Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по правоведению »

Унитарные предприятия

Унитарные предприятия [23.09.11]

Тема: Унитарные предприятия

Раздел: Бесплатные рефераты по правоведению

Тип: Контрольная работа | Размер: 13.84K | Скачано: 272 | Добавлен 23.09.11 в 12:21 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Пенза 2010


План
Введение 3
Унитарные предприятия и их признаки 4
Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственно ведения 6
Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления 8
Заключение 10
Список использованной литературы 11

Введение

Процессы разгосударствления и приватизации, начавшиеся в 90-е гг. ХХ века в России, сопровождались массовым созданием предприятий частной формы собственности. Однако в отраслях оборонно-промышленного комплекса, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности и экономического развития Российской Федерации, ведущая роль оставалась за государственной собственностью, значительная часть которой была представлена государственными унитарными предприятиями. В их образовании нашли свое отражение трансформационные процессы, глубокие институциональные преобразования, особенно в отношениях собственности, обусловленные переходом от командно-административной системы к социально-ориентированной рыночной экономике. Унитарные предприятия были призваны способствовать сохранению накопленного в прежних государственных предприятиях производственного, научно-технического, трудового потенциалов, эффективному их использованию и приумножению с применением рыночных методов хозяйствования в целях повышения эффективности и социальной направленности производства. Однако в действительности более 60% государственных унитарных предприятий оказались неэффективными вследствие несформированности институциональной среды для их функционирования, просчетов в организации их производства и осуществлении социальной ориентации. Встал вопрос об объективной необходимости анализа причин низкой результативности их деятельности и путей преобразования. В ежегодных государственных программах приватизации федерального имущества планируется дальнейшее развитие этого процесса. В этой связи рассмотрение дальнейшей эволюции унитарных предприятий, выяснение закономерностей их развития и определение направлений реформирования в целях повышения эффективности функционирования государственной собственности в условиях рыночной экономики приобретает особую актуальность.

Унитарные предприятия и их признаки.

Среди различных         организационно-правовых форм коммерческих организаций существуют такие формы, применение которых ограничивается только государственным сектором экономики. В ГК РФ они названы унитарными предприятиями, а их правовое положение помимо норм ГК РФ регулируется специальным Федеральным законом  от 14 ноября 2002 г. № 161 – ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Указанные нормативные акты, характеризуя данную организационно-правовую форму коммерческих организаций, отмечают следующие ее признаки:

Правоспособность унитарного предприятия является специальной. Это означает, что в отличие от иных форм коммерческих организаций оно может иметь только гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренные в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. В уставе унитарного предприятия в обязательном порядке указываются сведения о предмете и целях его деятельности (ст. 113 ГК РФ). Кроме того, полное фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества (ст.4 Федерального закона № 161). Эти положения отражают концепцию ограниченного (целевого) участия государства в коммерческой деятельности и выполняют контрольную функцию, так как при неограниченной оперативной самостоятельности предприятия в части выбора сферы реализации коммерческих интересов возрастает риск злоупотребления или потери государственного (муниципального) имущества. Сделка, заключенная унитарным предприятием в противоречии с целями его деятельности, может быть признана недействительной судом по иску учредителя (ст. 173 ГК РФ).  Кроме того, Федеральный закон № 161 в ст. 22, 23 предусмотрел ограничения на совершение крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия.

Учредительным документом унитарного предприятия является утверждаемый его учредителем устав. Органом унитарного предприятия, представляющим его интересы, является руководитель, он назначается собственником и подотчетен ему.

В правовом регулировании статуса унитарных предприятий, базирующихся на основе право хозяйственного ведения или права оперативного управления, имеются отличия.

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственно ведения.

Эта организационная форма регламентирована ст. 114 ГК РФ, а также Федеральным законом № 161. решение об учреждении, реорганизации, ликвидации федерального государственного предприятия принимается Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти. Решение об учреждении, реорганизации, ликвидации государственного предприятия субъекта РФ или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

Учредитель разрабатывает и утверждает устав будущего предприятия, а также определяет состав и размер его уставного фонда. Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч МРОТ, а муниципального предприятия – не менее чем одну тысячу МРОТ, на дату государственной регистрации. Уставный фонд государственного и муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течении трех месяцев с момента государственной регистрации. Законодательство содержит определенные правила относительно изменения размера уставного фонда.

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, обладают широкой хозяйственной самостоятельностью. Правда, она ограничивается предметом и целями деятельности, предусмотренными в уставе предприятиями. Но в таких пределах предприятие, в целом, самостоятельно решает вопросы своей хозяйственной деятельности. Хозяйственная и имущественная самостоятельность таких предприятий обеспечивается тем, что права собственника имущества, находящегося в их хозяйственном ведении, ограничены законом. Согласно  ст. 295 ГК РФ собственник такого имущества имеет право принимать решения о создании,, реорганизации и ликвидации предприятия, назначать директора (руководителя), определять предмет и цели его деятельности, получать часть его прибыли, контролировать деятельность предприятия. На закрепленное за ним имущество предприятие имеет право владения, пользования и распоряжения. Статья 18 Федерального закона № 161 предусматривает разный порядок распоряжения движимым и недвижимым имуществом. Если движимым имуществом предприятие вправе распоряжаться самостоятельно, в пределах целей, предмета и видов деятельности, определяемых уставом, то недвижимое имущество предприятие не вправе продавать, сдавать в аренду, предавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным образом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. В этой же статье устанавливается запрет на совершение сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также на заключение договоров простого товарищества без согласия собственника. Кроме того, уставом предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества.

Собственник имущества, на базе которого создано унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам последнего. Из данного правила имеется исключение (п.3 ст. 56 ГК РФ). В этой статье предусматривается субсидиарная ответственность собственника по обязательствам предприятия, если его несостоятельность (банкротство) вызвана действиями собственника.

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Оно также именуется как федеральное казенное предприятие. Общая норма, определяющая статус этих предприятий, содержится в ст. 115 ГК РФ, более подробно эти вопросы регламентируются в специальном законодательстве и в первую очередь в уже названном Федеральном законе № 161.

Казенные предприятия также являются государственными, их имущество принадлежит государству. Однако оно закрепляется за казенным предприятием не на праве хозяйственного ведения, а на праве оперативного управления. Последнее предоставляет гораздо меньшие имущественные полномочия, чем право хозяйственного ведения. Поэтому самостоятельность казенных предприятий значительно меньше, чем самостоятельность государственных и муниципальных предприятий, действующих на праве хозяйственного ведения.

Согласно п.3 ст. 8 Федерального закона № 161 федеральное казенное предприятие учреждается, реорганизуется, ликвидируется решением Правительства РФ. Казенное предприятие субъекта РФ учреждается, реорганизуется, ликвидируется решением органа государственной власти субъекта РФ. Муниципальное казенное предприятие учреждается, реорганизуется, ликвидируется решением органа местного самоуправления.

Основной смысл создания казенных предприятий состоит в том,  что они могут осуществлять необходимую для государства и общества хозяйственную деятельность, не давая прибыли и даже будучи убыточными, с покрытием убытков за счет средств государственного бюджета.

Собственник такого предприятия утверждает его устав, в котором помимо сведений, содержащихся в уставе государственного или муниципального предприятия, должны быть указаны сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия. Уставный фонд в казенном предприятии не формируется.

Имущественная самостоятельность казенного предприятия весьма ограничена. Согласно ст. 296 ГК РФ казенное предприятие, обладая правом оперативного управления в отношении закрепленного за ним имущества, осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества владение, пользование и распоряжение им. Однако собственник вправе в любое время изъять у казенного предприятия излишнее неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Таким образом, имущественная база деятельности казенного предприятия весьма неустойчива. Крайне ограничено предоставленное казенному предприятию право распоряжения имуществом. В принципе оно может распоряжаться имуществом только с согласия собственника. Только в отношении одной категории имущества – готовой продукции казенное предприятие имеет право самостоятельно заключать договоры на ее поставку (ст. 297 ГК), но и здесь существуют ограничения, связанные с порядком планирования деятельности казенных предприятий (ст. 19 Федерального закона № 161).

Порядок планирования, финансирования, распределения доходов казенного предприятия определяется Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

По своим обязательствам казенное предприятие отвечает всем закрепленным за ним имуществом. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества, поэтому казенное предприятие не подвергается процедурам банкротства.

Заключение

Государственные унитарные предприятия представляют собой форму реализации государственной собственности и структурный элемент государственного сектора, находящихся в постоянном развитии. На начальном этапе образование унитарных предприятий обусловлено необходимостью сохранения, рационального использования и увеличения созданного в предшествующий период научно-производственного и трудового потенциалов в оборонно-промышленном комплексе в целях обеспечения национальной безопасности страны и усиления социальной ориентации. На втором этапе экономическое содержание государственных унитарных предприятий раскрывается как переходная форма реализации государственной собственности, на третьем – как форма адаптации предприятий государственного сектора к изменившимся условиям хозяйствования при сочетании регулирующей роли государства и использования принципов организации рыночной экономики в целях повышения социально-экономической эффективности их функционирования. Таким образом, унитарные предприятия имеют двойственную природу, обусловленную необходимостью их создания в Российской Федерации как организационно-правовой формы государственной собственности и составной части государственного сектора, которая проявилась в сочетании сохранившегося от прежних государственных предприятий принципа неделимости имущества, переданного им государством, запрета приватизации, с сохранением государственного управления и контроля за их деятельностью, и приобретения ими новых свойств, имманентных рыночной экономике при свободном выборе партнеров, участии в конкурентной борьбе, осуществлении предпринимательской деятельности.

Список использованной литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  2. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
  3. Коммерческое право: Учеб. Пособие для вузов/Под ред. проф. М.М. Рассолова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001.
  4. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник/Под науч. Ред. д.ю.н., проф. С.А. Зинченко, к.э.н., проф. Г.И. Колесника. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр, 2009.
  5. предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): учебник/ С.Э. Жилинский. – 9-е изд., пересмотр. И доп. – М.: Норма, 2008.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 13.84K
Скачано: 272
Скачать бесплатно
23.09.11 в 12:21 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе