Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по финансам (2 курс) »

Особенности российского бюджетного федерализма

Особенности российского бюджетного федерализма [24.05.11]

Тема: Особенности российского бюджетного федерализма

Раздел: Бесплатные рефераты по финансам (2 курс)

Тип: Контрольная работа | Размер: 18.02K | Скачано: 308 | Добавлен 24.05.11 в 13:00 | Рейтинг: +4 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Барнаул 2011


ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Особенности российского бюджетного федерализма 3

2. Тестовые задания 6

3. Задача 8

4. Практическое задание 8

Список использованной литературы 11

 

1. Особенности российского бюджетного федерализма

Бюджетный федерализм – это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов и, в частности, в бюджетной сфере. Бюджетный федерализм реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств [6, с 120].

Сущность бюджетного федерализма выражается через его основные принципы, к которым относятся [4, с 138]:

- единство общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на территории субъектов федерации и входящих в них муниципальных образований, как основы сбалансированности интересов всех трех уровней власти по бюджетным вопросам;

- сочетание централизма и демократизма при разграничении бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов, распределении и перераспределении доходов в процессе бюджетного регулирования между уровнями бюджетной системы;

- высокая степень самостоятельности органов власти каждого уровня при разработке бюджетов и их ответственности за сбалансированность своего бюджета, бюджетную обеспеченность на базе налогового потенциала соответствующей территории при предоставлении им необходимых прав в области налогообложения;

- активное участие субъектов федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики государства, включая межбюджетные отношения.

Мировая теория и практика свидетельствуют о наличии двух моделей бюджетного федерализма: европейской и американской [3, с 110].

В России применяется модель фискального федерализма (европейская модель). Суть: совместное использование федерально-территориальных налогов. Зависит от порядка распределения налогов по уровням бюджетной системы. Достоинства: -экономичность централизованного сбора налогов; - возможность реализации активной бюджетной политики. Недостатки: ограничение финансовой децентрализации и финансовой самостоятельности субфедеральных и местных органов власти. Баланс интересов: на основе: а) четкого распределения бюджетных полномочий между всеми уровнями власти; б) долговременного определения доли субъектов в совместных налогах и закрепления согласованных пропорций в федеральном законодательстве; в) использование эффективных механизмов регулирования вертикальных и горизонтальных дисбалансов бюджетов.

Европейская модель бюджетного федерализма также применяется в Германии, Швейцарии, Австралии.

В России имеются следующие виды взаимоотношений в рамках бюджетного федерализма [5, с 239]:

- «раздельные» налоги (федеральные, региональные, местные);

- «сквозные» федеральные налоги, которые делятся по твердым нормативам между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;

- финансовые трансферты субъектам из федерального бюджета, не имеющие конкретного целевого назначения и выполняющие функцию финансовой помощи нуждающимся регионам;

- дотации, субсидии, субвенции;

- целевые федеральные программы в их территориальном аспекте;

- взаимные расчеты;

- бюджетные ссуды;

- обособленные системы финансовых взаимоотношений внутри регионов.

Особенности российского бюджетного федерализма связаны с особенностями политического, исторического, экономического развития, а также обусловлены административно-территориальной раздробленностью Российской Федерации по ключевым социально-демографическим характеристикам (численность и плотность населения, средняя продолжительность жизни, национальные особенности), что влияет на ресурсную разбалансированность региональных и местных финансов [3, с 111].

Становление бюджетного федерализма в России можно отнести к началу 90-х гг. (таблица 1).

Таблица 1

Этапы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации [3, с 111-112]

Этапы

Характеристика

Первый этап: 1991-1993 гг.

Стихийная децентрализация, субъективизм и неурегулированность бюджетных отношений

Второй этап: 1994- 1998 гг.

Стабилизация межбюджетных отношений по формальным признакам

Третий этап: 1998-2001 гг.

Новая правовая база бюджетно-налоговых отношений. Принятие Налогового и Бюджетного кодексов

Четвертый этап: 2002-2004 гг.

Принятие «Программы развития бюджетного федерализма до 2005 года». Разделение расходных и доходных полномочий по уровням власти

Пятый этап:

2004-2006 гг.

Реализация « Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах»: смещение акцентов с «управления бюджетными ресурсами» на « управление результатами»

Шестой этап: 2006-2008 гг.

Реализация «Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах»

Таким образом, сущность бюджетного федерализма как концепции бюджетного устройства заключается в нормативно-законодательном установлении бюджетных прав и обязанностей двух равноправных сторон – федеральных и региональных органов власти, правил их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса, методов частичного перераспределения бюджетных ресурсов между бюджетами бюджетной системы и регионами [3, с 112].

 

2. Тестовые задания

1. Материальной основой финансовой системы являются:

1) государственные финансы;                               

2) финансы страховых компаний;

3) финансы хозяйственных субъектов.

Ответ: 3.

2. Расходы бюджетов на пополнение государственных запасов являются:

1) текущими;

2) капитальными.

Ответ: 2.

3. Кассовое исполнение федерального бюджета РФ возлагается на:

1) Центральный банк РФ.

2) Сберегательный банк РФ.

3) Федеральное казначейство

Ответ: 3.

4. Какой из перечисленных ниже признаков не характерен для категории финансы?

1) денежный характер отношений;

2) выполнение распределительной функции;

3) возвратность денежных средств;

4) контроль за процессом распределения денежных средств.

Ответ: 3.

5. Расходы бюджета по их экономическому содержанию делятся на:

1) текущие;

2) чрезвычайные;

3) капитальные.

Ответ: 1; 3.

6.Выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств:

1) федерального бюджета,

2) фонда обязательного медицинского страхования,

3) фонда социального страхования.

Ответ: 3.

7. Предельный размер дефицита местного бюджета не должен превышать:

1) 10% объема дохода местного бюджета без учета финансовой помощи из вышестоящего бюджета;

2) 15% объема дохода местного бюджета без учета финансовой помощи из вышестоящего бюджета;

3) 20% объема дохода местного бюджета без учета финансовой помощи из вышестоящего бюджета.

 Ответ: 1.

8. Основа финансовой системы РФ:

1) бюджет РФ,

2) бюджеты субъектов РФ,

3) финансы предприятий и организаций.

Ответ: 3.

9. К неналоговым доходам бюджета в соответствии с бюджетной классификацией относятся:

1) доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности государства,

2) ЕСН,

3) доходы от внешнеэкономической деятельности государственных органов.

Ответ: 1; 3.

10. Какие из перечисленных налогов относятся к местным?

1) налог на землю, налог на имущество физических лиц;

2) налог на землю, НДС, налог на прибыль;

3) налог на доходы с физических лиц, акцизы, таможенные пошлины.

Ответ: 1.

 

3. Задача

Рассчитайте сумму дефицита бюджета области и сумму субвенции. Сумма регулирующих доходов бюджета - 300 млн. руб. Сумма закрепленных доходов - 200 млн. руб. Сумма расходной части бюджета - 600 млн. руб. Сумма субвенции составляет 30% суммы дефицита.

Дефицит=доходы-расходы=(300+200)-600=-100

Сумма субвенции=30

Ответ: дефицит=-100; сумма субвенции=30

 

4. Практическое задание

1.Рассчитайте по данным таблицы общий объем и структуру доходов консолидированного бюджета РФ в 2009 году.

2.Определите удельный вес федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ в доходах консолидированного бюджета.

3.Сделайте вывод об особенностях разграничения доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации.

Таблица 2

Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 2009 г.

 

Консолидированный бюджет РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов

из него:

Структура распределения доходов, %

млрд. руб.

%

федеральный бюджет

консолидированные бюджеты субъектов РФ

федеральный бюджет

консолидированные бюджеты субъектов РФ

Доходы - всего

13078,7

100

7039,9

5716,8

53,8

43,7

          из них:

 

 

 

 

 

 

налог на прибыль организаций

1264,6

 

9,7

195,4

1069,2

 

15,5

84,5

налог на доходы физических лиц

1665,8

 

12,7

-

1665,8

 

-

100

налоги и взносы на социальные нужды

 

2300,5

 

17,6

 

509,8

 

0,2

 

22,2

 

0,0

НДС

2050,3

15,7

2050,3

0,3

100

0,0

акцизы по подакцизным товарам (продукции):

347,2

 

2,7

101,5

245,7

 

29,2

70,8

налоги на совокупный доход

175,5

 

1,3

-

151,6

 

-

86,4

налоги на имущество

569,7

4,4

-

569,7

-

100

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1080,9

 

8,3

1006,3

74,7

 

93,1

6,9

задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

5,2

 

 

 

 

0,0

0,9

1,5

 

 

 

 

17,3

28,8

доходы от внешнеэкономической деятельности

2683,3

 

 

20,5

2683,3

-

 

 

100

-

доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

653,9

 

 

 

 

5,0

421,3

234,8

 

 

 

 

64,4

35,9

платежи при пользовании природными ресурсами

85,2

 

0,7

63,5

21,7

 

74,5

25,5

безвозмездные поступления

132,4

1,0

6,2

1618,8

4,7

1222,7

доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

64,2

 

 

 

0,5

1,4

62,8

 

 

 

2,2

97,8

В общей структуре консолидированного бюджета РФ за 2009 г. наибольший удeльный вес составили доходы от внешнеэкономической деятельности (20,5 %), налоги и взносы на социальные нужды (17,6%), НДС (15,7%), НДФЛ (12,7%), налог на прибыль (9,7%).

Доходы консолидированного бюджета распределились между уровнями бюджета следующим образом: 54% - в федеральный бюджет, 44% - в консолидированные бюджеты субъектов РФ. При этом НДФЛ, налог на совокупный доход, налог на имущество полностью пошли на формирование консолидированных бюджетов субъектов РФ. В то же время, наиболее доходные статьи бюджета, такие как, доходы от внешнеэкономической деятельности и НДС идут только в федеральный бюджет.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (принят ГД ФС РФ 17 июля 1998 г.; ред. от 30 сентября 2010 г.) // СПС «Консультант Плюс».

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (принят ГД ФС РФ 16 июля 1998 г.; ред. от 09 марта 2010 г.) // СПС «Консультант Плюс».

3. Алешин В. А. Финансы: учебник/ В.А. Алешин, А.И. Зотова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 346 с.

4. Подъяблонская Л. Д. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Государственное и муниципальное управление»/ Л. М. Подъяблонская. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 407 с.э

5. Финансы: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп./ под ред. В. В. Ковалева. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. – 640 с.

6. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов/ под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2003. – 512 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+4
Размер: 18.02K
Скачано: 308
Скачать бесплатно
24.05.11 в 13:00 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе