрения, ут­верждения и исполнения бюджетов;

-выбор кредитных организаций, обеспечивающих бюд­жетный процесс с позиций обеспечения бюджетов финансо­выми средствами;

-разграничение полномочий законодательных и испол­нительных органов власти всех звеньев бюджетной системы;

-определение органов ответственных за разработку кри­териев и нормативов, определяющих структуру и объемы
бюджетов и соответствующих потребностям и задачам бюд­жетной политики;

-определение структуры контрольных органов, ответ­ственных за формирование и исполнение бюджетов.

Контрольная функция бюджетов действует одновремен­но с распределительной и предполагает возможность и обя­зательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Кон­трольная функция бюджета имеет конкретную форму прояв­ления и реализуется по следующим направлениям:

-контроль за правильным и своевременным перечисле­нием доходов в бюджеты и внебюджетные фонды;

-контроль за целевым, экономным и эффективным ис­пользованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных
фондов.

 

Заключение

Современное бюджетное устройство является важной частью государственного устройства России. Бюджетная система является частью бюджетного устройства. За время своего развития бюджетная система прошла много этапов изменения и развития. Увеличивались функции, возлагаемые на бюджетную систему. Это было связано с разными факторами, прежде всего с усложнением и изменением структуры устройства государства.

В настоящее время бюджетная система и как составная часть бюджет государства представляют собой сложные составные части управления и регулирования экономическими отношениями. При помощи бюджета происходит формирование государственных фондов, перераспределение ВВП, контроль над процессами в народном хозяйстве, стимуляция экономики.

Все принципы, свойства и правила, весь комплекс отношений бюджетной  системы строго закреплены и регламентированы бюджетным законодательством. Бюджетное право является сложной системой нормативно-правовых актов, строгое соблюдение которых обеспечивает надёжное функционирование бюджетной системы.

Современной бюджетная система России является достаточно устойчивой системой экономических отношений, но в ней ещё есть много неопределённостей. Поэтому, необходимо постоянно совершенствовать методы организации и функционирования бюджетной системы для улучшения деятельности государства, и, следовательно, для экономического процветания граждан Российской Федерации.

 

Список используемой литературы

  1. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004
  2. Финансово-бюджетное планирование: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б.Поляка. – М: Вузовский учебник, 2007
  3. Министерство финансов. Пресс-релиз «Предварительная оценка исполнения федерального бюджета» // Официальный сайт Министерства финансов РФ, 19.01.2010
  4. Организация исполнения бюджета: Учеб. пособие / Под ред. канд. эконом. наук, проф. В.В.Карчевского, М: Вузовский учебник, 2006
  5. Информационно-правовая система "Консультант Плюс"
  6. Ковалева Т. М., Барулин С.В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2005 г.
  7. Александров И. М. Российской Федерации: . – М.: Дашков и К 2006 г.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2
Размер: 64.69K
Скачано: 578
Скачать бесплатно
10.10.11 в 21:18 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе