Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс) »
Тема: Монополистическая конкуренция
Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс)
Тип: Контрольная работа | Размер: 14.92K | Скачано: 312 | Добавлен 18.09.11 в 19:45 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Введение 3
1 Рынок монополистической конкуренции 4
2 Тестовые задания 10
Заключение 12
Список использованной литературы 13
В современной экономике практически невозможно найти свободный или совершенно конкурентный рынок.
Рынки, на которых не выполняются условия совершенной конкуренции и производители могут воздействовать на рыночные цены, называются рынками несовершенной конкуренции.
Такие рынки включают 3 типа рынков: чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.
Рынок монополистической конкуренции предполагает наличие черт и монополии, и совершенной конкуренции, т.е. это рынок со значительным объёмом конкуренции и определенной долей монополии.
Поэтому целью написания данной контрольной работы является исследование рынка монополистической конкуренции.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
Монополистическая конкуренция – это особая рыночная структура, при которой большое количество производителей предлагает на рынок схожую, но неоднородную продукцию, имеющую отличия по качеству, дизайну или какому-либо другому признаку [3, 181].
Монополистическая конкуренция предполагает сочетание монополии и конкуренции. Причём если конкуренция присутствует в очень значительном объёме, то монополия – лишь в небольшом количестве.
Типичными примерами рынка монополистической конкуренции являются производство одежды, обуви, мебели, книжной продукции, сфера услуг, где множество мелких и средних фирм предлагают похожую, но не одинаковую продукцию.
Основные черты рынка монополистической конкуренции [1, 198]:
1.Выпуск дифференцированной продукции. Дифференциация продуктов возникает из-за различия в потребительских свойствах, качестве, сервисе, рекламе. Часто потребитель платит не только за качество, но и за торговую марку.
2.На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет не большую, но и не слишком малую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками. Ни одна из фирм не имеет решающих преимуществ перед другими.
3.Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую установить цену или сколько товаров производить. Это следствие того, что количество продавцов большое и решение одного из них мало влияет на положение других.
4.Отсутствие высоких барьеров для вступления в отрасль. Свободно могут прийти новые фирмы, однако уже существующие компании имеют преимущество, и вновь приходящие будут испытывать трудности, т.к. завоевать репутацию новой торговой марке или новым услугам нелегко.
Изобразим схематично кривую спроса при монополистической конкуренции на графике (на оси ординат – цена товара, на оси абсцисс – количество продукции).
Рисунок 1 – График кривой спроса
Из рисунка 1 видно, что кривая спроса при монополистической конкуренции имеет отрицательный наклон. Это значит, что при монополистической конкуренции она менее эластична, чем при совершенной конкуренции, но более эластична, чем у чистой монополии.
Для изучения поведения фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах нужно знать следующие понятия [2, 156]:
В краткосрочном периоде в условиях монополистической конкуренции фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки, но в конечном счёте убытки заставляют уйти с рынка, а полученные прибыли приводят новые фирмы в отрасль.
Изобразим графически равновесие фирмы в краткосрочном периоде (на оси ординат – цена товара, на оси абсцисс – количество продукции) [2, 186].
Рисунок 2 – Краткосрочное равновесие фирмы
MR
Кривая спроса (D) при монополистической конкуренции благодаря наличию некоторой власти над ценой имеет отрицательный наклон, как и у монополии. Соответственно отрицательный наклон имеет и линия предельного дохода (MR).
Из рисунка 2 видно, что положение равновесия фирмы определяется точкой E (точкой пересечения MR и MC).
От этой точки проводим вертикаль до кривой спроса (D). Таким образом мы узнаем цену, обеспечивающую наибольшую прибыль. Эта цена установится на уровне E1.
Заштрихованный прямоугольник между P1 и P2 показывает величину сверхприбыли монополистического конкурента.
Монополистический конкурент сопоставляет дополнительные затраты и дополнительный доход, принимая решение о расширении, приостановке или сокращении производства, т.е. сравнивает свои MR и MC. И он расширяет производство вплоть до момента равенства MR и MC. Ведь при их равенстве будет наблюдаться максимум прибыли.
Именно при производстве Q1 продукции по цене P1 фирма достигнет положения равновесия.
Графическое изображение монополистического конкурента аналогично положению фирмы-монополиста.
Ведь, внедряясь на рынок с новой разновидностью продукта, производитель занимает на нём определённую нишу. В пределах дифференциации своего продукта он – монополист, но в рамках всей отрасли – конкурент. Именно высокая конкурентность рынка монополистической конкуренции и довольно узкие возможности монополистического поведения ограничивают получение фирмой сверхприбыли краткосрочным периодом.
Поэтому для монополистического конкурента более характерным является отсутствие сверхприбыли в долгосрочном периоде.
Изобразим графически равновесие фирмы в долгосрочном периоде (на оси ординат – цена товара, на оси абсцисс – количество продукции) [2, 187].
Рисунок 3 – Долгосрочное равновесие фирмы
Из рисунка 3 видно, что в долгосрочном периоде монополистический конкурент получает нормальную прибыль, компенсируя из продажной цены только свои средние издержки (AC).
Получение сверхприбыли в долгосрочном периоде не характерно из-за того, что власть над ценой монополистических конкурентов весьма ограничена. Прежде всего, тем, что они производят, в сущности, один и тот же товар: наличие дифференциации, т.е. отличительных особенностей, не меняет основного содержания продукта. Например, йогурты так и останутся йогуртами не зависимо от упаковки или торговой марки.
Данный тип рынка предполагает ценовую конкуренцию [2, 187]. Снижение цены в краткосрочном периоде могло бы помочь расширить рынок за счёт конкурентов и получить сверхприбыль. Однако эластичность спроса у монополистического конкурента невысока, и получить сверхприбыль от расширения объёма продаж будет затруднительно.
Поэтому в условиях монополистической конкуренции большое значение приобретает неценовая конкуренция [3, 182]. В долгосрочном периоде, вследствие прихода на рынок новых конкурентов, экономическая прибыль снижается и исчезает. При таком положении фирма скорее всего попытается сохранить свои преимущества перед конкурентами благодаря повышению качества товара, предоставлению покупателям дополнительных услуг (например, гарантийного обслуживания товаров), рекламе.
На рисунке 3 показан результат движения кривых спроса и средних издержек. Кривая спроса D сдвигается влево при внедрении в отрасль новых производителей, а кривая средних издержек AC перемещается вверх в связи с дополнительными затратами фирмы на ведение неценовой конкуренции.
Сверхприбыль исчезает, монополистический конкурент получает лишь нормальную прибыль в условиях неполной загрузки его производственных мощностей – в точке долгосрочного равновесия E1 средние издержки AC не достигли своего минимума. Цена на продукцию (Р1) установилась на более высоком уровне. Но это – плата за разнообразие, за возможность выбора богатого спектра товаров и услуг, за более полное удовлетворение потребностей людей.
Итак, монополистическая конкуренция характеризуется невысокими барьерами вступления в отрасль и множественностью производителей. Эти условия определяют высокую степень соперничества между монополистическими конкурентами, ослабляя их власть над ценой. Поэтому ценообразование в данной модели рынка больше конкурентное, чем монополистическое. Цены в условиях монополистической конкуренции не завышены так, как при монополии. Из этого следует, что монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта приводит к меньшим чистым потерям, чем другие типы рынка несовершенной конкуренции.
1.Если фирма в условиях несовершенной конкуренции выпускает такой объём продукции, при котором предельный доход больше предельных издержек, то для максимизации прибыли ей следует:
Фирме нужно увеличивать объём выпуска продукции до тех пор, пока предельный доход не сравняется с предельными издержками.
2.Выберите признак, не соответствующий рыночной структуре монополистической конкуренции:
Фирмы монополистической конкуренции не обладают значительной монопольной властью и не очень влияют на политику ценообразования.
3.К рыночной структуре монополистической конкуренции ближе всего рынок товаров:
Типичными примерами рынка монополистической конкуренции является производство телевизоров, йогуртов, парикмахерские услуги.
Рынки несовершенной конкуренции включают 3 типа: чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.
Монополистическая конкуренция – это особая рыночная структура, при которой большое количество производителей предлагает на рынок схожую, но неоднородную продукцию, имеющую отличия по качеству, дизайну или какому-либо другому признаку.
Основные признаки рынка монополистической конкуренции: большое количество производителей; выпуск дифференцированной продукции; наличие вполне преодолимых барьеров вступления в отрасль; наличие незначительной политики ценообразования.
Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах достигается тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам.
В краткосрочном периоде монополистический конкурент, обладающий некоторой властью над ценой, получает сверхприбыль. Но для данного типа рынка более характерным является отсутствие сверхприбыли в долгосрочном периоде.
В долгосрочном периоде монополистический конкурент получает нормальную прибыль, компенсируя из продажной цены только свои средние издержки.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.