Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по мировой экономике »

Классические и современные теории мировой торговли

Классические и современные теории мировой торговли [09.10.11]

Тема: Классические и современные теории мировой торговли

Раздел: Бесплатные рефераты по мировой экономике

Тип: Контрольная работа | Размер: 13.47K | Скачано: 404 | Добавлен 09.10.11 в 14:48 | Рейтинг: +3 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Барнаул 2011


Вариант 9

План работы

Стр.

Контрольный теоретический вопрос

3

Контрольные тестовые задания

6

Задача

8

Список литературы

9

 

Контрольный теоретический вопрос

1. Классические и современные теории мировой торговли.

Первые попытки определить смысл внешней торговли, сформулировать её цели была сделана на стадии перехода феодализма к капитализму XV – XVIII вв. в экономическом учении меркантилистов. Исходя их того, что истинным богатством страны являются золото, и серебро они рекомендовали стимулировать экспорт и ограничивать импорт. Все их практические рекомендации предполагали обогащение одних стран за счет других.

Уже в конце XVIII — начале XIX вв. выдающимися английски­ми экономистами Адамом Смитом и Давидом Рикардо  были сфор­мулированы основы теории международной торговли. Именно экономисты-классики обратили свое внимание на взаимозависимость экономического развития и внешней торговли. А. Смитт разработал первую классическую теорию внешней торговли – теорию абсолютных преимуществ. Он, утверждал, что наибольшую выгоду получат те страны, которые активно участвуют в международном разделении труда. [3, стр. 58]  Взгляды А. Смита были дополнены и развиты Д. Рикардо, который сформулировал теорию сравнительных издержек. Д. Рикардо показал, что международный обмен возможен и же­лателен в интересах всех стран. Он определил ту ценовую зону, внутри которой обмен выгоден для каждого. [4]

Новая модель была создана шведскими экономистами Эли Хекшером и Бертелем Олином. Вплоть до 60-х гг. модель Хекшера - Олина господствовала в экономической литературе.

Сущность неоклассического подхода к международной торговле и специализации отдельных стран состоит в следующем: По причинам исторического и географического характера распределение материальных и людских ресурсов между странами неравномерно, что, по мнению неоклассиков, объясняет различия относительных цен на товары, от которых, в свою очередь, зависят национальные сравнительные преимущества. Отсюда следует закон пропорциональности факторов: в открытой экономике каждая страна стремится специализироваться в производстве товара, требующего больше факторов, которыми страна относительно лучше наделена. Олин сформулировал этот закон еще короче: “Международный обмен - это обмен изобильных факторов на редкие: страна экспортирует товары, производство которых требует большего количества факторов, имеющихся в изобилии”. [2, стр. 194]

Известный американский экономист (русского происхождения) Василий Леонтьев, исследуя в 1956 г. структуру экспорта и импорта США, обнаружил, что вопреки теории Хекшера - Олина в экспорте преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте - капиталоемкие. Этот результат стал известен как парадокс Леонтьева. Дальнейшие исследования показали, что противоречие, обнаруженное В. Леонтьевым, может быть устранено, если при анализе структуры торговли учитывать более двух факторов производства в т.ч. НТП.

Попытка учесть в международной торговле влияние научно-технической революции привела к созданию неотехнологических теорий внешней торговли.

Теория снижающихся издержек (эффект масштаба) развилась на основе критики и отрицания модели Хекшера-Олина. Исходным является предположение, что развитые страны наделены факторами производства в сходных пропорциях, поэтому торговля между ними имеет смысл в том случае, если они специализируются на производстве товаров различных отраслей, что позволяет снижать издержки за счет массового производства.

Теория "технологического разрыва" (М. Познер, 1961 г.) предполагает, что технические новшества первоначально появляются в одной стране, она приобретает преимущество: новая технология позволяет производить товары с меньшими издержками. Следовательно, выгодно выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что пока никто выпускать не может, но необходимо всем или многим. Как только эту технологию освоят другие страны, следует производить опять что-то новое и такое, что другим недоступно. В результате появления технических новшеств образуется "технологический разрыв" между странами, обладающими и не обладающими этими новшествами. Этот разрыв постепенно будет преодолеваться, так как другие страны начинают копировать нововведение страны-новатора. Однако пока разрыв не преодолен, торговля новыми товарами, производимыми по новой технологии, будет продолжаться.

Теория "цикла жизни продукта" разработана в 1966 г. Р. Верноном. В соответствии с данной теорией каждый новый продукт проходит цикл со стадиями: внедрения, расширения, зрелости и старения, на основе которого могут быть объяснены современные торговые связи между странами при обмене готовыми изделиями. В соответствии с жизненным циклом, страны специализируются на производстве экспорта одного и того же товара в разных стадиях зрелости.

Своеобразным обобщением современного развития теорий внешней торговли, является теория «международной конкурентоспособности на­ций», разработанная американским исследователем М. Портером. Основная идея: на международном рынке конкурируют фирмы, а не страны, в связи с чем, важно понять, как фирма создает и удерживает конкурентные преимущества, и уяснить роль страны в этом процессе. М. Портер выделяет следующие детерминанты, формирующие среду, в которой развиваются конкурентные преимущества отраслей и фирм:

1. факторы производства определенного количества и качества;

2. условия внутреннего спроса на продукцию данной отрасли, его количественные и качественные параметры;

3. наличие родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке;

4. стратегия и структура фирм, характер конкуренции на внутреннем рынке. [1, стр. 347]

 

Контрольные тестовые задания

/отметьте правильный вариант (варианты) ответа следующим образом:          /

1. Чертами, согласно которым развивающиеся страны относятся к периферии мирового хозяйства, являются:

а) сырьевая специализация;

б) низкий уровень развития производительных сил;

в) интенсивный тип экономики;

г) многоукладный характер экономики с преобладанием нерыночных отношений;

е) гибкая адаптация к мирохозяйственной конъюнктуре.

Обоснование ответа:

Периферийные страны занимают зависимое и подчиненное поло­жение в современной мировой экономике, что является результатом неоколониализма. Чаще всего страны специализируются на добыче сырья, являясь сырьевым «придатком» развитых стран. Этим странам недоступны производства, основан­ные на высоких технологиях, высококвалифицированная рабочая си­ла отсутствует, преобладает моно- и сельскохозяйственная специали­зация.

 

2. Основной причиной оттока рабочей силы из России является:

а) зарубежная деятельность ТНК;

б) низкий уровень реальной заработной платы в стране;

в) безработица;

г) религиозный фактор.

Обоснование ответа:

Низкий уровень реальной заработной платы в стране, на мой взгляд, наиболее актуальная причина оттока рабочей силы из России, т.к. развитый страны предлагают более высокий уровень жизни и выгодный материальные условия, но больше для квалифицированных специалистов  из-за непризнания большин­ством стран мира дипломов о высшем образовании и языковым барьером.

Нельзя сказать, что российские рабочие эмигрируют к рабочим местам в зарубежные филиалы транснациональных компаний (ТНК). К сожалению, наша страна не обладает большим потенциалом в этой сфере международных отношений.

Религиозный фактор, так же в процессе оттока трудовых ресурсов из страны играет не маловажное значение, но на протяжении долгого времени в сознании людей воспитывалось, что Россия многонациональная страна.  

 

Задача

Два одинаковых по своим качествам товара — российский и американский — стоят 300 тыс. руб. и 20 тыс. долл. соответственно. Номинальный обменный курс валюты США составляет 24 руб. за 1 долл. Каков при этом реальный обменный курс?

Решение:

Реальный курс рассчитывается как произведение номинального курса на соотношение уровней цен в двух странах:

Er = En * (Pd : Рf), где

Erреальный валютный курс,

Enноминальный валютный курс,

Pdуровень внутренних цен, выраженных в национальной валюте,

Рf – уровень зарубежных цен, выраженных в иностранной валюте.

Er = 24*(300000/(20000*24))=24*(300000/4800000)

Er = 24*0,625=15

Ответ: Реальный обменный курс равен 15 рублей за 1 долл.

 

Список литературы

  1. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. д.э.н. проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. – 832 с.
  2. Мировая экономика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 575 с.
  3. Мировая экономика в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред. проф. И. П. Николаевой. – М.: Вузовский учебник. – 2006. – 186 с.
  4. Экономический портал/ Теория мировой торговли

[Режим доступа: http://e-conomika.ru/archives/802.html (08.05.2001)]

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+3
Размер: 13.47K
Скачано: 404
Скачать бесплатно
09.10.11 в 14:48 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе