Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по концепции современного естествознания »

Принципиальные особенности современной научной картины мира

Принципиальные особенности современной научной картины мира [04.06.11]

Тема: Принципиальные особенности современной научной картины мира

Раздел: Бесплатные рефераты по концепции современного естествознания

Тип: Контрольная работа | Размер: 21.18K | Скачано: 301 | Добавлен 04.06.11 в 08:47 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Краснодар 2010


Содержание:

Введение 2

1. Особенности научной картины мира 3

2. Основные принципы построения научной картины мира 7

3. Общие контуры современной естественнонаучной картины мира 9

Заключение 17

Список литературы 18

 

Введение.

Одной из важнейших характеристик человека, отличающей его от животного, является то, что он в своих действиях опирается на разум, на систему знаний и их оценку. С давних пор  в человеческой жизни большое значение приобретали не  только те знания, которые имели непосредственное практическое значение, но и те которые относились к общим представлениям о природе, обществе и самом человеке. На их основе возникали, формировались и развивались традиции во всех сферах человеческой деятельности.

С давних времен людей беспокоят вопросы об устройстве мироздания, о возможности его познания, его практического освоения, о судьбах народа и всего человечества, о счастье и справедливости человеческой жизни. Без стремления постичь мир в его целостности, желания понять природу и общественные явления человечество не создало бы ни науки, ни искусства, ни литературы.

Современная наука нацелена на построение единой целостной картины мира. В общественном сознании исторически складываются и постепенно изменяются разные картины мира, которые обычный человек воспринимает как данность, как объективность, существующую независимо от наших личных мнений. Каждая из этих картин дает свою версию того, каков мир на самом деле и какое место занимает в нем человек.

Цели и задачи данной работы заключаются в том, чтобы выявить особенности научной картины мира, охарактеризовать основные принципы ее построения и описать общие контуры современной естественно - научной картины мира.

 

Особенности научной картины мира.

Научная картина мира – это одна из возможных картин мира, поэтому ей присуще как что-то общее со всеми остальными картинами мира – мифологической, религиозной, философской, - так и нечто особенное, что выделяет именно научную картину мира из многообразия всех остальных образов мира. Как и все остальные картины мира, научная картина мира содержит определенные представления о структуре пространства и времени, объектах и их взаимодействиях, законах и месте человека в мире. Это то общее, что присутствует во всякой картине мира. Главное же, что выделяет именно научную картину мира из всех остальных картин мира, - это, конечно же “научность” этой картины мира. Поэтому, чтобы понять особенность научной картины мира, необходимо понять особенность науки как специального вида человеческой деятельности.

Основным признаком науки является не что-то одно, а целая система свойств, которая в некотором специальном сочетании и пропорциях присуща именно научному знанию.

Одна из самых больших проблем человеческого мышления – это проблема соединения фактов и идей. Есть, с одной стороны, то, что мы наблюдаем через наши органы чувств – это так называемое “чувственное познание”, и есть мысли, идеи, логика – это область “рационального познания”. Обычно люди либо ограничиваются только чувственным познанием, либо отрываются от фактов и наблюдений и используют оторванные от жизни гипотезы. Первый шаг к науке – это соединение чувственного и рационального видов познания.

Один из признаков научности знания – использование математических методов. Так же настоящая наука немыслима без научного эксперимента. Итак, научная картина мира предполагает, что окружающий нас мир состоит из двух начал – формы и материи. Формы – это просто другое название для различных математических структур, составляющих как бы закономерный и логический скелет всех процессов и явлений в мире. Таким образом, в основе всего лежат структурные формы, выражающие себя в числах, операциях и отношениях. Научная картина мира предполагает далее, что структуры-формы облекаются в материю и реализуются таким образом в виде бесконечного разнообразия чувственно воспринимаемых явлений и процессов. Структуры не просто повторяют себя в чувственно-материальном мире, они во многом преобразуются, ослабляются и смешиваются. Поэтому нужен специальный метод, который бы мог позволить увидеть чистые структуры за их материальными реализациями. Это метод эксперимента, метод единства индукции и дедукции, метод математики. Научная картина мира предполагает, что мы можем понять окружающий нас мир лишь в той мере, в какой мы сможем увидеть за ним лежащие в основе формы-структуры. Структуры составляют постигаемую для нашего разума часть мира. Формы-структуры составляют логическую основу не только лежащей вне нашего сознания реальности, но они же являются логическим фундаментом человеческого разума. Структурное единство человеческого разума и мира – это условие познаваемости мира, причем, познаваемости его именно через структуры.

Наука – это во многом особый метод познания, своеобразный способ получения структурного знания. Но в науке всегда есть и другая составляющая, которая предполагает ту или иную философию или даже религию. Например, в эпоху Возрождения наука была тесно связана с так называемым “пантеизмом” - представлением о Боге как проникающем собою любую часть мира и совпадающим с бесконечным Космосом. Позднее наука приняла философию материализма и атеизма. Можно поэтому говорить о двух видах принципов научной картины мира:

1)внутренние принципы науки, обеспечивающие научный метод познания как описанный выше метод восстановления структур, лежащих за видимой оболочкой чувственного мира,

2)внешние принципы науки, определяющие соединение науки как метода познания с той или картиной мира.

Наука может соединиться с любой картиной мира, лишь бы не были разрушены внутренние принципы науки. С этой точки зрения чистой (т.е. построенной только на основе внутренних принципов) научной картины мира не существует. Во всех тех случаях, когда мы говорим о научной картине мира, всегда существует та или иная картина мира (как система внешних принципов науки), которая согласована с внутренними принципами науки. С этой точки зрения можно говорить о трех научных картинах мира: 1)пантеистической научной картине мира – здесь внутренние принципы науки соединяются с пантеизмом (это картина мира эпохи Возрождения); 2)деистической научной картине мира – здесь внутренние принципы науки соединяются с деизмом (“деизм”, или “учение о двойной истине” - это учение о том, что Бог вмешался в мир только в начале его сотворения, а затем Бог и Мир существуют совершенно независимо друг от друга, поэтому истины религии и науки также не зависят друг от друга. Такая картина мира принималась в эпоху Просвещения);

3)атеистической научной картине мира – здесь внутренние принципы науки соединяются с атеизмом и материализмом (такова современная научная картина мира).

В Средние века господствующая религиозная картина мира слишком подавляла существование и развитие внутренних принципов науки, в связи с чем мы не можем назвать средневековую картину мира научной. Но это еще совсем не означает, что невозможность соединения христианской картины мира и научного метода познания в Средние века является окончательным аргументом против возможности согласования внутренних принципов науки и христианства в общем случае. В связи с этим можно было бы представить себе возможность и четвертого варианта научной картины мира: 4)теистической научной картины мира (“теизм” – это учение о сотворении мира Богом и постоянной зависимости мира от Бога).

Развитие современной научной картины мира говорит о том, что постепенно изменяются внешние принципы науки, ослабляется влияние атеизма и материализма в современной научной картине мира. Кому-то это может показаться отходом от науки вообще, но на самом деле наука остается наукой, по крайней мере, до тех пор, пока выполняются ее внутренние принципы, пока она существует как особый структурно-эмпирический метод познания. Одним из наиболее весомых аргументов защитников атеистической научной картины мира является принцип объективности.        Научное знание – это знание объективное, а объективно то, что не зависит от человеческого сознания. Поэтому научное знание должно предполагать выход за рамки человеческой субъективности, как бы выбрасывание из сферы научного знания всего того, что относится к психологии, сознанию и вообще гуманитарным наукам. Неразвитость гуманитарного знания сегодня – это одно из следствий именно такого понимания принципа объективности научного знания. Таким образом, принцип объективности представляется сторонниками атеистической научной картины мира как один из принципов материализма и уже затем в таком виде подается как один из наиболее существенных внутренних принципов науки, как необходимое условие познаваемости структур реальности.

Итак, можно заключить, что научная картина мира всегда состоит из двух видов принципов – внутренних и внешних. То, что объединяет все научные картины мира, - это именно наличие в них внутренних принципов науки, обеспечивающих ее как специфический, структурно-эмпирический метод познания и предполагающий философию материи и формы-структуры. Различие научных картин мира вытекает из возможности принятия разных внешних принципов научного знания, согласующихся с его внутренними принципами.

 

Основные принципы построения научной картины мира.

Картина мира, рисуемая современным естествознанием, необыкновенно сложна и проста одновременно. Сложна она потому, что способна поставить в тупик человека, привыкшего к согласующимся со здравым смыслом классическим научным представлениям. Идеи начала времени; корпускулярно-волнового дуализма квантовых объектов; внутренней структуры вакуума, способной рождать виртуальные частицы, и другие подобные новации придают нынешней картине мира немножко "безумный" вид.

Но в то же время эта картина величественно проста, стройна и где-то даже элегантна. Эти качества ей придают в основном уже рассмотренные нами ведущие принципы построения и организации современного научного знания:

-     системность;

-     глобальный эволюционизм;

-     самоорганизация;

-     историчность.

Данные принципы построения научной картины мира в целом соответствуют фундаментальным закономерностям существования и развития самой Природы.

Системность означает воспроизведение наукой того факта, что Вселенная предстает как наиболее крупная из известных нам систем, состоящая из огромного множества элементов (подсистем) разного уровня сложности и упорядоченности.

Под системой обычно понимают некое упорядоченное множество взаимосвязанных элементов. Эффект системности обнаруживается в появлении у целостной системы новых свойств, возникающих в результате взаимодействия элементов. Другой важной характеристикой системной организации является иерархичность, субординация — последовательное включение систем нижних уровней в системы более высоких уровней.

Системный способ объединения элементов выражает их принципиальное единство: благодаря иерархичному включении систем разных уровней друг в друга каждый элемент любой системы оказывается связан со всеми элементами всех возможных систем. Подобным образом организуются и научная картина мира, и создающее ее естествознание. Все его части ныне теснейшим образом взаимосвязаны — сейчас уже нет практически ни одной "чистой" науки. Все пронизано и преобразовано физикой и химией.

Глобальный эволюционизм — это признание невозможности существования Вселенной и всех порождаемых ею менее масштабных систем вне развития, эволюции. Эволюционирующий характер Вселенной, кроме того, свидетельствует о принципиальном единстве мира, каждая составная часть которого есть историческое следствие глобального эволюционного процесса начатого Большим взрывом.

Самоорганизация — наблюдаемая способность материи к самоусложнению и созданию все более упорядоченных структур I ходе эволюции. Механизм перехода материальных систем в более сложное и упорядоченное состояние, по-видимому, сходен для систем всех уровней.

Эти принципиальные особенности современной естественно-науч­ной картины мира и определяют в главном ее общий контур, а также сам способ организации разнообразного научного знания в нечто целое и последовательное.

 

Общие контуры современной естественнонаучной картины мира.

В конце XIX века сложилась классическая картина мира, которая вместила в себя все известные человечеству знания, накопленные к тому времени. Она базировалась на том, что всё в мире представляют процессы,  осуществляющиеся в пространстве и времени, свойства которых ни от чего не зависят. Всё в мире подчинялось законам и было причинно обусловлено. При этом статистические законы, которые стали изучаться в XIX веке, и статистические теории рассматривались как неполно отображающие реальность, поскольку в их основе всегда предполагалось действие причин, определяющих  в реальности точный детальный ход процесса. Вселенная, построенная  на этих основаниях,  бесконечна как в пространстве, так и во времени. Она, разнообразная и изменчивая в своих частях, неизменна как целое и постоянно воспроизводит в этом качестве себя.  Все основоположения классической картины мира, сложившиеся ещё во времена И. Ньютона, органически вошли в культуру того времени, служили её основой вплоть до ХХ столетия.

Выдающиеся достижения науки XIX столетия ещё более укрепили уверенность в незыблемости основ этой картины мира. Особенно значимо в этом отношении было создание теории эволюции Ч. Дарвином. До этого времени существовала острейшая проблема объяснения целесообразности в мире и, особенно, в живой природе . Ч. Дарвин на основе идеи случайной изменчивости, наследственности и естественного отбора смог не только построить знаменитую теорию эволюции видов, но и объяснить существование удивительной целесообразности в живой природе. Как он показал, природа, грубо говоря, перебирает различные вариации признаков, и нецелесообразные их комбинации просто вымирают.

В течение  XIX века был открыт закон сохранения и превращения энергии, созданы термодинамика,  статистическая физика,  электродинамика, открыты важнейшие законы состава и строения химического вещества, а также химических реакций, было установлено, что органические вещества представляют собой соединения углерода, а поэтому нет никакой непроходимой грани, как думали прежде, между химией органических веществ и неорганической химией. Благодаря созданию спектрального анализа удалось установить, что в космосе находятся всё те же химические элементы, которые встречаются на Земле. В результате создания периодической системы химических элементов были поняты единство и взаимосвязь всех химических элементов. Геологи создали относительную геохронологическую шкалу. Огромны были успехи биологии. Создание клеточной теории всего живого, выявление строения клетки, открытия хромосом в ядре клетки, механизмов деления соматических и половых клеток, формулирование законов наследования, разделение всех организмов на одноклеточные и многоклеточные, открытие вирусов, создание теории эволюции видов колоссально расширили представления о живом. Все эти замечательные достижения, несомненно, углубили и расширили картину мира, сложившуюся ещё в XVII веке, но они не изменили её радикально. Те основания мироздания, которые были выявлены И. Ньютоном, ещё более укрепились и казались абсолютными. Физика, которая описывала фундаментальные законы Вселенной, считалась почти завершённой наукой.

ХХ столетие привело к революционным преобразованиям картины мира. И они были связаны, прежде всего, с изучением микромира и космического пространства. Вопреки распространённым ещё со времён Демокрита представлениям об атомах как неделимых кирпичиках мироздания оказалось, что микромир чрезвычайно богат и разнообразен, а его свойства  во многом отличаются от тех, которые мы встречали прежде. Такие свойства окружающего нас мира как пространственная локализация, твёрдость, цвет, химические свойства оказались несвойственными микрообъектам. Объекты микромира оказались совсем непохожими на те, с которыми мы встречаемся в макромире. Квантовый характер излучения, передачи и поглощения энергии, корпускулярно-волновой дуализм микрообъектов, отсутствие у них траекторий, вероятностный характер процессов, взаимопревращаемость элементарных частиц, тождественность частиц определённого типа, существование у каждого типа частиц античастиц и существование процессов их аннигиляции и многое другое демонстрируют нам ярко выраженную необычность этого уровня реальности.

Было установлено, что атом состоит из ядра, состоящего из протонов и нейтронов, и электронов, находящихся в электронной оболочке, расположенной вокруг ядра. Кроме электронов, протонов и нейтронов было открыто ещё несколько сотен элементарных частиц. А затем выяснилось, что все они могут быть подразделены на лептоны (лёгкие частицы) и адроны (тяжёлые частицы). Существует 6 лептонов и 6 антилептонов. Адроны же, которые включают основную массу микрообъектов, как оказалось, состоят из 6 кварков и 6 антикварков, которые представляют, как и лептоны, далее неразложимые объекты микромира. Сегодня мы знаем, что в основе мироздания лежат микрообъекты и поля. Они взаимодействуют, обмениваясь  квантами  4 полей – сильного, электромагнитного, слабого и гравитационного. В результате появляются наряду с 12 лептонами и 12 кварками ещё 13 элементарных микрообъектов: 8 глюонов, фотон, 3 векторных бозона, гравитон. Таким образом, 37 элементарных объектов микромира представляют фундамент всего мироздания.

Как уже отмечалось, элементарные частицы образуют атомы, а атомы могут группироваться в молекулы, которые представляют мельчайшие образования вещества. В настоящее  время  известно  пять  состояний вещества:  твёрдое тело, жидкость, газ, плазма, кварк-глюонная плазма.

Среди всех веществ выделяются простые вещества, которые не разлагаются при химических реакциях. Они представляют собой химические элементы. Химический элемент – это определённый тип атома, который определяется количеством протонов в его ядре. Его химические свойства         обусловлены электронной оболочкой атомов. В середине ХХ столетия в результате изучения термоядерных реакций стало понятным, что только они, осуществляясь при температурах около 10 млн. градусов и выше, могут привести к превращению одних элементов в другие. Такие процессы в естественных условиях осуществляются лишь на звёздах. Самая высокая температура на Земле реализуется в её ядре, и она не превышает 6 000 0С. Химические же процессы, происходящие при низких температурах, связаны с соединением и разъединением электронных оболочек атомов. Поэтому мечта алхимиков – получить из неблагородных металлов благородные химическими средствами оказалась недостижимой.

Периодическая система химических элементов представляет нам в упорядоченном виде, в соответствии с возрастанием числа протонов в ядре атома, всю их совокупность. Количество электронов в атоме оказывается равным количеству протонов в его ядре. Сегодня мы знаем все  химические элементы, которые существуют в природе.  Природные вещества состоят из 92 элементов. И периодическая система пополняется теперь лишь искусственными элементами. На основании физики микромира получают обоснование строение периодической системы химических элементов: количество периодов, распределение элементов в них и их число, количество групп, выделение лантаноидов и актиноидов в особые группы и др.

Ещё в XIX веке стала ясной природа органических соединений, специфика которых в сравнении с неорганическими соединениями определяется тем, что они, основанные на углероде, могут образовывать молекулы с огромным числом атомов, чем и объясняется их колоссальное разнообразие и сложность. В конце ХХ столетия было известно около 0,5 млн. неорганических веществ и около 20 млн. органических. Следует отметить, что сегодня количество искусственных химических веществ превышает количество веществ, существовавших до появления человека. В настоящее время ежегодно осуществляется синтез нескольких сотен тысяч новых органических веществ. Мы знаем сегодня химический состав Земли, Солнца и других звёзд, даже всей Вселенной, можем определить состав и строение любого вещества.

Важнейшим достижением науки ХХ столетия является установление глобальной эволюции Вселенной. Метагалактика, возникнув около 20 млрд. лет назад,  расширяется в результате «большого взрыва». Сегодня мы знаем, как возникали в космосе химические элементы и каким образом складывался её химический состав. У нас имеется ясное представление о характере термоядерных процессов, которые идут в недрах звёзд и вызывают их свечение. Было установлено, что Солнце возникло около 5 млрд. лет назад, а Земля – 4,6 млрд. лет назад. Известны основные стадии эволюции Солнца и нашей планеты в прошлом и будущем.

На основе концепции глобальной тектоники литосферных плит, самом замечательных теоретическим обобщением за всю историю геологии, начало которому было положено А. Вегенером в 1912 г., доказано движение континентов, нарисованы карты лика Земли в различные периоды её существования.  Учёными зафиксированы изменения климата в истории Земли, выявлены периоды регрессии и трансгрессии океана, формирования земной атмосферы, установлены строение Земли и абсолютная геохронология.

Современная биология раскрыла особенности живой природы. Жизнь успешно изучается в настоящее время на всех её  уровнях:  молекулярном уровне, на уровнях клетки, организма, популяции, биоценоза, биогеоценоза, биосферы. Раскрыта биохимия основных процессов жизнедеятельности. Создана систематика всего живого, выявлены надцарства и царства, описаны их особенности. Раскрыта специфика живых систем, важнейшими характеристиками которых оказывается их открытость, то, что они состоят из органического вещества, имеют клеточное строение, способны производить себе подобных посредством реализации информации, которая заложена в ДНК ядер клеток и записана единым для всех форм живого кодом, а также их изменчивость и способность к эволюции. Установлено, что жизнь на Земле возникла около 3,8 млрд. лет назад, определены основные этапы её эволюции.

Наконец, обозначены основные стадии антропосоциогенеза, который взял старт около 1,8 млн. лет назад и завершился около 100 тыс. лет назад, выявлены причины этого процесса, нарисована убедительная картина становления сознания человека и основных форм культуры.

Выдающимся шагом в формировании современной картины мира явилось создание А. Эйнштейном частной и общей теорий относительности, радикально изменивших наши представления о пространстве и времени. Согласно частной теории относительности оказалось, что, чем больше скорость объекта, тем меньше становится его длина, тем медленнее течёт  время, связанных с ним процессов, тем больше его масса. Эти эффекты, называемые релятивистскими, как было показано в общей теории относительности, зависят ещё и от силы тяготения.

Важнейшим измерением современной картины мира является представление о детерминированности явлений действительности. Сегодня мы фиксируем различные виды законов, среди которых особое место занимают законы сохранения. Особый интерес представляет то, что они органически связаны со свойствами пространства и времени. Среди законов важное место занимают наряду с динамическими, широко известными ещё до ХХ века, статистические законы. В первой половине ХХ столетия при изучении микромира было установлено, что эти законы дают полное отображение реальности, а тем самым было обращено внимание на их фундаментальный характер. Во второй половине ХХ века было показано, что даже в простых системах при их описании за достаточно большое время необходимо учитывать случайность, которая описывается вероятностно-статистическим языком.

Современное представление о детерминизме включает понимание того, что всё в мире системно организовано и законы природы могут описывать состав системы, её строение, её динамику, эволюцию. На каждом уровне реальности существует своя субординация существенных и несущественных свойств, которая отражается совокупностью соответствующих законов. Поэтому, вообще говоря, законы разных уровней реальности несводимы друг к другу, хотя все эти уровни генетически связаны друг с другом.

В настоящее время всё большее внимание привлекают открытые системы, изучение которых уже привело к выявлению в них процессов самоорганизации. Это позволило сблизить мир неживой природы и мир жизни, которые прежде противопоставлялись друг другу уже в силу того, что в первом все процессы происходят с повышением энтропии, в то время как второй демонстрирует эволюцию, приводящую к возрастанию сложности объектов, что означает понижение энтропии.

В современной картине мира значительную роль играет случай. Его значимость можно почувствовать, если представить себе, каким был бы мир, если бы  точно такая же Вселенная родилась ещё раз. Как бы выглядели повторная эволюция  Солнечной системы, Земли, жизни на Земле, весь исторический процесс, наконец, наша собственная жизнь? Мы хорошо понимаем, что малейшие изменения в окружающей среде могли бы привести с течением времени к существенным отклонениям всех этих процессов от  реализовавшихся в реальности.

Однако следует отметить, что при всей революционности развития естествознания в ХХ веке, новая картина мира вовсе не отбросила полностью старую. Здесь действует сформулированный для физики Н. Бором  в 1918 г. принцип соответствия. Согласно этому принципу, старая теория после появления новой  теории не становится  бессмысленной и ложной, но ограничивается в её области применения. Вот так же дело обстоит и с картинами мира. Классическая картина мира оказывается в основном верной при скоростях малых в сравнении со скоростью света, в условиях постоянного и небольшого поля тяготения (например, на Земле), для макроскопических размеров объектов, для тех процессов, для которых можно пренебречь всегда существующими воздействиями и рассматривать систему как изолированную с осуществляющимися в ней линейными связями.

Поразительные успехи в развитии естествознания ХХ столетия не только раскрыли нам многие тайны мироздания, но и ярко продемонстрировали потрясающие возможности самого человека в познании реальности.  Осознание этой силы человеческого разума приводит и наших современников к оценкам результатов познания природы, близким к тем, что делались учёными в конце XIX века.

Таким образом, в конце ХХ столетия  сложилась новая целостная картина мира, радикально отличная от классической. У неё, правда, имеются некоторые довольно значительные белые пятна. Сегодня не определена скрытая масса Вселенной, что не даёт возможности предсказать её будущее. Мы не в состоянии ответить на вопрос о возможности существования какой-либо реальности вне нашей Вселенной. Нет ясности в понимании природы тяготения, что проявляется в частности в трудностях создания единой теории поля, которая могла бы объединить все четыре известных вида физических взаимодействий: сильное, электромагнитное, слабое и гравитационное. До сих пор остаётся тайной  возникновение живого из неживой материи. Открытым является вопрос о наличии во Вселенной внеземной жизни и разумных существ. Мы плохо понимаем природу сознания. Огромна перспектива в изучении нелинейных связей,  процессов, протекающих в открытых системах. Особого внимания заслуживает изучение больших систем. Однако этого рода нерешённые проблемы не  умаляют величия созданной целостной современной естественнонаучной картины.

 

Заключение

 

В конце XX столетия возникли принципиально новые тенденции развития научного знания, которые привели к воссозданию общенаучной картины мира как целостной системы научных представлений о природе, человеке и обществе. Эта система представлений, формирующаяся на базе принципов глобального эволюционизма, становится фундаментальной исследовательской программой науки на этапе интенсивного междисциплинарного синтеза знаний. Вбирая в себя совокупность фундаментальных научных результатов и синтезируя их в рамках целостного образа развития Вселенной, живой природы, человека и общества, современная научная картина мира активно взаимодействует с мировоззренческими универсалиями культуры, в контексте которых происходит ее развитие. С одной стороны, она адаптируется к ним, но с другой - она вносит кардинальные изменения в сложившиеся культурные менталитеты. 

 

Список литературы

  1. «Философия и методология науки»под ред. В. И. Купцова, М.: Аспект пресс, 1996 г.
  2. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов.  Под ред. В.Н. Лавриненко,  В.П. Ратникова.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 г.
  3. Концепции современного естествознания. Под ред. С.И. Самыгина.— Р.: Феникс, 2003 г.
  4. Естественно-научная картина мира. В.Г. Архипкин, В.П.Тимофеев. – М., 2002 г.
  5. Концепции современного естествознания.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 21.18K
Скачано: 301
Скачать бесплатно
04.06.11 в 08:47 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе